Урок "Правосудие в РФ"
план-конспект урока по обществознанию на тему
Из опыта работы учителя истории и обществознания
МБОУ "Школа №3 "Центр развития образования" г. Рязани
Андреевой Надежды Ивановны.
Урок «Правосудие в РФ» в рамках регионального проекта
«Знакомьтесь, судебная система РФ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravosudie_v_rf.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя истории и обществознания
МБОУ "Школа №3 "Центр развития образования" г. Рязани
Андреевой Надежды Ивановны.
Урок «Правосудие в РФ» в рамках регионального проекта
«Знакомьтесь, судебная система РФ».
Актуализация опорных знаний учащихся: «Историческая разминка».
I. В Древнем Риме 200 лет назад продолжалась борьба между:
а) демосом и аристократами;
б) плебеями и патрициями;
в) крестьянами и рабовладельцами.
II. Вспомните имя «страшного слепца», поднимавшего народ на борьбу за свои права в Чехии:
а) Милош Обилич
б) Джон Локк
в) Ян Жижка
III. Кому принадлежат слова? «Обращался он к черному люду : «Всем Вам воля! Иди кто куда! Я держать вас насильно не буду. Вот Вам суша и вот Вам вода.»»
а) Спартак
б) Степану Разину
в) Мильтиаду
4. Что поют герои мультфильма «Бременские музыканты?» ( Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…)
5. Как вы думаете, почему люди ценят свободу выше богатства?
6. Вспомните признаки правового государства.
7. Для чего нужно разделение властей?
Учитель:
Назовите 4-ый признак правового государства.
«Право существует для пользы человечества.»
«Пусть свершится правосудие, даже если погибнет мир.»
Латинское изречение.
Тема урока:
«Правосудие в современной России».
План:
1. Из истории законодательства и правосудия в России.
2. Судебная система РФ.
3. Основные принципы и особенности осуществления правосудия в РФ.
4. Защита прав человека.
Учитель:
Из курса Отечественной истории Вам должны быть известны великие реформы Александра II. Назовите самые радикальные изменения судопроизводства и судоустройства. (Ответ)
Даже по меркам нашего времени судебная реформа 1864 года, представляется самой прогрессивной не только в России, но и во всем мире. А что же представляет сегодня судебная система РФ?
Работа с учебником (стр. 96, абзац 2)
Работа с текстом Конституции РФ (глава 7, пункт 3), заполнить верхнюю строку схемы «Структура Федеральных судов РФ»
Рассмотрим полномочия судов высшей инстанции (информация учащихся)
Структура и полномочия Конституционного суда.
Учитель:
Верховный суд рассматривает дела в кассационном порядке. Мы присутствовали с Вами на заседании кассационного дня в Областном суде. Ответьте, что такое кассация? Приведите примеры.
Учитель:
Существуют также третейские суды, которые избираются по соглашению сторон для разрешения споров, но они не входят в судебную систему страны.
Издавна в России существует и мировые суды. (открыть стр.97) Ознакомьтесь с содержанием документа и ответьте: Какие дела рассматривает мировой судья (ответ ученика)
Мировой суд – это суд какой инстанции? (ответ учащихся)
Учитель:
Законодательство РФ предусматривает, что по ходатайству обвиняемого, его дело может быть рассмотрено судом присяжных.
Работа с учебником:
Стр.98, прочитайте пункт «Мнение» и определите основную задачу суда присяжных.
Учитель:
Подведем промежуточный итог. Попытайтесь дать определение, что такое «правосудие»?
Учитель:
Теперь Вы знаете, что в РФ существует несколько видов судов. Проверим, насколько Вы были внимательны и разобрались в их системе. Ответьте на вопросы.
Каким судом будут рассматриваться?
- Конфликт между соседями из-за нарушения границ земельных участков.
- Конфликт между предприятиями из-за нарушения границ земельных участков.
- Принятие Государственной Думой закона, ограничивающего права молодежи на образование.
- Нарушение прав дорожного движения водителем рейсового автобуса.
- Угроза террористического акта.
- Указ президента, вызвавший острую полемику в обществе.
- Несогласие фирмы с методом начисления налогов на ее прибыль.
Ответ:
а) конституционным -
б) арбитражным -
в) судом общей юрисдикции -
Конституционные принципы осуществления судебной власти | Принципы осуществления судебной власти в РФ. | |
|
|
Учитель:
Возвратимся к статье 121 ч.1 Конституции РФ. Что означает понятие «несменяемость судей»? Кто может быть судьей?
Учитель:
Наверное, Вам приходилось встречаться в жизни с нарушениями прав человека. Что же делать, если Вы оказались в конфликтной правовой ситуации? Ответ Вы найдете в статье 45 п.2 Конституции РФ.
Учитель:
Как и где можно защитить свои права?
Озвучьте опережающее домашнее задание.
Законодательная основа защиты прав и свобод гражданина.
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина:
- Местные органы самоуправления (сельские, городские, районные администрации)
- Областной орган управления
- Правительства РФ
- Государственная Дума
- Президент.
2. Судебная защита прав и свобод:
- Полиция
- Органы следствия
- Районный (городской) суд
- Областной суд
- Верховный суд
3. Внутригосударственные средства правовой защиты:
- СМИ
- Аппарат уполномоченного по правам человека и ребенка
- Министерство образования и науки РФ
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
- Федеральная инспекция труда
- Адвокатура и др.
4. Межгосударственное органы по защите прав и свобод человека:
- Европейский суд по правам человека
- Комитет ООН в Женеве
- Международная амнистия
- Красный Крест
Учитель:
Нам представилась возможность проверить свои действия и помочь однокласснику Глебу, какой правоохранительный орган может защитить его интересы.
Какой правоохранительный орган может защитить его интересы:
- Сосед Глеба залил его квартиру. Все требования о возмещении расходов, сосед игнорирует и поясняет, что ничего не будет делать.
- Глеб случайно узнал, что местный завод сбрасывает свои ядовитые отходы в реку у его дома, факты подтвердились.
- Глеб решил активно заняться предпринимательством, но как это лучше сделать, какие заключить договоры, не знал.
- Глеб решил составить завещание в пользу своего друга.
- Глеб решил поехать заграницу, чтобы в течение месяца отдохнуть у знакомых.
- Возвратившись домой, Глеб обнаружил, что его квартира взломана и многие вещи пропали.
Участники регионального проекта смоделировали судебное заседание над княгиней Ольгой. (Просмотр фрагмента)
Выставление оценок за урок.
Учитель:
Ребята, прежде чем уйдете, выскажите свое отношение: хотели бы Вы после сегодняшнего урока присоединиться к группе участников регионального проекта «Знакомьтесь, судебная система России».