Рабочая программа по обществознанию 8 класс ФГОС Боголюбов
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Пояснительная записка по обществознанию 8 класс Боголюбов
Календарно тематическое планирование по обществознанию 8 класс ФГОС Боголюбов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно тематическое планирование по обществознанию 8 класс ФГОС | 71.03 КБ |
Пояснительная записка по обществознанию 8 класс ФГОС | 74.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курс «Обществознание» 8 а,б класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты освоения | Основные виды деятельности | Дом. задание | Дата | |||||||
п | ф | |||||||||||||
8а | 8б | 8а | 8б | |||||||||||
Глава I Личность и общество | ||||||||||||||
1 | Введение Что делает человека человеком | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Метапредметные Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи. Характеризовать учебник, ориентироваться в нем. Уметь работать в малых группах для решения учебных задач. Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности | Записи в тетради §1 Вопросы стр 12-13 | ||||||||
2 | Человек, общество и природа. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Давать определение понятий: личность, индивид, мировоззрение, называть и сравнивать ценности личности и общественные ценности. Метапредметные Объяснить взаимосвязь природы, человека, общества, иллюстрировать конкретными примерами. Личностные Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «ноосфера». | §2 Вопросы и задания стр18-19 Заполнение сравнительной таблицы | ||||||||
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества.. Метапредметные Выявить типологию общества в зависимости от конкретных примеров. Охарактеризовать основные типы общества, дать им оценку, сравнить их. Личностные формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Выделять существенные признаки общества. | §3Вопросы и задания стр26-27 | ||||||||
4 | Развитие общества | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Давать определения понятиям: общество, человек, реформы, стабильность, глобализация, информационная революция. Характеризовать изменчивость и с стабильность общества. примерами. Метапредметные Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию . | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». | §4Вопросы и задания стр33-34 | ||||||||
5 | Как стать личностью | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Давать определения понятиям личность. Характеризовать личность человека Метапредметные Объяснять взаимосвязь человека, общества, иллюстрировать конкретными примерами Личностные Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность» | §5 Подготовка к тестированию по итогам главы Стр. 43-44 | ||||||||
6 | Контрольная работа | Урок развивающего контроля | Предметные умение применять полученные знания и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | Работа в тетради Систематизировать и обобщить изученный материал
| ||||||||||
7 | Итоговое занятие | Урок отработки умений и рефлексии | Предметные Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека | Работа над ошибками Систематизировать и обобщить изученный материал | ||||||||||
Глава II . Сфера духовной культуры | ||||||||||||||
8 | Сфера духовной жизни | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Давать определение понятия: культура. Характеризовать различные виды культур; называть основные функции культуры; Метапредметные Характеризовать духовную сферу жизни общества, духовные ценности личности и общества, процесс создания духовных ценностей, культуру личности и общества, их взаимосвязь. Личностные Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Определять сущностные характеристики понятия «культура». | §6 Вопросы и задания стр.53-54 | ||||||||
9 | Мораль. Моральный выбор- это ответственность | 1 | Комб Урок «открытия» нового знания | Предметные Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность. Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм. Метапредметные Анализировать собственные поступки с точки зрения морали. Объяснять значение моральных норм с точки зрения других наук. жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло». Личностные Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять роль морали в жизни общества. | §7, 9 Вопросы и задания стр 77-78 | ||||||||
10 | Долг и совесть | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Объяснять значение долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального. Метапредметные Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека. ЛичностныеРазвитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей | §8 Вопросы и задания стр 70-71 | ||||||||
11 | Образование | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование. Характеризовать элементы Российской системы образования, называть тенденции развития современного образования; объяснять функции образования, личностную и социальную значимость образования, значение самообразования. Метапредметные Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Личностные Развитие эстетического сознания через освоение художественного и научного наследия народов России и мира, творческой деятельности. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» | §10 Вопросы и задания стр85-86 | ||||||||
12 | Наука в современном обществе | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Объяснять понятия наука, этика науки. Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов; называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни человека; Объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в современном мире Метапредметные Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Личностные Развитие эстетического сознания через освоение художественного и научного наследия народов России и мира, творческой деятельности. | Работа с текстом учебника «Проверим себя» | §11 Вопросы и задания стр93-94 | ||||||||
13 | Религия как одна из форм культуры | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести.Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения.Называть основные функции религии;раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения. Метапредметные Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Личностные Развитие толерантности и уважения к культуре и религии других народов. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» | §12 Вопросы и задания стр 101-102 | ||||||||
14 | Подведение итогов главы | 1 | Урок развивающего контроля. | Предметные умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | Письменная работа в тетради Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. | Подготовка к итоговому тестированию стр. 102-103 | ||||||||
15 | Итоговое занятие | Урок отработки умений и рефлексии | Письменная работа в тетради Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
| |||||||||||
Глава III Социальная сфера | ||||||||||||||
16 | Социальная структура общества | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах социальную структуру общества. Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Давать определение понятий: конфликт, субъекты конфликта, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы. Метапредметные Уметь анализировать социальный образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью. Личностные Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | Работа с текстом учебника «В классе и дома». Работа с доп. Источниками СМИ | §13 Вопросы и задания стр 113-114 | ||||||||
17 | Социальные статусы и роли Социальная сфера | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Характеризовать социальную дифференциацию. Характеризовать социальный статус и социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли подростка. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе и о социальной дифференциации. Метапредметные Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий. Личностные Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | Работа с текстом учебника «Проверим себя» | §14Вопросы и задания стр121-122 | ||||||||
18 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Знать термины: нация, этнос, племя, народность. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость. Характеризовать межнациональное сотрудничество. Метапредметные Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты. Личностные Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». | §15Вопросы и задания стр129-130 | ||||||||
19 | Отклоняющееся поведение | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Метапредметные Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека Личностные Осознавать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» | Подготовка к итоговому тестированию стр.139-142 | ||||||||
20 | Итоговое тестирование | Урок развивающего контроля | Предметные Знать: основные теоретические положения раздела; основные понятия. | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | ||||||||||
Глава IV Экономика | ||||||||||||||
21 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать сущность информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Понятия: экономические отношения, экономика, потребности, ресурсы, наемный труд, промышленность, экономический выбор, альтернативная стоимость. Уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в развитии общества. Метапредметные Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. Личностные Воспитание экономически грамотной личности.. | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Раскрывать роль экономики в жизни общества. | §17 §19 Вопросы и задания стр | ||||||||
22 | Главные вопросы экономики Собственность | Урок «открытия» нового знания | Предметные Знать понятия: производство, экономическая эффективность, потребитель, экономическая система. Различать основные характеристики экономических систем, называть функции экономической системы. Знать понятия: имущественные отношения, собственность, право собственности. Перечислять формы собственности. Называть способы защиты прав собственности, законы и органы власти, которые решают вопросы защиты права собственности. Метапредметные Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной Личностные Воспитание экономически грамотной личности. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять смысл понятия «собственность». | §18 §19 Вопросы и задания стр166-167 | |||||||||
23 | Рыночная экономика | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Давать определение понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия. Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие. Объяснять условия функционирования рыночной экономики. Называть основные функции цены.. Метапредметные Используя СМИ, сравнивать понятия: монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар Личностные Воспитание экономически грамотной личности. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. | §20 Вопросы и задания стр174-175 | ||||||||
24 | Производство- основа экономики | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества.. Метапредметные Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни Личностные Воспитание экономически грамотной личности. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. | §21 Вопросы и задания стр183-184 | ||||||||
25 | Предпринимательская деятельность | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере. Давать определение понятиям: прибыль, предприниматель, менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка. Метапредметные Высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о рисках малого бизнеса и средствах защиты производства в условиях экономических кризисов. Личностные Воспитание экономически грамотной личности. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. | §22 Вопросы и задания стр 192-193 | ||||||||
26 | Роль государства в экономике | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Понятия: государственный бюджет, налогообложение, внешний долг, прямой налог, косвенный налог, акциз. Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Уметь ориентироваться в системе налогообложения, анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами. Метапредметные Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Личностные Воспитание экономически грамотной личности. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет.
| §23 Вопросы и задания стр200-201 | ||||||||
27 | Распределение доходов | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Объяснять сущность бюджета. Уметь составлять личный или семейный бюджет. Объяснять причины неравенства доходов, называть меры социальной поддержки различных слоев населения. Давать определение понятий: бюджет, стабилизированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы.Метапредметные Работать с материалами СМИ, таблицами, графиками. ЛичностныеВоспитание экономически грамотной личности. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» | §24 Вопросы и задания стр207-208 | ||||||||
28 | Потребление | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования. Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов. Метапредметные Работать с материалами СМИ Личностные Воспитание экономически грамотной личности. | Работа с текстом учебника «В классе и дома» | §25 Вопросы и задания стр214-215 | ||||||||
29 | Инфляция и семейная экономика | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции. Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы кредитования граждан. Метапредметные Работать с материалами СМИ работать со статистическими материалами Личностные Воспитание экономически грамотной личности | Работа с текстом учебника «В классе и дома» | §26 Вопросы и задания стр223 | ||||||||
30 | Безработица, ее причины и последствия | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Знать понятия: безработица, занятость, объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения. Метапредметные Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими материалами. Личностные Воспитание экономически грамотной личности | Работа с текстом учебника «В классе и дома» | §27 Вопросы и задания стр232-233 | ||||||||
31 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предметные Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм. Объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны, проявление глобализации в современных условиях, Метапредметные Решать экономические задачи, анализировать материалы СМИ по теме урока. Личностные Воспитание экономически грамотной личности | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» |
§28 Вопросы и задания стр 239-240 | ||||||||
32 | Подготовка к тестированию По итогам главы Контрольной работе | Урок отработки умений и рефлексии | Предметные Знать: - основные теоретические положения раздела, -основные понятия. |
Стр 241-246 | ||||||||||
33 | Контрольная работа | Урок развивающего контроля | Систематизировать и обобщить изученный материал | |||||||||||
34 | Работа над ошибками | Урок отработки умений и рефлексии | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для обучающихся | |||||||||||
35 | Урок развивающего контроля | Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе | ||||||||||||
Подведение итогов года | 1 | |||||||||||||
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа
- Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- типовое положение об общеобразовательном учреждении и устав МКОУ «СОШ №1» г.Поворино (в соответствии с основной общеобразовательной программой и Учебным планом МКОУ «СОШ №1» г.Поворино на 2016/2017 учебный год);
- стандарт второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. М., «Просвещение», 2015 г.
- Л.Н. Боголюбов. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, 5-9 классы, М., «Просвещение», 2015 г.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Рабочая программа учитывает актуальные задачи развития в подростковом возрасте:
- освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;
- развитие абстрактного мышления;
- приобритение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
- выработка жизненной философии, системы ценностей;
- постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?».
Темы программы 8 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект
Межпредметные связи на уроках обществознания: курс «Обществознание» в 5-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура».Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Основными формами организации учебной деятельности является урок (урок-лекция, урок-сюжетно-ролевая игра, урок-беседа, урок-дискуссия).
При организации учебного процесса уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям, позволяющие повышать уровень познавательной активности обучающихся.
Методы здоровьесберегающих технологий способствуют эмоциональной уравновешенности школьников, уверенности в собственных возможностях.
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся.
На уроках большое внимание уделяется:
- дифференцированному подходу в обучении;
- рациональной организации урока;
- психологической обстановке на занятиях;
- созданию атмосферы успеха.
В течение учебного часа происходит смена видов деятельности.
На каждом уроке проводятся:
- эмоциональная разрядка;
- физкультминутки, корректировка осанки обучающихся;
- гимнастика для глаз;
- соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение, температурный режим).
Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный), тестирование, работа с таблицей, составление конспекта текста, проекты, доклады, рефераты.
- Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Обществознание» - рекомендован для изучения в основной школе с 5 по 9 класс. Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.
Курсы обществознания в 5,6,7 классах являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин. Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях. Преподавание обществознания в 5-7 классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.
В 5–7 классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы:
обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);
художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
публицистические (соответствующие тексты интернет-,печатных, телевизионных СМИ) и новостные;
научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений
Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса 8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
- Место предмета, курса у в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе
- в VI, VIII, IX классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
- Результаты освоения курса «Обществознание»
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Критерии оценки
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
- Содержание тем учебного курса
Тема 1. Личность и общество
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
- Тематическое планирование курса «Обществознание» 8 а.б класс 35 час
№ | Тема урока | Кол-во часов | Организационные формы обучения Фронтальная Групповая Парная индивидуальная | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |||
Глава I Личность и общество | |||||||
1 | Введение Что делает человека человеком | 1 | Фронтальная | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать. Уметь: характеризовать понятия: человек, личность; объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности. определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений. Анализировать полученную информацию, делать выводы Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся Выявлять отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности | |||
2 | Человек, общество и природа. | 1 | Фронтальная | Знать понятия связи человека с природой. Проследить влияние деятельности человека на окр. среду Экологический кризис, природные ресурсы, природное единство мира, биосфера, ноосфера Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. | 1 | Фронтальная | Уметь: – объяснять понятия: общество, государство, страна; – называть основные сферы жизни общества; – характеризовать их; – приводить примеры многообразия и единства мира. пояснять сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс; Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
4 | Развитие общества | 1 | Фронтальная | Понимать значение терминов Отличать соц. Революции от реформ Характеризовать различные общества Осознавать проблемы человечества Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
5 | Как стать личностью | 1 | Фронтальная | Уметь анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека; характеризовать особенности общества, менталитет жителя края. Знать понятия и термины: человек, личность, социум, мировоззрение, сферы общества, глобализация | |||
6 | Контрольная работа | 1 | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | |||
7 | Итоговое тестирование | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | ||||
Глава II . Сфера духовной культуры | |||||||
8 | Сфера духовной жизни | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины духовная сфера, внутренний мир, многонациональная культура России. Уметь выделять отличия духовной сферы от других сфер, связи между культурой общества и человека Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
9 | Мораль. Моральный выбор- это ответственность | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали Понимать значение понятий и терминов темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
10 | Долг и совесть | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали Понимать значение понятий и терминов темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
11 | Образование | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины темы. Уметь анализировать текст, выделять связь между конкурентоспособностью страны и образованием, определять основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
12 | Наука в современном обществе | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины темы, уметь определять отличительные черты науки от других систем, роль науки в современном обществе Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
13 | Религия как одна из форм культуры | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины темы. Уметь выделять особенности религии. аргументировать собственную точку зрения, опираясь на обществоведческие знания Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
14 | Подведение итогов главы | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины раздела, уметь анализировать источник, выделять связи между явлениями Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
15 | Итоговое тестирование | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | ||||
Глава III Социальная сфера | |||||||
16 | Социальная структура общества | 1 | Фронтальная | Уметь: объяснять и характеризовать сущность социальной структуры; – называть основные социальные нормы; – сравнивать пути решения социальных конфликтов; выделять в тексте оценочные суждения Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт. Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
17 | Социальные статусы и роли Социальная сфера | 1 | Фронтальная | Уметь характеризовать социальный статус и социальные отношения; – выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Знать понятия и термины социальная группа, социальные отношения, статус, роль Уметь: называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества; характеризовать социальные отношения. Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
18 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Фронтальная | Уметь приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия; находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах. Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
19 | Отклоняющееся поведение | 1 | Фронтальная | Уметь выделять опасные формы отклоняющегося поведения, причины их. Знать основные понятия и термины темы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
20 | Итоговое тестирование | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | ||||
Глава IV Экономика | |||||||
21 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | Фронтальная | Уметь характеризовать понятия; – объяснять роль экономики в жизни общества; – разъяснять структуру экономики. Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
22 | Главные вопросы экономики Собственность | Фронтальная | Уметь характеризовать понятия, сравнивать модели экономических систем Знать основные вопросы экономики, функции и модели экономических систем Уметь высказывать свою точку зрения, опираясь на обществоведческие знания, знать термины и понятия темы Анализировать полученную информацию, делать выводы | ||||
23 | Рыночная экономика | 1 | Фронтальная | Уметь характеризовать рынок, рыночную экономику; – называть основные функции цены; – сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия. Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия Анализировать полученную информацию, делать выводы
| |||
24 | Производство- основа экономики | 1 | Фронтальная | Уметь: – сравнивать понятия: товар и услуги; Знать понятия и термины: факторы производства, разделение труда. специализация, товар, услуги Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
25 | Предпринимательская | 1 | Фронтальная | Уметь: – приводить примеры предпринимательской деятельности; – характеризовать предпринимательскую этику; – высказывать суждения о роли малого бизнеса. Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
26 | Роль государства в экономике | 1 | Фронтальная | Уметь: – называть способы воздействия государства на экономику; – сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог | |||
27 | Распределение доходов | 1 | Фронтальная | Уметь давать оценку источникам дохода граждан, знать основные понятия темы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
28 | Потребление | 1 | Фронтальная | Уметь характеризовать бюджет семьи, основы защиты прав потребителей Знать основные понятия и термины темы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
29 | Инфляция и семейная экономика | 1 | Фронтальная | Уметь характеризовать причины инфляции. Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
30 | Безработица, ее причины и последствия | 1 | Фронтальная | Уметь: – называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики; – объяснять понятие «занятость» и причины безработицы. Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
31 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали Понимать значение понятий и терминов темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||
32 | Подготовка к тестированию По итогам главы Контрольной работе | 1 | Фронтальная |
Уметь обобщать и систематизировать информацию | |||
33 | Тестирование | 1 | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | |||
34 | Работа над ошибками | 1 | Индивидуальная | Уметь находить и исправлять ошибки. Делать выводы. | |||
34 35 | Контрольная работа | 1 | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | |||
Подведение итогов года | |||||||
- Учебно-методические и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекса:
- учебник Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др./, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
- Планируемые результаты освоения учебного курса
В процессе изучения курса у обучающихся должны сформироваться:
- знания и представления о нормах российского законодательства;
- знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
- коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
В результате изучения обществознания в 8 классе ученик должен
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить четное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Инструментарий для оценивания результатов
Задачи школьной отметки:
- Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
- Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
Принципы выставления школьной отметки:
- Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
- Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
- Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по истории:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Тестирование
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-80 % - оценка «4»
40-60 % - оценка «3»
0-40 % - оценка «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 7 кл. Боголюбов
Рабочая программа по обществознанию 7 кл. Боголюбов...
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС
Программа по обществознанию,разработанная к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по обществознанию (по ФГОС) с КТП для 5-6 классов
Программа составлена на основе ФГОС нового поколения, с учетом методических рекомендаций. Помимо самой программы прилагается календарно-тематическое планирование для 5 и 6 классов. В программе описан ...