итоговая работа за курс 8 класса в формате ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (8 класс) на тему
В этом году ученики 9 класса сдают экзамен по выбору в формате ОГЭ. Конечно, котовиться нужно начинать заранее, поэтому для учеников 8 класса была составлена работа, по своей структуре и содержанию соответствующая требованиям ОГЭ, но только за курс 8 класса. Для удобства учителя работа снабжена ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8 класс итоговая работа в формате ОГЭ | 83.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Спецификация контрольно-измерительных материалов
для проведения в 2015-2016 учебном году
экзамена по Обществознанию для 8 класса.
1. Назначение КИМ – установить уровень освоения учениками 8 класса учебной программы за 8 класс в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по обществознанию.
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры экзаменационных материалов.
Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса за 8 класс, базовые положения различных областей научного обществознания.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о социальных отношениях, духовной жизни обществ (в соответствии с программой 8 класса).
Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого
уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
3. Характеристика структуры и содержания КИМ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.
Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится
на основе специально разработанной системы критериев.
Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы.
№ | Часть работы | Количество заданий | Максимальный балл | Тип заданий |
1 | Часть 1 | 25 | 26 | С кратким ответом |
2 | Часть 2 | 6 | 13 | С развёрнутым ответом |
ИТОГО | 31 | 39 |
4. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям
и способам деятельности
В части 1 работы: – задания 1–20 представляют следующие разделы курса: человек и
общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера.
В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы;
– задания 21–25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определённых умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.
В число заданий с развернутым ответом (часть 2 работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента.
Задания Экзаменационной работы контролируют следующие умения и способы деятельности:
1. Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; и человека как социально-деятельное существо.
2. Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия.
3. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни).
4. Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах.
5. Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
6. Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
7. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источниках.
5. Распределение заданий КИМ по уровням сложности.
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 16 | 18 |
Повышенный | 13 | 16 |
Высокий | 2 | 5 |
ИТОГО | 31 | 39 |
6. Продолжительность экзамена по Обществознанию
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут)
7. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами.
Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом.
Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл.
За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.
Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 21–25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26–31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ № 1.
ЧАСТЬ 1.
При выполнении заданий 1-20 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. |
1. Экономическая сфера жизни общества включает:
1) участие гражданина в работе политической партии;
2) деятельность прокуратуры, адвокатуры, таможни;
3) взаимодействие социальных классов, общностей и групп;
4) отношения в процессе материального производства.
2. Что свойственно человеку, в отличие от животного?
1) сознание | 3) эмоции |
2) инстинкты | 4) потребности |
3. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить:
1) организация природного заповедника
2) разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном
3) вырубка леса под строительство жилых домов
4) восстановление почвы после ликвидации свалки отходов.
4. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Человек становится личностью только в процессе общественной жизни.
Б. Личностью называют совокупность биологических качеств человека.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
5. Что отличает науку от искусства?
1) стремление получить истинное знание | 3) опора на представления о добре и зле |
2) использование художественных образов | 4) отражение окружающего мира |
6. Верны ли суждения о религии?
А. Религиозное верование предполагает принятие определённых догматов.
Б. Религия включает нормы и правила поведения верующих.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
7. Намерение продавца продать свой товар по определённой цене – это
1) предложение; | 3) спрос |
2) выгода | 4) конечная стоимость. |
8. Основной целью деятельности предпринимателя является:
1) получение прибыли | 3) вложение свободных средств |
2) наполнение рынка товарами | 4) привлечение дополнительной рабочей силы. |
9. В стране К существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны К имеет командный (плановый) характер?
1) в стране установлен твёрдый валютный курс
2) факторы производства находятся в частной собственности
3) большинство работников трудятся на промышленных предприятиях
4) государство определяет объёмы и структуру производимой предприятиями продукции.
10. Верны ли суждения о рыночной экономике?
А. Для рыночной экономики характерно централизованное планирование объёмов производства.
Б. Основой рыночной экономики является частная собственность на средства производства.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
11. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?
1) горожане | 2) христиане | 3) офицеры | 4) коммунисты |
12. «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» - это пример
1) традиции | 2) нормы морали | 3) правила этикета | 4) нормы права |
13. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение всегда влечёт негативные последствия.
Б. К наиболее опасным формам отклоняющегося поведения относят преступные деяния, алкоголизм, наркоманию.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
14. Архип учится на третьем курсе университета. Он является актёром студенческого теаота, нередко выступает в составе футбольной команде своего факультета. На каком уровне образования находится Архип?
1) основное общее образование | 3) среднее профессиональное образование |
2) среднее общее образование | 4) высшее образование |
15. По окончании 11-го класса общеобразовательной школы Светлана поступила в колледж, чтобы получить специальность дизайнера. На каком уровне образования находится Светлана?
1) высшее образование | 3) среднее профессиональное образование |
2) среднее общее образование | 4) основное общее образование |
16. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Обществом можно назвать группу людей, объединённых совместной деятельностью.
Б. Обществом можно назвать население страны, континента, мира в целом.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
17. К духовным ценностям не принадлежит
1) теория | 2) убеждение | 3) техника | 4) образ |
18. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?
1) традиционному | 2) индустриальному | 3) информационному | 4) постиндустриальному |
19. Всю свою жизнь гражданин К. посвятил проблемам лазерной технологии и добился значительных результатов. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере
1) науки | 2) морали | 3) искусства | 4) образования |
20. Верны ли следующие суждения о современном образовании в РФ?
А. Современное образование в РФ характеризуется обязательностью обучения в государственной школе.
Б. Современное образование в РФ характеризуется наличием разных типов и видов школ.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Ответом к заданиям 21-25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы. |
21. Учитель на уроке предложил охарактеризовать влияние науки и религии на человека. Сравните эти две формы (области) духовной культуры.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
- Влияние на формирование мировоззрения человека
- Основание – вера в сверхъестественное
- Нацеленность на получение объективных знаний о мире
- Наличие определённых норм и ценностей
Ответ:
Черты сходства | Черты различия | ||
22. Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ потребностей человека | ВИДЫ потребностей человека |
А. алкоголь, курение Б. признание в обществе, общение В. пища, одежда Г. творчество, знания Д. самореализация, самоутверждение | 1. биологические 2. социальные 3. духовные 4. ложные |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г | Д |
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23,24. |
Социологическая служба страны К. провела опрос группы граждан. Им задавали вопрос: «Можете ли вы в случае необходимости обеспечить своей семье квалифицированную медицинскую помощь?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Более половины опрошенных думают, что не смогут в случае необходимости обеспечить своей семье квалифицированную медицинскую помощь.
2) Пятая доля опрошенных считает, что определённо могут обеспечить своей семье квалифицированную медицинскую помощь.
3) Большинство опрошенных не задумывается над поставленным вопросом.
4) Среди опрошенных больше тех, кто уверены в невозможности в случае необходимости обеспечить своей семье квалифицированную медицинскую помощь, чем тех, кто не задумывались над этой проблемой.
5) Среди опрошенных количество тех, кто уверены, что не смогут в случае необходимости обеспечить своей семье квалифицированную медицинскую помощь, совпадает с количеством тех, кто думают, что смогут это сделать.
Ответ: _______________
24. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из перечисленных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Граждане страны К. не заинтересованы в хорошем медицинском обслуживании.
2) Доступность качественной медицинской помощи стала реальным достижением правительства страны К.
3) Правительство страны К. должно принять меры по обеспечению доступности для населения медицинских услуг.
4) Жители страны К. практически не думают о своём здоровье.
5) Уровень достатка значительной доли граждан страны К. невысок.
Ответ: __________
25. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Согласно международному исследованию, в период с 1990 по 2003 гг. число предпринимателей возросло. (Б)Из 2,4 млрд человек экономически активного населения 300 млн предпринимателей создали 192 млн новых компаний. (В)Судя по всему, именно представители малого и среднего бизнеса обеспечивают львиную долю экономического роста во многих странах. |
Определите, какие положения текста
- Отражают факты
- Выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ:
А | Б | В |
ЧАСТЬ 2.
Для записи ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
Прочтите текст и выполните задания 26-31. |
Наукой принято называть систему знаний о мире, воспроизводящую его существенные стороны и основанную на данных исследований.
Как вид духовного производства наука включает в себя особую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития знания. Согласно первой – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений.
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований.
В современном обществе наука оказывает глубокое влияние на все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества.
(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др., текст адаптирован)
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Укажите любые три из приводимых в тексте характеристики понятия «наука».
28. Как, по мнению авторов, изменилось формирование науки? Какую причины этих изменений они указали?
29. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
30. Опираясь на знание курса, укажите любую социальную проблему, которая является предметом междисциплинарных исследований, и назовите любые три науки, её изучающие.
31. Авторы подчёркивают, что «наука превращается в непосредственную производительную силу общества». На основе текста и обществоведческих знаний сформулируйте два суждения, раскрывающие другие функции науки в обществе.
ВАРИАНТ № 2.
ЧАСТЬ 1.
При выполнении заданий 1-20 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. |
1. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы жизни общества?
1) семья, социальный конфликт; | 3) избирательные права, парламент; |
2) архитектура, музыка; | 4) деньги, собственность |
2. Понятие «личность» используется для обозначения
1) неповторимого своеобразия человека
2) деятельности человека
3) человека как отдельно взятого представителя человеческого рода
4) совокупности социально-значимых качеств человека
3. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) очистка территории парка от бытового мусора
2) принятие законодательства об охране природы
3) загрязнение почвы отходами производства
4) гибель урожая в результате летней засухи.
4. Верны ли суждения о человеке?
А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно.
Б. Человеку, как и животным, свойственны духовные потребности.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
5. Процесс приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
1) искусством | 2) творчеством | 3) наукой | 4) образованием |
6. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия, в отличие от других форм (областей) культуры, использует систему доказательств всех гипотез и теорий.
Б. Религия оказывает влияние на мировоззрение верующего.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
7. К какому виду экономической деятельности относится продажа учебников в книжном магазине?
1) обмену | 3) распределению |
2) потреблению | 4) производству. |
8. Основной мотив предпринимательской деятельности состоит в:
1) удовлетворении запросов населения; | 3) получении прибыли |
2) наполнении рынка товарами | 4) вытеснении конкурентов с рынка |
9. В стране К существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны К имеет рыночный характер?
1) министерство финансов решает вопрос о том, как предприятиям использовать полученную прибыль;
2) государство устанавливает размер заработной платы работникам;
3) производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить;
4) правительство регулирует объём денег в обращении.
10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Для рыночной экономики характерно многообразие форм собственности.
Б. Только спрос в рыночной экономике определяет рыночную цену товара.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) подростки | 3) преподаватели физики |
2) петербуржцы | 4) наёмные работники |
12. Что является примером моральной нормы?
1) нельзя бросать друга в трудной жизненной ситуации
2) неоплаченный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом
3) на новоселье первой в квартиру надо впустить кошку
4) чистить зубы следует 2 раза в день.
13. Верны ли суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение обязательно предполагает нарушения правовых норм.
Б. Любое отклоняющееся поведение разрушительно влияет на семью и общество в целом.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
14. Ученица 3-го класса общеобразовательной школы Вера занимается в секции плавания и посещает художественную школу. На каком уровне образования находится Вера?
1) начальное общее | 3) основное общее |
2) среднее профессиональное | 4) среднее общее |
15. Отслуживший в Вооружённых силах Василий поступил в колледж, чтобы получить специальность электрогазосварщика. На каком уровне образования находится Василий?
1) среднее профессиональное образование | 3) основное общее образование |
2) среднее общее образование | 4) высшее образование |
16. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество включает в себя многообразие форм и проявлений природы.
Б. Общество представляет собой обособившуюся от природы часть мира, не потерявшую связь с природой.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
17. Что относится к естественным наукам?
1) история | 3) искусствоведение |
2) математика | 4) физика |
18. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) традиционному | 3) информационному |
2) индустриальному | 4) постиндустриальному |
19. Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?
1) хозяйственную | 3) семейную |
2) религиозную | 4) политическую |
20. Верны ли следующие суждения об образовании в РФ?
А. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.
Б. В РФ предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Ответом к заданиям 21-25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы. |
21. Сравните две формы (области) духовной культуры: науку и искусство. Выберите и запишите в правую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) способствует познанию мира
2) создаёт художественные образы
3) влияет на мировоззрение человека
4) стремиться к объективности результатов.
Ответ:
Черты сходства | Черты различия | ||
22. Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ потребностей человека | ВИДЫ потребностей человека |
А. желание иметь друзей, общение Б. стремление к добру, знания В. самореализация, самоутверждение Г. наркотики Д. жилище, забота о потомстве | 1. биологические 2. социальные 3. духовные 4. ложные |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г | Д |
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23,24. |
Учёные опросили жителей страны П. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде гистограммы.
23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наименьшие доли опрошенных в обеих группах видят причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения.
2) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.
3) Наибольшие доли опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.
4) Доля тех, кто видят биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди девушек, чем среди юношей.
5) Доля тех, кто считают, что окружение определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди девушек, чем среди юношей.
Ответ: ____________
24. Результаты опроса, отражённые в гистограмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество по преимуществу негативно влияет на человека, подталкивая его к отклоняющемуся поведению.
2) Люди готовы нести ответственность за совершённые поступки.
3) Большинство опрошенных считают отклоняющееся поведение сознательным выбором человека.
4) В обществе встречаются люди, чьё отклоняющееся поведение биологически обусловлено.
5) Чаще всего отклоняющееся поведение связывается с образом жизни человека.
Ответ: ____________
25. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)В подростковом возрасте происходит жизненное самоопределение человека, формируются планы на будущее. (Б)К сожалению, подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей. (В)Подростки, как правило, отличаются повышенной конфликтностью. |
Определите, какие положения текста
- Отражают факты
- Выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ:
А | Б | В |
ЧАСТЬ 2.
Для записи ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
Прочтите текст и выполните задания 26-31. |
Взаимодействие природы и общества противоречиво. Познавая всё больше законы природы и на их основе преобразуя её, человек увеличивает свою власть над ней. Вместе с тем, общество в ходе своего развития вступает во всё более широкий и глубокий контакт с природой. Человек постоянно, изо дня в день общается с окружающей природной средой.
Воздействие общества на природу обусловливается развитием экономики, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени такого воздействия происходит расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов.
Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества.
В прошлом использование человеком сил природы и её ресурсов носило преимущественно стихийный характер: он брал у природы столько, сколько позволяли его собственные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой – с проблемой ограниченности природных ресурсов, с необходимостью бережного отношения к природе. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип – отношение научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только её сохранения, но и воспроизводства.
(по материалам интернет-издания)
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. В чём, по мнению автора, проявляется противоречивость взаимодействия природы и общества? Чем, по его мнению, обусловлено воздействие общества на природу?
28. Что автор считает результатом воздействия общества на природу? Проиллюстрируйте примером данный результат.
29. Какую новую для общества проблему породила, по мнению автора, научно-техническая революция? Укажите одно конкретное проявление этой проблемы в современном мире. В чём опасность этой проблемы для современного человечества.
30. Какая проблема затронута в тексте? Известно, что первые цивилизации появились в долинах рек, в дальнейшем экономическая специализация стран и регионов мира основывалась на наличии в них определённых природных ресурсов. Как данные факты связаны с основной проблемой текста? Найдите в тексте объяснении приведённых фактов.
31. В тексте говорится о необходимости бережного отношения к природе. Как вы, жители вашего населённого пункта, можете проявить такое отношение? (Укажите три направления).
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию.
ВАРИАНТ 1.
Часть 1.
За правильный ответ на каждое задание части 1, кроме задания 22, ставится 1 балл. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
№ задания | ответ | № задания | ответ |
1 | 4 | 15 | 3 |
2 | 1 | 16 | 3 |
3 | 2 | 17 | 3 |
4 | 1 | 18 | 1 |
5 | 1 | 19 | 1 |
6 | 3 | 20 | 2 |
7 | 1 | 21 | 1423 |
8 | 1 | 22 | 42132 |
9 | 4 | 23 | 14 |
10 | 2 | 24 | 35 |
11 | 4 | 25 | 112 |
12 | 2 | ||
13 | 2 | ||
14 | 4 |
Часть 2.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1. Наука как система знаний. 2. Наука как вид духовного производства. 3. Формирование научной картины мира. 4. Проблемный характер развития науки. 5. Роль науки в современном обществе. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным | 2 |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста | 1 |
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
27. Укажите любые три из приводимых в тексте характеристики понятия «наука».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть названы следующие характеристики понятия «наука»: 1 «система знаний о мире» 2 «вид духовного производства» 3 «особая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания» 4 «отдельные отрасли научного знания» Характеристики могут быть приведены в других формулировках | |
Указаны 3 характеристики | 2 |
Указаны 2 характеристики | 1 |
Указана только 1 характеристика ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
28. Как, по мнению авторов, изменилось формирование науки? Какую причины этих изменений они указали?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: от чётко отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной; 2) ответ на второй вопрос, например: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования Ответы на вопросы могут быть даны в иной формулировке. | |
Даны ответы на 2 вопроса | 2 |
Дан ответ только на 1 любой вопрос | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
29. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть приведены следующие примеры: 1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, то есть активно развивается сфера образования. 2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в том числе, применение новых средств связи. 3) происходит изменение экономической структуры общества, в том числе, структуры занятости; увеличивается доля работающих в наукоёмких отраслях промышленности. Могут быть приведены другие примеры | |
Приведены 3 примера | 3 |
Приведены 2 примера | 2 |
Приведён только 1 пример | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
30. Опираясь на знание курса, укажите любую социальную проблему, которая является предметом междисциплинарных исследований, и назовите любые три науки, её изучающие.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) проблема, например: процесс социализации личности 2) любые три науки, допустим: педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение. | |
Правильно названа проблема, указаны 3 науки | 2 |
Правильно названа проблема, указаны 1-2 науки | 1 |
Правильно названа только проблема ИЛИ проблема не названа при любом количестве других элементов ответа ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
31. Авторы подчёркивают, что «наука превращается в непосредственную производительную силу общества». На основе текста и обществоведческих знаний сформулируйте два суждения, раскрывающие другие функции науки в обществе.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть сформулированы следующие суждения, например: 1) наука помогает человеку объяснить процессы в природе и обществе; 2) наука предупреждает об опасных тенденциях развития общества. Могут быть сформулированы другие суждения, раскрывающие другие функции науки | |
Сформулированы 2 суждения | 2 |
Сформулировано только 1 суждение | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
ВАРИАНТ 2.
Часть 1.
За правильный ответ на каждое задание части 1, кроме задания 22, ставится 1 балл. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
№ задания | ответ | № задания | ответ |
1 | 2 | 15 | 1 |
2 | 4 | 16 | 2 |
3 | 4 | 17 | 4 |
4 | 1 | 18 | 1 |
5 | 4 | 19 | 2 |
6 | 2 | 20 | 3 |
7 | 1 | 21 | 1324 |
8 | 3 | 22 | 23241 |
9 | 3 | 23 | 235 |
10 | 1 | 24 | 345 |
11 | 1 | 25 | 122 |
12 | 1 | ||
13 | 4 | ||
14 | 1 |
Часть 2.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1. Противоречивый характер взаимодействия природы и общества. 2. Воздействие общества на природу. 3. Влияние географической среды на развитие общества. 4. 2 типа отношения общества к природе. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным | 2 |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста | 1 |
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
27. В чём, по мнению автора, проявляется противоречивость взаимодействия природы и общества? Чем, по его мнению, обусловлено воздействие общества на природу?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть названы следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: например, познавая природу, человек всё больше преобразует её, но в то же время усиливается его зависимость от природных условий (Проявление противоречивости может быть сформулировано иначе) 2) ответ на второй вопрос: развитие экономики, науки и техники, общественных потребностей, характер общественных отношений | |
Даны ответы на 2 вопроса | 2 |
Дан ответ только на 1 вопрос | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
28. Что автор считает результатом воздействия общества на природу? Проиллюстрируйте примером данный результат.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) результат: расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов (Результат может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке) 2) пример: ряд приморских стран увеличили свою территорию за счёт создания искусственных островов, строительства дамб и осушения части морского дня (расширение рамок географической среды). Может быть приведён другой пример | |
Указан результат, приведён пример | 2 |
Указан только результат ИЛИ приведён только пример | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
29. Какую новую для общества проблему породила, по мнению автора, научно-техническая революция? Укажите одно конкретное проявление этой проблемы в современном мире. В чём опасность этой проблемы для современного человечества.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) проблема: ограниченность природных ресурсов 2) проявление: например, учёные прогнозируют, что запасы нефти закончатся в ближайшие несколько десятилетий; ряд регионов мира испытывает острый дефицит пресной воды. (Может быть указано другое проявление) 3) объяснение опасности, например: исчерпание необходимых обществу ресурсов может поставить под угрозу стабильность его экономического развития и даже выживание человечества как биологического вида. Может быть дано другое объяснение | |
Правильно указана проблема, приведён пример, дано объяснение | 3 |
Правильно указана проблема, приведён пример ИЛИ правильно указана проблема, дано объяснение ИЛИ приведён пример, дано объяснение | 2 |
Правильно указана только проблема ИЛИ приведён только пример ИЛИ дано только объяснение | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
30. Какая проблема затронута в тексте? Известно, что первые цивилизации появились в долинах рек, в дальнейшем экономическая специализация стран и регионов мира основывалась на наличии в них определённых природных ресурсов. Как данные факты связаны с основной проблемой текста? Найдите в тексте объяснении приведённых фактов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верный ответ может содержать следующие элементы: 1) основная проблема текста: противоречивая взаимосвязь общества и природы 2) объяснение связи: в примере говорится о конкретных проявлениях влияния природных условий на развитие общества. (Объяснение может быть сформулировано иначе) 3) фрагмент текста: «Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества» ИЛИ «Географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества» | |
Сформулирована проблема, дано объяснение связи, приведён фрагмент текста | 2 |
Все варианты ответа, не соответствующие критериям на 2 и 0 баллов | 1 |
Сформулирована только проблема ИЛИ дано только объяснение связи ИЛИ приведён только фрагмент текста ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
31. В тексте говорится о необходимости бережного отношения к природе. Как вы, жители вашего населённого пункта, можете проявить такое отношение? (Укажите три направления).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть приведены следующие направления, например: 1) очистка загрязнённых садов, скверов, парков; 2) установка в домах счётчиков воды (экономия воды); 3) посадка деревьев, кустарников. Могут быть указаны другие направления | |
Указаны 3 направления | 2 |
Указаны 2 направления | 1 |
Указано только 1 направление ИЛИ приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа за курс 7 класса.
Итоговая работа за курс 7 класса....
Итоговая работа по курсу истории Древнего мира 5 класс
Урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют тесты....
Итоговый тест для 7 класса в формате ОГЭ
Для тренировки и для проверки знаний за курс 5-7 классов предлагаю тест в формате ОГЭ. 14 вопросов (10 формулировок из экзаменационных материалов, 4 близкие к формулировкам ЕГЭ) и часть сочинения помо...
Итоговая контрольная работа для 5 класса в формате ГИА
Итоговая аттестация по русскому языку в 5-х классах проводится в форме экзамена по текстам контрольно-измерительных материалов (КИМ), которые состоят из 3-х частей. В первую часть (частьА) включены 23...
Итоговая контрольная работа в 8 классе в формате ОГЭ
Данная контролная работа по математике в формате ОГЭ для учащихся 8 класса содержит задания по алгебре и геометрии (1 часть - обязательные результаты обучения, 2 часть - задани...
Итоговая контрольная работа за 8 класс в формате ОГЭ
Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ содержит 9 теоретических и 1 практическое задания базового, повышенного и высокого уровня сложности. Задания охватывают весь курс информатики 8 класса по тема...
Итоговая контрольная работа за 9 класс в формате ОГЭ
Содержит лексико-грамматические задания в формате ОГЭ....