Урок "Конституция глазами детей"
план-конспект урока по обществознанию на тему

Еремина Елена Геннадьевна

Урок проводят старшеклассники для учащихся 4-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Конституция глазами детей»

(для учащихся 4-х классов урок проводят старшеклассники)

Цели:

- способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России; о правах и свободах человека и гражданина РФ;

- способствовать формированию общероссийской идентичности;

- способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России.

Оборудование урока: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской федерации, карта РФ, презентация, фрагмент видеофильма, ромашка с правами на лепестках, документы, денежные знаки (предметы с изображением государственного герба), буклеты-памятки «Я – гражданин России».

Ход урока

Учащиеся. Сценка «Происшествие в лесном государстве» (на стихотворение «Урок вежливости» (С. Я. Маршак).

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

- в гостях, медведь,

Нельзя реветь.

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх,

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Так мишку лет пяти-шести

Учили как себя вести…

Он кланялся соседям –

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред мини шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овёс,

Наваливался брюхом  

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.

Уч-ль: - Ребята, почему воспитатели время напрасно тратили? (мишка плохо себя вел, нарушал правила поведения, законы). За правильные ответы уч-ся получают смайлики.

- Вы бы хотели быть похожими на героя стихотворения?

- Что нужно знать, чтобы не быть такими, как мишка? (правила, законы).

- Есть много разных книг, в которых рассказывается о правилах поведения, но среди них существует одна главная книга, в которой записаны все законы, по которым живем мы – граждане РФ. Эта книга называется КОНСТИТУЦИЯ.

Уч-к: КОНСТИТУЦИЯ – это основной закон государства. (Показывает Конституцию, дети повторяют). Рассказ сопровождается презентацией.

- В этом году наша Конституция празднует день рождения, да не простой день рождения, а юбилей. Ей исполняется 20 лет. Принята она была 12 декабря 1993 года.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- В Конституции говорится, о том, что мы живем в России – Российской Федерации (карта).

- Главой нашего государства является Президент. Как зовут нашего Президента? (Владимир Владимирович Путин).

- Наше государство имеет символы. Какие? (герб, флаг, гимн).

- Задание: среди представленных найти флаг РФ (Франции, Болгарии, Нидерландов и пр).

- Назовите цвета флага. Что обозначает каждый цвет? (Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу).

- Как выглядит герб? (На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. В лапах орел держит символы власти: скипетр и державу. Над головами орла - короны. Они символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копье, которое помогло ему победить змея. Змей - это символ зла, неприятелей, которые нападали на нашу Родину. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом).

- Как вы думаете, зачем нужны символы - герб, флаг? Где их можно увидеть? На каких предметах? (На границе, на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов, на самих документах).

Учащиеся знакомятся с гимном России.

- Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по телевидению и радио.

Прослушивание фрагмента гимна.

Уч-к: - Как мы уже сказали, в Конституции написаны правила, которые устанавливает государство. Как называются эти правила? (законы).

- Их должны выполнять все граждане нашей страны.

- Для чего нужны законы? (Чтобы в стране был порядок).

- в Конституции записаны права и обязанности граждан России.

- Какие права есть у граждан России? (Физминутка. Ромашка, дети срывают лепестки и называют права).

- Что значит «обязанность»? (то, что человек должен выполнять беспрекословно).

- Какие обязанности есть у граждан России, то есть что обязан делать каждый гражданин России? (защищать Отечество, платить налоги, охранять природу, беречь памятники, соблюдать законы, заботиться о родителях, учиться).

Уч-к: – О каком праве идет речь? (Чтение стихотворения о правах с комментированием):

  1. Только ты на свет родился, 
    Право первое твое: 
    Получи, чтоб им гордиться 
    Имя личное свое                                    (на получение имени, фамилии, отчества)

  1. Очень трудно самому, 
    жить на свете одному. 
    Правом с Мамой жить и с Папой 
    Пользуйтесь везде ребята                   (жить в семье)

  1. Я росточком не доволен 
    И пока не так силен, 
    Но не смей мне делать больно 
    Есть у нас такой закон                          (неприкосновенность личности)

  1. Чтоб с наукой подружиться , 
    С книжкой в маленькой руке 
    Правом пользуюсь учиться 
    На родимом языке.                                (учиться)

  1. Будь ты слабым или сильным , 
    Белым, черным все равно 
    Ты родился быть счастливым 
    Это право всем дано.                            (жизнь, свободу)

Исполнение песни  «Поем о правах» (припев – хором). На мелодию «Учат в школе»

1.Как права ребятам знать,

Интеллект свой повышать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

2.И законы уважать,

Малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

3.На учебу есть права,

И на отдых есть права

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

4.На заботу есть права,

На работу есть права

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

5.Свод законов есть большой,

Вместе мы его с тобой

Учим в школе, учим в школе, учим в школе.

6.Чтоб сумел их применять,

Смог себя ты защищать - Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Практическая работа. Изготовление флага РФ (из бумаги на клейкой основе)

Прикрепляют на карту России. Пишут пожелание на флаге России «Я хочу пожелать моей Родине…»

Уч-ль: – Все мы – граждане России. Каждый из нас – частичка России. И от каждого из нас зависит будущее нашей Родины.

Подведение итогов, подсчет смайликов. Оценки.

Уч-к: - Мы хотим вам подарить памятку, которая поможет вам стать  достойными гражданами России. Ребята получают в подарок буклеты–памятки «Я – гражданин России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология глазами детей

выступление экологической агитбригады "Эколята" с проблемами экологического равновесия в природе....

Мир глазами детей

Классный час-проект, рассказывающий о поездках класса...

школьная конференция "Экология глазами детей"

Информация о проведении школьной научно-практической конференции «Экология глазами детей»...

Районный конкурс "Победа глазами детей", наминация "литературное творчество"

Стих собственного  сочинения, автор Каширина Дарья...

"Война глазами детей" сочинение "Дети - фронту"

Областной конкурс творческих работ "Война глазами детей". Работа в номинации Сочинение. Тематика работы: "Здесь тыл был фронтом"(Самара в годы Великой Отечественной войны)...

Рисунки детей "БОС - глазами детей"

Детские рисунки о БОС - технологии...