РП ОБЩЕСТВО 7
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чичканская основная общеобразовательная школа» Комсомольского района Чувашской Республики
Рассмотрена на Утверждаю: заседании педагогического совета Директор _______Гибатдинова А. Г. МБОУ «Чичканская ООШ» Приказ № 55 от 30.08.2016 г. Протокол №1 от 30. 08. 2016 г.
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу разработал
учитель обществознания: Курицына О.Ю.
\
7 класс
(1 час в неделю, 35 часов в год)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 35 часов учебного времени.
В УМК, позволяющий реализовать программу, входит учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 7 класс. – М.: «Дрофа» 2012 г. Учебник соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию и реализует авторскую программу, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Согласно программе 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Количество практических работ за год – 10
Практические работы в 7 классе будут проводиться форме устных обсуждений, деловых игр, диспутов, работы с текстом, презентаций, составления кроссвордов, написания рассказов, эссе и др.. Практические работы будут оцениваться выборочно по усмотрению учителя.
Количество контрольных работ за год – 2
- Контрольная работа по теме «Человек и закон»
- Контрольная работа по теме «Человек и экономика»
Контроль знаний учащихся осуществляется в ходе индивидуальных опросов, тематических и критериальных тестовых проверочных работ.
Измерителями являются сборники КИМов ГИА и ЕГЭ по обществознанию ФИПИ, «Интеллект-Центр», 2009-2013 г.
Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Экзамен» 2009 г.,
Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Учитель». 2009г.
материалы методических пособий:
Л.Н. Боголюбов. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2009;
А.И.Кравченко. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2009.
В соответствии с областным Законом от 15.06.10 «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области» особое звучание приобретает материал о культурных традициях народов, населяющих нашу страну, нравственных идеалах многочисленных конфессий. На протяжении всего периода обучения в школе учащиеся имеют возможность расширять свой кругозор, приобщаться к традициям, обычаям российского народа, на примерах героического служения Родине происходит воспитание патриотизма. На уроках обществознания в 7 классе учащиеся имеют возможность развивать нравственное, духовное начало. Уроки по темам «Что значит жить по правилам», «Защита отечества» и др. дают возможность рассматривать аспекты духовно-нравственного воспитания.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ « Чичканская оош» программа рассчитана на преподавание курса обществознание в 7 классе в объеме 1 часа в неделю. Фактически учебных недель в 7 классе 35 , поэтому календарно-тематическое планирование составлено на 35 часов.
Рабочая программа включает разделы:
1.Пояснительную записку;
2.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы;
3.Цели изучения курса;
4.Структуру курса;
5.Годовой календарный график текущего контроля;
6. График практических работ;
7.Календарно-тематическое планирование;
8.Требования к уровню подготовки учащихся;
9.Критерии оценивания;
10.Перечень учебно-методических средств обучения.
2. Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный уровень
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по обществознанию.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
- Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).
- Примерные программы по обществознанию, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
- Письмо Министерства образования и науки HA от 09 ноября 2009 г. № 03-2235 «Об использовании учебников разных лет выпуска».
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, [Текст] //Вестник образования России. – 2011. – № 7. – с. 8-31.
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в
2013 году единого государственного экзамена по обществознанию, подготовленная Федеральным государственным научным учреждением «ФИПИ»
- Авторская программа Л.Н. Боголюбов, « Обществознание» для 5-9 классов .
Методические письма Министерства образования и науки РФ
1. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования.
2. Минобрнауки России от 21 мая 2007 г. № 03-1102 «О заполнении бланков документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании в 2007 году».
3. Цели и задачи изучения курса
- развитие личности в ответственный период социального взросле-
ния человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критиче-
ского мышления в процессе восприятия социальной (в том числе
экономической и правовой) информации и определения собст-
венной позиции; нравственной и правовой культуры, экономиче-
ского образа мышления, способности к самоопределению и само-
реализации; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответ-
ственности, уважения к социальным нормам; приверженности гу-
манистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации; - освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социаль-
ной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулиро-
вания общественных отношений; механизмах реализации и защи-
ты прав человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практи-
ческой деятельности в основных характерных для подросткового
возраста социальных ролях; - формирование опыта применения полученных знаний для реше-
ния типичных задач в области социальных отношений; экономи-
ческой и гражданско-общественной деятельности; межличност-
ных отношениях; отношениях между людьми различных нацио-
нальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
4. Структура курса
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Человек среди людей | 5 |
3 | Человек и закон | 12 |
4 | Человек и экономика | 12 |
5 | Человек и природа | 4 |
4 | Итоговый урок | 1 |
ИТОГО: 35 ЧАСОв
5. График текущего контроля
№ | Тема | Время изучения | Дата | Форма контроля | Источник |
1 | Человек и закон | 16.10-15.01 | 22.01 | К/р | КИМы ГИА и ЕГЭ по обществознанию, ФИПИ, 2009-2013гг., Обществознание. Тесты. Изд-во «Экзамен» 2009г., Обществознание. Тесты. Изд-во «Учитель». 2009г., |
2 | Человек и экономика | 29.01-16.04 | 23.04 | К/р | КИМы ГИА и ЕГЭ по обществознанию, ФИПИ, 2009-2013 гг., Обществознание. Тесты. Изд-во «Экзамен» 2009г., Обществознание. Тесты. Изд-во «Учитель». 2009г., |
6. График практических работ
№ | Тема | Дата | Источник |
1 | Почему нужно быть терпимым | 9.10 | Л.Н. Боголюбов. Обществознание 7 кл. М. «Просвещение» 2012 С. 54-55 |
2 | Что значит жить по правилам | 23.10 | С.66-67 |
3 | Права и обязанности граждан | 13.11 | С.76-77 |
4 | Почему нужно соблюдать законы | 27.11 | С.85 |
5 | Защита Отечества | 11.12 | С.95-96 |
6 | Экономика и ее основные участники | 5.02 | С.136-137 |
7 | Золотые руки работника | 19.02 | С.150-151 |
8 | Виды и формы бизнеса | 12.03 | С.168 |
9 | Обмен, торговля, реклама | 2.04 | С.178 |
10 | Закон на страже природы | 21.05 | С.234 |
8. Требования к уровню подготовки учащихся :
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/ понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической реальности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (материалы СМИ, учебный текст и др.), различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
9. Критерии оценивания устного ответа по обществознанию
«ОТЛИЧНО» - ученик свободно владеет материалом, может анализировать, сравнивать, выделять главное, дает личностную оценку. Свободно владеет терминологией вопроса. Во время изложения материала приводит примеры из практики применения теории.
«ХОРОШО» - ученик владеет материалом, анализирует, сравнивает, выделяет главное, но не дает личностной оценки, не приводит примеров из практики. Допускает ошибки в терминологии.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ученик слабо владеет материалом, отвечает только при помощи наводящих вопросов. Не может сравнивать, анализировать, выделять главное. Неуверенно владеет терминологией.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ученик не владеет материалом, не может дать ответ даже при помощи наводящих вопросов. Не владеет терминологией
10. Перечень учебно-методических средств обучения:
Л.Н. Боголюбов. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений., М.. «Просвещение» 2012 г.,
- Сборники КИМов ГИА и ЕГЭ по обществознанию, ФИПИ, М.-«Интеллект-Центр» 2009- 2013г.
- Л.Н. Боголюбов. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2009г.
- А.И.Кравченко. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2009г.
- Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Экзамен» 2009г.
- Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Учитель». 2009г.
- Обществознание. Учебное электронное пособие. 2010г.
- Основы правовых знаний. Учебное электронное пособие. 2011 г.
- (www.proschool.ru).- учительский портал (материалы к урокам, презентации,
рабочие программы, электронная библиотека, тесты, контрольные работы, материалы к ЕГЭ).
- http://him.1september.ru/index.php – журнал «Преподавание обществознания в школе».
- http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку: разработки, презентации.
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.
Литература для учащихся
- Конституция РФ.
- Всеобщая Декларация прав человека.
- Конвенция о правах ребенка
- Ваши права. Книга для уч-ся. «ВИТА-Пресс» 1996г.
Календарно-тематическое планирование 7 класс. | |||||||||
№ | Тема урока | Тип урока | дата | Элементы обязательного минимума образования | Требование к уровню подготовленности учащихся | Практические работы | Формы контроля | Д\з (§) | Дополнительный материал |
1 | Курс обществознания: особенности и формы работы | Введение | Знакомство с курсом «Обществоведение». Цели и задачи изучения предмета. | Знать: назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к предмету | Анализ учебника | ||||
2-3 | Что значит жить по правилам? | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления материала | Знать термины: социальные номы, привычка, обычаи, ритуал, традиции, этикет, манеры. Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Социальные нормы и ответственность. Правила этикета и хорошие манеры. | Уметь высказать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов. | Работа по заданиям учебника | Индивидуальный опрос | |||
4-5 | Права и обязанности граждан | Комбинированный урок Урок обобщения и закрепление материала | Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита. | Знать: -основные положения урока - термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы -находить в СМИ информацию по заданной теме -приводить примеры правовых отношений | Составить таблицу: Гражданские и политические права | Индивидуальный опрос | Работа с документами | ||
6-7 | Почему важно соблюдать законы? | Комбинированный урок Урок обобщения и закрепление материала | Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | Знать: -основные положения раздела - термины: свобода, закон, справедливость. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы - высказывать свою точку зрения или обосновывать известные - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Учащиеся должны понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск информации по заданной теме. | Работа по заданиям | Фронтальный опрос | Конституция РФ | ||
8-9 | Защита Отечества | Комбинированный урок Урок обобщения и закрепление материала | Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. | Знать: -основные положения урока - термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы , высказывать свою точку зрения -осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ - понимать важность выполнения священного долга – службы в Армии -давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций. | Групповой опрос | Анализ материалов СМИ | |||
10-11 | Что такое дисциплин? | Комбинированный урок Урок обобщения и закрепление материала | Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. | Знать: -основные положения урока - термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы , высказывать свою точку зрения - оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы -приводить примеры различных ситуаций по заданной теме - выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения | Анализ ситуаций по теме | Выборочный опрос | |||
12-14 | Виновен - отвечай | Комбинированный урок | Виды нормативно-правовых актов. Системы законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности. | Знать: -основные положения раздела - термины: преступление, виды преступлений, кража, грабеж, подстрекатели, соучастники. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы -соотносить конкретный казус с видом правонарушений -работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения. | Составить схему: Виды правонарушений, таблицу: Признаки преступления | Индивидуальный опрос | Подборка из газетных статей | ||
15-16 | Кто стоит на страже закон? | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления материала | Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан. | Знать: -основные положения урока - термины: правопорядок, прокуратура, суд. полиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы -понимать содержание и значение правовых норм - приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулируемый различными видами норм. | Составить схему: Структура правоохранительных органов | Выборочный опрос | |||
Человек и экономика | |||||||||
17-18 | Экономика и её основные участники | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления материала | Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. | Знать: -основные положения урока - термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель - сущность совместной деятельности людей в сфере экономики. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы - решать практические и познавательные задачи в рамках материала. | Составить схему: Сферы экономики | Индивидуальный опрос | |||
19-20 | Золотые руки мастера | Комбинированный урок | Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. | Знать: -основные положения урока - термины: квалификация, труд. Зарплата, виды зарплаты. Уметь : - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Составить схему: Факторы, влияющие на производительность труда | Выборочный опрос | |||
21-22 | Производство, затраты, выручка, прибыль | Комбинированный урок | Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. | Знать: -основные положения темы - основные понятия Уметь: - Решать задач | Решение задач. Определение затрат, выручки, прибыль. | Индивидуальный опрос | |||
23 | Зачет. Повторение пройденного материала. | Урок- повторение | |||||||
22-25 | Виды и формы бизнеса | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления материала | Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно- правовые формы предпринимательства. | Знать: -основные положения урока - термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы - сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты - приводить примеры из жизни по теме. | Решение задач | Индивидуальный опрос | |||
26 | Зачет. Повторение пройденного материала. | Урок- повторение | |||||||
27-28 | Обмен, торговля, реклама | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления материала | Фронтальный опрос | Нарисовать рекламу своего товара | |||||
29-30 | Деньги и их функции | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления материала | Составить схему: Функции денег. | Индивидуальный опрос | |||||
31-32 | Экономика семьи | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления материала | Составить таблицу: формы страхования, рассчитать семейный бюджет | Индивидуальный опрос | |||||
33 | Человек и экономика | Урок обобщения и систематизации знаний | Индивидуальный опрос | ||||||
34 | Человек и экономика | Урок- зачет | |||||||
35 | Резерв | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Будущее человеческого общества.
разработка учебного занятия по обществознанию на II курсе ...
тема :"Общество", "Сферы жизни общества".
Определение понятия " общество", типология обществ, государство и его признаки, характеристика современного общества....
Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления
Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Социальная сфера общества. Урок обобщения и систематизации знаний об обществе.
Цель урока - обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
От традиционного общества к обществу индустриальному
Первый урок по Новой истории для 8 класса по учебнику Юдовской....
Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.
Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...