Социальная структура общества (9 кл)
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Цели урока:
определить степень усвоения основных знаний (вспомнить что такое общество, социальная стратификация, социальный статус, социальная роль, что собой представляют основные сферы жизни человека);
продолжить работу над формированием умения анализировать социальный образ, социальную структуру любого общества, показать практическую направленность предмета;
развитие у учащихся интереса к творческой деятельности, умения работы в группе, продолжить формирование коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnayas_struktura_obshchestva_9_kl.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обществознанию.
Тема: «Социальная структура».
Цели урока:
- определить степень усвоения основных знаний (вспомнить что такое общество, социальная стратификация, социальный статус, социальная роль, что собой представляют основные сферы жизни человека);
- продолжить работу над формированием умения анализировать социальный образ, социальную структуру любого общества, показать практическую направленность предмета;
- развитие у учащихся интереса к творческой деятельности, умения работы в группе, продолжить формирование коммуникативных навыков.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок (комбинированный).
План урока.
- Основные исторические этапы социальной структуры общества.
- Современное общество.
- Социальные характеристики положения человека в обществе.
Л.З. Вопрос «Подумайте, какие факторы влияют на социальный статус современного человека?».
Ход урока.
Тема сегодняшнего урока звучит так:« Социальная структура».
- Постановка цели урока.
И сегодня я предлагаю вам вспомнить основные понятия, связанные с социальной сферой общества, затем, работая в группах, создать социальные схемы обществ в различные исторические периоды. Далее, работая с таблицей «Современное общество», должны дать характеристику Российского общества и место человека в нем. В конце урока вы должны ответить на логическое задание (л.з.).
- Фронтальный опрос. Понятия.
Общество
- общепринятое
- в повседневной жизни
- в науке
Сферы жизни общества
- перечислите, что рассматривает каждая сфера
Социальная стратификация
- дать определение
Страты
- дать определение
- Работа по группам (5 минут):
Вопросы:
- Изобразите общество в виде схемы.
- Определите положение в обществе отдельных социальных групп.
- Как складывались отношения между различными группами людей в этом обществе?
- Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?
- Проанализируйте предложенную для группы информацию.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Феодальное общество | Капиталистическое общество | Рабовладельческое общество | Кастовое общество |
Оценка учителя: (+) и (-) в работе по группам.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Феодальное общество | Капиталистическое общество | Рабовладельческое общество | Кастовое общество |
Итак, мы с вами проанализировали как складывались социальные отношения между разными группами людей в историческом прошлом. Теперь вернемся в настоящее и, используя таблицы «вариант №1» и «вариант №2», которые вам помогут в работе, попробуем охарактеризовать современное общество.
Вопросы:
- Какие социальные группы образует общество?
- Почему они занимают в нем неодинаковое положение?
- Чем можно объяснить столь значительную численность малообеспеченных и бедных людей (базовый и низший слой)?
- Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?
- Вопросы к классу.
Итак, мы выяснили, что общество делится на социальные слои - страты. Вспомните, какие существуют характеристики, определяющие место человека в обществе. Приведите примеры.
- Сообщение ученика. Иллюстративный материал.
Тема сообщения: «Одежда – как элемент статуса» (4 минуты).
Задание классу: «Слушая сообщение, определите, какие критерии относятся к социальному статусу человека, а какие к социальной роли».
- Завершающий контроль. Подведение итогов.
Давайте сделаем вывод по теме сегодняшнего урока и ответим на
л.з. «Подумайте, какие факторы влияют на социальный статус современного человека?».
Рефлексия. Ученики оценивают свою работу на уроке:
- как я работал на уроке?
- как я усвоил материал?
- Домашнее задание.
- Написать сочинение-миниатюру «Человек в современном Российском обществе».
- Читать п.№ 23.
ВЫВОД ПО УРОКУ:
На определенном этапе исторического развития в обществе происходит социальное расслоение. Образуются страты. Каждая страта включает в себя людей имеющих социальный статус и социальную роль: одинаковые доходы, власть, образование, престиж.
1 группа.
Феодальное общество.
Вопросы:
- Изобразите общество в виде схемы.
- Определите положение в обществе отдельных социальных групп.
- Как складывались отношения между различными группами людей в этом обществе?
- Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?
- Проанализируйте предложенную для группы информацию.
Сословное деление – структура общества, при которой права, обязанности и привилегии каких-либо групп закреплялись законами и передавались по наследству. Границы между сословиями не были такими резкими как при кастовом устройстве, и было возможно перемещение из одного сословия в другое, хотя и ограниченное. В Европе сословное деление существовало с IV по XIV века. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством). Характерной чертой сословий являлось наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.
Россия начала XIX века (крепостные крестьяне, император, мещане, дворяне, купечество, духовенство).
2 группа.
Капиталистическое общество.
Вопросы:
- Изобразите общество в виде схемы.
- Определите положение в обществе отдельных социальных групп.
- Как складывались отношения между различными группами людей в этом обществе?
- Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?
- Проанализируйте предложенную для группы информацию.
Классовое деление – большие социальные группы людей, у которых есть или нет средств производства. Они занимают определенное место в системе общественного разделения труда, характеризуются специфическим способом получения дохода. Многое зависит от самого индивида, переход из одного класса в другой ничем не ограничен. Одним из важных признаков класса является определенный образ жизни, образование, имущественное положение (уровень достатка). Марксистская теория объясняла, что в основе деления общества на различные социальные группы (классы) лежит отношение этих групп к собственности и средствам производства.
Англия (монарх, высококвалифицированные рабочие, лорды, буржуазия, интеллигенция, крестьяне, наемные рабочие).
3 группа.
Рабовладельческое общество.
Вопросы:
- Изобразите общество в виде схемы.
- Определите положение в обществе отдельных социальных групп.
- Как складывались отношения между различными группами людей в этом обществе?
- Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?
- Проанализируйте предложенную для группы информацию.
Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и с крайней степенью неравенства. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции и Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени.
Раб – говорящее орудие труда. Многие страны прошли период рабовладения в древности, а рабство США, Бразилии и крепостное право в России существовало вплоть до XIX века.
Древний Рим (рабы, император, патриции, простые граждане (крестьяне и ремесленники), наместники).
4 группа.
Кастовое общество.
Вопросы:
- Изобразите общество в виде схемы.
- Определите положение в обществе отдельных социальных групп.
- Как складывались отношения между различными группами людей в этом обществе?
- Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?
- Проанализируйте предложенную для группы информацию.
Кастовое деление – деление общества на большие замкнутые группы людей, которые выполняли специфические, передающиеся по наследству социальные функции. Кастовое деление общества было характерно для некоторых стран Востока – Индии, Египта и других. Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия, она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Каждая каста живет в соответствии со сводом предписаний и запретов, которые определяют нормы поведения, регулируют поступки и даже чувства. Один из них гласит: только девушка из твоей касты может стать твоей женой и матерью твоих детей. Даже тип одежды говорил о принадлежности человека к той или иной касте. Кастовый строй придавал обществу незыблемость и социальную гармонию, смысл жизни. Член касты имел неотъемлемые права на поддержку со стороны всей касты.
Индия (купцы , брахманы, воины, рабочие и крестьяне).
Схема общества.
Современное общество.
Вопросы:
- Какие социальные группы образует общество?
- Почему они занимают в нем неодинаковое положение?
- Чем можно объяснить столь значительную численность малообеспеченных и бедных людей (базовый и низший слой)?
- Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?
Вариант I
Основные социальные группы | Состав | Отношение к реформам и жизненная стратегия |
1 | 2 | 3 |
Высший слой (1%) Средний слой (24%) Базовый слой (68%) Низший слой (7%) | Элитные группы в управлении, экономике, силовых структурах Предприниматели (кроме крупных), среднее звено бюрократии, старшие офицеры, высококвалифицированные специалисты Часть интеллигенции, технический персонал, работники массовых профессий сервиса и торговли, большая часть крестьян Неработающие пенсионеры, безработные, беженцы | Основной субъект реформ Активно участвуют в преобразованиях Главные усилия направлены не на преобразования, а на адаптацию в обществе Неспособны адаптироваться в условиях переходного периода |
Вариант II
Основные социальные группы | Доля в населении | Уровень денежных доходов на душу в месяц (в долл.) |
1 | 2 | 3 |
Богатые | 3-5 % | Свыше 2000 |
Состоятельные | 15 % | 1000 – 2000 |
«Середина» | 20 % | 100 – 1000 |
Малообеспеченные | 20 % | 50 – 100 |
Бедные | 40 % | Менее 50 |
В том числе: «социальное дно» | 10-12 % |
Сообщение «Одежда и статус».
Одежда – такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело.
В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда то в Англии считалось непристойным произносить даже слово «нога», а ножки рояля закрывали чехлами.
Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук – показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрывать или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко. В Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяния для каждого социального слоя. Если человек одевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше 1000 долларов. Майор не имеет право носить форму полковника.
Однако люди постоянно стремились завысить свое положение в обществе, одевая «не свой костюм». А наказывали их, по сути не за костюм, а за попытку с его помощью завысить свой статус.
В XVIII веке демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентльмены для удобства одевали фраки и цилиндры. Именно это одеяние позже стало ассоциироваться с досугом и с возможностью не работать. Постепенно джентльменский спортивный костюм превратился в повседневную одежду высшего света. Затем изменился и стал костюмом большей части общества. Для дорогостоящий развлечений – рыбалки, гольфа – использовали клетчатые костюм и котелок. Эта одежда вытеснила со временем черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и праздничных торжествах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являющихся спортивными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная структура общества
урок-новый материал. Ознакомление с понятиями социальный статус, социальная роль в обществе.Сформировать умение анализировать поведение людей с точки зрения изученных социалогических категорий....
Социальная структура общества
8 класс...
Социальная структура общества
Работа содержит полный материал для урока, в ней есть и самостоятельная раборта учащихся и объяснение учителя. Самое важное выделено курсивом и легко читается....
Особенности социальной структуры общества
Общество, являясь цельным организмом, тем не менее распадается на отдельные общественные, или социальные, группы. Их взаимодействие друг с другом определяет жизнь общества, его историю и особенности...
урок в 10 кл. Социальная структура общества.
Урок- исследование с использованием методики проблемного обучения в 10 классе....
Социальная структура общества. Положение человека в обществе.
Презентация по обществознанию. Подготовка к экзамену 9 класс....
Социальная структура общества
Презентация к уроку обществознания 10 класс под редакцией Боголюбова....