МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9-11 классы
олимпиадные задания по обществознанию на тему
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_munitsipalnyy_etap_olimpiady.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Учитель истории и обществознания
Каратыгина Елена Валерьяновна
Воронеж 2016
Оглавление
Введение стр. 3
Задания для 9 класса стр. 4
Задания для 10 класса стр. 10
Задания для 11 класса стр. 17
Рекомендации
для проведения Муниципального этапа Всероссийской олимпиады
школьников по обществознанию
2016 - 2017 учебного года
Муниципальный этап олимпиады по обществознанию проводится в один тур.
Каждый участник выполняет предложенные задания. Задания разработаны с учетом рекомендаций Центральной методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и отражают основные содержательные линии интегративного курса обществознания: общество, человек и деятельность, познание, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, правовая сфера, духовная сфера.
Олимпиада рассчитана на учащихся 9, 10, 11 классов. Участникам предлагается выполнить 12 заданий, на выполнение которых отводится 3 академических (учебных) часа.
В работе представлены задания:
1. | Объяснение логического ряда |
2. | Выбор верного ответа |
3. | Работа с текстами |
4. | Классификация |
5. | Логические задачи |
6. | Нахождение отличительных признаков |
7 | Определение обществоведческих терминов |
8. | Вопросы открытого типа (закончить предложения) |
9. | Работа с текстами, содержащими преднамеренно сделанные ошибки |
10. | Работа с литературными источниками |
11. | Определение правильности или ошибочности утверждений |
12. | Решение задач |
Часть тестов предполагает один ответ из предложенных вариантов, другие – несколько правильных ответов.
Задания различны по сложности и оцениваются в баллах (приведены в скобках). Если задание выполнено правильно – то оценивается соответственно предложенным баллам, в иных случаях – на усмотрение жюри, но не выше максимального количества баллов.
Максимальное количество баллов:
В 9 классе – 109 баллов
В 10 классе – 126 баллов
В 11 классе – 121 балл
Тексты желательно предоставить каждому участнику для индивидуального пользования и выполнять задания на данных листах. Работы шифруются. При проверке указываются фамилии членов жюри.
По итогам муниципального этапа олимпиады определяются победитель, призеры, получившие наибольшее количество баллов.
В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников, участник муниципального этапа Олимпиады, набравший наибольшее количество баллов, признается победителем муниципального этапа Олимпиады при условии, что количество набранных им баллов превышает половину максимально возможных баллов.
В случае, когда победитель не определен, в муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры.
Желаем успехов участникам олимпиады!
ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.
9 КЛАСС.
1.Выберите один или несколько ответов (10 баллов)
1.1.Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение ее как сплошной череды страданий характерно для
А) марксизма
Б) просветительства
В) буддизма
Г) конфуцианства
1.2.Социальная структура общества включает
А) СМИ
Б) правовые отношения
В) институт семьи
1.3.Инаугурация означает:
А) признание законности политической власти в обществе
Б) включение человека в политическую жизнь общества
В) торжественный акт введения в должность вновь избранного президента
Г) законодательный порядок привлечения к политической ответственности высших должностных лиц
1.4.Общество – это:
А) сфера бытия человека
Б) продукт жизнедеятельности людей
В) «вторая природа»
Г) отделившаяся от природы часть материального мира
1.5.Правление небольшого числа благородных граждан называется
А) демократией
Б) тиранией
В) олигархией
Г) аристократической республикой
1.6.Признаками правового государства являются
А) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
Б) равенство всех перед законом
В) институт президентской власти
Г) взаимная ответственность государства и граждан.
1.7.Гражданские права человека
А) пожалованы ему демократическим государством
Б) неотчуждаемы и даны ему от рождения
В) в отдельных случаях переходят по наследству
Г) предоставляются человеку Всеобщей декларацией прав человека
1.8.На каких принципах строится управление в школе?
А) единоначалия
Б) самоуправление
В) независимости
Г) корпоративности
1.9.какой из приведенных терминов означает принятие в гражданство?
А) адаптация
Б) натурализация
В) филиация
Г) экстрадиция
1.10.Какие права несовершеннолетних детей закреплены нормами Семейного кодекса РФ?
А) право жить и воспитываться в семье
Б) право на объединение
В) право на образование
Г) право на общение с родителями и другими родственниками
Д) право на защиту
Е) право выражать свое мнение
Ж) право на медицинское обслуживание
З) право на имущество родителей.
2. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! (8 баллов)
Мораль как форма духовной жизни возникла уже ( …). Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть (…) , там всегда есть место моральной оценке. Она возникает (…), ее нормы, как правило, (…), они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу (…). Как и право, она имеет значение (…); в отличие от права – не (…). В морали на первый план выходит (…), тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.
1 первобытность
2.инстинкт
3. создается государством.
4.общественное мнение
5. отношения между людьми
6. стихийно
7. императив
8. эпоха Средневековья
9. закреплены в законах
10. законодательный акт
11. не записаны
12. внутренний мотив
13. Древний Египет
14. государственное принуждение
15. государство.
3. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – « нет». Внесите свои записи в таблицу ( 10 баллов)
- Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.
- Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.
- Характерная черта демократических режимов – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.
- Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.
- Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.
- Политические партии – неизменный спутник государства на всем протяжении его существования.
- Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами г8ражданского права РФ.
- Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.
- К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает их общеобязательность.
- Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. (8 баллов)
- Обычай, прецедент, религиозные догмы.
- Эпос, былины, сказки.
- Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.
- Культура, наука, мораль.
№ ряда | Принципы образования рядов | Новый элемент ряда |
5. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть различных видов собственности. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами собственности. (12 баллов)
Выполните это самостоятельно. Для этого:
1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих видов собственности;
2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих тот или иной вид собственности.
1. Организации обычно объединяют мелких производителей.
2. Капитал образуется за счет выпуска и продажи особых документов, подтверждающих, что их владелец является одним из собственников компании.
3. Руководство организации каждый год решает, какую часть полученной прибыли распределить в виде дивидендов, а какую направить на расширение производства.
4. Имущество организации делится на паи, а ее члены обычно вносят в деятельность организации свой личный трудовой вклад.
5. доход распределяется исходя из того, кто сколько продукта сдал в организацию.
6. Организации выпускают и продают такие ценные бумаги, как облигации.
7. Совет директоров несет ответственность за управление организацией и каждый год отчитывается о положении дел.
8. Решения в организации принимаются на основе равного голосования, независимо от вклада каждого участника в общее дело.
6.Замените выделены курсивом фрагмент обществоведческим термином. (6 баллов)
6.1. «С завершением Второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного « «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли». ___________________________________
6.2. «Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» - одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенностью семейной жизнью». ________________________________
6.3. «Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей « застревают» на любой, даже незначительной критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе».__________________________________________
7.Прочитайте стихотворные отрывки ( 8 баллов)
7.1. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова, являющиеся известными вам из курса обществознания понятиями. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму.
1. Выйдь
не из звездного
нежного ложа,
боже железный,
огненный боже,
боже не Марсов,
Нептунов и Вег,
боже из мяса
бог _____________________!
( В.В.Маяковский)
2. Прощай, размах крыла расправленный
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И _____________________, и чудотворство.
( Б.Л. Пастернак)
7.2. Какая философская мировоззренческая позиция представлена в первом отрывке?
_________________________________________________________________________.
8.Прочитайте текст и выполните задания к нему. (20 баллов)
Личности (1) в любом сообществе должны хотя бы примерно представлять, кто отдает приказы, как эти деятели выбирались, как осуществляется власть (2). Предполагается, что индивиды (3), составляющие любой политический режим (4), знакомы с его механизмами. Мы не смогли бы жить в условиях той демократии, какая существует во Франции, если бы граждане не ведали о правилах, по которым этот режим действует. Вместе с тем, любое познание политики (5) может наталкиваться на противоречие между политической практикой существующего строя и других возможных режимов. Стоит лишь выйти за рамки защиты и прославления существующего строя, как надо отказаться от какой бы то ни было его качественной оценки или же изыскивать критерии, по которым можно определить лучший режим. ( Р.Арон, французский социолог XX в)
8.1.Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.
1.____________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________
5.____________________________________________________________________
8.2. Взаимосвязь каких сфер общества раскрывается в данном отрывке ? Свое мнение обоснуйте, ссылаясь на текст.___________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9.Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык Ваша задача – назвать соответствующий русскому переводу научный термин.(10 баллов)
Перевод на русский язык | Научный термин |
Любомудрие | |
Ведение домашнего хозяйства | |
Учение о будущем | |
Богословие | |
Власть лучших | |
Порча, повреждение | |
Учение об обществе | |
Школьная наука | |
Идущие впереди народа | |
Власть немногих |
10.В логике все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными – в объем понятия входит только один объект, например первый президент России. Общими – в объем понятий входит много объектов, например – президент. И нулевыми (пустыми) – в объем понятия не входит ни один объект, например – марсианский житель.
Вам предлагается ряд понятий. Разделите их по объему, занеся порядковые номера понятий в соответствующие графы таблицы.(9 баллов)
Единичные | Общие | Нулевые |
1. Средневековая промышленность 2. Революция 1905 – 1907 гг.
3. Консерватор 4. Современная российская монархия
5. Государство 6.Классицизм
7. Фашизм в Италии 8. Действующий президент России
9.Первобытное государство.
11.К какому из видов поведения (правомерно дозволенного, предписанного или запрещенного) относятся следующие ситуации: (3 балла)
А) Владелец свечного заводика Отец Ф. уплатил налоги сполна и спит спокойно –
_________________________________________________________________________
Б) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет –
__________________________________________________________________________
В) Дядя Федор и К выпускают молочные продукты для детей и взрослых
___________________________________________________________________________
12.Прочитайте приведенные ниже высказывания известных ученых, мыслителей, политиков. Запишите понятия (термины), о которых говорится в данных высказываниях.
(5 баллов)
- «Человек – это знание, которое познает самое себя» (Е.Евтушенко)
_______________________________________________________________________
2. «…если она развивается стихийно, а не направляется сознательно …, оставляет после себя пустыню…» (К. Маркс)
_______________________________________________________________________
3. «… есть познанная необходимость» ( Гегель)
________________________________________________________________________
4. « Земля – мать богатства, а …его отец» ( У.Бетти)
________________________________________________________________________
5.« Неоплаченный труд рабочих является источником … капиталиста» (К.Маркс)
________________________________________________________________________
Желаем успехов!
ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.
10 КЛАСС.
1.Выберите один или несколько ответов (10 баллов)
- Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется:
А) активным избирательным правом
Б) классическим избирательным правом
В) пассивным избирательным правом
Г) консервативным избирательным правом.
1.2. Для традиционного общества характерны следующие черты:
А) преобладание государственной и общинной собственности
Б) рациональное восприятие мира
В) стремление жить в гармонии с природой
Г) подчинение личности обществу.
1.3. С точки зрения эмпириков, критерием истины является:
А) теоретическое доказательство
Б) согласие с ранее полученными знаниями
В) опыт
Г) соглашения ученых
1.4. К отраслям публичного права относятся:
А) конституционное право
Б) уголовное право
В) семейное право
Г) финансовое право
Д) гражданское право
1.5. Выберите термин, который отражает своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека:
А) индивид
Б) субъект
В) индивидуальность
Г) личность
1.6. Фискальной политикой называется:
А) политика распределения расходов
Б) политика установления налогов с населения
В) политика регулирования экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов
Г) политика регулирования экономики с помощью изменения государственных расходов и налогообложения.
1.7. Социальное развитие современной России НЕ характеризуется:
А) усложнением социальной структуры
Б) глубокой социальной дифференциации
В) стабильностью социальных статусов людей
Г) маргинализацией общества.
1.8. К индустриальной цивилизации относятся:
А) Япония после реформ Мейдзи
Б) Англия в XIX веке
В) Россия при Петре I
Г) Наполеоновская Франция
Д ) США во второй половине XIX века
1.9. Конформизм как тип социальной адаптации предполагает
А) активное воздействие на социальную среду
Б) пассивное восприятие нового окружения
В) некритичное отношение к групповым ценностям
Г) стремление изменить устаревшие ценности
Д) склонность к отклоняющемуся поведению
1.10. Предпринимательство в РФ может осуществляться в форме:
А) полного товарищества
Б) акционерного общества
В) товарищества на вере
Г) государственного фонда
Д) учреждения
2. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! (12 баллов)
Как для____________нужна добродетель, а для монархии __________, так для _____________ правительства нужен _________. В добродетели оно не нуждается, а ____________ была бы для него опасна. Безграничная власть ___________ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве ______________, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство _________ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственными силами и силою _______. Но если в ___________ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ____________ - единственно движущее начало этого образа ___________ - исчез, и у народа нет более защитника ( Ш. Монтескье, французский философ)
- Республика
- Демократия
- Умеренный
- Прогрессивный
- Выбор
- Достоинство
- Страх
- Произвол
- Реакционный
- Преобразование
- Революция
- Честь
- Тирания
- Правление
- Деспотический
- Консервативный
- Государь
- Мораль
- Закон
- Судебный
3.Найдите в приведенном перечне социальные условия происхождения сознания и укажите их порядковые номера. (3 балла)
- Использование всех видов звуковых и двигательных сигналов
- Трудовой процесс
- Развитие передних конечностей
- Общинный характер жизни
- Развитие лобных долей головного мозга
- Появление прямохождения
- Языковое общение
- Развитие условных рефлексов
- Стадная форма жизни.
4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. (10 баллов)
1.Обычай, прецедент, религиозные догмы.
2.Эпос, былины, сказки.
3.Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.
4.Обвиняемый, судья, присяжный заседатель
5. Ощущение, восприятие
№ ряда | Принципы образования рядов | Новый элемент ряда |
5. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – « нет». Внесите свои записи в таблицу ( 10 баллов)
1. Ученик о «социальных лифтах» выдвинул известный ученый К.Маркс
2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.
3. В разные времена множество простолюдинов становились генералами, тем самым поднимались по социальной лестнице с помощью армии.
4. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.
- Набор благ и услуг, необходимых для нормального воспроизводства работника и его семьи, является прожиточным минимумом.
- Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в фундаментальных науках.
- Свобода личности – законодательно закрепленная возможность получать материальные, духовные и иные блага.
- .К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает их общеобязательность.
- Социальное партнерство – это механизм согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей.
- Мера чувствительности величины спроса к изменениям какого – либо из факторов спроса называется эластичностью спроса.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6.Установите соответствие между элементами. Обратите внимание, что во второй перечень заведены лишние элементы. (11 баллов)
- Общественные слои, способствующие стабильности современного общества.
- Центральный институт политической системы общества.
- Стремление к отделению, обособлению
- Элемент рационального познания
- Элемент духовной сферы жизни общества
- Название раздела в философии, изучающего ценности
- Вид социальной адаптации индивида
- Отношения господства и подчинения
- Исполнительна власть в России.
- Судебное решение по аналогии с предыдущим делом
11.Отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ.
А) Аксиология
Б) Правительство
В) Средний класс
Г) Сепаратизм
Д) Традиции
Е) Власть
Ж) Государство
З) Понятие
И) Роль
К) Буржуазия
Л) Прецедент
М) Суд
Н) Собственность как экономическая категория.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
7. В «Сказке о попе и работнике его Балде» рассказывается о своеобразном трудовом контракте:
Поп: Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник
А где найти мне такого
Служителя не очень дорогого?
Балда: Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
Призадумался поп,
Стал почесывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось
Что не оговаривает устное трудовое соглашение между Попом и Балдой, но должно учитываться при заключении трудового контракта в реальной жизни? (10 баллов)
8.Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:
(6 баллов)
1. Основатели церкви имели два меча: один они оставили себе, вложив его в ножны; второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. Вообще процесс возникновения государства подобен процессу сотворения Богом мира._________________________________________________________
2. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.___________________________________________________________________
3. Человеческие расы физически и психологически неравноценны. Есть раса высшая и расы низшие. Высшая раса призвана господствовать над остальными с помощью государства и законов.__________________________________________________________
9. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел разграничить отличительные признаки двух разных экономических систем. (12 баллов)
Выполните это самостоятельно. Для этого:
1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив типы экономических систем, о которых идет речь.;
2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих признаки каждого из выделенных вами типов экономических систем.
- Это экономическая система, основанная на традициях, зафиксировавшихся в сознании людей на основе опыта поколений.
- Для нее характерно централизованное директивное планирование.
- Экономическая власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате.
- Обычаи определяют использование редких ограниченных природных ресурсов
- Предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями.
- Такая система зачастую опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления.
- Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил.
- Главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам.
- Эта система принципиально препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.
- Она функционирует на основе традиционных патриархальных, полуфеодальных, иерархических связей между людьми.
10.Прочитайте текст и выполните задания к нему. (24 балла)
«Понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры (1) прошлых обществ, в том числе и индустриального (2) капиталистического общества, но в современном постиндустриальном (3) обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирования (4), а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и замены их наемными менеджерами (5) отношения собственности (6) оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием «социальная группа», а на смену теории социально – классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации»
( А.А.Радугин, К.А.Радугин, российские социологи)
10.1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.
1.____________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________
5.____________________________________________________________________
6.____________________________________________________________________
10.2.раскройте суть теории классового деления общества.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
10.3.Назовите наиболее известного представителя данной социальной теории.
_____________________________________________________________________
11.Прочитайте стихотворные отрывки ( 12 баллов)
Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова, являющиеся известными вам из курса обществознания понятиями. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Определите, какая философская позиция представлена в строках А.С.Пушкина и Г.Р.Державина.
11.1. Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ______
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
(А.С.Пушкин)
Философская позиция:__________________________
11.2. Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То_________________ жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
( Г.Р.Державин)
Философская позиция _______________________________
12.Замените выделены курсивом фрагмент обществоведческим термином. (6 баллов)
12.1.Согласно закрепленным и избирательно сохраняемым элементам социокультурного опыта к свадьбе нужно было готовиться особым образом.
________________________________________________________________________
12.2. Каждый из небожителей, населявших Олимп, имел согласно созданиям коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающим действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, также свою земную родину – вполне конкретную местность.
________________________________________________________________________
12.3. К важнейшим чертам идеального государства Платон относил независимость, самодостаточность, позицию разрыва различных социальных связей с другими государствами, а также гармонию, основанную на разуме и справедливости.
_________________________________________________________________________
Желаем успехов!
ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.
11 КЛАСС.
1.Выберите один или несколько ответов (10 баллов)
1.1.Какое понятие определяет глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное?
А) Идеология
Б) Менталитет
В) Мировоззрение
1.2. Массовая культура – это:
А) вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах
Б) культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации
В) правильны оба определения.
1.3.Какие утверждения являются верными?
А) вера в Бога для каждого человека обязательна
Б) пока живы люди, будут существовать религиозные представления.
В) каждый человек имеет право на свободу убеждений, свободу мысли, совести, религии.
1.4.Какие утверждения являются верными?
А) подлинная политическая демократия не может существовать без экономической свободы
Б) демократия – способ организации не только политической системы, но и всей жизни общества
В) демократия – это только непосредственное участие народа в решении того или иного вопроса.
1.5. Понятие правового государства было введено:
А) древнегреческим философом Аристотелем
Б) философами – просветителями XVIIIвека.
В) немецким философом И.Кантом в начале XIX века
1.6. Под социальной справедливостью понимают:
А) прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в правах и возможностях
Б) уравнительное распределение всего того, чем располагает общество (эгалитаризм)
В) обеспечение обществом жизненно важных потребностей людей независимо от их трудового вклада и решение проблемы социальной защищенности
1.7.Социальная стратификация – это:
А) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой
Б) система признаков, определяющих социальную структуру
В) представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям.
1.8.Назовите английского экономиста, утверждавшего, что локомотивом хозяйственной жизни является потребление
А) Д.Белл
Б)Дж.М.Кейнс
В) У. Ростоу
1.9. Государство воздействует на экономику через:
А) сбор налогов
А) государственные заказы
В) регулирование денежного обращения
Г) экономическое программирование
Д) все перечисленное выше.
1.10. Традиционный тип мышления отличают следующие особенности:
А) обеспечение безопасности своей страны любыми средствами
Б) недоверие как форма общения между странами и народами
В) признание современного мира единым и взаимосвязанным
Г) стремление к силовому решению политических проблем
Д) признание приоритета общечеловеческих ценностей
Е) отказ от войны как решения спорных вопросов
Ж) преобладание классовых, групповых, национальных интересов
З) признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу.
- Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! (12 баллов)
Термин (…) в социологию пришел из (…). Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово (…). Основанием для нее служит так называемая лестница (…), в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.
Первой исторической системой (…) стало (…), которое вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.
(…) общества происходит с применением нескольких факторов: материального, (…), (…) и престижа.
Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием (…), которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют (…), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую (…).
1..моральная чистота 2.Социальная стратификация
3.Социальная мобильность. 4.Образование
5.геология. 6.Стагнация
7.Вертикальная мобильность. 8.Научный.
9.Стратификация. 10.Крепостничество.
11.Рабство. 12.Горизонтальная мобильность.
13.Социальная. 14.Власть.
15.первобытное общество. 16.Доход.
17.Феодальная раздробленность. 18.Физика.
3.Заполните пробелы в приведенном ниже тексте: (5 баллов)
« Существует две основных разновидности государственного макроэкономического регулирования – бюджетная (фискальная) и ___________________(1) политика. К числу мер первой (бюджетной) политики относятся, например, такие, как ______________________ (2). Меры второй разновидности макроэкономической политики предполагают воздействие на экономику страны с помощью изменения денежной массы и процентных ставок. Так, для борьбы со спадом сторонники подобной политики призывают __________________ (3) ставку рефинансирования, а для борьбы с инфляцией
________________ (4) ее».
4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. (10баллов)
1.Налог на прибыль, налог на доходы физического лица, единый социальный налог.
2.Мифологическое, научное,(рациональное), чувственное.
3.Политическая организация общества, социально-политические и правовые нормы, политические отношения.
4.Товырный, финансовых услуг, нематериальных благ.
5.Статусная роль, статусный диапазон, статусные символы.
№ ряда | Принципы образования рядов | Новый элемент ряда |
5. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – « нет». Внесите свои записи в таблицу ( 10 баллов)
1.Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
2.В РФ Президент РФ является одновременно главой государства и правительства.
3.Онтология является философской дисциплиной, изучающей общество.
4.Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.
5.Субкультура – автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.
6.В соответствии с законом адвокатская деятельность не является предпринимательской.
7.Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.
8.Олигополия – термин из политологии.
9.Наличие фрикционной безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов с экономике.
10.Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. В высказываниях, существующих в науке об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие высказывания и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний.
(5 баллов)
1.Государство – это одна большая семья, где государь – и «сын Неба», и «отец и мать» народа.
2.Общество состоит из трех частей: мудрецы – философы управляют обществом, воины – защищают, демиурги – ремесленники и земледельцы создают материальные блага.
3. « Война всех против всех».
4.Сущность капиталистической эксплуатации состоит в безвозмездном присвоении неоплаченной части труда рабочего.
5. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» _ церковью.
а) Маркс б) Гегель в) Кант г)Гоббс д)Конфуций е) Аристотель ж) Платон з) Спенсер
7. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен тм фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю, или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление.
Укажите:
1.Краткое определение термина.
2.Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся и по каким причинам термин образован от данной фамилии.(24 балла)
7.1. Толстовство._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.2.
Обломовщина______________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.3.
Макиавеллизм______________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.4.
Донкихотство______________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Проанализируйте приведенные факты. В них содержится информация о действии политических норм. Их типы названы в таблице. К каким типам относится каждая из описанных норм? Впишите порядковые номера в соответствующие графы таблицы.(9 баллов)
1. Согласно Конституции РФ Президент является главой государства, гарантом конституционного порядка, прав и свобод человека.
2.Национальный праздник Франции – День взятия Бастилии отмечается ежегодно 14 июля: на Елисейских полях проходит военный парад, который принимает президент.
3.Члены некоторых партий обязаны уплачивать ежемесячные членские взносы.
4.В США законы запрещают находящемуся у власти президенту вмешиваться в ход выборов нового президента.
5.Заседания обеих палат парламента Великобритании строго следуют сложившимся сотни лет назад процедурам.
6.В ряде стран мира кандидат в президенты, заявивший о том, что он придерживается атеистических взглядов или равнодушен к религии, обречен на поражение.
7.Экологическая организация, объединяющая борцов за запрещение исследований в области атомной энергетики, установила испытательный срок для желающих вступить в нее.
8.Сын лидера одной из ведущих оппозиционных партий был уличен прессой в употреблении наркотиков.. Ближайший партийный съезд избрал нового председателя партии.
9.Во время церемонии награждения спортсмен порвал национальный флаг своей страны. Большинство зрителей осудили его поступок.
Правовые нормы | Корпоративные нормы | Обычаи | Нормы морали | Символы и атрибуты |
-
9.М. Вебер выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу. Заполните такую таблицу. Перечень черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.(12 баллов)
Характеристики | Легальное господство | Традиционное господство | Харизматическое господство |
Тип политического лидера | |||
Источник власти лидера | |||
Тип административного персонала | |||
Основной тип правовых норм |
1.Вера в особые качества лидера. 2.Рационально разработанный закон 3.Делегирование на основе принципа большинства 4.Монарх, глава конфессии. 5.Пророк, «сверхчеловек», герой. 6.Персонал, связанный с главной системой сословных связей..7.Возведенная в закон воля лидера. 8. Избранное должностное лицо.9 9.Профессиональная бюрократия. 10.Устоявшиеся, вековые нормы. 11. Передача власти по наследству.12.Должностные лица, лично преданные лидеру.
10.В логике все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными – в объем понятия входит только один объект, например первый президент России. Общими – в объем понятий входит много объектов, например – президент. И нулевыми (пустыми) – в объем понятия не входит ни один объект, например – марсианский житель.
Вам предлагается ряд понятий. Разделите их по объему, занеся порядковые номера понятий в соответствующие графы таблицы.(9 баллов)
Единичные | Общие | Нулевые |
1.Действующая Конституция СССР. 2. Мальтузианство. 3.Меланхолик.
4.Автор « Государя» 5.Равновесная цена. 6.Уголовный проступок.
7. Научно-техническая революция 8.Монополия 9.Неравноправный паритет.
11.Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В каждом из них в образной форме раскрыты известные вам из курса обществознания понятия. Установите их и впишите в строчки, расположенные под каждым отрывком.
(12 баллов).
1. « Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел».
А.С.Пушкин «Поэт».
___________________________________________________________
2.« Моя болезнь явилась ко мне, ибо я ее жаждал. Это надежда, ставшая моей болезнью. Но я так наслаждаюсь, лелея свою надежду, что готов страдать бесконечно. И в моей боли столько радости, что я изнываю от наслаждения»
Кретьен де Труа.
_________________________________________________________________________
3. Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много. Я – живой.
Н.А.Заболоцкий. «Метаморфозы»
_________________________________________________________________________
12.Все приведенные ниже высказывания говорят об одном. Назовите слово, которое выражает предмет высказывания, и дайте ему определение. (3 балла)
«Продукт играющего человека!» ( Й. Хёйзинга)
«…Это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа» (П.А.Флоренский)
«Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.М.Лотман).
«…Это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом» (Ф.Ницше).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Желаем успехов!
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.
9 КЛАСС.
ОТВЕТЫ
1.Выберите один или несколько ответов (10 баллов). 1 балл за правильный ответ, за любую ошибку – 0 баллов.
- В
- Г
- В
- АБВГ
- Г
- АБГ
- Б
- АБ
- Б
- АГДЕ
2. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! (8 баллов)
Мораль как форма духовной жизни возникла уже (1). Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть (5) , там всегда есть место моральной оценке. Она возникает (6), ее нормы, как правило, (11), они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу (4). Как и право, она имеет значение (7); в отличие от права – не (3). В морали на первый план выходит (12), тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.
3. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – « нет». Внесите свои записи в таблицу ( 10 баллов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
нет | нет | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. (8 баллов). По 1 баллу за правильный ответ. По 1 баллу за правильно включенный дополнительный элемент.
- Обычай, прецедент, религиозные догмы.
- Эпос, былины, сказки.
- Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.
- Культура, наука, мораль.
№ ряда | Принципы образования рядов | Новый элемент ряда |
1 | Источники права | закон |
2 | Формы народной культуры | Например, предания |
3 | Социальные санкции | Пример любой социальной санкции |
4 | Подсистемы духовной сферы общества | Религия, искусство, идеология |
5. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть различных видов собственности. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами собственности. (12 баллов). По 2 балла за определение наименования видов собственности, по 1 баллу за каждое верно соотнесенное предложение.
Кооперативная собственность | Акционерная собственность |
1, 4, 5, 8 | 2, 3, 6, 7 |
6.Замените выделены курсивом фрагмент обществоведческим термином. (6 баллов).
По 2 балла за каждую верную позицию.
6.1. Протекционизм
6.2. Конфликт
6.3. Самооценка
7. По 2 балла за каждую правильную вставку в стихотворном отрывке и 4 балла за определение философской позиции в 1 отрывке. Всего 8 баллов.
7.1. 1. Человек
2. Творчество
7.2. Антропоцентризм. Принимается ответ – гуманизм.
8.Прочитайте текст и выполните задания к нему. (20 баллов). По 3 балла за каждое определение, 2 балла за указание на взаимосвязь политической и духовной сфер и 3 балла за объяснение сути этой взаимосвязи, показанной в тексте.
8.1. 1.Личность – человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности.
2.Власть – возможность подчинять других людей своей воле, управлять или распоряжаться их действиями.
3.Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода.
4.Политический режим – система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе.
5.Политика – деятельность, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию публичной власти.
8.2. Здесь показана взаимосвязь политической и духовной сфер общества. Работа властного механизма в обществе невозможна без познания и осознания гражданами важнейших принципов политики. Также ставится вопрос о возможности качественной оценки политического режима, выработке представлений об идеальном (лучшем) режиме, то есть элементах политической идеологии.
9.Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык Ваша задача – назвать соответствующий русскому переводу научный термин.(10 баллов)
Перевод на русский язык | Научный термин |
Любомудрие | Философия |
Ведение домашнего хозяйства | Экономика |
Учение о будущем | Футурология |
Богословие | Теология |
Власть лучших | Аристократия |
Порча, повреждение | Коррупция |
Учение об обществе | Социология |
Школьная наука | Схоластика |
Идущие впереди народа | Демагоги |
Власть немногих | Олигархия |
10. 9 баллов
Единичные | Общие | Нулевые |
2, 7, 8 | 3, 5, 6 | 1, 4, 9 |
11.К какому из видов поведения (правомерно дозволенного, предписанного или запрещенного) относятся следующие ситуации: (3 балла). По 1 баллу за правильную позицию.
А) Владелец свечного заводика Отец Ф. уплатил налоги сполна и спит спокойно –
предписанное поведение
Б) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет –
запрещенное поведение
В) Дядя Федор и К выпускают молочные продукты для детей и взрослых
правомерно дозволенное поведение
12.Прочитайте приведенные ниже высказывания известных ученых, мыслителей, политиков. Запишите понятия (термины), о которых говорится в данных высказываниях.
(5 баллов)
1. Самопознание
2. Культура
3. Свобода
4. Труд
5. Прибыль
Всего – 109 баллов
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.
10 КЛАСС.
ОТВЕТЫ
1.Выберите один или несколько ответов (10 баллов). 1 балл за правильный ответ, за любую ошибку – 0 баллов.
1.1. В
1.2. АГ
1.3. В
1.4. АБГ
1.5. В
1.6 . БГ
1.7. В
1.8. АБД
1.9. БВ
1.10.АБВ
2. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! (12 баллов)
Как для __1__________ нужна добродетель, а для монархии ___12_______, так для ___15__________ правительства нужен __7______. В добродетели оно не нуждается, а _____12_______ была бы для него опасна. Безграничная власть ____17_______ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве _11_____________, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство __3______ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственными силами и силою ___19___. Но если в _15__________ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку , если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ____7________ - единственно движущее начало этого образа ___14________- исчез, и у народа нет более защитника « ( Ш. Монтескье, французский философ)
3.Найдите в приведенном перечне социальные условия происхождения сознания и укажите их порядковые номера. (3 балла)
2, 4, 7.
4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. По 1 баллу за правильный ответ. По 1 баллу за правильно включенный дополнительный элемент.(10 баллов)
№ ряда | Принципы образования рядов | Новый элемент ряда |
1 | Источники права | закон |
2 | Формы народной культуры | Например, предания |
3 | Социальные санкции | Пример любой социальной санкции |
4 | Участники уголовного процесса | Прокурор, свидетель, эксперт |
5. | Формы чувственного познания | Представление |
5. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – « нет». Внесите свои записи в таблицу ( 10 баллов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
нет | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | да | да |
6.Установите соответствие между элементами. Обратите внимание, что во второй перечень заведены лишние элементы. (11 баллов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
В | Ж | Г | З | Д | А | И | Е | Б | Л | Н |
7.? Что не оговаривает устное трудовое соглашение между Попом и Балдой, но должно учитываться при заключении трудового контракта в реальной жизни?
(10 баллов). По 2 балла за каждую позицию.
В устном договоре не учтены:
- продолжительность действия трудового договора
- продолжительность рабочего дня работника
- квалификация работника(что умеет по документам или рекомендации)
- состояние здоровья работника
- порядок оплаты (как часто, при каких условиях не выплачивается и т.д.)
8.Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:
(6 баллов) По 2 балла за каждую позицию.
1. теологическая
2. материальная
3. расовая
9.Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел разграничить отличительные признаки двух разных экономических систем.
По 1 баллу за определение типов экономических систем, и по 1 баллу за каждое верно отнесенное предложение к соответствующему типу систем.(12 баллов)
Выполните это самостоятельно. Для этого:
1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив типы экономических систем, о которых идет речь.;
2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих признаки каждого из выделенных вами типов экономических систем.
Традиционная экономическая система | Административно-командная система |
1, 4, 7, 10 | 2, 3, 5, 6, 8, 9 |
10.По 3 балла за каждое определение, 4 балла за объяснение сути теории классового деления общества и 2 балла за указание имени К. Маркса. Всего 24 балла.
10.1. 1.Социальная структура – внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений меду ними.
2.Индустриальное общество – тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность.
3.Постиндустриальное общество – общество, в котором главными продуктами производства являются информация и знания, сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.
4.Акционирование – процесс размещения акций предприятия среди держателей.
5.Менеджер – наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения.
6.Собственность – имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу.
10.2.Суть классовой теории – в разделении общества на большие группы – классы в зависимости от отношений собственности на средства производства.
20.3. К.Маркс
11. По 2 балла за правильно определенное слово. По 4 балла за правильную философскую позицию. ( 12 баллов)
11.1. Ходить
Философская позиция - эмпиризм, метафизика
11.2. Вечности
Философская позиция – фатализм
12.Замените выделены курсивом фрагмент обществоведческим термином.
По 2 балла за правильно определенный термин. (6 баллов)
12.1. Традиция
12.2. Миф
12.3.Автаркия
Всего - 126
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.
11 КЛАСС.
ОТВЕТЫ
1.Выберите один или несколько ответов (10 баллов). 1 балл за правильный ответ, за любую ошибку – 0 баллов.
1.1. Б
1.2.В
1.3.БВ
1.4.АБ
1.5.В
1.6.АВ
1.7.Б
1.8.Б
1.9.Д
1.10.АБГ
2.Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! (12 баллов).
Порядок указания 4,14 или 14, 4 значения не имеет.
Термин (9) в социологию пришел из (5). Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово (13). Основанием для нее служит так называемая лестница (16), в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.
Первой исторической системой (2) стало (11), которое вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.
(2) общества происходит с применением нескольких факторов: материального, (4), (14) и престижа.
Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием (3), которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют (12), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую (7).
3.(5 баллов). За каждый правильный ответ – 1 балл, за дополнительный пример бюджетной политики – 1 балл.
1. Монетарная (кредитно – денежная)
2. Изменение налогов, организация общественных работ и т.д.
3. Снижать.
4.Повышать.
4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. По 1 баллу за правильный ответ. По 1 баллу за правильно включенный дополнительный элемент.(10 баллов)
№ ряда | Принципы образования рядов | Новый элемент ряда (например) |
1 | Прямые налоги | Налог на имущество |
2 | Типы познания | Религиозное, философское |
3 | Компоненты политической системы | Политическое сознание, политическая практика |
4 | Виды рынков | Рынок рабочей силы |
5. | Элементы социального статуса | Статусные права, статусные обязанности |
5. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – « нет». Внесите свои записи в таблицу ( 10 баллов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
нет | нет | нет | да | да | да | да | нет | нет | да |
6. Приведите в соответствие высказывания и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний.
(5 баллов)
1 – Д
2 – Ж
3 – Г
4 – А
5 - З
7. Укажите:
1.Краткое определение термина.
2.Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся и по каким причинам термин образован от данной фамилии. До 3 баллов за верное определение и по 3 балла за верно названную фамилию.(24 балла)
7.1. Толстовство. 1.Религиозно – общественное движение в России конца XIXвека, принципами которого являются непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности.
2. Л.Н.Толстой (1828 – 1910) – великий русский писатель и философ.
7.2. Обломовщина. 1. равнодушие к общественным интересам, нежелание принимать какие – либо решения или совершать какие-либо поступки, считая, что это сделают другие.
2. Илья Обломов – персонаж одноименного романа И.А.Гончарова.
7.3. Макиавеллизм 1. Политика, основанная на культе силы, коварстве, пренебрежение нормами морали во имя достижения и сохранения власти.
2. Н.Макиавелли – итальянский политический писатель (1469 – 1527), государственный секретарь Флорентийской республики.
7.4. Донкихотство 1. Модель поведения, основанная на идеалистическом стремлении бороться с реальным или воображаемым злом, используя подчас смешные и ничтожные средства борьбы.
2. Данный тип поведения ярко представлен в образе Дон Кихота, центрального персонажа романа М.Сервантеса « Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
8. К каким типам относится каждая из описанных норм? Впишите порядковые номера в соответствующие графы таблицы.(9 баллов)
Правовые нормы | Корпоративные нормы | Обычаи | Нормы морали | Символы и атрибуты |
1, 4 | 3, 7 | 5 | 6, 8 | 2, 9 |
9. Проставьте порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам. По 1 баллу за правильную позицию.(12 баллов)
Характеристики | Легальное господство | Традиционное господство | Харизматическое господство |
Тип политического лидера | 8 | 4 | 5 |
Источник власти лидера | 3 | 11 | 1 |
Тип административного персонала | 9 | 6 | 12 |
Основной тип правовых норм | 2 | 10 | 7 |
10. (9 баллов)
Единичные | Общие | Нулевые |
2, 4, 7, | 3, 5, 8 | 1, 6, 9 |
11.Установите понятия и впишите в строчки, расположенные под каждым отрывком. По 4 балла за верно установленное понятие.
(12 баллов).
1. Творчество.
2.Любовь.
3. Социализация.
12.Все приведенные ниже высказывания говорят об одном. Назовите слово, которое выражает предмет высказывания, и дайте ему определение. 1 балл за правильно указанное слово. 2 балла - за определение. (3 балла)
- Культура
- Вся искусственная среда, «вторая природа», созданная, возобновляемая и развиваемая человеком. (Могут быть другие определения культуры)
Всего - 121
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2014/2015 учебном году
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению школьного и муниципального этаповвсероссийской олимпиады школьников по обществознаниюв 2014/2015 учебном году...
Приказ № 11-5464 О проведении и проверки работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2021-2022г
Приказ № 11-5464 О проведении и проверки работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2021-2022 г...
Приложение 2 Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников предмет обществознание 8 кл 2022г
Приложение 2 Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников предмет обществознание 8 кл 2022г...
Приложение 3 Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников предмет обществознание 7 кл 2022г
Приложение 3 Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников предмет обществознание 7 кл 2022 г...
Приказ № 11-5427-О проведении проверки работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2018 г
Приказ № 11-5427-О проведении проверки работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2018 г...
Приказ № 11-5464 О проведении проверки работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2021г
Приказ № 11-5464 О проведении проверки работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2021г...
Приказ 11-5464-0 О проведении проверки работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2021г
Приказ 11-5464-0 О проведении проверки работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2021г...