Рабочая программа по Обществознанию 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п. Новый Урал
Рабочая программа
по учебному предмету
Обществознание
для основного общего образования
5 класс (ФГОС)
на 2015–2016 учебный год
Составитель:
Архипова Елена Владимировна,
учитель истории и обществознания
п. Новый Урал, 2015
Оглавление
- пояснительная записка
- общую характеристику учебного процесса
- описание места учебного предмета и курса в учебном плане
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
- содержание учебного предмета
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- планируемые результаты изучения учебного предмета и курса
- приложения
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобразования и науки РФ от 17.12. 2010 г №1897);
- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ п. Новый Урал;
- Учебного плана МОУ СОШ п. Новый Урал 2015-2016 учебный год;
- Федерального перечня учебников;
- Годового календарного графика МОУ СОШ п. Новый Урал на 2015-2016 учебный год;
Материалы для составления рабочей программы:
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию (М. Просвещение 2010 г.)
Рабочей программы Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.] – 2-е изд., доработ. – М.: – Просвещение, 2013. – 63 с.
Цели: - развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие
Задачи: - создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
- общую характеристику учебного процесса
Форма организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно- коммуникативные, здоровьесбережения.
Методы обучения по уровню познавательной деятельности: частично – поисковые, дискуссионные, проблемные, репродуктивные; фронтальные, групповые и индивидуальные работы.
Содержание курса строится на основе системно-деятельностного подхода. «Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследования, научном аппарате комплекса общественных наук.
Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
В учебном плане обществознанию отводится 35 часов. Из них 70% - обязательного времени, 30%-вариативного. Вариативное время отведено для совместной распределенной проектной деятельности обучающихся, ориентированной на получение социально-значимого продукта. Особенность содержания учебной деятельности, заключается в разных формах урочной и внеурочной деятельности, в том числе содержание проектных и исследовательских форм учебной деятельности.
- описание места учебного предмета и курса в учебном плане.
Учебный предмет обществознание предметной области обязательной части учебного плана общественно-научных предметов.
В учебном плане МОУ СОШ п. Новый Урал в соответствии с Годовым календарным графиком на 2015-2016 учебный год на учебный предмет обществознание в 5 классе отведено 35 часа в год (1 час в неделю).
4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса.
Личностными результатами выпускников 5 класса основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
-мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками 5 класса основной школы проявляются в:
-умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
-овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую
(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
-оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
-определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
-относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
-знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
- содержание учебного предмета.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | практические работы | контрольные работы | |||
1. | Ведение | 1 | 1 | ||
2. | Глава 1. Человек | 5 | 4 | 1 | |
3. | Глава 2. Семья | 5 | 3 | 2 | |
4. | Глава 3. Школа | 6 | 5 | 1 | |
5. | Глава 4. Труд | 6 | 4 | 2 | |
6. | Глава 5. Родина | 10 | 8 | 2 | |
7 | Обобщение и повторение знаний по курсу «Обществознание» | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 35 | 26 | 8 | 1 |
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Основные темы. Количество часов | Содержание | Виды учебной деятельности |
Введение (1 час) | Значение изучения общества для че-ловека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. | Усвоить, что «общество» и «человек» это понятия и сло-жные системы для изучения |
Глава 1. Человек (5 час). Загадка человека (2 часа) | Цели и ценность человеческой жиз-ни. Природа человека. Человек – би-ологическое существо. Отличие человека от живых. Наследствен-ность | Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность че-ловеческой жизни. Характе-ризовать и конкретизировать конкретными примерами био-логическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и живот-ных |
Отрочество – осо-бая пора жизни (2 часа) | Отрочество - особая пора жизни. Особенности подросткового возрас-та. Размышления подростка о буду-щем. Самостоятельность – показа-тель взрослости | Описывать отрочество как – особая особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоя-тельности как показателя взрослости. |
Практикум по главе «Человек» (1 час) | ||
Глава 2. Семья (5 час). Семья и семейные отношения (1 час). | Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы | Показывать на конкретных примерах меры государствен-ной поддержки семьи. Срав-нивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Ис-следовать несложные практи-ческие ситуации, связанные с отношениями в семье, типич-ными для разных стран и ис-торических периодов. Выра-жать собственную точку зре-ния на значение семьи. |
Семейное хозяйство (1 час) | Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства | Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. |
Свободное время (1 час) | Свободное время. Занятия физкуль-турой и спортом. Телевизор и ком-пьютер. Увлечения человека. Значи-мость здорового образа жизни | Исследовать несложные прак-тические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описы-вать и оценивать собственные увлечения в контексте возмо-жностей личностного разви-тия. Характеризовать значи-мость здорового образа жизни |
Практикум по главе «Семья» (2 часа) | ||
Глава 3. Школа (6 час) Образование в жизни человека (2 часа) | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования | Исследовать несложные си-туации из жизни человека и общества, раскрывающие зна-чимость образования в наше время и в прошлом. Описы-вать ступени школьного обра-зования |
Образование и са-мообразование (2 часа) | Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться | Характеризовать учебу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведе-ний, выявлять позитивные ре-зультаты учения. С опорой на конкретные примеры характе-ризовать значение самообра-зования для человека. Оцени-вать собственное умение учи-ться и возможности его раз-вития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний |
Одноклассники, сверстники, друзья (1 час) | Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс | Использовать элементы при-чинно – следственного анали-за при характеристике социа-льных связей младшего под-ростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Ил-люстрировать примерами зна-чимость товарищеской под-держки сверстников для чело-века. Оценивать собственное умение общаться с одноклас-сниками и друзьями. |
Практикум по главе «Школа» (1 час) | ||
Глава 4. Труд (6 час) Труд – основа жизни (2 часа) | Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотво-рительность и меценатство | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятель-ности человека. Различать ма-териальную и моральную оце-нку труда. Приводить приме-ры благотворительности и меценатства. Определять соб-ственное отношение к различ-ным средствам достижения успеха в труде |
Труд и творчество (2 часа) | Труд и творчество. Ремесло. Приз-наки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве | Различать творчество и ре-месло. Раскрывать признаки мастерства на примерах тво-рений известных мастеров |
Практикум по главе «Труд» (2 часа) | ||
Глава 5. Родина (10 час) Наша родина – Россия (2 часа) | Наша родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Российской Федерации. Многонациональное го-сударство. Русский язык – государ-ственный. Любовь к Родине. Что зна-чит быть патриотом | Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федера-ции». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором нахо-дится школа. Характеризовать особенности России как мно-гонациональго государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявле-ния патриотизма |
Государственные символы России) НРЭО Символы Варненского района. (2 часа | Государственный символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государствен-ных символов. | Описывать основные государ-ственные символы Российс-кой Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать до-полнительные источники ин-формации для создания коро-тких информационных мате-риалов, посвященных госу-дарственным символам Рос-сии. Знать символы Варненского района. |
Гражданин России (2 часа) | Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязан-ности граждан. Гражданственность. Юные граждане России какие права человек получает от рождения | Объяснять и конкретизиро-вать примерами смысл поня-тия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязан-ности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного вы-полнения гражданских обя-занностей. Приводить приме-ры и давать оценку проявле-ниям гражданственности, представленным в СМИ |
Мы-многонацио-нальный народ НРЭО национальности проживающие в родном поселке. (2 часа) | Россия – многонациональное госу-дарство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Мно-гонациональная культура России. Межнациональные отношения | Характеризовать и конкрети-зировать примерами этничес-кие и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического про-шлого и современной жизни российского общества прояв-ления толерантного отноше-ния к людям разных нацио-нальностей. Опиание национальностей роного кря. |
Практикум по главе «Родина» (2 часа) | ||
Урок обобщения и закрепления знаний по курсу «Обществознание» 5 класс 2 часа | Знать основные положения курса. Уметь: - анализиро-вать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебни-ка, выделять главное. |
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
«Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф. Издательство «Просвещение» 2012г.
Обществознание 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2012 г.
Людмила Иванова: Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к уч. Боголюбова. ФГОС, Издательство: Просвещение, 2012 г.
Средства обучения
Компьютер
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.iurizdat.ru/editions/ofTicial/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание
http://standart.edu.ru/ - сайт Федерального государственного образовательного стандарта
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов. Детское образование и воспитание.
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://www.fipi.ru - ФИПИ
http://school-collection.edu.ru/catalog/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по предметам и классам– планирования, методические материалы, энциклопедия «Кругосвет»
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
Всеросс. Олимпиада школьников http://rosolymp.ru/
http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
Права человека в России http://www.hro.org
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru
Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru
Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.r
Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова http://lesson-history.narod.ru
Научно-образовательные ресурсы Интернет.
8. планируемые результаты изучения учебного предмета и курса
Личностные :
Будут сформированы не менее 55%
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
Получат возможность для формирования не менее15 %
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметне результы:
Будут сформированы не менее 40%
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
Получат возможность для формирования не менее10 %
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
Предметные результаты освоения содержания программы по обществознанию:
Будут сформированы не менее 35%
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
Получат возможность для формирования не менее 10 %
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Критерии оценивания по обществознанию.
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
9.Приложения
Контрольно- измерительные материалы.
Тематическая проверочная работа «Человек. Семья»
Вариант I.
Часть I.
- Качества, данные ребенку уже при рождении:
- Инстинкт 2) воспитанность 3) речь 4) гуманность
- Человек – это существо…
- социальное 2) биологическое 3) биосоциальное 4) разумное
- К биологическим свойствам человека не относится:
1) способность передвигаться 2) способность к прямохождению 3) способность трудиться 4) способность воспитывать потомство
- Что из перечисленного человек может наследовать от своих родителей?
- Воспитанность 2) способности 3) правила поведения 4) чувства
- Период жизни, связанный с возникновением новых чувств, переживаний, со сменой настроения:
- Детство 2) юность 3) отрочество 4) старость
- Уверенность в своих силах и желание попробовать себя в не знакомом деле:
- Самостоятельность 2) непослушание 3) деятельность 4) своеволие
- Социальная группа, основанная на родственных связях:
- государство 2) семья 3) общество 4) родня
- Что является главным предназначением семьи как части общества?
- Физическое развитие человека 2) организация совместного труда 3) появление новых поколений 4) получение образования
- Под чьей защитой по Конституции РФ находится семья?
- Армии 2) полиции 3) правительства 4) государства
- Где отражены основные права несовершеннолетнего ребенка в нашей стране?
- В Конституции РФ 2) в Гражданском кодексе РФ 3) в Трудовом кодексе РФ 4) в Семейном кодексе РФ
- Денежные средства семьи – это
- Материальные ресурсы 2) финансовые ресурсы 3) денежные ресурсы 4) капитал
- Как называется семья, в которой живут дети и их родители?
- однопоколенная 2) двухпоколенная 3) трехпоколенная 4) счастливая
- Для чего необходимо свободное время школьнику?
- Для выполнения домашнего задания 3) для обучения в школе
- Для выполнения домашних обязанностей 4) для активного отдыха
- Занятие человека, увлечение, которому он готов посвятить много времени, ради которого готов жертвовать чем-либо другим:
- Отдых 2) хобби 3) работа 4) труд
- Время, которое остается после выполнения основных дел:
- Свободное 2) каникулы 3) выходной 4) рабочее
Часть II.
- Вставь пропущенное слово: «Быть человеком – значит чувствовать … за свои поступки.
- Какому понятию соответствуют следующие признаки: 1) кровные родственники 2) общее хозяйство 3) общие финансовые ресурсы.
- Что из перечисленного ниже может составлять доходы семьи: 1) заработная плата родителей 2) стипендия старших детей 3) плата за пребывание в детском саду 4) пособие на младших детей 5) пенсия бабушки и дедушки 6) оплата телефонных разговоров
- Установите соответствие между видами ресурсов семьи и их примерами;
Ресурсы семьи Примеры:
- Финансовые ресурсы а. самообслуживание
- Трудовые ресурсы б. счет в банке
- Материальные ресурсы в. деньги
г. работа на дачном участке
д. бытовая техника
Часть III.
- Что такое самостоятельность? Приведите два противоположных примера проявления самостоятельности подростками.
- В тех предложениях выскажи свое отношение по поводу следующего высказывания: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком».
Тематическая проверочная работа «Человек. Семья»
Вариант II.
Часть I.
- Что из перечисленного передается по наследству:
- Цвет глаз и волос 2) занимаемая должность 3) выбор профессии 4) любовь к чтению книг
- На чем основаны действия животного?
- На сознании 2) на инстинкте 3) на мышлении 4) на разуме
- Что из перечисленного относится к социальным признакам человека?
- Объем головного мозга 2) отсутствие волосяного покрова 3) забота о потомстве 4) необходимость общения
- Проявление благородства и самоотверженности, честности и внимания к тем, кто слабее и беззащитнее:
- Воля 2) рыцарство 3) характер 4) храбрость
- Социальная группа, объединяющая кровных родственников или близких людей:
- Класс 2) племя 3) семья 4) нация
- Увлечение чем-либо в свободное время:
- Привычка 2) хобби 3) работа 4) учеба
- Примером использования свободного времени может быть:
- Выполнение домашнего задания 2) занятие спортом 3) уборка комнаты 4) школьный урок
- Главное предназначение семьи:
- Чтобы продолжался человеческий род 3) заниматься хозяйственной деятельностью
- Чтобы люди не скучали в одиночестве 4) помогать государству
- Государство, оказывая помощь молодым семьям:
- Осуществляет выплаты при рождении ребенка 3) дарит молодым семьям квартиру
- Устраивает молодых родителей на работу 4) дает возможность переехать в другой город
- Умение вести домашнее хозяйство:
- Экономика 2) работа 3) труд 4) финансы
- Предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов семьи на определенный период времени:
- Список 2) бюджет 3) рекомендация 4) проект
- Ресурсы семьи, как правило, всегда:
- Зависят от заработной платы 2) являются материальными 3) ограничены 4) требуют дополнительных расходов
- Бытовые удобства, благоустроенность и уют жилища:
- Комфорт 2) роскошь 3) хобби 4) рачительность
- Что из перечисленного является активным отдыхом?
- Прогулка в парке 2) чтение книги 3) просмотр телепередачи 4) компьютерная игра
- Верны ли следующие суждения:
А. Семья – обязательная часть любого общества.
Б. Основой семьи является желание жить вместе, растить и воспитывать детей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
Часть II.
- Вставь пропущенное слово: «Семья, в которой вместе с детьми и родителями живут бабушка и дедушка, называется…»
- Какому понятию соответствуют следующие признаки: 1) бережно расходует ресурсы семьи, 2) заботиться о порядке в доме, 3) планирует домашние дела.
- Какие из перечисленных качеств характеризуют подростка: 1) быстрый рост тела 2) мечтательность 3) стремление к самостоятельности 4) стабильная нервная система 5) хорошо сформированный организм
- Установи соответствие:
Этапы человеческой жизни: Характеристика этапов:
- Отрочество А) В этом возрасте человек, накопивший немалый жизненный опыт, заслуженно пользуется уважением
- Юность Б) человек имеет возможность в полной мере пользоваться правами, выполнять обязанности, реализовывать способности
- Зрелость В) Все еще впереди, возраст счастливой безмятежности
- Старость Г) в этом возрасте часто меняется настроение, многое человек уже умеет, но не всеми правами может пользоваться
Часть III.
- Приведите три примера роли в семье в жизни общества и государства.
- В тех предложениях выскажи свое отношение по поводу следующего высказывания: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому».
Тематическая проверочная работа «Школа. Труд»
Вариант I.
Часть I.
- Деятельность человека по овладению знаниями, умениями, навыками – это:
- Общение 2) учеба 3) труд 4) игра
- Уметь учиться – значит:
- Иметь хорошие оценки 2) считаться хорошим учеником 3) правильно организовывать свой труд 4) уметь списывать домашнее задание
- Наилучшее время для выполнения домашнего задания:
- С 16 до 17 часов 2) с 17 до 18 часов 3) с 15 до 16 часов 4) с 20 до 21 часа
- С какого возраста начинается обучение в большинстве стран мира?
- 4 года 2) 6 лет 3) 7 лет 4) 8 лет
- С какого класса начинается основная школа?
- С 1 класса 2) с 5 класса 3) с 9 класса 4) с 10 класса
- Самостоятельно организованные занятия, направленные на удовлетворение потребности в познании – это:
- Воспитание 2) самовоспитание 3) образование 4) самообразование
- Люди, близкие по возрасту:
- Друзья 2) родственники 3) однофамильцы 4) сверстники
- Какое качество наиболее важно для дружбы?
- Желание дарить подарки 3) умение уважать чужое мнение
- Стремление соглашаться с чужим мнением 4) нежелание обсуждать трудные вопросы
- Верны ли суждения:
А. Образование в нашей стране можно получить, обучаясь дома.
Б. Дополнительное образование можно получить и вне учебного заведения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
- Что является источником всякого богатства?
- Деньги 2) золото 3) труд 4) серебро
- Какая черта необходима людям творческих профессий?
- Фантазия 2) коллективизм 3) практичность 4) планирование
- Продукт, выставленный на продажу:
- Услуга 2) товар 3) заработная плата 4) труд
- Платой за труд является:
- Заработная плата 2) премия 3) похвала 4) повышение в должности
- Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других людей:
- Творчество 2) деятельность 3) учеба 4) работа
- Человек, достигший высшего искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество:
- Ремесленник 2) ученик 3) мастер 4) работник
Часть II.
- Вставь пропущенное слово: «Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, называется _______».
- Перечислите три ступени, которые относятся к профессиональному образованию.
- Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «поощрение за качественный труд». Укажите лишнее: 1) премия 2) грамота 3) похвала 4) взыскание 5) повышение 6) вознаграждение
- Установите соответствие:
- Современная школа а) телесные наказания
- Старая русская школа б) совместное обучение мальчиков и девочек
в) раздельное обучение
г) одиннадцатилетнее обучение
д) двенадцатибалльная система оценок
Часть III.
- Чему учит школа? Сформулируйте ответ в трех предложениях.
- Что создается трудом? Приведите примеры продуктов труда.
Тематическая проверочная работа «Школа. Труд»
Вариант II.
Часть I.
- Процесс приобщения к знаниям, накопленным предыдущими поколениями:
- Наука 2) чтение 3) образование 4) опыт
- В каком классе заканчивается основная школа?
- В 4 классе 2) в 5 классе 3) в 9 классе 4) в 11 классе
- Строгая последовательность действий по решению какой-нибудь задачи:
- Комфорт 2) деятельность 3) алгоритм 4) тест
- Обязательным образованием в нашей стране является:
- Высшее 2) дополнительное 3) начальное 4) общее
- Полное среднее общее образование предполагает обучение:
- Девятилетнее 2) одиннадцатилетнее 3) десятилетнее 4) восьмилетнее
- Примером самообразования является:
- Компьютерная игра 2) просмотр журнала мод 3) чтение научно-популярного журнала 4) посещение дискотек
- Все твои одноклассники по отношению к тебе:
- Друзья 2) ученики 3) сверстники 4) подростки
- Какой пример лучше всего характеризует дружбу:
- С другом приятно поговорить 3) друг всегда может одолжить денег
- С другом можно сходить в кино 4) другу ты всегда готов прийти на помощь
- Верны ли суждения:
А. Профессию можно получить, только закончив высшее учебное заведение.
Б. Любое образование в нашей стране бесплатно.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
- Источником всякого богатства служит:
- Золото 2) товар 3) труд 4) знания
- Что из перечисленного составляет плату за труд?
- Похвала 2) премия 3) штраф 4) заработная плата
- Художник, работающий по шаблону, без выдумки и фантазии:
- Мастер 2) гений 3) ремесленник 4) живописец
- Человек, достигший мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные:
- Талант 2) ремесленник 2) мастер 4) художник
- Признаком творчества является:
- Стандарт 2) трафарет 3) новизна 4) копирование
- Делание добра, помощь нуждающимся, полезная для общего дела деятельность:
- Меценатство 2) благотворительность 3) добродетель 4) потребность
Часть II.
- Вставьте пропущенное слово: «Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей называется …».
- Какие три ступени включает в себя общее образование?
- Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «образование». Укажите лишнее: 1) школа 2) религия 3) урок 4) знания 5) умения
- Установите соответствие:
Часть III.
- Перечислите любые три вида культурно-бытовых услуг, предоставляемых в современном обществе.
- Что значит уметь учится? Сформулируйте ответ в трех предложениях.
Тематическая проверочная работа «Родина»
Вариант I.
Часть I.
- Союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования:
- Конфедерация 2) федерация 3) конституция 4) общество
- Что из перечисленного является субъектом Российской Федерации?
- Штат 2) департамент 3) край 4) муниципалитет
- Какой из городов является субъектом Российской Федерации?
- Санкт-Петербург 2) Екатеринбург 3) Казань 4) Новосибирск
- В каком символе России есть двуглавый орел?
- Флаг 2) герб 3) гимн 4) знамя
- Какой из флагов – символов России –красного цвета:
- Знамя Победы 2) императорский флаг 3) флаг Военно-морского флота 4) государственный флаг РФ
- Форма правления, означающая в переводе «власть народа»:
- Аристократия 2) демократия 3) монархия 4) анархия
- Верны ли суждения:
А. Герб Российской Федерации изображается на паспорте гражданина страны.
Б. Герб Российской Федерации изображается на денежных знаках России.
- Человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, подчиняющийся его законам и имеющий определенные права и обязанности:
- Патриот 2) депутат 3) делегат 4) гражданин
- Основной закон страны:
- Конституция 2) кодекс 3) устав 4) декларация
- Назовите правильное чередование цветов на флаге Российской Федерации:
- Белый, красный, синий 2) красный, белый, синий 3) белый, синий, красный 4) синий, красный, белый
- Двуглавый орел появился на гербе России при:
- Иване Калите 2) Иване III 3) Петре I 4) Екатерине II
- Кто является автором слов гимна Российской Федерации:
- В.А.Жуковский 2) А.Ф.Львов 3) Пьер Дегейтер 4) С.В.Михалков
- Что указывает на принадлежность группы людей к одной национальности:
- Общая территория проживания 2) общая религия 3) общие язык и культура 4) общее правительство
- Все население Российской Федерации – это:
- Русские 2) россияне 3) один народ 4) одна нация
- Любовь к Родине – это:
- Гражданство 2) долг 3) патриотизм 4) обязанность
Часть II.
- Вставьте пропущенное слово: «Принадлежность человека к той или иной нации называется ____________».
- Что и почему является лишним: 1) Удмуртская Республика 2) Москва 3) Пермский Край 4) Сибирь
- В каких из указанных случаев русский язык используется как государственный: 1) в международных переговорах 2) в театре при постановке пьесы 3) в официальных государственных документах Российской Федерации 4) в общении представителей народов России 5) при изучении во всех школах России.
- Вставь пропущенные в тексте слова, используя список слов, представленный ниже: «Гражданин – это человек, который принадлежит …(1) государства, подчиняется его …(2) и имеет определенные права и …(3). Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы, защищать Отечество, платить налоги, бережно относиться …(4). Достойный …(5) – это …(6) своей Родины.
Список слов: гражданин, патриот, законы, природные богатства, обязанности, население, правительство.
Часть III.
- Что объединяет народы Российской Федерации? Составьте не менее трех предложений.
- Что такое гимн? В каких случаях принято исполнять гимн государства?
Тематическая проверочная работа «Родина»
Вариант II.
Часть I.
- Наиболее точное определение понятия «федерация»:
- Край, республика 2) государство 3) союз, объединение 4) конституция
- Словосочетание «субъект Российской Федерации» означат:
- Полноправный участник 2) независимая территория 3) колониальное владение 4) автономная единица
- Каждый субъект Российской Федерации имеет:
- Свою армию 2) свой высший закон 3) свою таможню 4) свой суд
- К субъектам Российской Федерации не относится:
- Край 2) республика 3) автономная область 4) штат
- Какой из городов является субъектом Российской Федерации:
- Пермь 2) Москва 3) Ижевск 4) Иркутск
- Какой нард не имеет свое национальное образование в составе Российской Федерации:
- Удмурты 2) русские 3) Якуты 4) монголы
- Устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях:
- Народность 2) гражданство 3) национальность 4) патриотизм
- Решение важных государственных вопросов путем всенародного опроса:
- Голосование 2) выборы 3) референдум 4) анкетирование
- Представитель народа избранный гражданами в Государственную Думу:
- Президент 2) делегат 3) депутат 4) сенатор
- В отличие от Древних Афин в Российской Федерации имеют право голосовать:
- Все жители нашей страны 3) взрослые жители государства
- Мужчины – граждане страны 4) граждане, достигшие 18-летнего возраста
- Какой правитель поместил двуглавого орла на герб России?
- Дмитрий Донской 2) Василий II 3) Иван III 4) Иван Грозный
- Кто первым ввел в России трехцветный флаг:
- Иван Грозный 2) Петр I 3) Екатерина II 4) Николай II
- Что из перечисленного является флагом Военно-морского флота РФ:
- Олимпийский флаг 2) Андреевский флаг 3) Государственный флаг РФ 4) Знамя Победы
- Торжественная песнь, хвала и прославление в стихах и музыке:
- Герб 2) гимн 3) флаг 4) ода
- Особенностью российского народа является:
- Многочисленность 2) внешнее сходство 3) общая культура 4) многонациональность
Часть II.
- Вставьте пропущенное слово: «Настоящий ___________ никогда не будет равнодушен к своему народу, своей стране.
- Что и почему является лишним: 1) Республика Татарстан 2) Санкт-Петербург 3) Урал 4) Красноярский край
- Для осуществления каких прав и обязанностей, приведенных ниже, гражданину России необходимо достичь 18-летнего возраста: 1) право на охрану здоровья 2) обязанность защищать Отечество 3) право на получение образования 4) обязанность платить налоги 5) право на участие в управлении государством.
- Вставь пропущенные в тексте слова: «Официальными символами суверенного государства являются …(1), …(2), …(3). На государственном гербе РФ изображен …(4). В изображении герба городов по правилам принято изображать …(5). Официальный флаг Официальный флаг Военно-морского флота РФ называется …(6).
Часть III.
- Как связаны слова «гражданин» и «патриот»? Составь не менее трех предложений.
- Каковы обязанности граждан Российской Федерации?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС
Программа по обществознанию,разработанная к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...