Административная итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс.
тест по обществознанию (10 класс) на тему
Материалы для проведения административной итоговой контрольной работы по обществознанию 18 мая 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_administrativnaya_rabota.docx | 112.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для проведения административной итоговой контрольной работы по обществознанию 18 мая 2016.
Мах. количество баллов – 42
Часть 1 – 26 баллов
№ 1, 12 = 1 балл
№ 4 – 6, 8, 11, 13 – 20 = 2 б.
Часть 2 – 16 баллов
№ 21 – 22 = 2 б., № 23, 25 - 26, 28 = 3 б.
Административная итоговая контрольная работа по обществознанию
10 класс Вариант 1
- Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристики основных форм мышления
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Понятие | Фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов |
... | На основе связи понятий утверждает или отрицает наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей |
4. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В узком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.
- В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
- Динамичность социальных институтов проявляется в их изменении с течением времени.
- Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.
- Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.
5. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ A) Рост Владимира 195 см. Б) Ирина доброжелательна к коллегам по работе. B) Фёдор физически вынослив. Г) Василий любит классическую музыку. Д) У Николая много друзей. | СТОРОНЫ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
6. Группа школьников под руководством учителя проводила социологическое исследование. Какие из приведённых фактов свидетельствует о том, что, в исследовании были использованы теоретические методы познания? Запишите цифры, под которыми указаны эти факты.
1) Школьники сформулировали и обосновали выводы.
2) Промежуточные результаты исследования фиксировались в журнале наблюдений.
3) Школьники выдвинули гипотезу исследования.
4) Перед началом исследования были сформулированы прогнозируемые результаты.
5) Школьники описывали наблюдаемые явления.
6) В ходе исследования был проведён опрос учащихся школы.
8. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ A) условное название всех видов природных ресурсов, пригодных для производства экономических благ Б) созданные человеком средства производства B) объём денежной массы, которой располагают субъекты экономики Г) непосредственное использование физических и умственных способностей людей в процессе создания экономических благ Д) факторный доход - заработная плата работника | ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
11. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В основу деления общества на страты положены доход, профессия, образование.
- Учёные выделяют прогрессивную и регрессивную социальную стратификацию.
- Социальная стратификация отражает строение обществе.
- Любые изменения в обществе вызваны социальной стратификацией.
- Стратификационная структура общества отражает социальное неравенство людей.
12. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, проживающих в населённых пунктах разного типа, им задавали вопрос: «Для чего Вам, Вашей семье прежде всего нужен садовый/ дачный/ приусадебный участок?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Большинству сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.
- Среди горожан доля тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.
- Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что садовый /дачный/ приусадебный участок нужен им для того, чтобы общаться, приглашать друзей.
- Равным долям опрошенных сельских жителей садовый /дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать друзей и чтобы вложить деньги.
- Среди тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля горожан больше, чем доля сельских жителей.
13. Выберите верные суждения о политических партиях и движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- По способу организации различают партии правящие и оппозиционные.
- Политические партии принимают участие в разработке программ развития общества и государства.
- Кадровые партии, как правило, отстаивают священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства.
- Общественно-политические организации - негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на государственную власть.
- Политические партии участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
14. Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВОПРОСЫ A) судоустройство; прокуратура Б) федеральная государственная служба B) координация вопросов здравоохранения Г) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей Д) амнистия и помилование | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
15. В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z - парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Парламент принимает законы.
- Полномочия президента ограничены законом.
- Правительство ответственно перед парламентом.
- Главой государства является президент.
- Президент избирается законодательным собранием.
- Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах.
16. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- право на социальное обеспечение
- право на жизнь
- право на жилище
- право на защиту чести и доброго имени
- право на свободу и личную неприкосновенность
- Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ A) формальная определённость Б) общеобязательность для всего населения, проживающего на территории государства B) мера общественно значимого поведения Г) охрана исключительно силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека Д) регулирование общественных отношений | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Социальный контроль представляет собой механизм, с помощью которого
общество обеспечивает соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. (Б) Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. (В) Данные социологического опроса свидетельствуют о том, что почти 50% респондентов не нарушают норм из-за боязни наказания. (Г) Вызывает недоумение, что почти четверть опрошенных ждёт поощрений за следование нормам. (Д) Думается, социальный контроль эффективен лишь в том случае, когда граждане сознательно следуют принятым нормам.
Определите, какие положения текста имеют
- фактический характер
- характер оценочных суждений
- характер теоретических утверждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под функциями _____ (А) принято понимать основные направления его деятельности. К ним относится обеспечение _____ (Б), защита конституционного строя, реализация волеизъявления народа. Приоритетной функцией является обеспечение _____ (В). В современном мире эта функция выступает как один из критериев развития _____(Г). Она переросла из внутреннего дела каждого государства в _____ (Д) международной политики. Выполнение этой функции обеспечивается судом и системой _____ (Е): органами внутренних дел, прокуратурой».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) социальный институт 2) демократия 3) правоохранительные органы | 4) государственный суверенитет 5) республика 6) фактор | 7) права человека 8) экономика 9) государство |
Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово (словосочетание), номер выбранного Вами слова (словосочетания).
Прочитайте текст и выполните задания
Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности - свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативноправовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.
Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.
По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм.
Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.
Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определённостью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.
Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.
(М.И. Абдулаев)
21. Назовите любые три отличительные черты права, рассмотренные автором.
22. Как автор определяет соотношение областей регулирования морали и права? Используя обществоведческие знания, подтвердите мнение автора.
23. Используя обществоведческие знания, назовите любые три нормативных правовых акта РФ, в которых закреплены ценности свободы, равенства, чести и достоинства. Дайте краткое пояснение, как именно в приведённом Вами нормативном правовом акте закреплены эти ценности.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.
26. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.
28.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Понятие и виды правоотношений». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Административная итоговая контрольная работа по обществознанию
10 класс Вариант 2
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика областей (сфер) духовной культуры
СФЕРЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Религия | Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное |
Отражение действительности в художественных образах, освоение и воплощение эстетических ценностей |
4. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений.
- Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.
- В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.
- Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени.
- Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.
- Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ A) в пище Б) в общении B) в приобретении новых знаний | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
- В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Государство гарантировало личную свободу граждан и создаёт условия для самореализации личности.
- Происходит становление сословной социальной структуры.
- Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.
- Преобладает натуральный обмен (бартер).
- Произошла механизация производства.
- Производство концентрируется на крупных предприятиях, в промышленных районах.
8.Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ A) централизованное планирование Б) свобода предпринимательства B) принцип уравнительного распределения Г) директивное ценообразование Д) конкуренция товаропроизводителей | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 1) рыночная 2) командная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
11. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
- В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.
- Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.
- Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.
- Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.
12. В ходе социологического опроса 30-летних и 55-летних граждан страны Z, им задавали вопрос: «В какой организации Вы работаете (бюджетной/государственной или частной/негосударственной)?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Более половины опрошенных 30-летних работают в частной/негосударственной организации.
- Среди опрошенных 55-летних тех, кто работает в бюджетной/государственной организации, больше тех, кто работает в частной/негосударственной организации.
- Среди опрошенных 30-летних тех, кто работает на себя, больше, чем тех, кто работает в бюджетной/государственной организации.
- Равные доли опрошенных каждой группы работают на себя.
- Доля тех, кто затруднился ответить, среди 55-летних больше, чем среди 30-летних.
13. Выберите верные суждения о демократии, её основных ценностях и признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
- При демократии отсутствует общественный контроль над деятельностью правительства.
- При демократии народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу.
- Личность признаётся наивысшей ценностью в демократическом государстве.
- К признакам демократии относят подчинение суда законодательным органам.
- Один из принципов демократии - политический плюрализм.
14.Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ A) осуществляет исполнительную власть в РФ Б) по запросам Президента разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов B) разрешает споры о компетенции между субъектами государственной власти РФ и субъектов РФ Г) осуществляет управление федеральной собственностью Д) принимает федеральные законы | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
15. В стране Z правительство формируется блоком партий, победившим на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.
- Голосование проводится по спискам политических партий.
- Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.
- Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.
- Предусмотрено голосование по одномандатным округам.
- Граждане голосуют прежде всего за программы партий, а не за конкретных людей.
- Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах.
16. Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- право на социальное обеспечение по старости
- право на жизнь
- право на жилище
- право на защиту чести и доброго имени
- право на свободу и личную неприкосновенность
17.Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ А) обязательные работы Б) предупреждение В) замечание Г) выговор Д) возмещение убытков | МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
19.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Некоторые современные российские компании занимаются благотворительной деятельностью. (Б) Благотворительность - деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. (В) Фонд общественного мнения провёл опрос об отношении россиян к корпоративной благотворительности. (Г) 87% россиян относятся к корпоративной благотворительности положительно. (Д) Можно предположить, что это объясняется давними историческими традициями российской благотворительности.
Определите, какие положения текста имеют
- фактический характер
- характер оценочных суждений
- характер теоретических утверждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Если _____ (А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то _____ (Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется _____ (В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных _____ (Г). Другой формой является _____ (Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной _____ (Е)».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
|
|
|
Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово (словосочетание), номер выбранного Вами слова (словосочетания).
Прочитайте текст и выполните задания
Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.
Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас -социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.
Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.
Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.
(Н. Смелзер)
21. Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?
22. Какие два ограничения социализации рассмотрел автор? Какие факторы, по его мнению, обуславливают успешную социализацию?
23. Как, по мнению автора, социализация связана с исполнением социальных ролей? На примере любых двух социальных ролей подростка покажите эту связь (сначала назовите роль, а затем приведите соответствующий пример).
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отрасль права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных отраслях российского права, и одно предложение, раскрывающее предмет регулирования любой из отраслей российского права.
26. Укажите три особенности государства, характеризующие его как центральный институт политической системы, и конкретизируйте примером каждую названную особенность.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Нации и межнациональные отношения». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Административная итоговая контрольная работа по обществознанию
10 класс Вариант 3
- Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика методов познания
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
... | Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира |
Выдвижение гипотез | Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в прежние теории |
4. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.
- Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.
- В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.
- Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.
- Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.
- Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ A) натуральный характер хозяйства B) появление массовой культуры Д) выдвижение на первый план сферы услуг | ТИПЫ ОБЩЕСТВ
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
- Ольга и Татьяна написали книгу о современном обществе. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Все выводы теоретически обоснованы.
- Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом.
- Содержание книги изложено специальным языком.
- Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.
- Книга была напечатана в крупном издательстве
- Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.
8. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ A) увольнение по соответствующим основаниям Б) лишение свободы на определённый срок B) возмещение убытков Д) выговор | МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
11. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Любые межнациональные отношения законодательно закреплены.
- Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.
- Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.
- Расширение контактов между народами во всех сферах общественной жизни способствует развитию межнациональных отношений.
- Этническая ассимиляция представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.
12. В ходе социологического опроса 25-летних и 50-летних граждан страны Z им задавали вопрос: «Кто читал Вам в детстве книжки?». {Любое число ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Доля тех, кому в детстве книжки читали родители, среди 50-летних больше, чем серди 25-летних.
- Равным долям опрошенных каждой группы в детстве книжки читала бабушка/дедушка.
- Среди 25-летних тех, кому книжки в детстве читали другие родственники, меньше, чем тех, кому книжки в детстве читали воспитатели в детском саду.
- Среди 50-летних тех, кому книжки в детстве читала бабушка/дедушка, больше, чем тех кому книжки читали воспитатели в детском саду.
- Доля тех, кто затруднился ответить, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.
13. Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
- Тип политического режима определяется состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности.
- К признакам политического режима относят механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров.
- Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).
- Режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.
14. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ А) утверждение изменения границ между субъектами РФ Б) осуществление управления федеральной собственностью B) обеспечение исполнения федерального бюджета Г) утверждение военной доктрины РФ Д) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 1) Совет Федерации 2) Президент РФ 3) Правительство РФ |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
15. Гражданин А. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики.
Какие характеристики относятся к типу политического лидерства в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Региональный
- Общенациональный
- Демократический
- Традиционный
- Авторитарный
- Харизматический
16. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- выбор профессии, рода деятельности
- защита Отечества
- обращение в органы государственной власти
- участие в выборах Президента РФ
- сохранение природы и окружающей среды
17. Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ A) добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором Б) своевременно и в полном объёме получать заработную плату B) выполнять установленные нормы труда Г) соблюдать трудовую дисциплину Д) получать полную достоверную информацию об условиях труда | ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РАБОТНИКА В РФ
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В политике по-прежнему сильно негативное влияние тендерных стереотипов. (Б) Тендерные стереотипы - это сформировавшиеся в культуре обобщённые представления (убеждения) о том, как ведут себя мужчины и женщины.
(В) Социологические опросы показали, что граждане предпочитают видеть на руководящих постах мужчин, а не женщин. (Г) Интересно, что и опрошенные женщины скептически относятся к возможностям женщины занимать самые ответственные посты. (Д). Среди государственных должностей, на которых женщины могли бы успешно работать, чаще всего называют должности министра культуры, министра здравоохранения, министра образования.
Определите, какие положения текста имеют
- фактический характер
- характер оценочных суждений
- характер теоретических утверждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое ______ (А), связанная с претерпеванием виновным определённых _____ (Б) личного (организационного) или имущественного характера.
Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения _____ (В). Она связана с _____ (Г), под которым понимают возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения _____ (Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия.
Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения _____ (Е), меры защиты».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) лишение 2) государственное принуждение 3) противоправное поведение | 4) общественное мнение 5) правонарушение 6) виновность | 7) правомерное поведение 8) общественная опасность 9) уполномоченное лицо |
Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово (словосочетание), номер выбранного Вами слова (словосочетания).
Прочитайте текст и выполните задания
Специальное и профессиональное образование... это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование...
Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же лёгкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением... Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений - это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена...
Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).
(М. Фридмен)
21. Какая функция профессионального образования названа автором? Что является экономическим стимулом для инвестиций в профессиональное образование? Какие специфические расходы на приобретение образования необходимо учитывать при определении эффективности инвестиций?
22. Какие факторы, порождающие риски инвестиций в человеческий капитал, рассмотрел автор? Используя текст, укажите три фактора риска.
23. Почему в современной экономике существенно возросло значение человеческого капитала? Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальных норм.
26. Приведите три примера, показывающих, что современное демократическое государство реализует общественно значимые задачи и служит обществу в целом.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание как один из видов познания». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Административная итоговая контрольная работа по обществознанию
10 класс Вариант 4
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм духовной культуры
ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Религия | Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное |
... | Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости |
4. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В узком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.
- В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
- Общество является самоорганизующейся системой.
- Динамичность социальных институтов общества проявляется в их обособленности от природы.
- Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.
5.Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ A) понятие Б) представление B) умозаключение Д) суждение | ЭТАПЫ (СТУПЕНИ) ПОЗНАНИЯ
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
6. Нина Дмитриевна учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- регулирование общественных отношений
- оценка поступков с позиций «добра» и «зла»
- опора, прежде всего, на общественное мнение
- установление норм государством
- усвоение норм в процессе социализации
- неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил
8. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ А) натуральное хозяйство Б) развитие наукоёмких производств и средств коммуникации B) зарождение массовой культуры Г) сословная структура общества Д) высокая доля занятости населения в сфере услуг | ТИПЫ ОБЩЕСТВ
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
11. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.
- Организованной мобильностью называют перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, которые управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.
- К горизонтальному виду мобильности относится получение внеочередного воинского звания.
- К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.
- Социальная мобильность - это разделение общества на группы, занимающие разное положение в обществе.
12. Старшеклассники проводили опрос обучающихся своей школы о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Ответы на вопрос | % опрошенных |
Помощь людям, оказавшимся в беде | 10 |
Дела, сделанные от души | 12 |
Заботу о пожилых людях | 35 |
Любую бескорыстную помощь | 25 |
Заботу о детях | 13 |
Борьбу за мир | 5 |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде.
- Каждый пятый опрошенный школьник считает добрым делом заботу о детях.
- Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о пожилых людях, больше, чем тех, кто считает добрым делом заботу о детях.
- Среди опрошенных тех, кто считает добрыми дела, сделанные от души, больше, чем тех, кто отмечает борьбу за мир.
- Равные доли опрошенных считают добрым делом любую бескорыстную помощь и дела, сделанные от души.
13. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Политическая элита - это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.
- В политическую элиту входят прежде всего наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции.
- Формированию и обновлению политических элит способствует значимость и престижность управленческого труда.
- Формированию и обновлению политических элит способствует возможность получения различных привилегий.
- Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от позиции самих элитарных групп в обществе.
14. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ А) осуществление управления федеральной собственностью Б) обеспечение проведения в РФ единой финансовой политики В) разработка и принятие федеральных законов Г) осуществление мер по обеспечению обороны страны Д) присвоение почётных званий РФ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
15. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
- конституционная монархия
- президентская республика
- федеративное государство
- демократическое государство
- абсолютная монархия
- унитарное государство
16. Что из перечисленного относится к группе гражданских (личных) прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- право на образование
- право на неприкосновенность частной жизни
- право на жилище
- право на защиту чести и доброго имени
- право на получение квалифицированной юридической помощи
17. Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ A) коммерциализация духовной деятельности Б) приоритетное развитие развлекательных жанров B) необходимость специальной подготовки зрителей Г) ориентация на запросы широкого круга потребителей Д) сложность содержания | ТИПЫ (РАЗНОВИДНОСТИ) КУЛЬТУРЫ
|
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(A) Прогрессивной можно считать национальную политику, ведущую к уменьшению социальных различий в жизни различных этносов. (Б) Национальная политика - система государственных мер, направленных на учёт и реализацию интересов отдельных этносов, общества в целом и государства. (B) Национальная политика, несомненно, играет ведущую роль, определяя характер развития всего общества. (Г) Вопросы национальной политики освещаются в российских СМИ. (Д) В ряде случаев публикации в СМИ провоцировали рост напряжённости в межэтнических отношениях.
Определите, какие положения текста имеют
- фактический характер
- характер оценочных суждений
- характер теоретических утверждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный контроль - механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, _____ (А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают ____ (Б) и право, обычаи, административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных _____ (В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за _____ (Г) социальных норм.
Социальный контроль выступает как элемент любой _____ (Д) управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.
Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные _____ (Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) санкция 2) нарушение 3) мораль | 4) соблюдение 5) система 6) мобильность | 7) ограничение 8) институт 9) статус |
Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово (словосочетание), номер выбранного Вами слова (словосочетания).
Прочитайте текст и выполните задания
Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он, по словам И.А. Ильина, должен всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами. Правда, он может и не считаться с ними, но этим он обеспечивает себе рано или поздно жизненную неудачу, а может быть, и целый поток страданий и бед. Так что для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект, и без этого ему жизнь не в жизнь...
В конечном счёте высший производитель знания и мудрости — всё человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают, например, отдельные народы. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество учёных. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.
Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определённом смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне её отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. Она как бы стала «вопрошающей», говорящей субъекту: «Ответь мне — что я такое? Познай меня!». Словом, объект в его отношении к субъекту — это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания.
В современной теории познания принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина — его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.
Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создаёт необходимые условия и предпосылки своего исторического существования... Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.
(А.Г. Спиркин)
21. Какие субъекты познания названы автором? (Используя текст, укажите четыре субъекта.)
22. Как автор определяет объект познания (используя текст, приведите два определения)? Как связаны объект и предмет познания?
23. Проиллюстрируйте тремя примерами приведённую автором мысль И.А. Ильина о том, что человек должен всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами, иначе он обречён на неудачу.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «форма государственного устройства»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах (видах) государственного устройства, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из этих типов (видов).
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака семьи партнёрского (демократического) типа.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательное право в РФ: правовые основы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Административная итоговая контрольная работа 5 класс
итоговая административная контрольная работа 5 класс...
Административная итоговая контрольная работа 6 класс -тест
итоговый тест по математике -6 класс...
Административная итоговая контрольная работа 7 класс - тест
итговы контрольный тест 7 класс...
Административная итоговая контрольная работа 8 класс - тест
итоговая контрольная работа 8 класс...
Административная итоговая контрольная работа 9 класс - тест
итоговый тест 9 класс...
Административная итоговая контрольная работа по биологии, (за весь 6 класс к учебнику И.Н.Пономарева)
Итоговая работа, которая проверяет знание ученика, Повторить в учебнике И.Н.Пономарева 6 класс, 3-е издание, доработаное 2016 года "Вентана-Граф", повторить §1-32...
Итоговая контрольная работа по обществознанию в 6 классе Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 10 заданий....