Деловая игра "Чтобы ваши финансы не пели романсы"
план-конспект урока по обществознанию (6, 9 класс) на тему
В игре моделируется процесс распределения доходов семьи по основным расходным статьям бюджета, сведение баланса доходной и расходной части семейного бюджета.
Задачи:
- При помощи игровых ситуаций закрепить основы домашней экономики;
- Закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
- Разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;
- Разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).
- Рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_plan.docx | 29.2 КБ |
prilozheniya.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Финансы не споют романсы»
Образовательные цели:
- Сформировать представление обучающихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;
- изучить структуру семейного бюджета;
- определить возможные ресурсы на основе моделирования проектной деятельности обучающихся;
Развивающие цели:
- продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;
- развить навыки коммуникативных явлений.
Воспитательные цели:
- продолжить воспитание у обучающихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.
Задачи:
- При помощи игровых ситуаций закрепить основы домашней экономики;
- Закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
- Разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;
- Разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).
- Рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;
Содержание:
В игре моделируется процесс распределения доходов семьи по основным расходным статьям бюджета, сведение баланса доходной и расходной части семейного бюджета.
План мастер-класса
Первый этап (3 мин.)
Участники объединятся в семьи (группы по 5 человек, желательно примерное равенство). Учитель назначает главу семьи, который будет отчитываться. Так же распределяются роли советчика, проводящего расчеты и контролера за расчетами. Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли: муж, жена:, сын, дочь, свекор -отец мужа, свекровь - мать мужа, тесть - отец жены, теща - мать жены. Желательно распределить сначала все первые роли.
Группа решает вопрос об общей фамилии семьи.
Второй этап (5 мин.)
Участники составляют характеристику семьи, обсуждая вместе следующие вопросы:
- игровое имя и возраст каждого члена семьи;
- предполагаемое место работы (профессия, квалификация) или учебы, наличие пенсии;
- предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи;
- возможные источники других доходов семьи (их размер и законность);
- итоговая сумма ежемесячного дохода семьи.
Все эти данные каждая семья заносит в бланк №1
Бланк № 1
Семья | Семейный статус каждого члена семьи (муж, жена, дочь и т.п.) | Возраст | Место работы, учебы | Размер зарплаты, стипендии, пенсии, пособия | Дополнительный доход /источник |
Общая сумма ежемесячного дохода семьи: |
«Эксперт» заполняет оценочный лист.
Данные предоставляются «эксперту» (его роль играет один из участников или координатор игры – учитель). В то время когда семьи работают над составлением своих потребительских бюджетов, «эксперт» внимательно знакомится с характеристиками каждой семьи на предмет выявления соответствия возраста, профессии, квалификации, размера заработной платы ее членов.
Если у эксперта возникают вопросы к отдельным семьям, он выясняет их и корректирует структуру и объемы доходов. Ставиться оценка работе групп на данном этапе. Семье, составившей максимально приближенную к реальности «карту», добавляется балл.
Третий этап (15 мин)
Координатор объявляет, что семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов в расчете на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой семье необходимо заполнить бланк № 2, содержащий основные статьи расходов. Заполняются графы 2 и 3.
Бланк №2
Семья_______________________________________________________________ (Фамилия)
Общая сумма доходов семьи за один месяц ________________________рублей (из бланка №1)
Расходная часть семейного бюджета
Наименование статьи расходов | Расход руб. | % в семейном- бюджете | % потребительского бюджета | Разница величин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Питание | ||||
1.1. Хлеб и крупы | ||||
1.2. Мясопродукты | ||||
1.3. Жиры (включая масло) | ||||
1.4. Овощи | ||||
1.5. Фрукты | ||||
1.6. Рыба | ||||
1.7. Молочные продукты | ||||
1.8. Напитки | ||||
1.9 Сахар, кондитерские изделия | ||||
2. Одежда | ||||
2.1. Верхняя одежда | ||||
2.2. Белье | ||||
2.3. Головные уборы | ||||
2.4. Чулочно-носочные изделия | ||||
2.5.Обувь | ||||
3. Мебель и предметы домашнего обихода | ||||
4. Культурно-бытовые нужды | ||||
5. Автомобиль | ||||
6. Оплата квартиры | ||||
7. Платежи, сборы, налоги. | ||||
8. Накопления, сбережения | ||||
Итого: |
В процессе обсуждения статей расходов и принятия окончательного решения заполняют бланк № 2 как в абсолютных величинах расходов по каждой статье (в рублях) (графа 2), так и в процентах по отношению суммы расходов по этой статье к общей сумме расходов семьи за данный месяц (графа 3).
Координатор игры обращает особое внимание участников на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, т. е. суммы расходов и доходов каждой семьи должны совпадать. Кроме того, члены семьи должны учесть, что при распределении денежных средств необходимо выделить определенные суммы на каждую статью расходов.
Отправляют результаты на ноутбук координатору
Четвертый этап ( 5 мин)
Выступление эксперта по второму этапу (оценка карт семей)
Координатор выводит на экран итоги составления бюджетов в семьях и организует их обсуждение (выводит на монитор каждой группы или экран расходную часть семейного бюджета каждой семьи).
При этом каждый глава семьи сообщает координатору игры и комментирует классу основные итоги обсуждения и принятые решения, включая:
- Сумму всех доходов, полученных в месяц.
- Сумму всех расходов за этот же месяц по основным статьям:
- Питание.
- Одежда.
- Мебель и предметы домашнего обихода.
- Культурно-бытовые нужды.
- Автомобиль.
- Оплата квартиры.
- Платежи, сборы, налоги.
- Накопления, сбережения.
Если итоговый баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живет в долг, и она должна объяснить, где взяты недостающие деньги или где семья собирается их взять. На каких условиях семья собирается воспользоваться кредитом, может быть взять в долг у родственников, знакомых?
Если баланс положительный, следовательно, семья закончила этот месяц с определенной экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце?
Каждая семья должна оценить работу другой семьи по пятибальной шкале, занести этот результат в оценочный лист, и сделать вывод о рациональности и социальной зрелости «соперника».
После обсуждения баланса каждой семьи «эксперт» приступает к анализу расходной части семейного бюджета. Для этого он сообщает «Рациональный потребительский бюджет» в процентном отношении по каждой его расходной статье.
Расходная часть «Рационального потребительского бюджета»
Наименование статьи расходов | Процент по отношению ко всей сумме расходов |
1.Питание | 40 |
2. Одежда | 20 |
3. Мебель и предметы домашнего обихода | 7 |
4. Культурно-бытовые нужды | 7 |
5. Автомобиль | 4 |
6. Оплата квартиры | 7 |
7. Платежи, сборы, налоги. | 5 |
8. Накопления, сбережения | 10 |
Итого: | 100 |
Примечание: Процент по отношению ко всей сумме расходов меняется в зависимости от экономической ситуации в стране и вводится учителем исходя из реальной ситуации.
Участники вписывают эти данные (процент по каждой статье) в бланк №2 (графа 4) и начинают сравнивать свои результаты (процент по каждой статье расходов) с данными Рационального потребительского бюджета.
Анализ проводится по всем расходным статьям для определения степени соответствия процента распределения расходов каждой семьи проценту Рационального потребительского бюджета.
«Эксперт» оценивает разницу между семейным и рациональным бюджетами по пятибальной шкале. Также присуждает дополнительно 2 балла той семье, которая в своей оценке соперника оказалась близка к его результату.
Победителем в этой игре, т.е. наиболее социально зрелой семьей объявляется группа, результаты которой ближе всего к данным Рационального потребительского бюджета и набравшая наибольшее количество баллов.
Самоанализ (3 минуты)
Предварительный просмотр:
Наименование статьи расходов | Расход руб. | % в семейном бюджете | % рационального бюджета | Разница величин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Питание | ||||
1.1. Хлеб и крупы | ||||
1.2. Мясопродукты | ||||
1.3. Жиры (включая масло) | ||||
1.4. Овощи | ||||
1.5. Фрукты | ||||
1.6. Рыба | ||||
1.7. Молочные продукты | ||||
1.8. Напитки | ||||
1.9 Сахар, кондитерские изделия | ||||
2. Одежда | ||||
2.1. Верхняя одежда | ||||
2.2. Белье | ||||
2.3. Головные уборы | ||||
2.4. Чулочно-носочные изделия | ||||
2.5.Обувь | ||||
3. Мебель и предметы домашнего обихода | ||||
4. Культурно-бытовые нужды | ||||
5. Автомобиль | ||||
6. Оплата квартиры | ||||
7. Платежи, сборы, налоги. | ||||
8. Накопления, сбережения | ||||
Итого: |
Примечания: в графу номер 2 вносятся значения в рублях, в графу 3 вносятся значения в процентах от суммы ежемесячного дохода семьи. Графы 4 и 5 заполняются позже. При распределении денежных средств необходимо выделить определенные суммы на каждую статью расходов.
Бланк 1
Семья | Семейный статус каждого члена семьи (муж, жена, дочь и т.п.) | Возраст | Место работы, учебы | Размер зарплаты, стипендии, пенсии, пособия | Дополнительный доход /источник |
Общая сумма ежемесячного дохода семьи: |
Задание 1.
Вам необходимо определить свои игровые роли (жена:, сын, дочь, свекор, свекровь, тесть, теща) и обязанности (советник, «бухгалтер», «ревизор»). Группа решает вопрос об общей фамилии семьи.
Задание 2.
Вам необходимо составить характеристику семьи, обсуждая вместе следующие вопросы:
• игровое имя и возраст каждого члена семьи;
• предполагаемое место работы (профессия, квалификация) или учебы, наличие пенсии;
• предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи;
• возможные источники других доходов семьи (их размер и законность);
• итоговая сумма ежемесячного дохода семьи.
Все эти данные каждая семья заносит в бланк №1.
План выступления-представления главы семьи:
- Фамилия семьи
- Состав семьи
- Кто имеет доходы, какие
- Общая сумма доходов
Задание 3.
Заполните расходную часть семейного потребительского бюджета. Просьба учесть комментарии.
План выступления главы семьи:
- Почему доходы ваша семья распределила именно так?
- Какой получился бюджет (сбалансированный, дефицитный, профицитный)? Схема прилагается. Если бюджет дефицитный, как семья будет решать данную проблему? Если бюджет профицитный, какие вы рассматривали возможности распоряжения этими деньгами?
Инструкция эксперту.
Эксперт выбирается из числа наиболее подготовленных участников. Его роль сводиться к оценке деятельности команд-семей, в том числе и с точки зрения приближенности к реальной жизни. Он заполняет оценочную таблицу (на доске) по ходу всей игры, с целью в итоге выявить команду-победителя.
Задание 1.
Во время выступления глав семей по презентации характеристики своей семьи необходимо вносить в бланк 1 (на второстепенной доске) получившиеся данные. Затем проанализировать их с точки зрения приближенности к реальной жизни и выставить оценку по 5-ти бальной шкале. Выступить с краткими итогами по просьбе координатора игры (учителя) и выставить полученные баллы в оценочную таблицу.
Задание 2.
После защиты семьями своих расходных статей бюджета, нужно познакомить их с таким понятием, как рациональный потребительский бюджет.
Рациональный потребительский бюджет – это бюджет, построенный в соответствии с в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека.
Затем представить одну из моделей данного вида бюджета (будет выведена на экран).
Расходная часть «Рационального потребительского бюджета»
Наименование статьи расходов | Процент по отношению ко всей сумме расходов |
1.Питание | 40 |
2. Одежда | 20 |
3. Мебель и предметы домашнего обихода | 7 |
4. Культурно-бытовые нужды | 7 |
5. Автомобиль | 4 |
6. Оплата квартиры | 7 |
7. Платежи, сборы, налоги. | 5 |
8. Накопления, сбережения | 10 |
Итого: | 100 |
Затем нужно дать семьям задание сравнить расходные статьи своих бюджетов с расходными статьями рационального бюджета (их можно вписать в 4 столбец). Разницу записать в 5 столбец. После получения результатов – оценка команд-семей с точки зрения приближенности к рациональности. Выставление оценок в оценочный лист по 5-ти бальной шкале.
Необходимо будет присудить дополнительные баллы семье, которая оценивая команду-соперника максимально приблизилась к экспертной оценке. Подсчитать балы, объявить победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»
«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...
Деловая игра по экономике «Чтобы ваши финансы не пели романсы»
Деловая игра «Чтобы ваши финансы не пели романсы» рассчитана на формирование у обучающихся адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры мышления...
Презентация по экономике к деловой игре "Чтобы ваши финансы не пели романсы"
Презентация составлена к методической разработке деловой игры "Чтобы ваши финансы не пели романсы"....
За Ваше мужество в бою-За Вашу боль, за Ваши раны-За жизнь счастливую мою-Земной поклон Вам,Ветераны!
Рассказ о маме-участнице Великой Отечественной войны, о родственниках отца,погибших на войне и соседяхпо даче....
Деловая игра "Наши финансы больше не поют романсы"
Деловая игра проводилась в рамках недели математики. В игре участвовали команды 8-х классов. Цели игры:1.Способствовать развитию финансовой грамотности обучающихся, закрепить умение решать задачи...
Деловая игра "Личные финансы"
Ведущий зачитывает ситуации, с которыми дети могут сталкиваться ежедневно, и предлагает принять решение в каждой из них. Какие-то действия принесут выгоду, какие-то приведут к потерям, но окончательно...
Внеклассное мероприятие по литературе «Заседание делового клуба «Ваше Величество женщина» 10 класс
Конспект внеклассного мероприятия «Заседание делового клуба «Ваше Величество женщина» (10 класс)....