Домашнее задание по теме: Духовная деятельность
материал по обществознанию (10 класс) на тему

Шалашова Марина Александровна

Выполнить к 30.01.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_zadanie_po_teme_duhovnaya_deyatelnost.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Текст 1. Фрагмент лекции современного российского ученого А. В. Захарова.

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности.

Многозначность интерпретаций, с одной стороны, свидетельствует о важности названных понятий, а с другой — затрудняет их научное определение. Напрашивается вывод: а не проще ли вовсе отказаться от них или заменить их чем-нибудь другим? Однако я считаю это нецелесообразным. Во-первых, данным понятиям не так-то легко найти замену: вопрос о «духе», или «ментальности», так или иначе «всплывает» при изучении феноменов культуры. Если вы попытаетесь о нем забыть, то вам настойчиво будут о нем напоминать респонденты, для которых эти слова много значат. Во-вторых, я полагаю, что эти термины обладают эвристической [познавательной] ценностью, надо только их точнее определить, уточнить вкладываемый в них рациональный смысл.

Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть в конечном счете на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты — духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.

Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной.

Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее прежде всего и главным образом к духовным ценностям?

Вопросы и задания. 1) Какие интерпретации понятий «дух», «духовный» привел автор? 2) Почему автор считает невозможным изъятие из обращения понятий «дух» и «духовный»? 3) В чем автор видит специфику духовной деятельности человека? Каковы ее результаты? 4) Опираясь на факты общественной жизни и личный опыт, докажите, что труд педагога, артиста, священника, журналиста можно отнести к сфере духовной деятельности. Продолжите ряд профессий, в каждом случае объясняя свой выбор. 5) Предложите свой ответ на заключительный вопрос автора.

2. Статистика.

По данным социологического опроса начала XXI в., на вопрос «Кем хочет стать современная молодежь?» получены следующие ответы: 32% респондентов желают стать бизнесменами; 17% — экономистами; 13% — банкирами; 11% — бандитами; 5% — менеджерами; 1% — космонавтами; 21% назвали другие профессии. Опрос родителей на тему «Что больше всего беспокоит в детях?» свидетельствует, что 26% назвали агрессивность и жестокость; 25% — безнравственность; 24% — наркоманию; 15% — лень.

(Аргументы и факты. — 2002. — № 28, 29; Комсомольская правда. — 2002. — 26 декабря.)
Задание:  Визуализируйте приведённые  данные в виде диаграмм и ответьте на вопросы.
 Можно ли на основе этих данных сделать выводы о ценностных ориентирах современной молодежи? Если да, то какие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания по теме "Системы счисления".

70 вариантов заданий по переводу чисел....

Индивидуальное домашнее задание по теме "Умножение многочленов"

Материал  для индивидуального домашнего задания состоит из  26 различных вариантов. Каждая карточка состоит из 4 заданий....

Индивидуальное домашнее задание по теме "Умножение многочленов"

Материал  для индивидуального домашнего задания состоит из  26 различных вариантов. Каждая карточка состоит из 4 заданий. Разработка учителя математики Савельевой О.В., МКОУ СОШ № 1 г....

Методические рекомендации по курсу «Теория вероятностей и статистика», примеры домашних заданий по теме «Таблицы. Диаграммы».

Ресурс представляет собой методические рекомендации  учителям математики, приступающим к преподаванию теории вероятностей и статистики. Приведены различные варианты тематического планирования тем...

Тест для проверки домашнего задания по теме «Природные условия Южной Америки».

Тест для проверки домашнего задания по теме«Природные условия Южной Америки»   1. Какие горы есть в Южной Америке?     А) Кавказские    Б) Анды...

домашнее задание по теме "Происхождение человека"

Просмотрите презентацию, заполните таблицу. Подготовьтесь к семинару по теме "Происхождение человека" по вопросам с.300-301 учебника...