Исследование музеев города Саратова
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Борисова УльянаМихайловна

Этнографический музей, музей краеведения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Творческое задание69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Философский факультет

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Учебная дисциплина

Социальная и культурная антропология

Самостоятельное исследование на материалах этнографического, краеведческого музеев, национальных культурных центров г. Саратова по теме: Особенности регионального этнического взаимодействия: исторический аспект

Выполнила: студентка 1 курса, 162 группы

заочного отделения, направления

«Педагогическое образование,          профиль обществознание»

Борисова Ульяна Михайловна

Проверил: д.ф.н. профессор кафедры Листвина Е.В.

Саратов - 2016


Введение…………………………………………………………………………3-4

1. Этнографический музей  города Саратова…………………..………..…....5-6

2. Музей краеведения……………………………………………………..…....7-8

3. Национальные культурные центры Саратова……………………...……..9-13

Заключение………………………………………………………………….......14

Список использованной литературы…………………………..………………15


Введение

Формирование самосознание является особенностью регионально - этнической культуры. Она развивается, как система целостности,      составляющими  которого    являются: мифы, сказки, традиции, поговорки, пословицы, праздники. Немало важную роль здесь играет и материальные составляющие: одежда, народные костюмы.

Специфику каждого отдельного региона определяет его культурные, географические, политические, экономические особенности. При построении национально-воспитательных систем необходимо учитывать народные традиции, соотношение общечеловеческих и национальных основ сознания и жизнедеятельности, а также этнический подход.

Компоненты этнической культуры обязательно имеют образовательный и воспитательный характер. Они направлены на правильное понимание и трактование образцов культурного наследия. Их введение в воспитательный и образовательный процесс помогает приобщить подрастающее поколение к прекрасному. Этнический подход предполагает включение детей в сферу родного языка, традиционного уклада жизни, народного искусства, национальных видов спорта, национального восприятия мира.

Учитель в современном мире, выступает связующим звеном между ребенком и культурой, которая его окружает. Поэтому педагогу необходимо учитывать духовные основы каждой личности, эмоциональное восприятие окружающего мира. В период социализации личности происходит приобщение конкретного школьника к образцам художественной и культурной ценности.

Прививать культуру на данном этапе становится очень трудно. Здесь ставится актуальный вопрос о введение регионального компонента в систему творческого и художественного образования.

На сегодняшний момент  в программе ставится задача приобщения в первую очередь ребенка к красоте родной природы, которая, кроме эстетического аспекта, имеет еще и аспект экологического, патриотического, нравственного воспитания. Поэтому необходимо развить и дополнить связь между изобразительным искусством и литературно-историческим, краеведческим наследием региона проживания, так как именно искусство может сформировать чувства к Родине, к родной природе, представления о ее красоте.


Этнографический музей города Саратова

Этнографический музей в Саратове является одним из известных образцов национальной культуры. Открыт как «Музей - квартира семьи Ульяновых» в 1969 году в качестве филиала Саратовского областного музея краеведения. В 1993 году этот филиал преобразован в Саратовский этнографический музей.

Располагается в двухэтажном здании постройки конца XIX - начала XX веков, обложенном кирпичом, являющемся памятником истории и культуры - объектом культурного наследия. Дом, которым до 1917 года владел немецкий инженер Ф.Я. Бузик, связан с жизнью и революционной деятельностью семьи Ульяновых. В одной из квартир второго этажа в восточной части этого дома на бывшей Угодниковской улице с весны 1911 по август 1912 года жили мать и сестры В.И.Ульянова - Ленина.

В советские годы строение длительное время было многоквартирным жилым домом. Помимо историко-мемориального значения, он представляет ценность как памятник архитектуры, являющийся характерным образцом провинциальной жилой городской застройки. Дом выстроен в  стиле русской эклектики с использованием характерных элементов архитектуры модерна.[1]

Собственных фондов филиал не имеет. В музее выставлены экспонаты из фондов Саратовского областного музея краеведения. Две постоянные выставки, действующие в настоящее время в музее, рассказывают о народной культуре саратовского края и городском быте.

Выставка «Народы Саратовского Поволжья» знакомит с национальной одеждой, орудиями труда, предметами декоративно-прикладного искусства, занятиями, культурой и бытом: русских, украинцев, немцев, мордвы, чувашей, татар, башкир и калмыков. Интерес представляют воссозданные фрагменты убранства традиционных жилищ и жанровые экспозиции. Более 500 подлинных экспонатов рассказывают о культуре каждого народа и их взаимовлиянии.

Часть экспозиции - выставка «Листая страницы альбома» - посвящена жизни и быту саратовской интеллигенции. В залах музея представлены интерьеры столовой, гостиной, кабинета, спальни.

Интерес к народной культуре, ее обычаям и традициям дает широкое поле деятельности для научных сотрудников.[2] Кроме привычных лекций проводятся театрализованные занятия: «Путешествие в далекое прошлое», «Загадки русского народа», «Игры наших прабабушек». Экскурсовод в традиционном костюме знакомит посетителей с жизнью, бытом, занятиями русских крестьян Саратовской губернии конца XIX - начала ХХ веков, обучает русским народным играм, а затем приглашает на чай с бубликами.

Постоянно действуют в музее обучающие программы: для учащихся начальных классов разработана программа «Музей этнографии – детям», рассчитанная на один учебный год, для учащихся 6-7 классов - программа «Наследие». Музей ежегодно посещают около 16 тысяч человек.


Музей краеведения

Саратовский областной музей краеведения (СОМК) – один из старейших в Поволжье. Днем его основания считается 12 (24) декабря 1886 года, когда была создана Саратовская учёная архивная комиссия, при которой сформировался историко-археологический музей. Экспонаты музея СУАК были впервые представлены публике в 1889 г. в научно-художественном разделе Саратовской сельскохозяйственной выставки, через год – на Казанской научно-промышленной выставке.

В 1923 г. коллекции музея демонстрировались на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, в 1966-1967 гг. – на выставке «Археология СССР» в Голландии, Швейцарии, Италии, ФРГ. В 2002 году в Государственном центральном музее современной истории России (г. Москва) экспонировалась выставка «ХХ век. Провинциальная хроника», а также мемориальная коллекция П.А. Столыпина. В 2005 г. музей принял участие в экспонировании выставки «Золотая Орда. История и культура», организованной Государственным Эрмитажем, Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль» в дни празднования 1000-летия города Казани.

С 1930 года музей располагается в одном из лучших городских памятников русского классицизма XIX века.

Музейное собрание постоянно пополняется в результате регулярно проводимых природоведческих, историко-бытовых, этнографических, фольклорных и археологических экспедиций, а также благодаря пожертвованиям частных лиц и организаций.[3]

В настоящее время СОМК, являясь крупнейшим музейным объединением, исполняет функции научно-методического центра по музееведению и краеведению для музейной сети области, имеет 10 филиалов, является членом Ассоциации музеев России, одним из учредителей Союза музеев России. Учредителем музея является министерство культуры Саратовской области. Музей работает на основании Устава, утвержденного в 2011 году.

Музей краеведения оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции ГУК «Саратовский областной музей краеведения», в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

Музей активно участвует в разработке и реализации социальных и культурных проектов, выпускает Информационный вестник.

Национальные культурные центры Саратова

На пересечении улиц Октябрьская и Валовая, у самого края Глебучева оврага стоит Дом. В позапрошлом веке там находился точно такой же деревянный дом, с каменной двухэтажной пристройкой, флигелем, мансардой с видом на Соколовую гору и яблоневым садом. В этом доме в 1878 году родился Павел Варфоломеевич Кузнецов.

Именно в этом доме прошло его детство и юность.  Отец выполнял заказы на писание и реставрировании икон: холсты, деревянные доски, масло, краски. Мать воспитывала троих сыновей, увлекая их музыкой, живописью и рукоделием. Любовь природе юному Павлу и его братьям старшему Михаилу и младшему Виктору привил дед — Илларион, с которым мальчики жил весной, летом и осенью в садах за Соколовой горой.

В маленьком Павле открываются незаурядные способности впитывать красоту: “Мою душу переполняли восторг и радость, хотелось это состояние как то передать другим людям”.[4]  Кузнецов начинает рисовать. В мастерской отца он наблюдает за кропотливой работой: как обрабатывают деревянные доски, натягивают холсты, разводят и смешивают краски. Вдыхая запах масла и дерева, получает первые навыки. А к 13 годам становиться ясно, что он станет живописцем. К этому располагало все: родительская поддержка, наличие в городе крупного художественного музея, знакомство и дружба с Виктором Борисовым-Мусатовым, обучение в профессиональной рисовальной школе у Василия Коновалова и Гектора Баракки и, конечно, родное место.

“Тенистая, мощеная булыжником улица. Большой заросший овраг. Соколовая гора, самая высокая в окрестностях Саратова. Сюда тянуться, художники с мольбертами запечатлеть течение великой реки. Склоны - "Берендеево царство" - маленькие лепящиеся друг к другу домики ремесленников, фруктовые сады, Волга и степной манящий левый берег, Собор, и колокольный завод... А по утрам звонят колокола...”.[5]

В сентябре 1897 году Павел Кузнецов поступает в Московское училище ваяния и зодчества, покидает родной дом и бывает тут не часто, а со временем только наездами. Но со всех концов света в дом летят письма, с суровых берегов Белого моря и нежных берегов Прибалтики, из Москвы и Парижа, Крыма, Кавказа, Средней Азии.  Дом, где до конца своих дней прожили его родители отец Варфоломей Федорович, мать Евдокия Илларионовна и младший брат Виктор.

Идея создания мемориального Дома художника возникла сразу после его смерти в 1968 году. А официальное разрешение пришло спустя 20 лет. Реконструкция здания началось, в 1988 году и длилась вплоть до 1996 года, когда в связи с отсутствием финансирования восстановительные работы прекратились. Неблагоприятные природные условия и остановка работы привели к значительному разрушению памятника.

В 1998 год, год 120-летия  художника путем невероятных усилий, культурная общественность города и сотрудники Радищевского музея сумели обратить внимание на проблему Дома. Конечно средствами искусства акция «Сад Павла Кузнецова», заборные выставки, многочисленные телерепортажи и радиопередачи, статьи в газетах и журналах. Состоялось выездное заседание Правительства Саратовской области в Глебучевом овраге и начались восстановительные работы.

Дом Павла Кузнецова — это несколько экспозиционных зон: комнаты, мансарда, сад. Частично в доме воссоздан интерьер рубежа XIX – XX веков. Старинные зеркала, шкафы, сундуки, комод, пианино, киот, мальберт принадлежащий Павлу Кузнецову, сохранивший следы красок. Цветут цветы, начиная с мая желтыми и алыми тюльпанами и заканчивая в сентябре роскошными розами и веселыми бархотками, забор увит виноградом.

Здесь, стараниями научных сотрудников, проходят уникальные выставки, смелые акции, фестивали. Собирается много гостей и зрителей, ведется плодотворная работа с молодыми художниками, в результате которой филиал стал неофициальным центром современного искусства города. А далеко за пределами нашего региона знают о — самой короткой выставки в мире — «Художники Саратова — Павлу Кузнецову», уникальных традиционных Рождественских выставках, легендарных заборных выставках в которых принимали участие все ведущие саратовские художники, виртуальном проекте «Павел Кузнецов — шаг сквозь стену». С 2001 года на базе музея проводятся так называемые арт-экспедиции. И, конечно, в филиале периодически проходят выставки Павла Кузнецова, знакомя зрителей с бесценным наследием художника.

Таким образом, Дом Павла Кузнецова это не просто здание — это «целый мир» и его художественная ойкумена очень широка.

Вся жизнь Дома пропитана Кузнецовским жизнелюбием, стремление узнать и попробовать что-то новое, любовью к жизни, природе, высокому искусству и самым простым вещам.

Радищевский музей является одним из старейших музеев России. В нём собраны  произведение не только русских художников, но и зарубежных. Существует он с 1885 года и широко известен в художественных кругах. Нередко люди издалека приезжают в город главным образом для того, чтобы посетить Радищевский музей. Саратов, помимо прочего, известен в мире ещё и этой достопримечательностью.

Фактическая история музея началась на целых восемь лет раньше даты его официального открытия. Основу его коллекции составило частное собрание проживавшего в Париже русского художника А. П. Боголюбова, который являлся внуком А. Н. Радищева.[6] Собрание представляло собой коллекцию произведений искусства и библиотеку редких книг и рукописных документов. Всё это передавалось в дар городу Саратову при условии предоставления достойного помещения под постоянную музейную экспозицию. В названии будущего музея должно быть увековечено имя выдающегося российского мыслителя, литератора Радищева. Обязательным условием являлось также обеспечение доступности коллекции для всех, кто пожелает с ней ознакомиться. Это обстоятельство оказалось одной из самых серьёзных проблем, с которыми ещё до своего открытия столкнулся будущий Радищевский музей. Саратов просто не располагал зданием, которое бы в полной мере соответствовало заявленным требованиям.

Административное содействие проекту оказали такие исторические личности как Константин Победоносцев и вступающий в права правления новый Император России Александр Третий. Монарх даже подарил новому музею несколько полотен из своего собрания. Так начинался Радищевский музей. Саратов стал первым российским провинциальным городом, в котором открылось подобного уровня собрание искусств для широкой публики. Это событие не осталось незамеченным в России. Только за первый год работы музей посетило более шестидесяти тысяч человек. Базовая часть коллекции вскоре была дополнена новыми поступлениями из фондов Эрмитажа и Петербургской академии художеств.[7] 

На протяжении советского периода истории коллекция музея пополнялась неоднократно. Но самое крупное поступление новых произведений искусства произошло вскоре после окончания Гражданской войны, когда в фонды саратовского музея, наряду с другими провинциальными очагами культуры, были переданы экспонаты из Государственного музейного фонда. Сегодня картины Радищевского музея охватывают весь период становления и развития русской живописи - от начала восемнадцатого века до наших дней. Весьма представительна также и коллекция европейского искусства.

Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского  это мемориальный комплекс, в который входят: дом семьи Чернышевских; дом Пыпиных (в нем родилась мать Н. Чернышевского); флигель О.С.Чернышевской; флигель Пыпиных.

Также в усадьбе находится здание, где представлена монографическая историко-литературная экспозиция «Отечества достойный сын», имеется библиотека и архив. В музее  ведется  культурно-просветительская и научно-исследовательская работа. Свыше 28 000 единиц хранения насчитывает основной  фонд музея. В музее-усадьбе, хранящим дух первой половины XIX века, отражена культура  разночинного сословия. Это делает уникальным мемориальный комплекс, расположенный на месте бывшей усадьбы Чернышевских и Пыпиных. Выставочная экспозиция быта семьи Чернышевских открывает тонкости жизни  провинциального священника. Именно здесь вырос одаренный юноша. Атмосфера уюта, простота и строгость самого дома, уникальные экспонаты, предметы быта, вещи, которые бережно хранят память о его обитателях и живописная усадьба в целом создают непередаваемое  ощущение пребывания в  прошлом веке в гостях у Чернышевских.


Заключение

Как мы видим, образцы культурного наследия накладывают не малый отпечаток на историю нашего региона. Музеи, являются памятниками архитектуры, благодаря которым жители могут проследить историю своей страны и города.

В музеях всегда используются различные формы работы с детьми: занятия, посиделки, встречи с интересными личностями, лекции, концерты, экскурсии, игры. На экскурсиях всегда можно соприкоснуться лично с культурными наследиями.

При посещении музея можно узнать различные традиции или обычаи прошлых лет. История Поволжья хранит в себе ещё очень много тайн, которые музеи Саратова предоставляют жителям каждый день.

Список используемой литературы

  1. Боголюбов А.П. Зарубежное искусство. Живопись, рисунок, скульптура, шпалеры  // Генеральный каталог собрания. Т. 2. Саратов.  2008.
  2. Боголюбов А.П. Записки моряка-художника.  2006.
  3. Кузнецов П. От Саратова до Бухары // Автолитографии. 1923.
  4. Симонова А.Т. Пейзажные образы Саратовского края // Саратов. 1981. С. 12-14.
  5. История Саратовского края  древнейших времён до наших дней – Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2010
  6. Народы Саратовского Поволжья. Путеводитель по Саратовскому Этнографическому музею. Н.М. Малов, О.Н. Вернова. Саратов, 2005 г.
  7. http://www.comk.ru/ - Саратовский областной музей краеведения


[1] История Саратовского края  древнейших времён до наших дней – Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2010

[2] Народы Саратовского Поволжья. Путеводитель по Саратовскому Этнографическому музею. Н.М. Малов, О.Н. Вернова. Саратов, 2005 г.

[3] http://www.comk.ru/ - Саратовский областной музей краеведения

[4] Кузнецов П. От Саратова до Бухары // Автолитографии. 1923.

[5] Симонова А.Т. Пейзажные образы Саратовского края // Саратов. 1981. С. 12-14.

[6] Боголюбов А.П. Записки моряка-художника.  2006.

[7]  Боголюбов А.П. Зарубежное искусство. Живопись, рисунок, скульптура, шпалеры  // Генеральный каталог собрания. Т. 2. Саратов.  2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа юных инспекторов дорожного движения в МОУ "СОШ №53" города Саратова

В данной презентации отражена повседневная работа юных инспекторов дорожного движения  МОУ "СОШ № 53" города Саратова :в  младших классах, детском саду,а также проводимые акции в районе Улеш...

Информация о профессиональных достижениях учителя изобразительного искусства МОУ СОШ №5 города Саратова, Курченок Галины Анатольевны

Информация о профессиональных достижениях учителя изобразительного искусства МОУ СОШ №5 города Саратова, Курченок Галины Анатольевна...

Спасо-Преображенский монастырь города Саратова: история и современность

Краеведение. История Саратовского края.В работе автор поставил целью осветить роль Спасо-Преображенского мужского монастыря, старейшего в Поволжье, в духовном и общекультурном контексте истории Сарато...

Православные храмы города Саратова

Презентация для учащихся 8 класса...

Храмы города Саратова

презентация о храмах города Саратова...

Достопримечательности города Саратова на английском языке(презентация)

Данная презентация поможет учителю и ученику во внеурочной деятельности по предмету.  Она хороший помошник в подготовке к уроку, выступлению на семинаре, круглом столе...