план-конспект "Семейное право"
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс) на тему

Бедоева Алана Таймуразовна

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynoe_pravo.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект открытого урока

Учитель: Бедоева Алана Таймуразовна  

Предмет: обществознание

Класс: 11

Тема урока: «Семейное право»

Учебник: Обществознание, Боголюбов Л.Н.

 Цель:- познакомить учащихся с основами Семейного права,  актуализировать и углубить основные положения  по  семейному праву, знания о семье как важном социальном институте.

Задачи: - способствовать получению у учащихся знаний о том, какие    отношения регулируются Семейным правом, каковы  условия заключения и расторжения брака.

- проверить усвоение учащимися особенностей гражданских правоотношений

- способствовать умению извлекать необходимую информацию из первоисточников, раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам

- способствовать умению реализовывать свои права и выполнять гражданские обязанности, оценивать события  и поведение людей с точки зрения морали и права.

Тип урока: комбинированный

Формы и методы урока: лекция с элементами беседы и практической работы

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

План урока:

1.Семейное право

2.Виды брака

3. Семейные правоотношения

4.Рефлексия

Ход урока

  1. Организационный  момент.

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся          

     Работа над эпиграфом  

“Семья приносит полноту жизни, счастье,

но каждая семья … является прежде всего

большим делом, имеющим

государственное значение”.

А.С. Макаренко

- Какую отрасль права мы сегодня будем изучать? (ответы обучающихся)

Итак, тема урока: «Семейное право». Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф.

III.Изучение нового материала

Работа над понятием

Семейное право- совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между

людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание

- Какой документ является главным источником Семейного права?

-Главный источник – Семейный Кодекс РФ, который не должен противоречить Конституции России. Он - гарантирует охрану семейных прав,

 - запрещает чьё-либо произвольное вмешательство в дела семьи

- прописывает правовые механизмы

Прослушайте сообщение и попробуйте ответить на вопрос: - Какие существуют виды брака и какой из них порождает правовые отношения

-Итак, какие существуют виды браков?   церковный, фактический, гражданский.

Какой брак порождает правовые отношения и регулируется нормами семейного права? (ответы обучающихся)

Что же такое семья с юридической точки зрения?

           Семья – объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака (супруги),кровного родства  (родители и дети, братья и сёстры,

другие близкие родственники), усыновления или иной формы устройства в семью. (запись в тетради) 

- Кто является субъектом Семейного права? (ответы обучающихся)

Запишите: Субъекты семейных правоотношений – члены семьи (дети, родители и т.д.)

- Кто является объектом Семейного права?

- Объекты семейных правоотношений – действия членов семьи (заключение брака, развод супругов), а также их вещи (дача, квартира и т. д.).

(запись в тетрадях).

Причём, действия могут быть как правомерные, так и Неправомерные. Например, определение ребёнка в школу – правомерное действие, а отказ платить алименты на содержание ребёнка?   Верно!

Запишите 2 вопрос: «Вступление в брак и расторжение

брака»    Брак – одно из основных понятий Семейного права. Откуда же такое название?

Брак – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, порождающий для них личные имущественные и неимущественные права и обязанности. (запись в тетрадях).

Вопрос для обсуждения – Можно ли издать закон который обяжет вас любить

человека всю жизнь?

Работа в группах

Группа № 1. Прочитать пункт параграфа “ Вступление в брак и расторжение брака” стр. 264-266. Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

-Каковы условия вступления в брак?

-Каковы препятствия к его заключению?

-Каковы условия расторжения брака?

-Сформулируйте определение понятия  брак, брачный возраст.

Группа № 2Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. Стр. 265 -268. Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

-Каковы личные права  супругов?

-Каковы имущественные права супругов? 2 категории имущественных прав.

-Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов    супругов?

-Что такое брачный договор?

-Сформулируйте определение понятия  имущество супругов.

Группа № 3. Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. Стр. 268- 270.Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

-Какими правами и обязанностями обладает ребенок?

-Что понимается под  правами  и обязанностями супругов?

-Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?

Работа с афоризмами

       Из  предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните.

- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).

- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).

- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и  родиной. (У.Фосколо).

- Семья – это кристалл общества. (В.Гюго).

- Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).

IV. Рефлексия  

1. Тестовые задания (необходимо выбрать и отметить один или несколько  правильных вариантов ответов). (слайд)

1.Брачный возраст в России определён:

а. 16 лет;  

б. 18 лет. +

2. Брак не может быть заключён между…

а. близкими родственниками; +  

б. несовершеннолетними; +

в. лицами без определённого места жительства.

3. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?

а.  различие национальностей;                          

б. одна из сторон уже состоит в браке; +

в. отсутствие денежных средств.

4. Согласно принципам семейного права

а. главой семьи является мужчина;        

б. вопрос решается по общему согласию супругов;

в. супруги обладают равными правами. +

5. Брак в РФ заключается…

а. в суде;                            

б. в церкви;                                

в. в органах ЗАГС. +

6. Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет устанавливается:

а. наблюдение;              

б. попечительство;                                        

в. опека. +

7. Закончите следующее предложение: В случае если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, закон предусматривает…

а. проведение с ними специальных разъяснительных бесед;

б. лишение родительских прав; +                                

в. конфискацию имущества.

8. Для того, что бы приобрести полную дееспособность необходимо:

а. достичь 18 лет; +                

б. вступить в брак; +                        

в. получить паспорт.

9. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:

а. совершать мелкие сделки; +                                    

б. распоряжаться стипендией. +

10. При взаимном согласии на расторжение брака и отсутствии совместных детей супруги будут разведены:

а. в суде;                                                        

б. в ЗАГСе. +

Из ЕГЭ (на слайде)

 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Семья- это основанная на_________(1)  или кровном родстве малая ______________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ______________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________(4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основанная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ________(6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что  в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте  последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) дети

Б) брак

В) социализация

Г) коллектив

Д) обязанности

Е) институт

Ж) отношения

З) группа

И) любовь

V. Итоги  урока. Сегодня мы выяснили особенности Семейного права, узнали условия заключения и расторжения брака, поработали с источником Семейного права - Семейным Кодексом РФ

Вывод   Знание норм семейного права поможет вам в радостный и ответственный период жизни, связанный с решением вступить в брак  и  регистрацией брака. Не забывайте, что всё многообразие правовых отношений

рождает лишь официально оформленный, зарегистрированный брак.

Оценивание и выставление отметок. Сегодня все хорошо поработали. Тем, кто готовил сообщения, отвечал на вопросы – соответствующие отметки.

Остальным – спасибо за работу на уроке.

Домашнее задание

Запишите домашнее задание - читать параграф № 23,

 эссе на тему: «Жениться – это значит…

См. цитату – эпиграф урока.

Приложение

                              Сообщение 1 учащегося

                              «Разновидности  браков»

Иногда  можно услышать такой разговор:

«- Ты замужем?»

«- Нет, мы живём в гражданском браке».

Очень часто факт сожительства называют гражданским браком. Это неверно.

Такие отношения называются:

Фактический брак  - длительное совместное проживание мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в соответствии с законодательством.

Существует ещё и:

Церковный брак – в результате венчания мужчины и женщины в церкви без регистрации брака по закону.

Как говорится -  «Браки совершаются на небесах»

Однако вышеуказанные виды браков не порождают правовых отношений.

Гражданский брак – брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах записи актов гражданского состояния.

Таким образом, только Гражданский брак порождает правовые отношения.

                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...