Все мы такие разные. «Правильные» правила общения
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Тишина Марина Александровна

Разработка урока по предмету "Уроки гражданственности Донбасса", посвящена теме многонационального Донбасса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no17.docx94.98 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА ГОРЛОВКА

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА

План-конспект урока

по спецкурсу «Уроки гражданственности Донбасса»

для 5-го класса

Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»

Микросфера «Учимся жить среди людей»

Все мы такие разные.

«Правильные» правила общения

Подготовила

Тишина Марина Александровна

Учитель французского языка

Горловской общеобразовательной школы І-ІІІст. №29

Горловка, 2016

Класс: 5                           Дата: 

Урок № 17

Макросфера 2.   «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»

Микросфера       «Учимся жить среди людей»

Тема урока:       Все мы такие разные. «Правильные» правила общения

Тип урока: Обзорное, комбинированное занятие

Цели  урока:

Учебная: - познакомить учащихся с историей заселения нашего края, сложившихся добрососедских традициях и системе этических ценностей нашей Республики;

- показать учащимся  полинациональность нашей Республики, особенности        добрососедского проживания различных людей;

- ознакомить с основами «правильного» социального общения.

Развивающая:  - показать детям значимость отношений между людьми;

- способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе;

-     дать навыки групповой работы, терпимого отношения друг к другу;

Воспитательная:  воспитывать в детях уважение, внимательность по отношению к окружающим людям, любовь к Отечеству, чувство солидарности, уважения к людям разных национальностей.

Формируемые УУД:

метапредметные:  развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе диалога,  анализа,  дискуссии; структурировать полученные знания; анализировать их;

 личностные: формировать  личностные ориентиры, направленные  на  любовь  к культурным традициям своего народа, труду; развивать творческие способности, фантазию, воображение.

Планируемые методы, приемы, технологии: 

Ключевые дефиниции: национальность, этнические народности и группы.

Оборудование: иллюстрации с изображением разных национальностей, листы бумаги, проектор

ХОД УРОКА

 1.Организационный момент

(Слайд 2) Приветственное слово

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: — Доброе утро!

— Доброе утро! — солнцу и птицам.

— Доброе утро! — улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

— Здравствуйте. Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. 

— Ребята, у разных народов существуют свои обычаи приветствия. Мы сегодня попробуем быть представителями других стран и поздороваться, как другие народы. (Слайд 3)

- Объятие и троекратный поцелуй  поочередно в обе щёки (Россия); 

- Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай); 

- Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия); 

- Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); 

- Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

Вводное слово (Слайд 4)

Поля, лиманы, перелески,
Осенний лес в багряном блеске, 
Ручьев весенних перезвон, 
И святость дедовских икон.
Донбасс, Донбасс, ты мой  родной, 
Я лучше места нет, не знаю.
Ты крылья шире расправляй, 
Донбасс родной, мой дивный край.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/svatogorsk_1.jpg

2. Актуализация опорных знаний

  — Я хотела бы рассказать вам одну легенду: (Слайд 5)

http://festival.1september.ru/articles/613241/img2.jpg

- Вам понравилась эта легенда?  А о чем она?  Чему учит?

- Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга

Слово учителя: (Слайд 6)

Сегодня мы  поговорим о людях разных национальностей, которые проживают на территории Донецкого края. 

Сейчас Донецкий край очень многонационален. По данным Главного управления статистики ДНР по состоянию на 1 августа 2015 года в самопровозглашённой Донецкой Народной Республике проживает 2 332 556 постоянных жителей и 2 341 569 человек наличного населения. По данным переписи населения 2001 года, в Донецкой области доля украинцев составляет 56,9 %, а русских — 38,2 %. Русский язык считают родным 74,9 % населения.

Издавна в Донецком крае жили люди, относящиеся к самым разным этническим народностям и группам: русские, белорусы, греки, немцы, евреи. (Слайд 7)

- Что такое национальность? (принадлежность к этнической общности)

- А какие национальности знаете вы? (ответы детей)

- Говорят, что в песне, танце, одежде – раскрывается душа народа. Сейчас я буду показывать иллюстрации, а вы будете говорить представители, каких национальностей изображены. (ответы детей)

3. Изучение нового материала

  - Я хочу рассказать вам немного о народах, проживающих в Донецком крае, а также об истории заселения разными национальностями нашего края.

Слово учителя:

- Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом. С VIII века в крае начинают преобладать славяне, особенно племя северян. От северян остались названия реки Северский Донец, города Новгород-Северский (где княжил Игорь, воспетый в «Слове о полку Игореве»). Славяне недолго удерживались в этих степях. Уже в конце XI столетия половецкий натиск отбросил их на север и запад, под спасительную сень лесов, и донецкие степи вновь стали «Диким Полем».

 Впрочем, уже в XVI, и особенно в XVII веках в донецких степях активно действуют запорожские и донские казаки. Продвигаясь по реке Кальмиус к Азовскому морю, казаки стали создавать по берегам реки укреплённые зимовники.

В царствование Елизаветы Петровны было значительным переселение южных славян. В край с 1752 года стали прибывать сербские переселенцы.

Уже в 1778 году на юге Донбасса поселились выведенные из Крыма греки численностью 31 тысяча человек, осевшие на территории от реки Берды до реки Кальмиуса.

С развитием угольной, металлургической промышленности рост населения в Донецком регионе с каждым годом увеличивался.

- К началу ХХ века Юзовка  не изменила своего интернационального характера: этнический состав населения посёлка, а затем города Юзовка к началу ХХ века был пёстрым: русские, евреи, украинцы, поляки, белорусы .

- Сейчас мы выполним упражнение.

Перед вами лист бумаги. Согните его пополам.

Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.

А теперь оторвите нижний левый уголок.

Теперь оторвите кусочек в центре.

- Разверните свой листочек и посмотрите.

         - Сравните свои листочки с соседями.

- Есть ли у кого-то точно такой же? (Дети сравнивают листочки.)

         - Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? (У всех ребят получилось что-то свое.)

- Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует.

      -  Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга.

Разминка

- Я  буду называть личностное качество или описывать ситуацию, а те, по отношению к которым справедливо это высказывание, выполнят  определенное действие. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!»

у кого голубые глаза - трижды подмигните;

у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;

тот, кто сегодня завтракал, пусть погладит себя по животу;

тот, кто умеет играть на музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

пусть единственный ребенок своих родителей встанет  со  стула;

     кто родился весной, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;

кто любит мороженое, пошлите всем воздушный поцелуй.

тот, кто учится в 5 классе, похлопайте в ладоши.

               - А теперь давайте поговорим с вами о добрососедских отношения между национальностями, которые населяют наш регион

              Задание (Слайд 8).  Мы – жители многонациональной страны и обязаны обладать культурой межнационального общения. Какими должны быть эти правила? Выберите из списка.

  • Будь уважителен, терпим, отзывчив.
  • Старайся дружить и общаться только с ребятами своей национальности.
  • Проявляй к людям такое отношение, какого ждёшь от них по отношению к себе.
  • Нельзя, чтобы люди другой национальности жили в «чужой местности»: татары должны жить в Татарии, башкиры – в Башкирии, чуваши – в Чувашии и т.д.
  • Уважай национальные чувства, традиции и обычаи других народов.

 -  Сейчас давайте совершим путешествие, в течении которого мы встретимся с представителями разных национальностей. И первой остановкой у нас  будут Русские.

1 остановка – Русские (Слайды 9-11)

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, был всегда в радость.

Перед вами пословицы некоторых народов, проживающих в ДНР, кроме русских:

«Еда подождет, но дело – нет» (Киргиз.) 

«Ружье убило одного, а язык тысячу» (Чечен.)

«Правда сильнее силы» (Осетин.)

«Горькая правда лучше сладкой лжи» (Чуваш.)

«Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить»  (Монг.)

Задание. Подберите к пословицам народов ДНР аналогичные русские пословицы. («Делу – время, потехе – час», «Острое словечко колет сердечко», «Правда в огне не горит, в воде не тонет», «Хлеб, соль ешь, а правду режь», «Слово – серебро, а молчание  - золото».

          2 остановка -  Украинцы (Слайды 12-13)

             Проявлением доброжелательного отношения к другим людям является знаменитая украинская гостеприимность. В Украине говорят: «Между людьми надо быть людьми», «Клади перед людьми хлеб на столе, будешь у людей в голове». Во всех украинских землях издавна распространён обычай пригласить гостя в дом, угостить или одарить его чем-либо. Гостю предлагают самое удобное место, угощают наилучшей едой.

3 остановка – Татары (Слайды 14-16)

У татар символом добросердечного отношения является приготовление для гостя традиционного кофе (кофе с пенками). Подают его с наколотым кусочками сахаром. Перед тем, как начать пить кофе, хозяин и гость произносят мусульманскую формулу-молитву: «Бисмилля (Во имя Бога)!» Пьют кофе из маленьких чашечек не торопясь, мелкими глотками, одновременно поддерживая беседу. После  того, как гость кофе выпил, он благодарит за угощение. Слова благодарности будут разными если кофе приготовила молодая девушка или пожилая женщина. По разному будут звучать и название этого напитка если он приготовлен в честь радостного события, или в честь гостя, или это просто традиционный утренний кофе.

По обычаю, уходящего гостя, после обязательного обмена благопожеланиями, сопровождают до определённого расстояния от дома, поддерживая разговор, и там вторично прощаются с ним.

Это интересно знать:

Существует обычай: если подавая кофе, чашечку располагают ручкой к гостю, это означает,  что его рады видеть,  но, если же ручка направлена от гостя, значит, его не уважают и его визиту в этом доме не рады. Проявлением неуважения является наполненный до краёв чай. По сложившейся традиции уровень уважения зависит от количества налитого чая: чем меньше чая в вашей кружке, тем лучше к вам относятся.

4 остановка – Греки (Слайды 17-18)

Греки – пожалуй, одна из наиболее гостеприимных наций в мире. И в этом нет ничего удивительного, ведь традиции греческого гостеприимства восходят своими корнями еще к далеким временам античности.

Будучи званым в дом, нельзя приходить с пустыми руками. Приносить чаще всего принято десерт. Но есть одно существенное отличие: принесенное Вами угощение не поставят на стол. Дело не в том, что оно пришлось не по вкусу! Но ведь считается, что хозяйка подготовилась к Вашему приходу, и сама позаботилась о сладком. Ваше угощение с благодарностью примут и поставят в холодильник, где оно будет дожидаться своего часа.

Греки не держат в доме тапочек для гостей, поэтому не разувайтесь, придя к ним в гости.

Это интересно знать:

Перед походом в гости, проверьте именинный календарь. И это очень важно.

Есть очень простой способ избавиться от надоевшего греческого друга: просто забудьте поздравить его с именинами! После этого грек вычеркнет Вас из списка друзей.

О дне рождения простительно не знать, и это все понимают, но пропустить именины в Греции невозможно и просто неприемлемо.

4. Закрепление

Практическая часть

Упражнение. «Что нас объединяет».

Учитель предлагает учащимся определить, что их объединяет, несмотря на множество различий. Каждый из ребят в парах, задает вопросы, которые могут их объединять и записывает результат на листе бумаги. (Например, мы оба добрые, тактичные, приятные в общении, любим слушать музыку, смотреть триллеры и т.д.

После того как задание в мини-группах выполнено, на классной доске выписываются одинаковые для всех детей качества.

После выполнения данного упражнения обучающиеся должны сделать вывод: несмотря на физиологические, биографические и другие различия, люди принимают и понимают других на основе сходства психологических характеристик или интересов, что позволяет им быть более толерантными по отношению друг к другу.

Учитель: Итак, в ходе этого упражнения мы узнали, что, несмотря на внешние различия, нас объединяют общие интересы.

Решение кроссворда. Объединяют нас и общечеловеческие ценности. Какие? Узнаем, решив кроссворд.

1д

о

б

р

о

2в

е

р

н

о

с

т

ь

3с

о

ч

у

в

с

т

в

и

е

4н

а

д

е

ж

д

а

5л

ю

б

о

в

ь

6б

р

а

т

с

т

в

о

Вопросы:

1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.

2. Преданность, неизменность в своих чувствах.

3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.

4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.

5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.

6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.

        5. Рефлексия. (Слайд 13)

-Я думаю….
- Меня удивило…
- Я почувствовал….

Подведем итоги
- В семье мы дружим с родными и близкими, в классе дружим с одноклассниками, с соседями по дому дружим. Значит, в крае мы тоже должны жить дружной семьёй.   А закончу урок я такими словами:

Дружба народов - не просто слова,

Дружба народов - навеки жива,

Дружба народов - счастливые дети,

Колос на ниве и сила в расцвете.

 Чутким сердцем и мудрой рукою

 Нам великая дружба дана.

 И живут неразрывной семьею

 Все народы и все племена!

 - Будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину

Домашнее задание.  (Слайд 14)

Составьте небольшой рассказ о  том,  какие  сведения могут получить школьники о жизни людей  в прошлом из народных  песен,  легенд и сказаний.

Литература:

  1. Вохринцева С. Карточки. Национальные костюмы. Народы России. – Екатеринбург: Страна фантазий, 2003.
  2. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. - No 6.
  3. Донетчина в легендах. Редакция, составление Ю.Н.Гавриленко. Донецк:2010.
  4. История родного края (Часть первая). Учебное пособие для 6-9 классов /Авторы: А.В. Колесник,В.А. Пирко, С.М. Нестерцова, Е.В. Щербинина. — Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал» 1998.
  5. История родного края (Часть вторая). Учебное пособие для 10—11 классов /Авторы: Р.Д. Лях, В.Н. Никольский, В.Д. Нестерцов, Л.Б. Лихачева, Н.Е. Беспалов — Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.
  6. Федоренко Л. Г. Секреты общения. – СПб., 2003.
  7. Этнографы рассказывают.М. :Наука, 1978.

Интернет – ресурсы:  

  1. http://donbass.kiev.ua/istoriya-donbasskogo-kraya.html
  2. http://ruskline.ru/analitika/2014/03/14/donbass_etnicheskaya_istoriya/
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Донбасс_%28регион%29
  4. http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm 
  5. http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040  
  6. http://tourlib.net/statti_tourism/kudokocev2.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять важных правил общения с детьми

Простые правила общения с ребенком....

Золотые правила общения

Правила общения для детей и родителей во избежании конфликтов....

Двенадцать правил общения с детьми

Двенадцать правил общения с детьми...

Правила общения с ребенком (для родителей)

Советы родителям для  создания  гармоничных  отношений с детьми....

10 правил общения с ребёнком

САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО:ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!...

Классный час."Общения. Правила общения"

для классных руководителей...

Час общения на тему «Какие правила общения ты знаешь?»

Час общения на тему «Какие правила общения ты знаешь?»...