Конспект по разделу ,, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА “
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Конспект по разделу ,, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА “
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razdelu_politicheskaya_sfera_.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по разделу ,, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА “
Политика – сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти.
ПОЛИТИКА
В узком смысле | В широком смысле |
Стремление к участию во власти или оказания влияния на распределение власти | Все виды деятельности по самостоятельному руководству |
определение направлений деятельности государства. (налоговая политика) |
|
это разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, отдельных личностей в делах государства
|
|
Сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная |
|
Политика - это борьба за влияние на государственные дела. |
|
Политика — это определение направлений деятельности государства. |
|
Внешняя | Внутренняя |
Политика, которая: а) имеет своим объектом мировое сообщество б) влияет на международные отношения в) определяет отношения государства с другими странами г) является важнейшим направлением в деятельности государства, | Политика, которая: а) имеет своим объектом общество б) влияет на внутренние общественные отношения в) определяет отношения внутри государства г) является важнейшим направлением в деятельности государства, |
В каких трёх измерениях рассматривается понятие «политика»?
1. Как вид человеческой деятельности
2. Как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества
3. Как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и общностями.
Подходы:
Элитарный | Население делится на управляющих и управляемых. Сущность управления обществом состоит в тщательном отборе членов правящей элиты.
|
Демократический | Большинство людей должны иметь доступ к важнейшим политическим инструментам и средствам. Сущность управления обществом состоит в определении целей развития общества.
|
Прагматический | Политика - это искусство возможного. Политика — это определение направлений деятельности государства.
|
Идеалистический | Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое Сущность управления обществом состоит в прогнозировании будущего.
|
Негативистский | Политика - это борьба за власть. Политика - это борьба за влияние на государственные дела. «Там, где начинается политика, кончается мораль». Сущность управления обществом состоит в контроле за всеми сферами общественной жизни марксистско-ленинской подход: «Политика есть прежде всего сфера взаимодействия между классами и определяется классовыми интересами».
|
Абсентеизм - это уклонение от участия в выборах.
А. Объект политики | Б. Субъект политики
| ||
Общественные институты | Общественные институты | ||
предпринимательская деятельность |
| ||
права человека |
| ||
Объект политики | Субъект политики | ||
В широком смысле | В узком смысле | В широком смысле | В узком смысле |
учреждение образования
| Оказание влияния, руководства | профсоюз | государство |
права человека |
|
| Политические оргпнизации |
предпринимательская деятельность |
| Банк, | Партия |
семейные отношения
|
| Городская и сельская община | парламентская фракция
|
|
| правление корпорации | областная Дума |
Компромисс - политическое соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок.
Политическим процессом называется цепь событий, изменяющих со временем властные отношения.
Исторический процесс - последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей
Структура политической сферы.
Государственное управление | Деятельность различных движений и партий | Борьба за власть и её защита |
Отношения людей по поводу власти | Политическая партия | Завоевание, удержание и использование государственной власти |
Особая роль больших социальных групп | Интегративная функция | Разрешение конфликта |
Политика как деятельность
Субъект политики – личность, социальные группы, политические организации, политическая элита.
Объект – общество в целом, все стороны его жизни.
Цель – реализация интересов субъектов политики. ( Главн. цель- участие во власти либо воздействие на власть)
Средства политической деятельности :
- мирные и насильственные
- организованные и агитационные,
- теоретические и дипломатические
Политические институты
1) Государство
2) Политические партии.
Функции политики (или социальное назначение) многообразны. Основными являются следующие:
• выражение значимых интересов всех слоев общества;
• объединение различных слоев населения;
• социализация личности;
• управление общественными процессами;
• разработка перспективных целей и моделей развития общества.
Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Политическая власть – различные формы взаимодействия участников политики, связанные с борьбой за власть, с выработкой и принятием государственных решений.
Политическая система – это механизм, через который осуществляется политическая власть в обществе, регулируются политические процессы и отношения.
Структура политической системы :
1. Политические институты – это государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, связанные с функционированием политической власти.
2. Политические нормы – это нормы , регулирующие отношения между классами. нациями и другими социальными группами, между личностью и государством по вопросу завоевания, удержания и использования государственной власти.
3. Политические отношения – это отношения в процессе осуществления политической власти. участники политических отношений – властвующие и подвластные.
4. Политическое сознание и политическая культура – это знания, оценки, чувства, взгляды, идеи, теории, ценности, установки, убеждения, представления субъектов политики.
Политическая система — многофункциональный механизм, включающий государственные и негосударственные социальные институты, которые осуществляют политические функции.
Подсистемы (компоненты ) политической системы | |
Подсистемы | Состав |
Институциональная ( или организационная ) | Государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления. |
Нормативная | Политические принципы. правовые ( Конституция, законы) и моральные нормы, политические традиции, уставы и программы политических объединений. |
Функциональная | Формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. |
Коммуникативная | Формы взаимодействия партий, связи между субъектами политики, общение внутри политической системы, взаимодействие гражданских организаций с органами государства |
Культурно-идеологическая | знания, ценностные ориентации, политическая идеология, политическая психология, поведенческие стандарты, характерные для политической деятельности. |
Функции политической системы
1. Руководящая роль по отношению ко всем другим системам( сферам), образующим в совокупности общество.
2. Целеполагание – т.е. определение целей и задач общественного развития, разработка политического курса власти.
3. Интегративная функция – сохранение целостности общества, предотвращение его распада, согласование многообразных интересов различных социальных групп.
4. Регулятивная функция- регламентация и упорядочение всех общественных отношений, выработка норм поведения людей во всех сферах социальной жизни.
Государство в политической системе.
Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом.
Признаки государства :
1. Наличие публичной власти
2. Суверенитет
3. Территория и административно-территориальное деление;
4. Правовая система
5. Налоговые сборы.
6. Гражданство.
7. Правоохранительные органы.
8. Силовые структуры.
9. Государственные символы.
Функции государства
Внутренние | Внешние |
1. регулирование общественных отношений 2. защита конституционного строя 3. выработка и проведение общей для страны политики в экономической, социальной, духовной сфере. 4. предотвращение и разрешение социальных конфликтов | 1. оборона страны 2. взаимовыгодное сотрудничество с другими странами. |
Внутренние функции—это направления деятельности государства по решению задач внутри государства.
| Экономическая функция—выражающаяся в формировании и исполнении бюджета, определение стратегии экономического развития государства, обеспечение разных условий для функционирования различных форм собственности, стимулирование предпринимательской деятельности. |
Социальная функция -- выражающаяся в оказании социальных услуг членам общества, социальном обеспечении граждан. | |
Правовая функция—призванная обеспечить охрану правопорядка и соблюдения законности. | |
Политическая функция— управление государством | |
Фискальная функция—сбор налогов, формирование госбюджета. | |
Культурная функция—направленная на подъем культурного и образовательного уровня граждан, создание условий их участия в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. | |
Идеологическая —создание идеи объединяющей граждан. | |
| Экологическая – природоохранная |
Внешние функции—называются основными направления деятельности государства по решению внешнеполитических задач. | Внешнеэкономическая функция – экономической сотрудничество с другими государствами. |
Функция обороны и безопасности. | |
Внешнеполитическая функция—участие в межгосударственных организациях. | |
Гуманитарная функция—борьба за мир и мирное существование. | |
Культурная функция – культурный обмен между странами на взаимовыгодной основе, научно—техническое сотрудничество. |
ФОРМА ГОСУДАРСТВА — - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. | ||
форма правления | форма территориального устройства | политический режим |
характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские | отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства | представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы |
Форма правления
Монархия — это форма правления, при которой высшая власть сосредоточена в руках единоличного правителя и передаётся по наследству.
Признаки монархии:
— высшая власть (власть монарха) передается по наследству;
— осуществляется бессрочно;
— не зависит от воли избирателей.
Республика- форма правления, при которой высшие органы власти выбираются.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — "запрет") на решения законодательного органа.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ | |||||||
монархия | республика | ||||||
Неограни- ченная (абсолют- ная) | Ограни- ченная (парла- ментс- кая) | Ограни- ченная (дуалисти- ческая) | Теократи- ческая | Выборная | Президентс- кая | Парламентс- кая | Смешан- ная |
Власть правителя никем и ничем не ограниченна. | Монарх царствует , но не правит | Двойствен-ная. Правят монарх и парламент | Светская и духовная власть в одном лице | монарх избирает- ся парла- ментом, членами монаршей семьи или другим специаль- ным органом. | президент формирует правительство и оно ему подотчетно | парламент формирует правительство и оно ему подотчетно | совместно президент и парламент формируют правительст-во |
Саудовская Аравия, Бруней. | Швеция, Дания, Великобритания, Япония, Испания, Норвегия | Иордания, Марокко. | Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней. | Малайзия, ОАЭ.(Объединённые Арабские Эмираты) | США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др. | Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) | Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Россия, Австрия и др.) |
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
I. Монархия
1. Неограниченная (абсолютная) - власть правителя никем и ничем не ограниченна.
(Саудовская Аравия, Бруней )
2. Ограниченная (парламентская) - монарх царствует , но не правит. (Швеция, Дания, Великобритания, Япония, Испания, Норвегия )
3. Ограниченная (дуалистическая) - двойственная. Правят монарх и парламент. (Иордания, Марокко.)
4. Теократическая - светская и духовная власть в одном лице. (Ватикан,
Саудовская Аравия, Бруней )
5. Выборная - монарх избирается парламентом, членами монаршей семьи или другим специальным органом. (Малайзия, ОАЭ.(Объединённые Арабские Эмираты)
II. Республика
1. Президентская - президент формирует правительство и оно ему подотчетно. (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др. )
2. Парламентская - парламент формирует правительство и оно ему подотчетно. (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др )
3. Смешанная - совместно президент и парламент формируют правительство (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Россия, Австрия и др.)
Различия парламентской и президентской республик
Президентская | Парламентская | Смешанная |
Президент (глава государства) избирается населением | Президент ( глава государства) избирается и контролируется парламентом | Президент ( глава государства) избирается населением. |
Глава правительства - президент | Глава правительства – премьер –министр (ключевая роль в управлении). | Глава правительства – премьер-министр. |
Правительство назначается президентом | Правительство формируется парламентом. | Правительство назначается президентом. |
Правительство несёт ответственность перед президентом | Правительство несёт ответственность перед парламентом. | Правительство несёт ответственность перед парламентом и президентом. |
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.
Формы государственного устройства:
1. Унитарное - это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. В нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии).
Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т. п.. и децентрализованными — Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;
2. Федеративное –это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.
В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов;
3) Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических к прочих целей.
Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество Независимых Государств). Она еще более аморфна и неопределенна, чем конфедерация.
Ныне существующая конфедерация – Евросоюз.
Политический режим.
Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический ( авторитарный, тоталитарный).
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ | ||
Демократический ( демократия) | Антидемократический | |
Авторитарный ( авторитаризм) | Тоталитарный ( тоталитаризм) |
Демократический режим — государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Признаки демократического режима:
1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);
2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
3) существование гражданского общества с его развитой структурой;
4) реальное осуществление правового государства;
5) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
6) легитимность государственной власти;
7) "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т, п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому назначению, их деятельность регламентируется законами;
8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;
9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;
10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип "дозволено все, что не запрещено законом";
12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);
13) гласность, свобода средств массовой информации от цензуры;
14) реальное действие принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
Авторитарный режим
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода "компромисс" между тоталитарным и демократическим политическими режимами.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Признаки авторитарного политического режима:
1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
2) . игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать;
4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции;
5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода "полугласность";
8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);
9) нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;
10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае
они разгоняются;
11) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере);
12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
13) "силовые" структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях;
14) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не харизматический.
Тоталитарный режим
Понятие "тоталитаризм" в буквальном смысле слова означает "весь", "целый", "полный". В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть.
Тоталитарный режим - характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).
Признаки тоталитарного политического режима:
1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании (государства чисто фашистского типа);
3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";
5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
7). господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
8) . права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;
9). экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;
10). наличие одной официальной идеологии, фактическое устранение плюрализма;
11). централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
12). бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;
14). государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.
Гражданское общество- это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций( объединений) , выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества, при этом личность и организации граждан ограждены от прямого вмешательства государственной власти.
Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером
Признаки гражданского общества
1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
2. развитая демократия;
3. правовая защищённость граждан;
4. определённый уровень гражданской культуры;
5. высокий образовательный уровень населения;
6. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
7. самоуправление;
8. конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
9. свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
10. сильная социальная политика государства;
11. многоукладная экономика;
12. большой удельный вес в обществе среднего класса.
Правовое государство – государство, в котором :
а) высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина ;
б) государственная власть связана ( ограничена ) правом.
Признаки правового государства.
1. Верховенство права. ( Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакие государственные и общественные организации - никто не освобождается от обязанности подчиняться закону)
2. Незыблемость прав и свобод человека. ( Государство обязано принимать законы , которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека).
3. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, что способствует правовому ограничению государственной власти.
Политические партии. Избирательные системы.
Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. Она включает два взаимосвязанных компонента: избирательное право и избирательный процесс.
избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов;
избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.
Избирательное право является частью конституционного права и рассматривается в узком и широком смысле. Напомним, что в узком смысле избирательное право – это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти и местного самоуправления.
Избирательное право в широком смысле включает, помимо сказанного, избирательные законы (например, Законы РФ «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.; законодательство субъектов РФ), иные акты (например, инструкции и разъяснения).
Электорат – совокупность граждан, имеющих право участия в выборах.
Типы избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.
В соответствии с мажоритарной избирательной системой вся территория страны разбивается на территориальные единицы – избирательные округа. От каждого округа избирается чаще всего только один депутат (одномандатные округа), но иногда два депутата и более (многомандатные округа). Принципиальную роль играют размеры избирательных округов. Они должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. В противном случае нарушается принцип равенства избирательных прав граждан. В самом деле, представьте, что в двух избирательных округах выбирается по одному депутату, но в первом округе насчитывается 60 тыс. избирателей, а во втором – 120 тыс. Следовательно, голоса избирателей в первом округе оказываются вдвое весомее, чем во втором.
Ещё одна характерная черта мажоритарной системы – избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет.
И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы – мажоритарная (от лат. majorite – большинство).
Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства (например, в Австралии) и относительного большинства (в США и Канаде).
В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1% голосов. Во втором – побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников. Не случайно мажоритарную систему относительного большинства называют «системой первого пришедшего к финишу».
При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Если, скажем, ни один из кандидатов не получает требуемого абсолютного числа голосов, то назначается второй тур выборов. Участвуют во втором туре только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.
Пропорциональная избирательная система распространена в современном мире более широко. Она имеет много разновидностей, но суть её состоит в следующем. Территория страны чаще всего объявляется единым избирательным округом. Политические партии, их союзы (избирательные блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избирателям предлагается проголосовать только за один из таких списков. По существу, они голосуют не за личность от той или иной партии, а за собственно партии в масштабе всей страны. В итоге после подсчёта голосов партии, участвовавшие в выборах, получают число мест в представительные органы чётко пропорционально числу отданных за них голосов, Например, если первая партия собрала 40% всех голосов, вторая – 20%, а третья – 10%, то каждая из партий получит соответственно 40, 20 и 10% мест в парламенте. Иными словами, депутаты первой партии будут иметь численное превосходство в два и четыре раза по сравнению с другими партиями.
Пропорциональная система обеспечивает более справедливое, чем мажоритарная, соотношение между полученными голосами и местами в парламенте. С её помощью в органах власти представлена реальная картина противоборства и расстановки политических сил.
Политическая партия — стабильная политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.
По идеологическому признаку партии бывают :
- либеральные,
- консервативные,
- социал-демократические,
- коммунистические,
- фашистские и др.
Либеральные и консервативные партии отстаивают ценности свободы и достоинства личности, идею естественных, неотчуждаемых прав человека, его ответственность перед самим собой и обществом. Они выступают за активизацию крупного частного сектора, ограниченное вмешательство государства в экономическую жизнь, проведение социальной политики в пользу нетрудоспособных слоёв общества. Однако, в отличие от либеральных, консервативные партии подчёркивают свою приверженность традиционным ценностям. К ним относятся: закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, сильное иерархическое государство.
Социал-демократические партии отстаивают ценности демократического социализма: свободу, солидарность, справедливость. В экономической сфере они выступают за плюрализм форм собственности, среди которых большое место наряду с частной занимает государственная собственность; в политической – за правовое государство, политический плюрализм, постепенно устранение классовых привилегий, консенсус при разрешении возникающих спорных вопросов; в социальной – за перераспределение доходов в пользу малоимущих, создание достойных человека условий жизни и труда.
Одни коммунистические партии сегодня примыкают по своим идейно-теоретическим воззрениям к социал-демократам. Они отказались от идеи диктатуры пролетариата и ориентируются на эволюционный путь перехода к социализму. Другие – по-прежнему отстаивают идеи революционного переустройства общества, применения насилия к противникам революционных преобразований.
Фашистские партии ориентированы на политическое и идейное принуждение человека во имя идеалов нации и государства. Фашистская политико-идеологическая доктрина включает идеи расового неравенства и превосходства одной нации над другими, тоталитарного государства, безграничной власти вождя, культа войны и насилия, пренебрежительного отношения к человеку.
По типу политической программы различают :
- левые партии (коммунистические, социалистические), защищающие интересы социальных низов;
- правые партии (либеральные, консервативные), защищающие интересы высшего класса;
- центристские партии (социал-демократические), защищающие преимущественно средний класс.
Подчеркнём, что в настоящее время многие партии стали утрачивать свой сугубо классовый характер и провозгласили себя «народными партиями» (или партиями «для всех»). Они стремятся разработать такую предвыборную программу, за которую бы проголосовало большинство избирателей.
По организационному признаку партии подразделяются на :
- массовые и
- кадровые.
Массовые партии – многочисленные объединения со сложной организационной структурой, постоянным членством.
Кадровые формируются вокруг группы лидеров и характеризуются аморфностью партийной организации, отсутствием фиксированного членства.
По отношению к проводимой политике различают : правящие партии и партии оппозиционные (от лат. oppositio – противопоставление).
В настоящее время в демократических странах сложилось два типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная.
Двухпартийная система та, при которой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Причём одна обеспечивает себе большинство голосов избирателей и становится партией большинства в парламенте, а другая заседает в нём на правах партии меньшинства. Права меньшинства не только не уменьшаются, но, напротив, защищаются сложившимися традициями и нормативными документами. Например, во время проведения парламентских дебатов партия меньшинства может выступать по тому или иному вопросу, участвовать в голосовании и др. Двухпартийная система обычно базируется на мажоритарном избирательном законе. Классическим примером двухпартийной системы являются США, где из множества политических партий только две – республиканская и демократическая – попеременно побеждают на выборах.
Многопартийная система складывается чаще всего под влиянием пропорциональной избирательной системы. Здесь за победу в выборах борются несколько (не менее трёх) однопорядковых по своему влиянию партий. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса (от лат. compromissum – соглашение, достигнутое путём уступок) и объединения. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и межпартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Последние иногда насчитывают 5-6 партий, которые, сложив голоса свои представителей в парламенте, обретают большинство.
В России Президент назначает, как вы знаете, Председателя Правительства с согласия Государственной Думы. При выборе кандидатуры он должен принимать во внимание партийный состав Думы, чтобы избежать конфронтации с ней и, как следствие, политического кризиса. Не случайно в президентских республиках наиболее острая предвыборная борьба ведётся именно за президентское кресло.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Политическая культура – это система политических взглядов. знаний и политических чувств, политических оценок, политических традиций, обычаев и норм, существующих в обществе.
Факторами формирования политической культуры являются:
- Знания граждан о политической системе
- Личное участие граждан в формировании политической системы
Компонентах политической культуры:
- Знания, полученные индивидом о политике и политической системе.
От глубины и истинности политических знаний во многом зависит уровень политической культуры.
- Эмоциональные ориентации.
Имеется ввиду политические восприятия, переживания, чувства, эмоции по отношению к политической деятельности, политическим лидерам и т.д.
- Оценочные ориентации.
Умение оценить политические явления, суждения, мнения относительно политических объектов и субъектов.
- Политическая практика.
Ее содержанием являются политические поступки, межгрупповые, межличностные политические отношения, политические речи, выступления и т.д.
Функции политической культуры.
1. Познавательная – это повышение политической информированности и компетенции.
2. Воспитательная- это стремление к политическому осмыслению социальных процессов, развитие гражданской ответственности, политической этики.
3. Регулятивная – это воздействие граждан на политический процесс – индивидуально и через институты власти и гражданского общества.
4. Защитная – это нацеливание на защиту экономической, социально-политической, духовной и экономической сфер общества.
5. Коммуникативная – это передача политической культуры общества через СМИ новым поколениям, обмен политической информацией.
6. Интегративная – это консолидация всех слоёв , классов и наций общества на основе доминирующих общегражданских ценностей, идей, традиций, норм и тпринципов политического общежития.
Типы политических культур, по Г.Алмонду и В.Вербе ( амер. политол.) | |||
Патриархальный или тип общин | Подданнический или тип субъекта | Активистский, или тип участника | ,,Культура гражданина “ или смешанный тип |
Отсутствие интереса к политической жизни, политические ориентации неотделимы от религиозных и социальных | Присутствует сильная приверженность к су- ществующим в стране политическим инсти- тутам и режиму влас- ти, низкая индивидуа льная активность | Уделяет много внимания политике, гордится политической системой своей страны, стремится влиять на власть. | Участие в политике без энтузиазма, интерес к политическим новостям, неучастие в политических организациях. |
Уровни политической культуры:
- Политическая культура общества
- Политическая культура социальной и национальной группы
- Политическая культура личности
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Местное самоуправление – самостоятельная, под свою ответственность , деятельность населения по решению непосредственно или через органы самоуправления вопросы местного значения. ( это одна из форм народовластия)
Муниципальное право – это право местного самоуправления.
Муниципальное право РФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения . возникающие в процессе организации местного самоуправления.
Предметы ведения местного самоуправления
1. Отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления ( например, государственная регистрация актов гражданского состояния)
2. Вопросы местного значения
- Принятие и изменение уставов муниципальных образований
- Владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.
- Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
- Содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений.
- Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения.
- Охрана общественного порядка.
- Регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований.
- Другие вопросы местной жизни.
Решения органов местного самоуправления по вопросам своего ведения могут быть отменены только в судебном порядке.
Различия между органами местного самоуправления и местной властью
Местное самоуправление | Местная власть |
Не входит в систему органов государственной власти ( самостоятельно, автономно) | Входит в систему органов государственной власти. |
Не контролируется государственной властью. | Подчиняется подконтрольна вышестоящим органам государственной власти |
Существует на общественных началах. | Существует на деньги налогоплательщиков. |
Органы выборные | В большинстве случаев назначаемая. |
Органы имеют сроки полномочий. | Если назначаемая, то срок службы не установлен. |
Относится к институтам гражданского общества. | Относится к государственным институтам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Политическая сфера" в 10 классе
Тесты и задания по обществознанию по теме "Политическая сфера" для 10 класса по учебнику Л.Н. Боголюбова...
Тест "Политическая сфера"
Можно использовать на итоговом уроке в 9 классе при закреплении первой главы: "Политическая сфера"...
тест по обществознанию 9 класс к разделу "Политическая сфера"
в этом тесте представлены задания двух уровней сложности, подобные заданиям ЕГЭ по обществознанию....
Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.
Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...
Контрольная работа по разделу «Политическая сфера» (11 класс)
Контрольная работа по разделу «Политическая сфера»...
Конспект по разделу ,, Социальная сфера “
Конспект по разделу ,, Социальная сфера “...
Конспект урока обществознания в 11 классе по теме "Политическая сфера и политические институты".
На данном уроке продолжается изучение темы «Политика и власть», первой темы новой главы. в соответствии с требованиями ФГОС, в ходе самостоятельной работы с учебником и групповой работы с ...