20_02_8класс_общество_роль государства в экономике
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
20_02_8класс_общество_роль государства в экономике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20_02_8klass_obshchestvo_rol_gosudarstva_v_ekonomike.docx | 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Роль государства в экономике | |||||||
Тип урока | Изучение нового материала | |||||||
Дата урока | ||||||||
Образовательные ресурсы |
http://ant-m.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/prezentacija/rol_gosudarstva_v_ehkonomike/5-1-0-7 | |||||||
План урока |
| |||||||
Цель урока | Создать условия для формирования представления о способах воздействия на экономику, которые может использовать государство. | |||||||
Формы и методы обучения | Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах. | |||||||
Основные понятия и термины | Налогообложение, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет. | |||||||
Планируемые результаты | ||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетенция | |||||||
Научатся: определять способы воздействия на экономику, которые может использовать государство; называть круг экономических проблем, регулирующих любым государством. Получат возможность научиться: строить логические цепочки рассуждений; ставить учебные задачи; самостоятельно искать пути решения проблемы. | Учебно-познавательные и коммуникативные компетенции Умеют: выступать с устными сообщениями; представлять собственную точку зрения; выступать устно с результатами своего исследования с помощью компьютерных средств. | |||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||
Этапы урока | Время(мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организа-ции совзаимо-действия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Знакомит с темой, целями и планом урока | Записывают тему и план урока в тетрадь | фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей | Записи в тетради | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
2 Актуализация заданий | 3 | Беседа по тепе «Роль государства в экономике» | Организует диалог с учащимися по вопросам: - Как осуществляется экономический выбор в условиях ограниченности ресурсов? В чем заключаются функции экономических систем? Кто и как защищает права собственности? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: Общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о роли государства в экономике, формируют ответы на вопросы учителя; дополняют и расширяют имеющиеся представления об экономике; Логические – строят логическую цепь рассуждения | Устные ответы | |
3 Изучение нового материала | 20 | 1. Презентация «Роль государства в экономике» | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. | 1. Индиви-дуальная | Познавательные: Общеучебные – умеют структурировать задания; дополняют и расширяют имеющиеся знания; составляют диалог, строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти); используют знаково-символические средства для решения учебных задач; Логические – строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. | 1. Записи в тетради. | |
2. Самостоятельная работа с материалом учебника, с. 132-134: б) записать новые термины. | 2. Формулирует задание, осуществляет контроль, организует беседу по вопросам: - назовите экономические задачи государства. Что помогает справится с этими задачами государству? | 2. Выполняют задания. | 2. Индиви-дуальная | 2. Задания в тетради, беседа по вопросам. | ||||
3. Работа со схемой «Налоги» (см. приложение 1 на с. 73). | 3. Знакомит со схемой, приводит примеры, проверяет усвоение материала при заполнении таблицы «Налогооблажение» (см. приложение 2 на с. 73). | 3. Разбирают ситуации, заполняют таблицу. | 3. Работа в парах | 3. Устный опрос. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4. Задания в рабочей тетради: №1,2 стр. 54. | 4. Пояснение задания в рабочей тетради. | 4. Выполняют задания в рабочей тетради | 4. Индивидуальная | 4. Проверка заданий в рабочей тетради | |||
5. Работа с материалами учебника, стр. 136-139 | 5. Формулирует задание, Организует беседу по вопросам: - Что такое бюджет? Из чего состоит бюджет государства? Что мы называем дефицитом бюджета? | 5. Читают текст отвечают на вопросы. | 5. Фронтальная | 5. Беседа по вопросам. | |||
4 Первичное осмысление и закрепление | 7 | Задание на закрепление терминов и понятий (устный кроссворд)(см. Приложение 3 на стр. 74) | Проводит устный кроссворд | Отвечают на вопросы кроссворда | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Устный кроссворд. |
5 Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний. | Проводит беседу по вопросам: - назовите круг экономических проблем, регулируемых любым государством. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство? Зачем государству необходимы налоги? | 1 Отвечают на вопросы 2 Определяют свои эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке. Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала. | Беседа по вопросам |
6 Домашнее задание | 2 | Параграф 17. Задание в рабочей тетради: №6, с.55 | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивиду-альная |
Схема «Налоги»
НАЛОГИ | |
Прямые | Косвенные |
1. 2. 3. | |
Ситуации:
Приложение 3 |
Вопросы устного кроссворда
- Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называются… (факторы производства)
- Соперничество, борьба за достижение результатов в каком-либо деле (конкуренция)
- Желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу (спрос)
- Желание и возможность продавцов продать конкретный товар (предложение)
- Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется… (рыночное равновесие)
- Самостоятельная, инициативная деятельность людей, направленная на получение прибыли, называется…(предпринимательство)
- Обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества, называется… (налог)
- Свободный план сбора доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов, называется…(государственный бюджет)
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс
ТЕМА: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
Цели:
1. Помочь учащимся овладеть знаниями функций государства в экономике и умением оценивать его регулирующую роль.
2. Познакомить учащихся с важнейшими механизмами государственного регулирования экономики – налогообложением и государственными расходами.
3. Способствовать формированию активной гражданской позиции, что будет способствовать дальнейшей успешной социализации учащихся.
4. Продолжить работу над формированием у учащихся умения извлекать необходимую информацию из различных источников информации.
Ход урока.
- АПЗ (работа с понятиями) (прием «Чистая доска»)
Факторы производства, главные вопросы экономики, типы экономических систем, предпринимательская деятельность, индивидуальная трудовая деятельность, предприятие (фирма); государство(организация власти осуществляющая управление обществом), экономика (хозяйство).
И сегодня на уроке мы должны выяснить, в какой зависимости находятся государство и экономика, каким образом государство влияет на экономику?
До 20 века господствовало мнение, что государство должно как можно меньше «править» экономикой, а в рыночной экономике рынок сам регулирует производство и всю экономику, но есть масса проблем, которые может решить только государство, а одним предпринимателям это сделать не под силу. Какие же это задачи? Из предлагаемого перечня выберите те, которые не могут быть решены без участия государства.
- Охрана окружающей среды
- Безработица
- Защита права собственности
- Бесплатное образование
- Оборона страны
- Выплата пенсий и стипендий
- Регулирование трудовых отношений между работником и работодателем.
- Помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Итак, все эти проблемы невозможно решить без активного участия государства.
? Ребята, а что необходимо государству для решения этих проблем? Правильно, необходимы средства.
? А откуда государство может взять эти средства?
Итак, основным источником средств являются налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (запись в тетради).
Налоги появились с возникновением государства. Налоги очень разнообразны. Давайте выясним, какие виды налогов существуют в нашей стране.
? –работа с текстом учебника стр.135 (заполнение схемы)
НАЛОГИ
? Проверка выполнения задания.
Говоря о налогах мы будем встречаться с понятиями объект налога (то, с чего платится налог), субъект налога (тот, кто платит налог).
? Выполнение задания №6 Р.Т.
За историю человечества существовали самые разнообразные виды налогов.
? Маркировка текста (Задание №7 Р.Т.)
+ - знаю
! – новое, удивило
? – новое, вызвало вопросы
? С какой же целью вводились все эти налоги?
У нас, конечно, нет таких экзотических налогов, но самым распространенным из прямых налогов является подоходный налог. Ставка этого налога – 13%. Что это значит? А это значит, что 13% от своего дохода, например, зарплаты, мы отдаем государству. Много это или нет? У вас на столах лежат цветные листочки, на них записаны цифры, представьте, что это размер вашей зарплаты. Давайте подсчитаем, какую сумму мы заплатим в качестве подоходного налога. Озвучьте цифры. Поднимите руки, кто считает, что эти деньги не надо отдавать государству, и те, кто считает, что эти налоги надо платить.
? Почему вы так считаете?
? работа с текстом «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»
? Приведите доводы в защиту того, что налоги платить просто необходимо.
Итак, собранные государством налоги идут на оборону, образование, медицину, пенсии, пособия, науку, охрану окружающей среды.
Государство считает все доходы и планирует, сколько и на что будет расходовать. Государственный бюджет – это роспись доходов и расходов государства. Это очень важный документ, составляемый правительством и принимаемый парламентом и президентом.
ГОСБЮДЖЕТ
? Используя текст учебника (стр.137) приведите примеры статей дохода и статей расхода.
В каком соотношении между собой находятся ДОХОДЫ И РАСХОДЫ?
? Задание № 10 Р.Т.
-проверка выполнения задания (работа с определениями дефицит, профицит, сбалансированный бюджет)
Как же государство может справиться с дефицитом бюджета? Уменьшить расходы или увеличить доходы (повышение налогов, внутренний и внешний долг).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Итак, ребята, может ли экономика обойтись без государства? Какова роль государства?
- ИГРА: «СНЕЖНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМ» (первый ученик называет понятие по теме, второй повторяет название и предлагает свое, и т.д. Задействованы 5-6 учащихся, один фиксирует все названные понятия и контролирует правильность выполнения задания. Допустивший ошибку – выбывает из игры. Можно усложнить задание: не только назвать понятие, но и дать ему определение).
Д/З: параграф 17, схемы; подсчитать, сколько за год налогов платит ваша семья (учесть все виды налогов).
Используемый УМК:
Боголюбов Л.Н. Обществознание 8 класс. М., Просвещение, 2012 г.
Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки 8 класс. М., Просвещение, 2012 г.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2012 г.
Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил.
(или Познавательный урок)
Доможаков Иван Алексеевич (МИФНС РФ №3 по РХ)
Качайло О.А., Качайло Д.И. Доможаков И.И.
Расскажу вам дети сказку
О налогах и о том,
Для чего налоги платят…
Здесь, пожалуй, и начнём.
Жил на свете Лев Петрович -
Очень умный господин!
Он умел скрывать доходы
И налоги не платил.
Думал он: «Зачем делится?
Часть зарплаты отдавать?
Ведь никто не обеднеет.
И никто не будет знать,
Что налоги не плачу я.»
Но однажды получил
Лев Петрович извещенье,
Чтоб налоги оплатил.
Посмеялся наш почтенный
Очень умный господин,
Извещенье разорвал он
И листочки проглотил.
В тот же миг он зашатался…
Закружилось всё кругом,
На диван прилёг бедняга
И уснул глубоким сном.
Так проспал он ровно сутки
И мгновенно постарел!
Очень сильно испугался,
Когда в зеркало смотрел.
Побежал он на работу,
А в конторе говорят:
«Лев Петрович, вы на пенсию
Отправлены 5 лет назад!»
Ушёл наш друг ни с чем с работы
И думает: «Как дальше жить?
Как теперь мне быть без денег?
Кто-то должен мне платить!
Ах да, конечно, государство!
Пойду я в Пенсионный фонд.
Пусть мне пенсию назначат,
Я поеду на курорт!»
Но в фонде этом отвечали,
Что не получит деньги тот,
Кто раньше не платил налоги,
Кто прятал раньше свой доход!
«Вы не подумали, милейший, -
Ему сотрудник говорил, -
Что пенсию тому лишь платят,
Кто в срок налоги все платил.
Когда налоги люди платят,
Часть их на пенсию идёт,
Чтоб в старости им не работать,
А всё же получать доход!»
Пошёл обратно Лев Петрович…
И чуть не плачет: «Как же быть?
Быть может, поискать работу?
Ведь нужно дальше как-то жить!»
И так он вдруг разволновался,
Что стало плохо старику.
Вдруг заболело сильно сердце,
И закололо вдруг в боку.
Побрел скорее он в больницу,
Скорей к врачу попасть хотел.
Но говорят ему медсестры,
Что у врача так много дел.
Один остался он в больнице
И не справляется совсем…
У государства мало денег,
Чтобы платить зарплату всем.
Врачи сейчас большая редкость,
А все случилось потому,
Что кто-то не платил налоги,
Ах, как не стыдно же ему!
Ведь из налогов начисляют
Зарплату медикам, врачам,
Еще военным, полицейским
И даже всем учителям.
Тут Лев Петрович извинился
И вновь по городу побрел…
Ему в больнице не помогут,
Ведь нету средств и на укол!
Заплакал дедушка: «Что делать?
Пусть все вернется… Я хочу
Опять работать, быть моложе!
Я все налоги заплачу!»
И только это произнес он,
Как завертелось всё вокруг,
И снова ноги подкосились,
Уснул мгновенно здесь наш друг.
Очнулся снова через сутки -
Опять красивый, молодой,
Опять имеет он работу…
Теперь гордится он собой!
Ведь больше прибыль не скрывает,
Налоги платит точно в срок!!!
А ты, дружок, успел освоить
Тобой прочитанный урок?!
Доходы бюджета 2013 года определены на уровне 12,87 триллиона рублей, расходы — на уровне 13,39 триллиона. При этом уровень ВВП оценен в 66,52 триллиона рублей, а инфляция по итогам года — в 5,5%.
Итак, кому и сколько запланировало выделить государство:
На статью “социальная политика” – почти 4 триллиона рублей.
На здравоохранение – 500 миллиардов рублей.
Образование – более 607 миллиардов рублей. Поддержка школ, вузов и детских садов; обучение талантливой молодежи в лучших зарубежных университетах; повышение зарплаты педагогов и медиков.
Почти 1,5 триллиона рублей казна потратит на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
Более 1,6 триллиона рублей – на поддержку национальной экономики.
Примерно десятая часть бюджета уйдет на капремонт и содержание федеральных автотрасс.
Больше 200 миллионов рублей потратят на закупку специализированного автотранспорта для проведения Олимпиады в Сочи.
120 миллионов рублей направят на возмещение затрат при оформлении крестьянами в собственность земли.
3,7 миллиарда рублей на поддержку проектов, отобранных президентской комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики.
100 млрд рублей на поддержку культуры и кинематографии.
Поддержка циркового искусства обойдется казне в миллиард рублей.
Поддержка кинематографии – 7,4 миллиарда.
На физкультуру и спорт 53,8 миллиарда рублей.
Материнский капитал в 2013 году составит 408,9 тысяч рублей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль государства в экономике
Презентация к уроку экономики в 10 классе по теме "Роль государства в эконмике"...
конспект урока обществознание по теме "Государство и экономика"
К уроку обществознания по теме "Государство и экономика", мною подготовлена презентация и план урока....
презентация к уроку "Государство и экономика"
К уроку обществознания по теме "Государство и экономика", мною подготовлена презентация, в которой показаны все используемые государством методы воздействия на экономику. Эта презентация поможет усвои...
Контрольная работа Роль государства в экономике. 9 (11) класс
Контрольная работа по разделу Роль государства в экономике, включая тему Налоги. Может быть использована га уроках в 9 классе, если дети изучают предмет в средней школе, или в 11 классе, если эк...
Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."
Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...