Урок "Правосудие в РФ"
план-конспект урока по обществознанию на тему

Из опыта работы учителя истории и обществознания

МБОУ "Школа №3 "Центр развития образования" г. Рязани

Андреевой Надежды Ивановны.

 

Урок «Правосудие в РФ» в рамках  регионального проекта

«Знакомьтесь, судебная система РФ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pravosudie_v_rf.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя истории и обществознания

МБОУ "Школа №3 "Центр развития образования" г. Рязани

Андреевой Надежды Ивановны.

Урок «Правосудие в РФ» в рамках  регионального проекта

«Знакомьтесь, судебная система РФ».

                               

Актуализация опорных знаний учащихся: «Историческая разминка».

I. В Древнем Риме 200 лет назад продолжалась  борьба между:

     а) демосом и аристократами;

     б) плебеями и патрициями;

     в) крестьянами и рабовладельцами.

II. Вспомните имя «страшного слепца», поднимавшего народ на борьбу за свои права в Чехии:

      а) Милош Обилич

      б) Джон Локк

      в) Ян Жижка

 III. Кому принадлежат  слова? «Обращался он к черному люду : «Всем Вам воля! Иди кто куда! Я держать вас насильно не буду. Вот Вам суша и вот Вам вода.»»

      а) Спартак

      б) Степану Разину

       в) Мильтиаду

4. Что поют герои мультфильма «Бременские музыканты?» ( Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…)

5. Как вы думаете, почему люди ценят свободу выше богатства?

6. Вспомните признаки правового государства.

7. Для чего нужно разделение властей?

Учитель:

Назовите 4-ый признак правового государства.

«Право существует для пользы человечества.»

«Пусть свершится правосудие, даже если погибнет мир.»

Латинское изречение.

Тема урока:

«Правосудие в современной России».

План:

1. Из истории законодательства и правосудия в России.

2. Судебная система РФ.

3. Основные принципы и особенности осуществления правосудия в РФ.

4. Защита прав человека.

Учитель:

Из курса Отечественной истории Вам должны быть известны великие реформы Александра II. Назовите самые радикальные изменения судопроизводства и судоустройства. (Ответ)

Даже по меркам нашего времени судебная реформа 1864 года, представляется самой прогрессивной не только в России, но и во всем мире. А что же представляет сегодня судебная система РФ?

Работа с учебником (стр. 96, абзац 2)

Работа с текстом Конституции РФ (глава 7, пункт 3), заполнить верхнюю строку схемы «Структура Федеральных судов РФ»

Рассмотрим полномочия судов высшей инстанции (информация учащихся)

Структура и полномочия Конституционного суда.

Учитель:

Верховный суд рассматривает дела в кассационном порядке. Мы присутствовали с Вами на заседании кассационного дня в Областном суде. Ответьте, что такое кассация? Приведите примеры.

Учитель:

Существуют также третейские суды, которые избираются по соглашению сторон для разрешения споров, но они не входят в судебную систему страны.

Издавна в России существует и мировые суды. (открыть стр.97) Ознакомьтесь с содержанием  документа и ответьте: Какие дела рассматривает мировой судья (ответ ученика)

Мировой суд – это суд какой инстанции? (ответ учащихся)

Учитель:

Законодательство РФ предусматривает, что по ходатайству обвиняемого, его дело может быть рассмотрено судом присяжных.

Работа с учебником:

Стр.98, прочитайте пункт «Мнение» и определите основную задачу суда присяжных.

Учитель:

Подведем промежуточный итог. Попытайтесь дать определение, что такое «правосудие»?

Учитель:

Теперь Вы знаете, что в РФ существует несколько видов судов. Проверим, насколько Вы были внимательны и разобрались в их системе. Ответьте на вопросы.

Каким судом будут рассматриваться?

  1. Конфликт между соседями из-за нарушения границ земельных участков.
  2. Конфликт между предприятиями из-за нарушения границ земельных участков.
  3. Принятие Государственной Думой закона, ограничивающего права молодежи на образование.
  4. Нарушение прав дорожного движения водителем рейсового автобуса.
  5. Угроза террористического акта.
  6. Указ президента, вызвавший острую полемику в обществе.
  7. Несогласие фирмы с методом начисления налогов на ее прибыль.

Ответ:

а) конституционным -

б) арбитражным -

в) судом общей юрисдикции -

Конституционные принципы осуществления судебной власти

Принципы осуществления судебной власти в РФ.

  1. Осуществление правосудия только судом. Ст. 18 ч. 1
  2. Законность. Ст. 18 ч. 1
  3. Независимость судей. Ст. 120 ч.1
  4. Гласность судебного разбирательства. Ст. 120 ч. 3
  5. Несменяемость судей. Ст. 124 ч.1
  6. Состязательность и равноправие сторон. Ст. 123
  7. Принцип национального языка. Ст. 26
  8. Коллегиальность. Ст. 74
  9. Презумпция невиновности ст. 49
  10. Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление. Ст. 50
  1. Коллегиальность. (рассмотрение дел с участием присяжных заседателей)
  2. Гласность судопроизводства.
  3. Равноправие и состязательность сторон.
  4. Национальный язык судопроизводства.
  5. Презумпция невиновности.

Учитель:

Возвратимся к статье 121 ч.1 Конституции РФ. Что означает понятие «несменяемость судей»? Кто может быть судьей?

Учитель:

Наверное, Вам приходилось встречаться в жизни с нарушениями прав человека. Что же делать, если Вы оказались в конфликтной правовой ситуации? Ответ Вы найдете в статье 45 п.2 Конституции РФ.

Учитель:

Как и где можно защитить свои права?

Озвучьте опережающее домашнее задание.

Законодательная основа защиты прав и свобод гражданина.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина:

  • Местные органы самоуправления  (сельские, городские, районные администрации)
  • Областной орган управления
  • Правительства РФ
  • Государственная Дума
  • Президент.

2. Судебная защита прав и свобод:

  • Полиция
  • Органы следствия
  • Районный (городской) суд
  • Областной суд
  • Верховный суд

3. Внутригосударственные средства правовой защиты:

  • СМИ
  • Аппарат уполномоченного по правам человека и ребенка
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
  • Федеральная инспекция труда
  • Адвокатура и др.

4. Межгосударственное органы по защите прав и свобод человека:

  1. Европейский суд по правам человека
  2. Комитет ООН в Женеве
  3. Международная амнистия
  4. Красный Крест

Учитель:

Нам представилась возможность проверить свои действия и помочь однокласснику Глебу, какой правоохранительный орган может защитить его интересы.

Какой правоохранительный орган может защитить его интересы:

  1. Сосед Глеба залил его квартиру. Все требования о возмещении расходов, сосед игнорирует и поясняет, что ничего не будет делать.
  2. Глеб случайно узнал, что местный завод сбрасывает свои ядовитые отходы в реку у его дома, факты подтвердились.
  3. Глеб решил активно заняться предпринимательством, но как это лучше сделать, какие заключить договоры, не знал.
  4. Глеб решил составить завещание в пользу своего друга.
  5.  Глеб решил поехать заграницу, чтобы в течение месяца отдохнуть у знакомых.
  6. Возвратившись домой, Глеб обнаружил, что его квартира взломана и многие вещи пропали.

Участники регионального проекта смоделировали судебное заседание над княгиней Ольгой. (Просмотр фрагмента)

Выставление оценок за урок.

Учитель:

Ребята, прежде чем уйдете, выскажите свое отношение: хотели бы Вы после сегодняшнего урока присоединиться к группе участников регионального проекта «Знакомьтесь, судебная система России».