Урок "Конституция глазами детей"
план-конспект урока по обществознанию на тему
Предварительный просмотр:
Урок «Конституция глазами детей»
(для учащихся 4-х классов урок проводят старшеклассники)
Цели:
- способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России; о правах и свободах человека и гражданина РФ;
- способствовать формированию общероссийской идентичности;
- способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России.
Оборудование урока: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской федерации, карта РФ, презентация, фрагмент видеофильма, ромашка с правами на лепестках, документы, денежные знаки (предметы с изображением государственного герба), буклеты-памятки «Я – гражданин России».
Ход урока
Учащиеся. Сценка «Происшествие в лесном государстве» (на стихотворение «Урок вежливости» (С. Я. Маршак).
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- в гостях, медведь,
Нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх,
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Так мишку лет пяти-шести
Учили как себя вести…
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред мини шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс,
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили.
Уч-ль: - Ребята, почему воспитатели время напрасно тратили? (мишка плохо себя вел, нарушал правила поведения, законы). За правильные ответы уч-ся получают смайлики.
- Вы бы хотели быть похожими на героя стихотворения?
- Что нужно знать, чтобы не быть такими, как мишка? (правила, законы).
- Есть много разных книг, в которых рассказывается о правилах поведения, но среди них существует одна главная книга, в которой записаны все законы, по которым живем мы – граждане РФ. Эта книга называется КОНСТИТУЦИЯ.
Уч-к: КОНСТИТУЦИЯ – это основной закон государства. (Показывает Конституцию, дети повторяют). Рассказ сопровождается презентацией.
- В этом году наша Конституция празднует день рождения, да не простой день рождения, а юбилей. Ей исполняется 20 лет. Принята она была 12 декабря 1993 года.
- Как называется страна, в которой мы живем?
- В Конституции говорится, о том, что мы живем в России – Российской Федерации (карта).
- Главой нашего государства является Президент. Как зовут нашего Президента? (Владимир Владимирович Путин).
- Наше государство имеет символы. Какие? (герб, флаг, гимн).
- Задание: среди представленных найти флаг РФ (Франции, Болгарии, Нидерландов и пр).
- Назовите цвета флага. Что обозначает каждый цвет? (Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу).
- Как выглядит герб? (На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. В лапах орел держит символы власти: скипетр и державу. Над головами орла - короны. Они символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копье, которое помогло ему победить змея. Змей - это символ зла, неприятелей, которые нападали на нашу Родину. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом).
- Как вы думаете, зачем нужны символы - герб, флаг? Где их можно увидеть? На каких предметах? (На границе, на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов, на самих документах).
Учащиеся знакомятся с гимном России.
- Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по телевидению и радио.
Прослушивание фрагмента гимна.
Уч-к: - Как мы уже сказали, в Конституции написаны правила, которые устанавливает государство. Как называются эти правила? (законы).
- Их должны выполнять все граждане нашей страны.
- Для чего нужны законы? (Чтобы в стране был порядок).
- в Конституции записаны права и обязанности граждан России.
- Какие права есть у граждан России? (Физминутка. Ромашка, дети срывают лепестки и называют права).
- Что значит «обязанность»? (то, что человек должен выполнять беспрекословно).
- Какие обязанности есть у граждан России, то есть что обязан делать каждый гражданин России? (защищать Отечество, платить налоги, охранять природу, беречь памятники, соблюдать законы, заботиться о родителях, учиться).
Уч-к: – О каком праве идет речь? (Чтение стихотворения о правах с комментированием):
- Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое (на получение имени, фамилии, отчества)
- Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята (жить в семье)
- Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон (неприкосновенность личности)
- Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке. (учиться)
- Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано. (жизнь, свободу)
Исполнение песни «Поем о правах» (припев – хором). На мелодию «Учат в школе»
1.Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
2.И законы уважать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
3.На учебу есть права,
И на отдых есть права
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
4.На заботу есть права,
На работу есть права
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
5.Свод законов есть большой,
Вместе мы его с тобой
Учим в школе, учим в школе, учим в школе.
6.Чтоб сумел их применять,
Смог себя ты защищать - Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Практическая работа. Изготовление флага РФ (из бумаги на клейкой основе)
Прикрепляют на карту России. Пишут пожелание на флаге России «Я хочу пожелать моей Родине…»
Уч-ль: – Все мы – граждане России. Каждый из нас – частичка России. И от каждого из нас зависит будущее нашей Родины.
Подведение итогов, подсчет смайликов. Оценки.
Уч-к: - Мы хотим вам подарить памятку, которая поможет вам стать достойными гражданами России. Ребята получают в подарок буклеты–памятки «Я – гражданин России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология глазами детей
выступление экологической агитбригады "Эколята" с проблемами экологического равновесия в природе....
Мир глазами детей
Классный час-проект, рассказывающий о поездках класса...
школьная конференция "Экология глазами детей"
Информация о проведении школьной научно-практической конференции «Экология глазами детей»...
Районный конкурс "Победа глазами детей", наминация "литературное творчество"
Стих собственного сочинения, автор Каширина Дарья...
"Война глазами детей" сочинение "Дети - фронту"
Областной конкурс творческих работ "Война глазами детей". Работа в номинации Сочинение. Тематика работы: "Здесь тыл был фронтом"(Самара в годы Великой Отечественной войны)...
Рисунки детей "БОС - глазами детей"
Детские рисунки о БОС - технологии...
Доклад "Идеальные дети глазами родителей, идеальные родители глазами детей"
Доклад о взаимопонимании детей и родителей....