открытый урок обществознания в 8 классе "Безработица"
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему

Мачнева Анастасия Сергеевна

Открытй урок обществознания  в 8 классе"Безработица:причины и последствия".

Разработка включает в себя конспект, презентацию и статистические данные Кемеровской области и г.Прокопьевска

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обществознания 8 класс Автор : А.С. Мачнева учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 14»

Слайд 2

Экономическая разминка Люди ходят на базар Там дешевле весь ...

Слайд 3

На товаре быть должна Обязательно …. Экономическая разминка

Слайд 4

Экономическая разминка Как ребенка нет без мамы, Сбыта нету без...

Слайд 5

Экономическая разминка Чуть оплошаешь в тот же момент Рынок захватит твой ...

Слайд 6

Экономическая разминка Коль трудился круглый год Будет кругленьким ...

Слайд 7

Журчат ручьи, промокли ноги Весной пора платить ... Экономическая разминка

Слайд 8

Определите сферы экономики

Слайд 12

«Безработица, её причины и последствия» Обществознание 8 класс Автор: А.С. Мачнева учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 14»

Слайд 13

Безработица- положение в экономике, когда часть трудоспособного населения желающего трудится, не может найти себе работу

Слайд 14

Проблема урока: Безработица – это добро или зло?

Слайд 15

1. Безработица — спутник рыночной экономики «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещён» Статья 37

Слайд 16

Командная экономика Рыночная экономика 100% занятость Безработица

Слайд 17

Население страны Трудоспособные граждане Нетрудоспособные граждане Занятые (трудоспособные, имеющие работу) Безработные (трудоспособные, не имеющие работу, но стремятся найти) дети до 16 лет, пенсионеры (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), инвалиды. Добровольно незанятые

Слайд 18

а)программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности б)металлург уволился, т.к. не может больше работать по состоянию здоровья в)балерина, ушла на заслуженный отдых в возрасте 38 лет г)женщина, находящаяся в декретном отпуске Д)Петя Васечкин, 15-ти лет

Слайд 19

Причины безработицы. Изменение потребительского спроса Поиск и ожидание работы Спад производства Сезонный спад производства Внедрение новых технологий

Слайд 20

Виды безработицы Сущность пример Сущность пример Сущность пример Сущность пример

Слайд 21

Виды безработицы сезонная структурная циклическая фрикционная Сущность Пример: 3 Сущность Пример: 1 Сущность Пример: 2 Сущность Пример: 4

Слайд 22

последствия безработицы Расходы государства на выплату пособий Снижение объёмов производства товаров и услуг Снижение потребительского спроса Понижение уровня благосостояния граждан Психологические расстройства Рост преступности ? ? ?

Слайд 23

Роль государства в обеспечении занятости населения Создание условий для переподготовки, обучения и повышение квалификации работников. Информирование граждан. Программа поддержки малого предпринимательства.

Слайд 24

2,3 1 2 1 4 3 Ключ к тесту 5-6 – «5» 4 – «4» 3- «3» 0-2 – «2» Критерии оценивания

Слайд 25

Задание на дом: П.21 вопросы устно, написать эссе «Пожалуй нет ничего страшнее для человека, чем потерять работу»



Предварительный просмотр:

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ "БЕЗРАБОТИЦА" 8 КЛ.

Слайд 1.Французский писатель 19 -го столетия Анатоль Франс однажды заметил (в шутку, конечно): «...Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так, давайте сегодня последуем совету этого замечательного писателя, будем поглощать знания с желанием, ведь они наверняка пригодятся Вам в дальнейшей жизни.

Мы продолжаем изучать раздел "Экономика", более того мы практически завершаем его изучение, поэтому небольшая экономическая разминка поможет нам вспомнить ранее изученный материал.

Ваша задача проста-читаем и заканчиваем стихотворную фразу по-одному. Пожалуйста...

3.Экономическая разминка

1. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…
(Товар)

2. На товаре быть должна
Обязательно…
(Цена)

3. Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без…
(Рекламы)

4. Чуть оплошаешь — в тот же момент
Рынок захватит  твой…
(Конкурент)

5. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…
(Доход)

Ну, что ж! С разминкой мы справились неплохо, а теперь переходим к нашей основной работе.

Я прошу вас посмотреть на эти иллюстрации и попробовать предположить о чем сегодня на уроке пойдет речь.

Записываем тему в тетрадь.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму.

Кроме того,окончив учебные заведения и получив профессию, вы сразу окажитесь в роли продавцов. Правда, товар, который вы будете предлагать к продаже, будет особого рода – это ваша способность трудиться. Именно ее вы будете продавать  всю жизнь, стараясь получить как можно большую цену.  И для того чтобы не прогадать в таком торге,  мы познакомимся с одним их главнейших ресурсов (факторов) производства – рынком труда.

А что вы знаете о безработице? О том кого можно отнести к безработным? Может у кого в семье были или есть безработные?

Хорошо! А теперь давайте попробуем сравнить наши рассуждения с определением понятия безработица, которое дают авторы нашего учебника. Записываем определение в тетрадь.

Экономисты говорят, что безработица-это спутник рыночной экономики. А какая итуация тогда характерна для командной экономики.?Ребята! Давайте рассмотрим отношение к труду на различных этапах развития нашего общества. Так, в годы существования Советского Союза труд считался обязанностью или нет? Да, иначе людей считали тунеядцами и их можно было преследовать по закону.

Давайте обратимся к тексту Конституции РФ(тексты на столах)- ст.37, ч.1.

Вопрос классу: Какая характеристика дана труду в РФ согласно Конституции?

Зачитываем:« Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Слайд 12

- Какой принцип действует в условиях рыночной экономики, и в чем он

заключается?

Ответ: принцип свободной занятости. Принуждение отсутствует, сам

человек решает, работать ему или нет.

А теперь к Вам следующий вопрос : безработный и неработающий - это

одно и то же?.. Чтобы убедиться, что между этими понятиями есть разница, давайте, определим статус безработного в нашей стране.

Обращаемся к схеме на слайде. Фиксируем это в тетрадь.

Для того, чтобы понять насколько мы сможем на практике определить статус человека в составе населения страны, мы на некоторое время станем СОТРУДНИКАМИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ и будем определять статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве, т.е. устанавливать, является человек, о котором мы говорим, безработным или нет.

Современный россиянин относится к угрозе потери работы как к суровым реалиям сегодняшней жизни, к которой нужно готовиться и материально и психологически. Поэтому нам необходимо знать откуда возникает безработица, каковы ее причины.

Ваши предположения?...

Рассказ учителя "Причины безработицы".Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

2) Во-вторых, экономический спад или депрессия , которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

3) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

5) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно возрастает вероятность безработицы.

 Слайд 16.

Исходя из причин безработицы выделяются ее виды.

Самостоятельная работа учащихся: Читаем текст в Раб. тетр. и заполняем схему. Схема отображается на слайде 17..

Экономическая сущность российской безработицы состоит часто не в нехватке раб.мест, а в уровне оплаты труда. Практически каждого третьего безработного не устраивает в предлагаемой работе размер заработной платы. А как же влияет уровень безработицы в стране на каждого конкретного человека и на государство в целом ?

Каковы ваши предположения?

Последствия безработицы

Слово учителя: Государственная политика борьбы с безработицей.

Как снизить негативные последствия безработицы? Здесь необходима помощь и содействие государства.

одним из способов борьбы с безработицей является функционирование ЦЗН, который существует и внашем городе.

- Я хочу обратиться к группе, которая собирала и обрабатывала информацию по итогам работы центра занятости г. Прокопьевска, а также анализировала ситуацию на рынке труда в КО на сегодняшний день. Сейчас мы увидим, что им удалось выяснить.

8. Выступление учащихся.

Закрепление: Тест из 6 вопросов , взаимопроверка, выставление отметок.

Вывод:

Оценивая безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно “амортизировать” ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы. И напоследок я хочу обратить ваше внимание на слова немецкого философа Л.Фейербаха: “Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы”. Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей , и тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.

Д/З п. 21. вопросы устно.

написать эссе. Дж.Кейнс "Пожалуй нет ничего страшнее для человека, чем не иметь возможности работать".Слайд 23.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Центр занятости г. Прокопьевска

Слайд 2

государственное учреждение, выполняющее функции по предоставлению государственных услуг в сфере содействия занятости населения, в том числе: подыскивает работу тем, кто ее не имеет; помогает нанимателям найти подходящих работников и предоставляет возможности для профессиональной подготовки по специальностям, по которым не хватает специалистов; оказывает консультационные услуги по профессиональной ориентации и переподготовке. Центр занятости населения -

Слайд 3

Реализация федеральных программ. 1.Переобучение безработных граждан и опережающее профессиональное обучение граждан, находящихся по угрозой увольнения. 2.Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. 3.Помощь безработным в открытии собственного дела.

Слайд 4

Уровень средней заработной платы в Кемеровской области за последние 12 месяцев Уровень средней заработной платы в Кемеровской области за последние 12 месяцев На гистограмме изображено изменение уровня средней заработной платы в Кемеровской области. разместить на сайте Выберите параметры Период Валюта Апрель 2015Май 2015Июнь 2015Июль 2015Август 2015Сентябрь 2015Октябрь 2015Ноябрь 2015Декабрь 2015Январь 2016Март 20160 руб6 000 руб12 000 руб18 000 руб24 000 руб Name Средняя зарплата

Слайд 5

10 популярных отраслей по количеству вакансий в Кемеровской области

Слайд 6

Рейтинг востребованных профессий в Кемеровской области

Слайд 7

Рейтинг отраслей по уровню заработной платы в Кемеровской области


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Центр занятости г. Прокопьевска

Слайд 2

государственное учреждение, выполняющее функции по предоставлению государственных услуг в сфере содействия занятости населения, в том числе: подыскивает работу тем, кто ее не имеет; помогает нанимателям найти подходящих работников и предоставляет возможности для профессиональной подготовки по специальностям, по которым не хватает специалистов; оказывает консультационные услуги по профессиональной ориентации и переподготовке. Центр занятости населения -

Слайд 3

Уровень безработицы в Кемеровской области

Слайд 4

Уровень средней заработной платы в Кемеровской области за последние 12 месяцев

Слайд 5

10 популярных отраслей по количеству вакансий в Кемеровской области

Слайд 6

Рейтинг востребованных профессий в Кемеровской области

Слайд 7

Рейтинг отраслей по уровню заработной платы в Кемеровской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок обществознания в 10 классе

Урок по теме Роль экономики в жизни общества.Цели урока: - обучающие — углубить представления об экономике как важной сфере жизни общества, её основных проявлениях, о взаимосвязях с другими сторонами ...

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе Учитель: Миняшев В. С.Присутствовали: Директор МБОУ СОШ № 15 г. о. Сам...

открытый урок обществознание.

Разработка окрытого урока по обществознанию "роль права в государстве"....

методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания "Современное российской законодательство. Основы государственного права"

Данная раработка с одной стороны обощает, систематизирует и закрепляет полученные ранее знания о структуре российского законодательства и содержании Конституции РФ, с другой - еще раз заостряет вниман...

методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания "Современное российской законодательство. Основы государственного права"

Данный урок с одной стороны обобщает, систематизирует и закрепляет полученные ранее знания о структуре российского законодательства и содержании Конституции РФ, с другой - еще раз заостряет внимание о...

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...

Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...