Урок "Конституция РФ"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Урок изучения нового материала. Урок формирования основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: " Конституция РФ" | 37.98 КБ |
Презентация | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок обществознания
Дата: 16.12.2015г.
Класс: 9
Ф.И.О. учителя истории и обществознания: Фомина А.В.
Тема: «Конституция РФ»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель и задачи урока:
- продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом,
- расширение правового кругозора обучающихся, привитие навыков коммуникативной деятельности.
- воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны.
Оборудование: презентация, Конституция РФ
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Учитель-Здравствуйте, я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.
II.Сообщение темы и цели.
-Ребята, скажите пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? (паспорт, свидетельство о рождении)
-Какую информацию можно извлечь из паспорта? (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).
-Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? (дневник)
Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? (да, Конституция)
-Совершенно верно, таким документом является Конституция.
Учитель-Какова тема нашего урока? Сформулируйте и запишите пожалуйста тему урока в опорном конспекте, который вы вложите в свою тетрадь.
III.Работа над новым материалом
Учитель -Итак, самым важным документом для нашего государства, является КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Учитель-А с чем у вас ассоциируется это слово?
-Давайте попробуем подобрать к нему слова ассоциации- (власть, закон, права, президент, устройство)
Учитель- Итак, Конституция – Основной Закон государства
определяющий:
- Как устроено государство
- Как образованы органы власти
- Каковы права и обязанности граждан.
- Каковы символы государства
Вопрос: В каком государстве и когда была принята первая Конституция? ("Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция".)
Вопрос: Когда в России поставили вопрос о введении Конституции? (Подготовила сообщение- Красникова Дарья)
История Конституции России
Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века — власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. Документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII века. В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. В начале своего царствования Александр I хотел ввести в России конституцию, но отказался от этой идеи. В 1815 году конституцию получило Царство Польское. Конституцию требовали ввести в России и декабристы в 1810-х годах их проекты были самыми различными: от проекта Никиты Муравьёва, который придерживался самых умеренных позиций, до радикальной Русской правды- Павла Пестеля. Основные государственные законы Российской империи, впервые кодифицированные в 1832 году под руководством М. М. Сперанского, в результате опубликования Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно изменены, и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России.
После 1917 года было 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция. 12 декабря, в России отмечался День Конституции – со дня принятия главного закона страны прошло ровно 22 года.
Учитель -Как основной закон страны, Конституция обладает высшей юридической силой.
-Используя текст учебника стр. 90-91, докажите это. (читают) (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на Конституцию)
Каков вывод?
1.Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
2.Конституция это акт наибольшей юридической силы, юридический фундамент государственной и общественной жизни.
3.Конституция на высшем правовом уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией и общества.
Учитель -Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ и проанализировать данный документ.
Учитель Ребята Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов.
-Преамбула – это вступительная, вводная часть.
-В первом разделе содержатся все основные положения Конституции. В нем 9 глав, 137 статей.
-Сейчас прослушайте диктора, который с особой выразительностью и величием читает преамбулу Конституции РФ. Будьте внимательны, вам нужно будет ответить на вопросы:
Учитель – Какая строка преамбулы служит доказательством того, что народ принял Конституцию? (является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»)
Учитель-Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население? (это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех)
Учитель -Обратите внимание на ст. 3- что « единственным источником власти является народ»
Физминутка. (Музыкальная супер физминутка)
Конституционный строй (схема)
-В первой главе Основы Конституционного строя дается характеристика формы государства.
Учитель Но прежде, скажите что входит в понятие форма государства?
Какие бывают формы правления (Республика, монархия)
Какие бывают формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация)
Какие бывают формы правления политического режима (демократический, тоталитарный, авторитарный)
Работая в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2, 13 ч.3, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.
Итак, назовите форму нашего государства (республика)
Учитель-Докажите статьями главы 1, что у нас республиканская форма правления. (ст. 1, 3)
Учитель -Докажите статьями главы 1, что у нас федеративное государственное устройство. (ст. 1, 5, 11)
Учитель -Россия состоит из равноправных субъектов федерации.
Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите субъекты федерации.
Республик – 21
Краёв – 9
Областей – 46
Городов федерального подчинения – 3 (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)
Учитель – Ребята, 16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе состоялся референдум, по результатам которого около 97% избирателей республики и 95,6% избирателей города проголосовали за воссоединение полуострова с Россией. То есть республика Крым вошла в состав Российской Федерации после референдума 2014 года, совсем недавно)
Автономные области –1
Автономные округа – 4
Учитель -Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство
Учитель -А в каком субъекте РФ мы живем? (Ставропольский край)
Учитель -А как вы думаете, легче управлять федеративным или унитарным государством? (федеративным, так как субъекты федерации обладают значительными полномочиями)
Учитель - Именно поэтому весь многонациональный народ принимал Конституцию.
Докажите статьями главы 1, что у нас демократический режим. (Ст. 1, 2, 3, 10, 13)
Учитель-Представьте такую ситуацию:
Я участвую в митинге протеста, это пример демократического государства? (да)
-Какая партия имеет больше прав Единая Россия или ЛДПР? (они одинаковы)
-Демократический режим и форма правления взаимосвязаны. -Одним из принципов демократического режима является принцип разделения властей.
Учитель-Назовите три ветви государственной власти.
Учитель-Что представляет законодательную власть? (Федеративное Собрание-парламент РФ)
Учитель-На основания статьи 94,95 опишите структуру законодательной власти РФ
Учитель-Кто является председателем Государственной Думы? (Должность занимает
Сергей Евгеньевич Нарышкин
с 21 декабря 2011 года на 5 лет)
Учитель-Кто осуществляет исполнительную власть? (Правительство РФ — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.)
Учитель-Имя председателя правительства РФ? (Медведев Дмитрий Анатольевич)
Учитель-Кем осуществляется судебная власть? (Судебную власть полномочны осуществлять только суды, входящие в судебную систему)
Виды судов на основании статья 118 ч. 2 (Четыре вида судопроизводства: - конституционного; - гражданского; - административного; - уголовного)
Учитель-Кто является главой государства? (президент)
Назовите имя президента. (Владимир Владимирович Путин))
Учитель-Кто был первым президентом. (Б. Н. Ельцин)
Учитель-Кто был вторым президентом. (Путин)
Учитель-А почему президент не входит не в одну из ветвей власти? (Он является главой государства и занимает особое положение в системе органов государственной власти, контролирует их)
Учитель-Мы с вами на основе Конституции РФ разобрали форму нашего государства.
IV.Закрепление изученного
-А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны? Как вы считаете?
Учитель- (Конституция РФ как основной закон государства не может оставаться без внимания во все времена. Ученые-теоретики всегда спорили и продолжают спорить по вопросам о ней. Едва ли что-либо в нашем мире может быть совершенным, и даже основной закон государства не составит здесь исключения, ведь он представляет собой продукт человеческой деятельности. А человеческий фактор, как известно, не всегда порождает объективную истину. Именно поэтому многие справедливо считают Конституцию несовершенной, и она зачастую является объектом разномасштабных дискуссий.
-Спасибо всем, что вы высказали свое мнение.
Проверим свои знания, выполнив задания Части 1 ОГЭ
1. В каком году была принята Конституция РФ?
а) 1993; б) 1995; в) 1991; г) 1994.
2. Конституция - это
а) свод обычаев;
б) свод законов, где записаны наказания за преступления;
в) закон, где определяется устройство страны, права и обязанности граждан;
г) закон, который определяет порядок выезда из страны.
3. РФ по своему устройству:
а) унитарное государство;
б) федеративное государство; (По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов)
в) конфедеративное государство.
4. Российская Федерация - это:
а) авторитарное государство;
б) тоталитарное государство;
в) демократическое государство.
5. Российская Федерация - это:
а) республика; б) монархия; в) конституционная монархия.
6. Органами исполнительной власти РФ являются:
а) Федеральное Собрание; б) Верховный суд; в) правительство; г) Конституционный суд.
7. Главой РФ является:
а) правительство; б) президент; в) Верховный суд.
1-а, 2-в, 3-б, 4-в, 5-а, 6-в, 7-б
Учитель--Поменяйтесь листами друг с другом. Давайте проверим.
Учитель-Поставьте оценку за задание.
Учитель--Ведущая роль Конституции РФ как основного закона нашей страны принадлежит нашему государству А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.
Учитель-Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна!
Учитель--Сегодня мы только начали изучение Конституции РФ, на следующем уроке мы приступим к изучению главы 2 «Права и свободы человека и гражданина, которая играет важное значение в жизни каждого человека.
Рефлексия –А кто на уроке был самый внимательный, проверим
-Составьте синквейн по теме «Конституция»
Конституция
юридическая, государственная
обладает, определяет, действует
основной закон государства
писаный акт
Конституция
Провозглашает, устанавливает, обязывает
Конституция – главный документ страны
Закон
Конституция
правовая, общественная
Регулирует, организовывает, ориентирует
Стабильный закон государства
Акт юридической силы
V.Домашнее задание
п. 40, вопросы.
VI.Организация на перемену под (фонограмму «Единая Россия»)
(Обучающиеся встают, в одной руке у всех текст Конституции, хором читают стих-е)
Конституция- сердце России,
честь и совесть.
Конституции – жить,
Конституция с нами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание : подберите ассоциации к слову Конституция - (от лат. с onstitution установление, устройство) Конституция
Конституция Власть Закон Права Президент Устройство
Конституция – Основной закон государства Определяет : устройство государства органы государственной власти права и обязанности граждан гимн, герб, флаг и столицу
1918г. Конституция РСФСР 1924г. Конституция СССР 1936г. Конституция СССР 1977г. Конституция СССР
Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993г.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
Конституция РФ состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Преамбула Конституция РФ
Задание : заполните схему «Форма государства», подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. Форма государства Форма правления Форма государственного Политический устройства режим
Форма государства Форма правления Форма государственного Политический устройства режим Республика Федеративная Демократический
Федеративное устройство. Республик -21 Краев - 9 Областей – 4 6 Города федерального подчинения – 2 Автономная область – 1 Автономные округа - 4
Законодательная власть Федеральное собрание (парламент) Совет Государственная Федерации Дума Исполнительная власть Правительство Судебная власть Суды РФ -конституционный -гражданский -административный -уголовный Глава государства Президент РФ Государственная власть в Российской Федерации
Проверь свои знания: 1. В каком году была принята Конституция РФ? а) 1993; б) 1995; в) 1991; г) 1994. 2. Конституция - это а) свод обычаев; б) свод законов, где записаны наказания за преступления; в) закон, где определяется устройство страны, права и обязанности граждан; г) закон, который определяет порядок выезда из страны. 3. РФ по своему устройству: а) унитарное государство; б) федеративное государство; в) конфедеративное государство. 4. Российская Федерация - это: а) авторитарное государство; б) тоталитарное государство; в) демократическое государство. 5. Российская Федерация - это: а) республика; б) монархия; в) конституционная монархия. 6. Органами исполнительной власти РФ являются: а) Федеральное Собрание; б) Верховный суд; в) правительство; г) Конституционный суд. 7. Главой РФ является: а) правительство; б) президент; в) Верховный суд.
Какие ждут нас в будущем дела? Об этом думать мы должны все чаще. И если гражданин ты настоящий, Большой отдачи ждет от нас страна!
Домашнее задание. П.11, вопросы и задания на с.96
Конституция- сердце России, честь и совесть. Конституции – жить, Конституция с нами.
Всем большое спасибо!