Урок обществознания в 9 классе Тема:" Духовный мир. Свобода совести".
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
Конспект урока по обществознанию, проведенного в рамках "Дня открытых дверей" в школе г.Санкт-Петербурга с дидактическими материалами для проверки знаний. умений и навыков учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_uroka.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока обществознания для 9 класса
Тема: «Духовный мир. Свобода совести».
Проведен: в 9А классе 14 марта 2016 г.
Место проведения: ГБОУ школа № 519 Московского р-на, г. Санкт-Петербурга
Учитель: Фрегин И.Н.
Тип урока: изучение нового материала с элементами эмпирической беседы.
Цели урока:
- сформировать представление учащихся о сущности фундаментальных прав человека, а именно, «свобода совести», «свобода вероисповедания» и т.п.;
- закрепить правовые знания и понятия, полученные на предыдущих уроках;
- научить искать и анализировать информацию в различных источниках;
- уметь использовать знания в повседневной жизни;
- воспитывать уважение к различным религиозным конфессиям и взглядам в поликультурном пространстве многонациональной страны.
Оборудование: Конституция РФ, карточки с заданиями, учебник под ред. Боголюбова Л.Н. . учебное пособие Элиасберг Н.И. «Права человека в свободной стране».
План урока:
- Проверка д/з
- Объяснение нового материала:
А) Право на свободу убеждений. Сущность права.
Б) Работа с документами международного права о свободе убеждений
В) Сущность права на свободу вероисповедания
Г) Понятия « религия» и «атеизм» как составляющие фундаментальных прав человека
Д) Взгляды, убеждения, права и свободы как часть духовного мира человекав
3. Рефлексия (закрепление)
Ход урока:
- Проверка д/з в тестовом режиме ( см. приложение 1)
- Изучение нового материала.
А)Духовный мир человека относится к частной сфере, за человеком признается право ограждать его от постороннего вмешательства. Именно поэтом у одним из фундаментальных прав человека является право на свободу убеждений ( запись на доске).
Б) Работа с документом
- Конституция Рф ст.29 ч.3;
-Элиасберг Н.И. стр.19
В процессе жизни у человека складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя,
Выносится оценка по поводу всего происходящего – это результат работы вашего ума и ваших чувств.
ОПР: Твердая уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках окружающей действительности называется убеждением. (запись в тетрадях)
Говоря «я убежден» - вы говорите « я прав»
Обратимся к Конституции РФ ст.29.
- Какими еще правами и свободами связана свобода убеждения?
( Свобода мысли и слова, право свободно искать и распространять информацию)
- В чем заключается смысл права на свободу убеждений?
( Никто не может и не вправе навязывать человеку какого-то « единственно правильного» взгляда на мир.)
- Насколько безгранична наша свобода убеждений?
( Она заканчивается там, где начинают нарушаться права другого человека.)
Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает два условия ограничения свободы мысли. Слова, убеждений:
- На основании закона ( см. Конституцию РФ)
- В целях охраны общественной безопасности, порядка, морали..
(Приводим примеры)
С понятием «убеждения» тесно связано понятие « мировоззрение». Что первично. А что вторично? (убеждение, затем мировоззрение; на доске)
Давайте определим, что такое мировоззрение?
ОПР: Система взглядов, убеждений на объективный мир и место человека в нем, жизненные позиции людей, обусловленные этими взглядами, образ жизни и поведения называется мировоззрением.
Возможность человека выбирать соответствующий его убеждениям образ жизни и поведения предусмотрена и правом на свободу совести. В чем оно заключается?
( Свобода быть верующим или атеистом)
А-теист:
А- отрицание
Тео- бог (греч.)
С каким понятием очень часто путают понятие «свобода совести»?
( со свободой вероисповедания)
Работа с текстом Конституции РФ ст.28
В Конституции РФ оба эти права стоят рядом. О свободе вероисповедания мы еще будем говорить.
Влияет ли религия или атеизм на формирование мировоззрения человека?
( Да, конечно. Примеры обязательны)
Является ли религия частью духовного мира человека?
( необходимо привести примеры в исторической ретроспективе, от момента зарождения христианства до современного радикализма)
- Рефлексия.
А)Работа с учебником: прочитайте стр. 262-263. Перед вами два различных взгляда на одно и то же событие.
Кто, на ваш взгляд прав и почему?
Б) Составление кластера на доске «Слагаемые духовного мира человека»
Духовный мир
мысли чувства убеждения совесть религия убеждения
В) тест ( см. приложение 2)
- Д/з: параграф 41, з.№1 письменно в тетради.
Приложение 1.
- Конституцию называют основным законом. Это означает:
а) она является символом государства
б) в ее статьи не могут быть внесены изменения
в) все иные правовые акта не могут ей противоречить
г) на ней приносит клятву президент
- Одна из главных целей Конституции
а) закрепление неотъемлемых прав человека
б) введение президентского правления
в) ограничение власти правящей элиты
г) провозглашение социалистической республики
3. Какая черта характеризует правовое государство
А) преобладает исполнительная власть
Б) осуществляется контроль за деятельностью СМИ
В) граждане вправе не выполнять неправовые законы
Г) обеспечивается защита прав человека
4. Гражданин С. подал в суд на высокопоставленного чиновника, который в своем интервью опорочил его доброе имя, и выиграл дело. Данная ситуация характеризует государство. В котором живет С. как
А) федеративное
Б) тоталитарное
В) правовое
Г) авторитарное
Приложение 2.
- Элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группеуверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности называется
А) убеждением
Б) совестью
В) моралью
Г) правом
2. Система взглядов на объективный мир и место человека в нем, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей называется:
А) мораль
Б) религия
В) мировоззрение
Г) мироустройство
3. Право на свободу совести означает
А) право поступать в соответствии с собственными убеждениями
Б) свободу разделять религиозные или атеистические убеждения
В) возможность открыто высказывать свое мнение
Г) право отстаивать собственные убеждения в судебном порядке
4. «Человек, отрицающий существование сверхъестественной высшей Бога, Абсолюта, невидимой реальности является __________________________».
5. Вера в существование сверхъестественной силы – Бога (или богов) называется
А) атеистом
Б) религией
В) наукой
Г) искусством
6. Право свободно выбирать, иметь и распространять любые религиозные убеждения называется
А) свободой совести
Б) свободой слова
В) свободой вероисповедания
Г) свободой мысли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ 11 КЛАССА Тема: Духовное развитие общества.
Цели и задачи:Познакомить с сущностью материальной и духовной культуры, показать способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур;Развивать умения объяснять внутре...
Презентация к уроку в 5 классе - Земледельцы Аттики теряют свободу
Данный материал можно использовать при изучении тем, связанных с Древней Греции...
ПЛАН – КОНСПЕК УРОКА.Обществознание 9 класс. Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
Цели урокаОбразовательная: Создание условий для формирования у учащихся системы знаний о духовной жизни человека, освоение понятий (духовная жизнь, убеждения, право на свободу ...
Урок права, 10 класс "Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в РФ"
Урок включается в раздел "Конституционное право" учебной дисциплины "Право" 10 профильный класс. Основным понятием урока является понятие "конституционный статус гражданина". Урок разработан с у...
Открытый урок - круглый стол по теме "Духовно-нравственные ценности молодежи". 2013-2014 учебный год.
Цель: духовно - нравственное развитие учащихся посредством изучения иностранного языка.Задачи:Совершенствование навыков:устной речи (монологической, диалогической и полилогической);лексико-грамматичес...
Конспект урока по литературе на тему: «Духовная поэзия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
(На основе следующих стихотворений: «Мой дом», «Ангел», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Ветка Палестины…» «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…» - 7...
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: «Духовный мир автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"»
Тема: «Духовный мир автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"»Класс: 9Конспект урока литературы с исследовательским заданием для учащихся, написанный с...