Обществознание, ЕГЭ, термины
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Данный материал поможет при подготовке учащихся к выполнению задания №25 в КИМах по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обществознание, термины | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные понятия | Определение | 2 предложения с понятием, раскрывающими его смысл | |
Общество | В широком смысле - общество- это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. | Под обществом в узком смысле понимается группа людей, объединенных общими целями. Развитие общества подчиняется объективным законам. Общество представляет собой динамическую систему. Подсистемами (сферами жизни) общества являются экономическая, политическая, социальная. | |
Общество (в узком смысле) |
| 1) Рассматривая общество в узком смысле, используют конкретно-исторический уровень. 2) Общество в узком смысле можно рассматривать как определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённую форму социальных отношений. | |
Общественные отношения | многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. | Общественные отношения носят безличный (формальный), характер. Можно утверждать, что общественные отношения возникают: между индивидами как частью социальной группы; между группами индивидов; между отдельными индивидами и группами индивидов. Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают: Классовые отношения, национальные отношения, этнические отношения, групповые отношения, межличностные отношения; правоотношения | |
Природа (в широком смысле) | В широком смысле, всё, что является естественным и окружает человека, то есть Вселенная Природа в узком смысле - органический, биологический мир, в который входят и с которым соседствуют человек и общество. | Человек и общество, с точки зрения материалистической традиции, - результат эволюции природы. Природа для общества - источник ресурсов (продуктов, предметов, веществ), необходимая биологическая среда. Природа - предмет познания, условие эмоционально-психологической стабильности человека, пробуждения творческих сил, вдохновения. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние. По мере развития общества, усиливается антропогенная нагрузка на природу. | |
Духовная сфера жизни общества | сфера отношений людей по поводу духовных ценностей (их создания, распространения и усвоения). | 1) Духовная сфера жизни общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство. 2) Духовная сфера жизни общества охватывает учреждения культуры, религиозные организации и соответствующую деятельность людей. | |
Социальная сфера жизни общества | Социальная сфера охватывает всю совокупность социальных взаимодействий и отношений | 1) Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности. 2) Социальная сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, политической и духовной). Многие социологи предлагают понимать социальную сферу общества в более узком значении как совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, социальное обеспечение населения. Здесь могут быть названы подсистемы общественного транспорта, коммунального и бытового обслуживания, общественного питания, здравоохранения, связи, а также учреждения досуга и развлечений (парки, стадионы). | |
Политическая сфера жизни общества | Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом | Политическая сфера жизни общества направлена на удовлетворение потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке. Политическая сфера общественной жизни, включающая государство, политику, право, отношения людей, связанные с этими структурами. Элементами политической системы общества являются: государство и государственные органы; политические партии; общественные организации; профсоюзы и т.д. | |
Экономическая сфера жизни общества | сфера общественной жизни, включающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, а также отношения людей в процессе этой деятельности. | 1) Экономическая сфера жизни общества служит удовлетворению материальных потребностей человека. 2) Экономическая сфера является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (политической, социальной и духовной). | |
Социальный (Общественный) институт | относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. | Основными социальными институтами являются институты семьи, государства, образования. Каждый из социальных институтов выполняет общественно значимые функции. В рамках каждого социального института складывается определенная ролевая и нормативная система. По мере развития общества количество социальных институтов возрастает. | |
Экономика (наука) | Наука изучающая отношения между людьми, связанные с организацией производства? | Наука изучающая название которой на древнегреческом языке означало«искусство ведения хозяйства» | |
Политология | Наука изучающая властные отношения в обществе | Наука изучающая функции и формы государственной власти | |
Социология | Наука изучающая отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности | Наука изучающая Законы становления и развития общества в целом динамику процессов в современном обществе стратификационные процессы современного общества: | |
Этика | Наука изучающая происхождение и содержание моральных норм | Наука, дающая ответы на вопрос, что такое добро и зло, вопрос нравственного выбора Область знания, где осмысливаются проблемы о добре и зле, о добродетелях и справедливости, о любви и дружбе | |
Эстетика | Наука изучающая сущность и формы прекрасного | ||
Философия | Наука изучающая всеобщие законы развития мироздания, общества и человека | Наука изучающая Общие законы развития природы, общества и мышления Наука, означающая в переводе с древнегреческого «любовь мудрости» и до сих пор являющаяся областью человеческого знания направленного на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов | |
Юриспруденция (правоведение) | Наука изучающая структуру и формы правосознания | Наука изучающая | |
Традиционное общество | — общество, которое регулируется традицией. | Традиционное общество — аграрное общество. Для традиционного общества, как правило, характерны: традиционная экономика преобладание аграрного уклада; стабильность структуры; сословная организация; низкая мобильность; высокая смертность; низкая ожидаемая продолжительность жизни. | |
Индустриальное общество | тип общества, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. | Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Для индустриального общества характерен высокий уровень урбанизации и высокий уровень социальной мобильности. | |
Постиндустриальное общество | Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг | . Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. | |
Общественный прогресс | от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному | Наиболее наглядно прогресс проявляется в экономической сфере жизни общества в виде прогресса в развитии производительных сил. Прогресс носит противоречивый характер, то есть прогресс в одной сфере может сопровождаться регрессом в другой. Проблема прогресса заключается в том, что является критерием прогресса. | |
Общественный регресс | (обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций | Регресс может происходить не повсеместно, а только в определенных сферах общественной жизни, то есть носить локальный характер. Регресс как правило носит временный характер, то есть происходит не всегда, а только в отдельные периоды истории | |
Критерии прогресса | Измерители, при помощи которых осуществляется оценка прогресса | В разное время мыслители относили к критериям прогресса Развитие человеческого разума, совершенствование нравственности людей, прогресс науки и техники, развитие производительных сил, включая самого человека, возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку. К гуманистическим критериям прогресса относятся критерии, связанные с улучшением условий жизни самого человека - - средняя продолжительность жизни человека, - детская и материнская смертность, состояние здоровья,- уровень образования,- развитие различных сфер культуры, - чувство удовлетворенности жизнью, - степень соблюдения прав человека | |
Социальная революция | Революция – это коренной качественный переворот в жизни общества. | Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. | |
Реформа | Реформа – это изменение, не затрагивающее основ существующего строя. | Реформы как правило проводятся по инициативе государства. В отличие от революций реформы преимущественно не носят насильственного характера. | |
Модернизация | прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. | Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Социальная модернизация имеет две разновидности: органическую — развитие на собственной основе; неорганическую — ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется «сверху»). Процесс модернизации может охватывать не всё общество в целом, а отдельные его подсистемы или элементы (модернизация образования) | |
Эволюция | постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю | эволюционистские концепции объясняли происхождение социальных изменений эндогенными, т. е. внутренними причинами. Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами. Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних простых форм развития общества к более сложным. В традиционном обществе изменения происходили преимущественно эволюционным путем. | |
Цивилизация | стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности локализованное во времени и пространстве общество. | Согласно теории локальных цивилизаций каждая цивилизация проходит в своем развитии ряд стадий: зарождение, подъем, расцвет, кризис, гибель. Гибель цивилизаций связана с неспособностью правящей элиты дать адекватные ответы на вызовы времени. | |
Глобализация | процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран. | 1) Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать взаимные интересы, предостерегает их от крайних мер в политике и экономике. 2) Глобализация способствует ослаблению национальных культур. 3) Обществоведы выделяют экономическую, политическую и культурную глобализацию. Глобализация носит противоречивый характер. | |
Глобальные проблемы | от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации | Причинами появления глобальных проблем стали растущая интеграция и глобализация, усиление антропогенной нагрузки на природу, развитие науки и техники. К глобальным проблемам относятся – экологические, войны и мира, проблема «север-юг», демографическая проблема. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный словарь терминов по обществознанию для подготовки к ЕГЭ и ГИА.
Можно использовать на уроке при подготовке к ГИА и ЕГЭ по обществознанию...
Словарь терминов по обществознанию
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию....
Словарь терминов по обществознанию 9 класс
Словарь терминов по обществознанию для подготовки к ГИА...
Словарь терминов по обществознанию 9 класс
Словарь терминов по обществознанию для подготовки к ГИА...
Словарь терминов по обществознанию
Содержание основных терминов, изучаемых в предмете обществознание в старших классах средней общеобразовательной школы...
Словарь терминов по обществознанию
Данный материал предназначен для 10-11 классов для уроков обществознания и подготовки к ЕГЭ...