16_01_общество_6класс_общение
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Общение»
Предмет | Обществознание | Класс - 6 | ||
Программа по обществознанию 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, издательство «Просвещение» | ||||
Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей. | ||||
Задачи: планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
- сформировать у учащихся представление о средствах общения и его формах; - раскрыть роль общения в жизни человека; | -приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения. | - получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности, ориентации в межличностных отношениях | ||
УУД | ||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | |
- находить информацию в различных источниках; - владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы | - планировать и ставить цели деятельности в группе; - оценивать степень достижения результатов | - понимать позицию другого; - излагать свое мнение, уметь его корректировать; - организовать работу в группе; - преодолевать конфликты; - добиваться поставленных целей - умение слушать и слышать своих одноклассников, - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, - умение точно выражать свои мысли | - аргументированно оценивать свое и чужое поведение; - воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи. | |
Тип занятия: занятие по сообщению нового учебного материала | ||||
Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ) | ||||
Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с текстом, мозговой штурм, кодирование информации, игра, эвристическая беседа, опрос, письменная форма рефлексии — телеграмма. | ||||
Основные термины и понятия: общение, вербальные средства общения, невербальные средства общения, служебное общение, повседневное общение, ритуальное общение, убеждающее общение, барьеры общения | ||||
Вид используемых средств ИКТ, аппаратное обеспечение: АРМ учителя, мультимедийная презентация Power Point | ||||
Образовательные интернет-ресурсы: - www HYPERLINK "http://www.zavuch.ru/".zavuch.ru - proshcolu.ru | ||||
Организационная структура урока | ||||
Этапы урока | Формы и методы | Время | ||
1 Организационный этап | Подготовка учащихся к работе на уроке. | 1 | ||
2 Этап актуализации опорных знаний. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Вхождение в тему урока. | Работа с видеосюжетом, беседа учителя, мозговой штурм, создание проблемной ситуации | 7 | ||
3 Целеполагание | Постановка проблемы | 1 | ||
4 Этап открытия нового знания. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Первичная проверка знания | Объяснение учителя, упражнение ассоциации, групповая работа с текстом, | 10 | ||
5 Практическое изучение нового материала с использованием различных информационных источников. Первичное закрепление. | Кодирование информации — создание кластера, работа с различными информационными источниками ( иллюстрации, текст, диаграмма) | 10 | ||
6 Этап проверки понимания учащимися нового материала. | Обобщение полученных знаний с использованием материалов презентации, дискуссия по поставленному вопросу. | 5 | ||
7 Этап закрепления нового материала. Проверка и коррекция полученных результатов. | Закрепление у учащихся знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. | 2 | ||
8 Этап инструктажа по выполнению домашнего задания | Сообщение учащимся домашнего задания. Разъяснение методики его выполнения, требований к результатам | 2 | ||
9 Подведение итогов урока. | Рефлексия (телеграмма, завершение фразы) | 7 |
Ход урока
Название этапа | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1 | Организационный этап | Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учеников. | Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность |
2 | Актуализация опорных знаний | Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия | Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Смешарики».(Слайд 1) Видеосюжет (1-я часть) Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так происходит? (Слайд № 2) | Смотрят видеосюжет. Отвечают на вопросы учителя. |
3 | Целеполагание | Сформулировать тему урока. Поставить цель урока. | Знакомит учащихся с высказыванием Марка Твена "Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок – радость общения..."(слайд № 3) и побуждает учеников высказывать собственное мнение. Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (слайд № 4 тема урока «Общение») Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей, напоминает им, что общение это один из видов деятельности, и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность? (слайд 5) Далее предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели. Записывает поставленную учащимися цель на доске.
| Высказывают свое понимание мысли Марка Твена. Формулируют тему урока: «Общение» Отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с потребности, мотива, цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат. (слайд 6) (слайд 7) Формулируют цель урока. (слайд 8) Цель: Понять, что такое Общение и какова его роль в жизни людей. План урока: 1.Понятие общения 2.Средстваобщения 3. Барьеры общения
(слайд № 9) |
4 | Открытие нового знания | Развивать умение учащихся работать с понятиями из словарей , учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы | Организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия «общение». Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение. (слайд 10). Обобщает все сказанное ученикам: Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее: -обмен информацией; -взаимопонимание; -взаимодействие (слайд № 11). Задает вопрос учащимся: Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое общение? (слайд 12 Задание 1) Раздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание: внимательно прочитать и дополнить кластер. Философский словарь– «Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности» (1) Психологический словарь «Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению» (2) В толковом словаре В. Даля слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. (3) Напоминает ученикам правила работы в группе. Контролирует выполнение работы. После дополнения кластера делает вывод: Общение – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности. (Слайд № 13) Итак, мы узнали, что такое общение, но для чего люди общаются, каковы цели общения? (слайд 14 Задание 2) Каким образом происходит общение? Давайте рассмотрим средства общения О них вы узнаете, прочитав в учебнике с.68-69. (слайд 16 Задание 3). Учитель: Назовите средства общения. | Называют свои ассоциации к понятию «общение».
Отвечают на вопрос учителя. Можем посмотреть в словарях. В группах знакомятся с определениями понятия «общение», анализируют и подбирают дополнения к составленному кластеру. Записывают определение понятия «общения» в тетрадь. Ученики работают с учебником, стр. 68 Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому, установление взаимопонимания, развитие человека. ( слайд 15) Называют средства общения: Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация, голос, взгляд, поза, движения). (слайд № 17) |
5 | Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление | Полученную информацию применить на практике | Чтобы лучше понять как сочетаются средства общения поработаем по-цепочке (слайд 18 Задание 4). Попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом: здравствуйте, спасибо, молодец. Подводит учащихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».
Посмотрите на диаграмму (Слайд № 19), здесь показано какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения. К какому выводу можно прийти? Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. | По-цепочке произносят слова. Анализируют данные диаграммы. |
6 | Этап проверки понимания учащимися нового материала. |
| Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения. (слайд 20) Почему возникают барьеры общения? Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между людьми? (слайд 21) Какой смысл заложен в этой иллюстрации? | Ученики высказывают свое мнение. Работают с иллюстрацией. Нежелание увидеть, услышать другого. Неумение донести до другого свои собственные мысли диаграммы |
7 | Обобщение коррекция полученных результатов | Обобщить полученные знания. | 2-я часть мультфильма «Опыт общения» Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому: (слайд 22) «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а руку протянуть. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». М.М.Рощина. | Осмысливают полученную информацию |
8 | Домашнее задание | Закрепить знания, полученные на уроке, знать правила общения с разными людьми. | (слайд 23) Предлагает по группам (рядам)составить и записать правила общения с родителями, с ровесниками, со взрослыми | Записывают задание в дневник |
9 | Рефлексия | Соотнесение цели урока и результата | (слайд 24 Задание 5) Телеграмма Расшифруйте слово «общение», каждую букву слова используйте для того, чтобы дать характеристику понятия «общение» (слайд 25) Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей? Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль…(слайд № 26)
Выставление оценок за урок. Выражение благодарности за плодотворное общение. (слайд 27) | Выполняют упражнение «телеграмма» объединение, близость, щедрость, единение, необходимость, искренность, единство. Анализируют свою деятельность по достижению цели. Самая главная цель общения состоит в том, чтобы….. В ходе общения происходит….. Результатом общения можно считать…. |
Приложение
1 группа
Философский словарь: «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.»
2 группа
Психологический словарь – «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.»
3 группа
Толковый словарь В. Даля – «Общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.»
Список литературы.
- Философский словарь М. «Просвещение» 1998г.
- Психологический словарь М. «Просвещение» 2000г.
- Тренинги с подростками. Волгоград. 2008г.