Урок по обществознанию "Общение" 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

"Общение" 6-й класс

Учебник: Обществознание 6 класс Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова.

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Задачи:

·         Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

·         Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

·         Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты:

·         Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

·         Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

·         Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Средства обучения: учебник, презентация, понятие общения из словарей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Общение" 6-й класс

Учебник: Обществознание 6 класс Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова.

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Задачи:

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты:

  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
  • Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
  • Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Средства обучения: учебник, презентация, понятие общения из словарей.

Ход урока

-На предыдущих  уроках мы с вами изучали тему «Человек среди людей».

- Давайте вспомним, а кто такой человек?  (человек-существо биосоциальное (socitas - др.гр.-общество)

- Но  между людьми существуют особые отношения. Как они называются? (межличностные)

- Что возникает у людей, если их отношения складываются удачно? (симпатия)

- А если неудачно, то, что возникает? (антипатия)

- Какими тремя словами подчеркиваются межличностные отношения? (взаимовосприятие, взаимодействие, взаимопонимание)

-Какое самое важное условие межличностных отношений?

                                                                                                        ( понять друг друга)

- В непонимании кроются причины множества проблем и конфликтов.

Если вы замыкаетесь в себе, принимая за истинное только собственное мнение, и отвергаете все остальные – вам будет очень тяжело жить.

 (Слайд 1)    Видеосюжет?

(Слайд  2)  Вопрос: почему внук не понял дедушку?)

А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Ученики отвечают на вопросы учителя.

Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием А.Сент-Экзюпери “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” ( Слайд 3). .

Дети высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”. (Слайд 4. тема урока “Общение”.)

Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей  напоминает им, что общение это один из видов деятельности и задает вопрос по структуре деятельности.

Из чего состоит любая деятельность?

Ученики отвечают на вопрос учителя.

  1. Деятельность начинается с цели,
  2. затем подбираются средства,
  3. производятся действия и
  4. получают результат.

Цель нашего урока: Понять что такое общение и его роль в жизни людей. (Слайд 5)

План урока:

1. Понятие общения.
2. Способы общения. 
3. Правила общения.

. Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение

Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”.

Затем, задает вопрос учащимся: Из каких источников мы ещё можем узнать что такое общение?

Ученики отвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях.

Учитель раздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание: внимательно прочитать и дополнить кластер. Напоминает ученикам правила работы в группе.

Дети в группах знакомятся с определениями понятия “общение” анализируют и подбирают дополнения к составленному кластеру. Учитель контролирует выполнение работы.

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”

Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В толковом словаре В. Даля слово “общаться” нет, есть слово Общать, общить что чему, приобщать, соединять, смешивать; считать вместе, заодно,  приобщаться, соединяться, быть заодно;

|| с кем, знаться, водиться, обращаться, дружиться;

После дополнения кластера ученики сами формулируют понятие общения.

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. (Слайд 6)

Общение-это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки. .  (Слайд 7)

- Слово не стрела, а в сердце язвит.

- Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

- Много наговорено, да мало переварено

- Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего не хочет.

Перед вами лежит перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу(Слайд 8)

Качества, помогающие общению

Качества, мешающие общению

Дружелюбие Любознательность    Внимательность Жадность    Высокомерие Уважение

Равнодушие Подлость               Отзывчивость Зависть       Честность Целеустремленность

Доброта Гнев        Общительность, Восторг      Чувство юмора       Уважение

Итак, мы узнали что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения

О них вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68–69. (5 мин.)

Учитель: Назовите способы общения.

Учащиеся называют способы общения:

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация).

(Слайд 9)

Средства

Речевое общение

Неречевое общение

Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент, мелодия, цветы, интонация

Вербальное общениеВыразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”. ( и другие)

Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.

Почему же не поняла сестричка рассказ брата? Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).

Невербальное общение. Изобразить те же стихи А.Барто

Вывод:    в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести”.

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.

Работа по группам. (слайд 10)

Особенности общения

Со сверстниками

Со старшими

С младшими

Учащиеся самостоятельно формулируют правила общения, а затем каждая группа представляет сою работу. Правила общения с родителями слайд 6, правила общения с одноклассниками, правила общения с младшими.

  1. уважение к возрасту старших
  2. сложность с пониманием относиться к фантазиям младших
  3. общение подразумевает полное равенство
  4. для родителей их дети всегда выступают в роли ребенка

Таким образом, ребята при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами поэтому:

“Попробуйте 
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться. 
Не орать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить”.

Итак, чтобы общения было полным, интересным, полезным важно приобщении соблюдать все предложенные вами правила

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить что такое общение и его роль в жизни людей? Анализируют свою деятельность по достижению цели.

. (Ролевая игра, затем обсуждение).

А) Поздоровайся с незнакомым человеком.

Б) Похвали человека за хороший поступок.

В) Заговори первым при встрече с человеком, с которым у тебя произошла ссора?

Г) Попроси приятеля о чем –то.

Учитель: Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок истинного общения. (Когда учитель говорит идут Слайды 11–23.)

 Этап подведения итогов занятия.

Учитель: Что нового мы узнали на уроке? Чему мы научились? Что такое общение? Что помогает общению? Какую роль играет общение в жизни? Почему нельзя прожить без общения? Почему без общения нет человека?

  1. -через общение человек получает знания об окружающем мире;
  2. -с помощью общения происходит передача опыта;
  3. -усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые выработаны человечеством;
  4. -благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;
  5. -усваивают правила поведения и применяют их на практике;
  6. -такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении;
  7. -общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;
  8. -любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе.

Этап информации о домашнем задании. (Слайд 15  )

Учитель: Параграф 8, стр.70 - 71

1. подготовить сообщение и презентацию о Ю.Б.Левитане.

2. Сделайте презентацию на тему: «Зачем люди общаются?»

3. Напишите эссе на тему: «Почему без общения нет человека?»

9. Этап рефлексии

  1. Мне на уроке было интересно потому, что…
  2. Больше всего на уроке мне понравилось…
  3. Для меня новым было…
  4. Я получил удовольствие от того, что…
  5. На уроке я себя чувствовала…
  6. Больше всего меня заинтересовала…
  7. Для меня было неожиданным…
  8. Я узнал…
  9. Удивительно было то, что…
  10. Раньше я не знал (а)…                
  11.  Думаю, это мероприятие…

КАРТОЧКА №1

Упрямый Таракан.

Встретились под листиком божья Коровка и Таракан.

- Уступи дорогу! – сказал Таракан.

- Но мне уже три года, - сказала божья Коровка.

- Ничего не знаю, уступи!

Божья Коровка посторонилась, и Таракан прошел мимо.

Но, сделав круг, он снова встал перед Божьей Коровкой.

- Уступи! – Таракан стал наступать, опустив голову.  Глаза его налились кровью.

Божья Коровка спряталась за камень и, придя в себя, улетела на небо.

-Уступи! – закричал Таракан.

Но камень молчал, как каменный.

Через несколько дней ветер уже унес высохшего Таракана вместе с песком и опавшими листьями.                                                                    ( Лев Гаврилов «Диалоги»)

КАРТОЧКА №2

Тигр, Лев и Слон.

Тигр и Лев подрались из-за раненой Антилопы. Мимо проходил Слон.

- Помоги мне! – крикнул Тигр Слону.

- Помоги мне! – крикнул Лев Слону.

- Хорошо, - сказал Слон и помог Антилопе.                      ( Лев Гаврилов «Диалоги»)

КАРТОЧКА №3

Слон и Шакал.

Слон упал в яму.

-Ага, - подскочил от радости Шакал, - так ему и надо!

- Что ты радуешься? – спросили звери. – Слон никому не сделал ничего плохого.

- Не сделал? – осклабился шакал. – А кто при всех назвал меня шакалом, да еще с такой интонацией?!

Звери отвернулись от Шакала и пошли вытаскивать Слона из ямы. Им было наплевать на интонации.

                                                                                ( Лев Гаврилов «Диалоги»)

КАРТОЧКА №4

Припадок вежливости.

Случается, что вдруг захочется быть вежливым, а рядом никого нет. Так случилось с Бараном.

Целый день распирало его от вежливости, но под вечер он повстречал Быка.

- Простите, извините, не могли бы вы… - залепетал Баран.

- Что?! – заревел Бык. – Я не могу?

- Вы меня не поняли, я совсем не хотел вас обидеть…

- Я не понял? Это меня ты хотел обидеть? Да я из тебя отбивную сделаю. – Бык боднул Барана. Баран отлетел и говорит:

- Очень любезно с вашей стороны. Я, право, не заслужил… но если вы желаете…

- Ты еще смеешься надо мной! – рассвирепел Бык. И так поддел барана рогами, что тот оказался на дереве.

- Мне очень неудобно… что я отнимаю ваше внимание,  - бормотал Баран. – Я думаю, что недостоин такой высокой… чести, - а про себя думал: «Только бы не нагрубить Быку, только бы не сорваться…Завтра снова вернется бодливое настроение, и тогда уже никто не поверит, что я был вежливым».

- Твое счастье, что мне до тебя не добраться, - сказал Бык. – Много я встречал хамов на своем веку, но ты их всех превзошел.

                                              (Юрий Степанов «Слоненок, которого кто-то выдумал)

Список литературы: (Слайд 16)

1. Алан Пиз. Язык жестов. Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты. Воронеж, 1998г.

2. Алешина М. О вежливости, а также, о деликатности. Лениздат, 1986г.

3. Камычек Л.. Вежливость на каждый день. М., 1988г.

4. Колесов, В.В, Культура речи – культура поведения/ В.В. Колесов. - М., 2005.-163с.

5. Котова, О.А., Лискова, Т.Е., Обществоведение: рабочая тетрадь/О.А. Котова, Т.Е. Лискова, - М.: Просвещение, 2008.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат.- М.: Академия, 2001.- 270с.

7. Обществознание: Человек, природа, общение: учебник для 6 класса под ред. Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2007.

8. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г., Психология/А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский. - М: издательский центр «Академия», 2002г. – 346с.

9. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова.- Минск, 1992.- 209 с.

10. Щукина, Г.И. Проблема познавательного процесса в педагогике/ Г.И. Щукина.- М., 1991.- 232с.

11. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская.– М., 1998.- 321с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....