исламский экстремизм
презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему
материал для уроков истории и обществознания 11 класс. Рассматривается история создания ИГИЛа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ig_2016.ppt | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ислам и политика Традиционализм; Фундаментализм; Модернизм; Секуляризм
Традиционализм в исламе Сохранение ислама таким, каким он сложился в рамках доиндустриальных социально-экономических, политических и культурных институтах и представлениях
Традиционализм в исламе Религия и политика взаимосвязаны и рассматриваются как часть обязательной традиции
Модернизм Приспособление ислама к современным реалиям с сохранением его роли как основной общественной идеологии
Модернизм Сочетание светского государства с высокой ролью исламской культуры
Секуляризм Секуляристы ограничивают влияние религии индивидуальными рамками. Стремятся ограничить влияние ислама на государство, т.е. отделить религию от политики.
Исламский фундаментализм Салафизм от выражения ас-салаф ас-салих ( праведные предки ), или просто ас-салаф ( предки ).
Салафизм Мусульмане во всех своих действиях и верованиях, нормах и правилах должны стремиться к идеалам периода жизни пророка Мухаммеда.
Тенденции ХХ века: Развитие секуляризма и модернизма в исламе
«Охранительные» тенденции: Секуляризации и модернизации противостоят традиционализм и фундаментализм
Исламский фактор в современном мире
Основные направления ислама в современном мире
Основные направления ислама Сунниты (83% мусульман) Шииты (16%) Хариджиты (1%)
Мусульманское население (демографическая динамика ) Начало ХХ века – 200 – 210 млн. человек (12% от всего населения мира)
Мусульманское население (демографическая динамика) Начало XXI века - 1,1 – 1,5 млрд. человек (20 – 25 % от населения Земли)
Мусульманское население (демографическая динамика) Прогноз на 2025 г. – 2 млрд. человек (30 % от всего населения)
Распространение ислама Большинство населения в 35 странах мира; В 20 странах ислам имеет статус государственной религии.
Распространение ислама (в Азии) 22 % от всего населения Азии; 69 % от всех мусульман
Распространение ислама (в Африке) 27 % от всех мусульман; 41 % от всего населения континента
Распространение ислама (в Европе + Россия) 4 % всего населения этого региона 3 % всех сторонников ислама
Распространение ислама (в Америке) 0,6 % всех последователей этой религии 0,9 % всего населения
Южноазиатский субрегион (Индия, Пакистан, Бангладеш) около 400 млн. чел.
Распространение ислама Африка южнее Сахары – ок. 300 млн. чел.
Распространение ислама Арабский Восток (Северная Африка и Юго-Западная Азия) – ок. 230 млн.
Распространение ислама Юго-Восточная Азия – ок. 230 млн. Центральная Азия и Закавказье – ок. 50 млн.
Распространение ислама Индонезия – 201 млн. человек Индия – 144 млн. человек Пакистан – 140 млн. человек Бангладеш – 108 млн. человек
Распространение ислама Нигерия – 95 млн. человек Китай – 75 млн. человек Турция, Иран, Египет - по 65 млн. человек
Шииты 7/8 - населения Ирана; 3/5 – Ирака; 2/5 – Ливана; 1/5 - Сирии
Шииты Шииты имеются во всех мусульманских странах Юго-Западной Азии 2/5 населения в Йемене 4/7 - населения Азербайджана
Суннитский салафизм История и современные тенденции
Ахмад ибн Ханбаль (780 – 855 г.) Основатель ханбалитского мазхаба (каноническая правовая школа в суннитском исламе) Заявил о необходимости возврата к порядку, бывшему при Мухаммеде и первых поколениях его последователей
Ахмад ибн Ханбаль (780 – 855 г.) Концепция борьбы с «нововведениями» («бида») Все нововведения в вере и жизни, не имеющие обоснования в Коране и хадисах и не подтвержденные согласным мнением первых трёх поколений мусульманских авторитетов, должны быть осуждены
Такйиддин Ибн-Таймийя (1263-1328) Основоположник салафизма « Шейх Ислама», «отец исламской революции» Обосновывал джихад не только против неверных, но и против «мусульман, отступающих от ислама» («Фетвы против татар»)
Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) Основатель Ваххабизма ( Салафи́я ) П риз в а л ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков, осуждая все позднейшие нововведения «бида»
Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) Строжайшее соблюдение принципа единобожия («таухид») Осуждение культа святых и даже культа пророка Мухаммеда
Мухаммед Абд аль-Ваххаб ( XVIII в.) Порицал роскошь, корыстолюбие Разрешение носить изделия из золота и шёлка только женщинам Скромная отделка мечетей
Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) Реформирование уммы (мусульманской общины) на основе принципа нераздельности государства и религии
Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) 1744 г. - заключил союз с эмиром Мухаммадом Ибн Саудом Создание Дирийского эмирата
Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) Ваххабитские улемы (в т.ч. потомки Аль-Ваххаба) стали главной опорой государства Саудитов (ныне Саудовская Аравия)
Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) «Джихад» (араб. «усилие») - священная война против неверных
Джихадизм Джихад - «священная война мусульман на пути Бога» ( аль-джихад фи сабиль Аллах )
Концепции джихада Восходят к одному из хадисов Пророка Про возвращении с битвы при Бадре (624 г.), в которой победили мусульмане, он сказал: «Мы вернулись с Малого джихада - к Великому Джихаду»
Концепция Великого джихада «Малый джихад» – вооруженная борьба с неверными «Великий джихад» - борьба человека с самим собой, с «душой, приказывающей совершать зло», т.е. нравственное самосовершенствование
Салафитский джихад Отвергают идеологическое разделение на Великий и Малый Джихад Джихад есть вооруженная борьба с неверными за установление всемирного исламского халифата
Салафитский джихад Дар аль-Ислам – Земля ислама; Дар аль-Куфр – Земля безбожников; Дар аль-Харб – Земля войны; Дар аль-ахд – Земля договора.
Джихадизм Цель - ведение вооруженной борьбы с целью установления «истинно исламской власти» либо в исламских странах, где правят вероотступнические режимы, либо там, где власть над мусульманами принадлежит немусульманам.
Салафизм в ХХ веке
Салафизм в ХХ веке Возвращение к практике иджтихада (личного суждения о священных текстах). Отказ от таклида – слепого следования традиции.
Салафизм в ХХ веке Египтянин Хасан аль-Банна; «Братья –мусульмане» (1928 г.)
«Братья –мусульмане» Противопоставили ислам европейским ценностям и национализму «Аллах — наш идеал. Пророк — наш вождь. Коран — наша конституция»
Салафизм в ХХ веке Египтянин Сайид Кутб (1906 – 1966)
Сайид Кутб Идеолог исламского государства В противовес улемам начал изъясняться доступным, народным языком
Сайид Кутб Эпоха национализма – эра «джахилийи» ( араб. «невежества») Поклонение символическим идолам (нации, партии, вожди, социализм и либерализм)
Сайид Кутб Ввел понятие «такфир» (отлучение от уммы) за «куфр» (безбожие) в отношении общества
Абул Ала Маудуди Два типа правления : абсолютная верховная власть Аллаха над миром; политическая власть – ограниченная власть, принадлежащая людям
Абул Ала Маудуди Законы, не отвечающие шариату, - это посягательство на суверенную власть Аллаха
Абул Ала Маудуди «Совещательные органы или парламенты не могут выносить решений по вопросам, ясно освещенным положениями шариата»
Абул Ала Маудуди По вопросам о которых нет ясных указаний в шариате правители должны, опираясь на иджтихад, вырабатывать решения в интересах уммы… в полном соответствии с общим духом шариата.
Абул Ала Маудуди 1941 г. – основал организацию «Джамаат-и ислами» Основная цель - ведение джихада
Абул Ала Маудуди Конечная цель ислама – всемирное государство, в котором все человечество объединится в целостную культурную и политическую систему с равными для всех правами и возможностями
Салафизм в ХХ веке Сайид Кутб и Маудуди заложили основу современного исламизма (политического ислама)
Исламизм (по А. Игнатенко) Идеология и практическая деятельность, ориентированные на создание условий, в которых социальные, экономические, этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства), а также между государствами, будут решаться исключительно с использованием исламских норм
Ханбалидский мазхаб сегодня Является официальной правовой сферой в Саудовской Аравии и Катаре Отсюда большая роль этих стран в развитии современных радикальных исламистских и салафитских движений
«Такфиризм» Такфир — обвинение в куфре (неверии)
«Такфиризм» В Египте создано в 70-е гг. «Общество мусульман» - «Джамаат аль-муслимин» Название в прессе «Ат Такфир Валь Хиджра» (Такфир и Хиджра) Создана Ахмадом Шукри Мустафой
«Такфиризм» Допустимость объявления мусульманина «неверным» Физическое уничтожение «кяфиров»
Исламистские организации Современный салафизм
Исламистские суннитские экстремистские организации Аль-Каида («база», «основа») (1988 г.) «Аль-Каида земли Двуречья» (2005 г.)
Лидеры Усама бен Ладен (до 2011 г.) Айман аз-Завахири (с 2011 г.)
2006 г. Объединение Аль-Каиды в Ираке и 8 других организаций в Совещательное собрание моджахедов Создание Исламского государства Ирака
2010 г. Во главе встает уроженец Ирака Абу Бакр аль-Багдади (Ибрахим Аввад Ибрахим Али аль-Бадри)
«Арабская весна» 2011 – 2016 гг.
«Арабская весна» Тунис – 17 декабря 2010 г.
Арабская весна 2011 Январь – март 2011 г. Алжир; Ливия; Мавритания; Египет; Сирия; Йемен
Движущие силы «Арабской весны». Либералы-западники (студенты и интеллигенция) Исламисты (социальные низы и духовенство)
Версии трактовок: Борьба за демократию в арабском мире ? Социально-экономическое выступление беднейших слоев населения против коррумпированной элиты ? Создание зоны управляемых конфликтов ?
Сирийская «весна»
Сирийская «арабская весна» Март 2011 г. – «пятничная революция» в Сирии Началось в городе Деръа
Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил Создана 11 ноября 2012 г.
Международный контекст 11 декабря 2012 г. - США заявили об отказе в восприятии Башара Асада как главы Сирии Запад в целом выразил поддержку вооружённой оппозиции
Международный контекст Россия выступила в поддержку Башара Аль-Асада 2013 – 2014 гг. - легализация для Запада через процесс уничтожения химического оружия
Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам) «Фронт помощи народу аш-Шама» «Аль-Каида в Сирии»
Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам) Создан в январе 2012 г.
Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам) Принимает участие в военных действиях Уничтожает религиозные меньшинства 2012 – 2014 г. – признается террористической организацией Западом, ООН и Россией
2013 г. В связи с событиями в Сирии ИГИ переименовывается в Исламское государство Ирака и Леванта.
ИГИЛ Активные действия в Сирии с марта 2013 г.
ИГИЛ – Аль-Каида Февраль 2014 г. – раскол Аль-Каиды и ИГИЛ Аль-Каиду, с этого времени, представляет только Фронт ан-Нусра
Лето 2014 г. Масштабное наступление ИГИЛ в Ираке и Сирии Создание Халифата (Исламское государство)
Июнь 2014 г. – объявление о создании халифата «Халиф» Абу Бакр аль-Багдади (Ибрахим Аввад Ибрахим Али аль-Бадри, Ибрагим Самарраи)
Июнь 2014 г. – объявление о создании халифата Столица халифата г. Ракка Ключевым городом является Мосул
ИГ Активизация в Ираке и Ливии летом 2014 г.
Исламское государство Курды являются одним из главных врагов В Ираке и Сирии именно курды ведут основную борьбу против ИГ
Айман аз-Завахири (Аль-Каида Ирака) призвал мусульман объединиться «Американцы, русские, иранцы, алавиты, и Хезболла координируют свою войну против нас — так неужели мы не можем прекратить борьбу между собой и направить свою деятельность против них?»
ИГ и Россия Имарат Кавказ Хизб ут Тахрир аль Ислами Центральноазиатские и кавказские радикалы (ИДУ и др.)
Проблемы и перспективы противодействия исламскому экстремизму в макроисторической перспективе Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды ???
Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без: Выработки стратегии борьбы с радикальным исламом в сфере идеологии Создание «антитеррористической идеологической коалиции»
Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без: Изменения статуса и положения суннитов Ирака и Сирии Уменьшения влияния Саудовской Аравии и Катара
Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без: Усиления и изменения статуса курдов
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»
Классный час на тему:«ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»...
Методические материалы к уроку истории в 8 классе по теме "Исламский Восток. Борьба с колонизаторами"
Папка содержит разработанный конспект урока, презентацию (использовать в интерактивнм режиме), самостоятельную работу, раздаточный материал для учащихся.Учебник "Всеобщая история. 8 класс" Автор Данил...
Шедевры исламской архитектуры.
презентация к уроку МХК содержит фотографии выдающихся памятников архитектуры разных стран...
Итоговое тестирование по курсу «Основы исламской культуры» (8 класс)
Итоговое тестирование по элективному курсу «Основы исламской культуры» в 8 классе...
Презентация по профилактике молодёжного экстремизма "Явления экстремизма в молодёжной среде"
Данная презентация использовалась на классном часе с учащимися 8-10 классов...
Терроризм и экстремизм против молодежи,молодежь против экстремизма и терроризма
Буклет по профилактике экстремизма и терроризма...
Классный час 5-11 классы Профилактика экстремизма в молодежной среде "Мы против экстремизма!!!"
Мы против экстремизма!!! Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.Задачи:1. Воспитательная задача: сформировать у воспитанников отрица...