Программа спецкурса "Изучаем Конституцию"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Программа спецкурса по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_izuchaem_konstitutsiyu.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

«ИЗУЧАЕМ КОНСТИТУЦИЮ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанным на праве. Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов.. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у ученика чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность.

Данный материал направлен на то, чтобы:

а) воспитать социально активных и законопослушных граждан;

б) сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям;

в) выработать у учащихся собственные представления и установки, основанные на современных правовых ценностях, необходимые для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции.

Воспитание правового сознания на уроках права связано с формированием и закреплением демократических представлений и взглядов, таких ориентиров поведения и ценностей, как достоинство, свобода и справедливость. Свобода человека – это вариант поведения, когда реализация интересов человека сочетается с уважением интересов других лиц, общества, государства. Но воспитание правосознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе, общении со сверстниками. Данный курс направлен на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор жизненной позиции.

Цели: воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.

Задачи: 

1. Систематизировать знания учащихся в сфере права.

2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства.

3. Дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе.

4. Донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека.

5. Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.

Курс рассчитан 33 часа.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

тема

дата

количество часов

1

История появления конституции

1

2

Истоки конституционализма

1

3-4

Конституции зарубежных стран

2

5

История становления и развития Конституции РФ

1

6-7

Советские конституции

2

8

Конституция РФ

1

9

Конституционный строй РФ

1

10

Основы правового статуса личности

1

11

Гражданство

1

12-13

Конституционные права и свободы

2

14

Конституционно-правовой статус РФ

1

15

Субъекты Федерации

1

16-17

Разделение властей и условия их взаимодействия

2

18-19

Органы власти Российской Федерации

2

20-21

Избирательная система РФ

2

22

Уполномоченный по правам человека

1

23

Президент РФ

1

24

Федеральное собрание РФ

1

25-26

Совет Федерации России

2

27-28

Государственная Дума

2

29

Правительство РФ

1

31-30

Судебная власть в РФ

2

32

Конституционный суд

1

33

Местное самоуправление

1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его значение. Мыслители Древнего мира, Средних веков и Нового времени о государстве и обществе. Конституционализм. Возникновение государства. Платон и его модель «идеального государства». Томас Гоббс «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». «Великая хартия вольности». «Декларация независимости» 4 июля 1776 года.

Реформаторская деятельность Александра I и движение декабристов. Первые попытки конституировать политические отношения. Манифест 17 октября – начало демократического конституционализма. 1906 г. – принятие «Основных государственных законов Российской империи». Теория «отмирания права». Задача права в социалистическом обществе. Первая советская конституция 1918 года, ее особенности. 1922 г. – образование СССР. Конституция СССР 31 января 1924 г. Конституция СССР 5 декабря 1936 г. – общественное и государственное устройство, система управления, права и обязанности граждан, избирательная система и государственные символы. 7 октября 1977 г. – Конституция СССР. СССР – «развитое социалистическое общество». Принцип разделения властей.

Причины конституционного кризиса 90-х годов. 1993 г. – противостояние Верховного Совета и Президента (с одной стороны) с Правительством (с другой стороны). 14 сентября 1993 г. – Указ 1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Достоинства и недостатки Конституции РФ. Россия – демократическое государство. Принципы и ценности демократии. Суверенитет. РФ – правовое государство. Признаки правового государства. Отражение принципов правового государства в положениях Конституции РФ.

Государство как система властных органов. Закрепление суверенитета в Конституции РФ. Конституционное значение понятия «гражданин Российской Федерации». Суверенитет личности. Статус гражданина. Свобода личности и права человека. Народовластие. Суверенитет народа. Три главные формы осуществления народом власти. Непосредственная демократия. Верховенство права. Государственный суверенитет. Идеологический плюрализм. РФ – полноправный член мирового сообщества. Политический плюрализм. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Идея прав человека в истории человечества. Понятия «право человека» и «свобода человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы – гуманистические основы жизни общества. Право на равенство, жизнь, свободу, защиту со стороны закона. Право на свободу совести и религии. Презумпция невиновности. Политические права и свободы: свобода мысли, слова и объединений, право участвовать в управлении делами государства.

Социальные права

Право на достойный уровень жизни.

Прожиточный минимум.

Социальная помощь.

Забота об инвалидах.

Культурные права

Термин «культурные права».

Стремление человека к культуре.

Право на образование.

Право на участие в культурной жизни.

Государство и обеспечение равенства в правах на культуру.

Экономические права

Право на собственность.

Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ о владении собственностью.

Право на труд и отдых.

Деятельность государства по предотвращению безработицы.

Конституционные обязанности

Многонациональное государство. Понятие суверенитета. Полный суверенитет. Передача части прав федеральному руководству. Право народа на свободу в составе федерации. Автономные образования в составе федерации. Формы государственного устройства. Формы федеративного устройства. Что такое симметричная и асимметричная федерация? Разделение полномочий в федеративном государстве. Основные этапы российского федерализма. Понятие федерации. Унитарное государство. Конфедерация. Субъекты РФ. Основные права субъектов федерации.

Власть и порядок в обществе. Теория разделения властей. Три ветви власти и их особенности. Глава государства – кто он? Учреждение поста Президента. Ответственность Президента за судьбу народа. Органы государства и Президент. Права и обязанности Президента. Порядок избрания Президента. Функции Президента. Проблема уровня полномочий Президента. Импичмент. Прекращение обязанностей Президента.

РФ – государство с республиканской формой власти. Парламент – орган представительной власти в демократическом государстве. Контроль за действиями Президента и правительства. Подготовка и принятие законов. Две палаты Российского парламента. Совет Федерации: его состав и полномочия. Государственная Дума: состав, полномочия, порядок подготовки и принятия законов, роспуск. Выборы парламента.

Организация исполнительной власти. Силовые министерства. Проблемы функционирования исполнительной власти. Нормативные акты, регулирующие деятельность Правительства. Председатель Правительства. Министры. Задачи Правительства: экономические и внешнеполитические, социальные и культурные. Доверие Правительству. Отставка Правительства.

Как осуществляется правосудие в России. Какие суды входят в систему судебной власти. Независимость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд присяжных. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд – контроль за конституционностью законов и решений. Прокуратура. Надзор за соблюдением законности. Санкция прокурора.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п

Тема

Цели,

задачи

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Литература

1

2

3

4

5

6

1

История появления конституции. Истоки конституционализма

Сформировать у учащихся представление о понятии «конституционализм» и условиях возникновения идеи конституции и принятия первых конституций. Способствовать осознанию учащимися необходимости возникновения первых в мире конституций в письменной форме

1) Рассмотреть определения конституционализма, выделить ключевые слова; сравнить определения.

2) Определить, какое определение имеет узкий, а какое широкий смысл.

3) Предложить учащимся прочитать выдержки из работ Платона «Государство», Аристотеля «Политика», Т. Гоббса «Левиафан» и ответить на вопросы:

а) Каковы причины появления законов?

б) Каковы цели возникновения государства?

в) Какова взаимосвязь человека и государства?

Мозговой штурм (слова-ассоциации).

Чтение,  высказывание  своей  точки  зрения

 (ПОПС-формула), анализ текста и ответы на поставленные вопросы, подготовка сообщения о конституции, ее особенностях

Антология мировой политической мысли в пяти  томах. – М., 1977.

Великая хартия вольностей. – М., 1918.

Мишин А. А. Государственное право США. – М., 1976.

Гражданин и Конституция, Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». – М., 1997.

Мы, народ… Российская Конституция. – М., 1998.

Современные зарубежные конституции. – М., 1992.


.

2

Конституционный вопрос в России. Советские конституции

Рассмотреть, какие были предприняты попытки конституировать политические отношения. Показать, с какими трудностями и противоречиями шла Россия к установлению основ конституционного строя.

Сформировать у учащихся представление о государственном устройстве и некоторых сферах общественной жизни в СССР

1) Рассказать о реформаторской деятельности Александра I и движении декабристов как о первых попытках создания конституции.

2) Николай II и Манифест 17 октября, провозглашавший начало демократического конституционализма.

3) Предложить учащимся ответить на вопросы:

а) Осознавало ли российское общество в XIX в. необходимость введения конституции?

б) Когда были приняты Основные государственные законы, выполнявшие роль «конституции» и стала ли монархия в России конституционной после их принятия?

4) Как соотносятся право и политика в разные периоды развития общества?

Беседа о деятельности Александра I и декабристов.

Доклад об основных положениях Манифеста 17 октября и его значении.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем. Сравнивают причины принятия Конституции в РСФСР и СССР и Конституции США.

Учащиеся разбиваются на группы и анализируют темы:

I группа – определить особенности первой Советской Конституции 1918 г.

II группа – Конституция 1924 г.: структура, организация власти.

III группа – структура, общественное устройство, государственное устройство, система управления, права и

Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М., 1997.

Кареев Д. С. Основной закон Советского Социалистического государства. – М., 1963.

Мы, народ… Российская Конституция / под ред. Л. В. Лапшиной, П. Г. Положевца. – М.: Ассоциация «За гражданское образование», 1998.


обязанности граждан

(1936 г.)

IV группа – Конституция 1977 года: цели и задачи государства, свободы и обязанности граждан

3

Конституция Российской Федерации – основной закон государства

Способствовать четкому осознанию учащимися причин принятия новой Конституции РФ, соответствующей новой общественно-политической и экономической обстановке.

1) Записать слова-ассоциации к слову «конституция».

2) Рассказ учителя о принятии Конституции РФ

1) Учащиеся называют слова-ассоциации.

2) Самостоятельно дают определение понятию «конституция».

3) Работа в группах:

I группа – определить достоинства Конституции.

Конституция

Российской Федерации. – М., 2004.

Сформировать представление о процессе принятия Конституции

II группа – выделить недостатки Конституции

Энциклопедический словарь. – М., 1997.

История современной России 1985–1994. Экспериментальное учебное пособие. – М., 1995.

Мы, народ… Российская Конституция. – М., 1998.

4

Основы конституционного строя

Познакомить учащихся с основами конституционного строя в РФ

Предложить учащимся ответить на вопросы:

1) Каков смысл статьи I Конституции РФ?

2) Какие характеристики даются РФ в Конституции?

Учащиеся отвечают на вопросы, используя уже имеющиеся знания.

Записать в тетради.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1997.

Конституционное


3) Что означают демократическое государство, демократия?

4) Какие основные признаки правового государства отражены в положениях Конституции РФ?

5) Какие принципы правового государства отражены в положениях Конституции РФ?

6) Охарактеризовать ст. 6 Конституции РФ

Работа с Конституцией.

Работа с Конституцией

право / под ред.
А. Е. Козлова. – М., 1997.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1996.

5

Основные права и свободы человека

Развивать представление учащихся о правах человека как социальной ценности.

Изложить содержание основных прав человека.

Показать, что без обязанностей нет прав

1) Рассказ учителя об идее прав человека в истории человечества (права человека во Франции, идея прав человека в США).

2) Проанализировать. Сравнить понятия «право человека» и «свобода человека».

3) Сравнить положения Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ.

4) Организовать работу над высказыванием: «Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее».

5) Предложить учащимся классифицировать права человека

Слушают и записывают основные положения.

Работа с понятиями. Анализ тестов.

Высказывают свое мнение.

Распределяют права человека по группам:

1) экономические;

2) политические;

3) социальные;

4) личные;

5) культурные.

Права человека. Сборник международно-правовых документов – М., 1990.

Азаров А. Я. Права человека. – М., 1990


.

6

Федеративное устройство

Углубить представления учащихся о федерализме, разделении власти между центром и регионами.

Показать основные формы государственного устройства, развить знания учащихся об особенностях устройства РФ

Предложить учащимся ответить на вопросы:

а) Какие вам известны формы государственного устройства?

б) Что такое федерация?

в) Когда Россия начала создавать федеративное государство по демократическим принципам?

г) Каковы особенности устройства РФ согласно Конституции 1993 г.?

д) Каковы типы субъектов РФ по Конституции?

е) Каковы полномочия субъектов Федерации?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 1998.

Энциклопедический словарь. – М., 1997.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1997

7

Президент

РФ – глава государства

Познакомить учащихся с принципом разделения властей.

Рассмотреть роль президента в государстве.

Сформировать представления учащихся о полномочиях Президента как главы государства, его функциях и степени ответственности за свою страну

1) Предложить учащимся записать, что они знают по данной теме.

2) Организовать работу с текстом Конституции (глава 4).

3) Лекция с элементами беседы: когда в России был учрежден пост Президента и почему? 4) Предложить учащимся ответить на вопросы, используя текст Конституции РФ:

а) Каков порядок избрания Президента РФ?

б) При каких условиях обязанности Президента прекращаются?

Работа в тетради.

Анализ, составление кластера «Полномочия Президента».

Работа со ст. 92 и 93 Конституции РФ

Коваленко А. И. Конституционное право России. – М., 1977.

Лидеры XXI в. – М., 1996.

Медушевский А. Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравни-тельной Конституции РОР. – М. 2003


.

8

Федеральное собрание – парламент Российской Федерации

Сформировать у учащихся представление о сущности законодательной власти.

Познакомить учащихся с функциями и структурой парламента.

Развивать умение работать с текстом документа, охарактеризовать процедуру принятия законов

Лекция, в которой освещаются следующие вопросы:

а) Что такое парламент, парламентаризм?

б) Функции Совета Федерации и Государственной Думы.

в) Порядок формирования Совета Федерации.

г) Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации

Беседа.

Работа с текстом Конституции

Конституция

Российской Федерации. – М., 2003.

Мы, народ… Российская Конституция / под ред.

Л. В. Лапшиной,

П. Г. Положевца. – М.: Ассоциация «За гражданское образование», 1998.

9

Правительство Российской Федерации – исполнительная ветвь власти

Сформировать общее представление об исполнительной ветви власти в Российской Федерации.

Познакомить учащихся со структурой правительства, его компетенцией и порядком формирования

1) Организация беседы по вопросам: что такое правительство, кто является председателем правительства?

2) Лекция по темам: как формируется и какую роль выполняют правительства при разных формах правления; каковы правовые основы деятельности правительства; что представляет собой система органов исполнительной власти; как формируется правительство РФ.

Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение.

Слушают и осуществляют работу с текстом Конституции

Основы государства и права. Под ред. Кутафина О. С. – М., 1992.

Конституция РФ – М., 2003.

Политология энциклопедических словарей. – М., 1993


.

10

Судебная власть в Российской Федерации

Сформировать у учащихся представления о судебной власти в РФ и условиях их деятельности.

Познакомить учащихся с компетенцией Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов и прокуратуры

Организуется самостоятельная работа учащихся с помощью приема инсерт (заметки на полях).

Учитель координирует деятельность учащихся

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2004.

2. Алиасберг, Н. И. Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению для 8–9 классов средней общеобразовательной школы. – СПб.: Специальная литература, 1998. – 480 с. – ISBN
5-7571-0108-3.

3. Варывдин, В. А. Учебно-методический комплекс. Основы права: альбом схем, таблиц и определений. – М.: Педагогическое общество России, Изд. дом «Ноосфера», 1999. – 164 с. – ISBN 5-93134-030-0.

4. Иоффе, А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 240 с. – ISBN
5-8393-0145-0.

5. Ищенко, В. М. Изучаем Конституцию Российской Федерации: учеб.-метод. пособие для преподавателей обществ. дисциплин, учащихся старших классов, студентов высших и средних спец. учебных заведений. – Чебоксары: КЛИО, 1997. – 108 с. – ISBN 5-86977-033-5.

6. Кашанина, Т. В., Кашанин, А. В. Основы государства и права: учебник для 9 класса общеобразоват. учрежд. – 2-е изд., дораб. – М.: Витта-Пресс, 2003. – 256 с.: ил. – ISBN 5-7755-0518-2.

7. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2003.

8. Любимов, А. П. Конституция Российской Федерации: альбом таблиц и схем. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. – М., 1998. – 142 с. – ISBN 5-89123-224-3, ISBN 5-86225-719-5.

9. Мы, народ… Гражданин и Конституция: курс для старших классов средней школы: планы уроков / пер. с англ. Русская версия Н. Воскресенской, П. Положевца. – М.: ЗАО «Учительская газета». – 1997.

10. Мы, народ… Российская Конституция: курс для старших классов средней школы: планы уроков / Н. М. Воскресенская, А. Н. Иоффе, А. Ф. Никитин / под ред. Л. В. Волошиной, П. Г. Положевца. – М.: ЗАО «Учительская газета», 1998. –190 с.

11. Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы / под ред. акад. О. Е. Кутафина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1996. – 360 с. – ISBN 5-7357-0036-7.

12. Пронькин, В. Н., Гутников, А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. Т. 1: учеб. пособие для 8–11 кл. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2000. – 512 с. – ISBN 5-87795-064-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать разв...

«Конституция России» (ко дню конституции 12 декабря)

Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию позна...

Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...

Сценарий классного часа к 20 - летию Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить адаЦели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования уч...

презентация ко дню конституции игра "Мы знаем Конституцию"

Игра для 10-11 классов по истории и теории российской Конституции...