Проблемы преподавания обществознания в профильных классах
статья по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Рассматриваются проблемы функционирования профильных социально-гуманитарных классов в условиях суворовского училища.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandrova_-_problemy.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы преподавания обществознания в профильных классах
Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны РФ подведомственно командованию воздушно-десантных войск.
Миссия УГСВУ: создание условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения суворовцев в соответствии с их склонностями и интересами и подготовка на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире. В реалии наша задача: подготовка кадров для военных училищ, хотя строгой предопределённости нет, обучающийся по окончании училища вправе выбрать и гражданский ВУЗ.
Военные училища представлены в большинстве своём двумя направлениями – инженерно-техническое и командное, что в основном предполагает выбор для сдачи ЕГЭ физики или обществознания соответственно. Этим обусловлена и востребованность предметов.
Исходя из образовательных запросов Министерства обороны, родителей (законных представителей) в училище реализуются следующие профили обучения: физико-математический, социально-гуманитарный, оборонно-спортивный.
Работа по подготовке суворовцев к выбору профиля дальнейшего образования, их социальному самоопределению и самообразованию начинается в 8-9 классах, где они имеют возможность выбора элективных курсов (рассчитаны на полугодие, так что обучающийся имеет возможность прослушать два элективных курса за учебный год). Обществоведческая предпрофильная подготовка представлена элективными курсами «Имею право!» (8 класс), «Основы предпринимательства и потребительских знаний» (9 класс). С 2012 года все предметы в рамках ГИА – в новой форме. В текущем учебном году первоначально планировали сдавать 48 суворовцев из 64 (75%), но после отмены обязательности сдачи предметов по выбору осталось только трое. Жаль, поскольку, как показывает опыт прошлых лет, суворовцы, сдававшие ГИА в 9 классе, успешней осваивают предмет в 10-11 классе, имея значительный запас знаний, сформированных навыков.
В социально-гуманитарных 10,11 классах предмет «Обществознание» изучается на профильном уровне 3 часа в неделю, отдельными курсами на базовом уровне изучаются «Право» и «Экономика» (по 0,5 часа в неделю – 1 раз в две недели). Учебно-методический комплект представлен:
- Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. – М.: Просвещение, 2012.
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Базовый и профильный уровень: в 2-х частях. – М.: «Русское слово», 2012.
- Автономов В.С. Экономика. Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2012.
На основе авторских программ составлены рабочие программы и календарно-тематическое планирование.
Обозначу проблему – несовершенство учебно-методического комплекса, обеспечивающего профильное обучение. Оставляет желать лучшего структура и композиция тематики подачи материала. Так, по экономике есть учебник, включённый в федеральный перечень, но нет программы, скудное методическое обеспечение, в содержательном плане много расхождений с темами, выходящими на экзамен. По предмету «Право», идущие в комплекте практикумы, настолько содержательно и композиционно далеки от особенностей заданий ЕГЭ, что делает их непригодными для использования в рамках базового курса. Учитывая тот факт, что курсы ведутся в объёме 0,5 часа в неделю, а внешней экспертизой усвоения стандарта пока является ЕГЭ, приходится привлекать материал из других учебников.
Преподавание в профильном классе невозможно без использования современных средств обучения. Следует отметить, что учебные кабинеты в УГСВУ обеспечены современным оборудованием, в каждом имеется интерактивная доска (на нашей отдельной дисциплине – Legamaster и HITACHI), автоматизированное рабочее место преподавателя с выходом в интернет. Успешно функционирует система управления LMS-школа, включающая электронный дневник, классный журнал, методический кабинет, систему отчётности. К системе подключены все компьютеры преподавателей. LMS-школа позволяет сделать процесс обучения «прозрачным» и управляемым. Все суворовцы имеют ноутбуки, которые используют на уроках.
Качественное преподавание обществознания на профильном уровне невозможно без использования современных образовательных технологий. А их использование возможно только в случае замотивированности преподавателя на результат. Кроме упомянутых выше информационных технологий востребованными при преподавании обществознания являются: технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология диалогового обучения, технология разноуровневого контроля знаний.
На последней остановлюсь подробнее. Одним из инструментов является технология MyTest. Достоинства: проста в применении, открывает простор в организации контроля, закрепления, актуализации знаний как в содержательном плане, так и в плане уровневой дифференциации. Принимая во внимание тот факт, что качество предлагаемых электронных пособий по обществознанию в 10-11 классе, содержащих контрольно-измерительные материалы, оставляет желать лучшего, технология MyTest позволяет преподавателю самостоятельно создавать различные по содержанию, уровню сложности и модификации подборки заданий. Возможно использование на этапе контроля (суворовцы приходят на урок с ноутбуками), на этапе закрепления, актуализации знаний, первичной проверки понимания (с использованием интерактивной доски). В качестве базы для составления работ использую сборники по подготовке к ЕГЭ, задания Открытого банка ЕГЭ на сайте ФИПИ.
Системность работы по всем направлениям – ещё одно условие успешности. Помимо уроков, два раза в неделю по одному часу проводятся индивидуально-групповые консультации по текущему материалу. Ведётся элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию», рассчитанный на 18 часов по полугодиям. Кроме этого, организована система консультаций по подготовке к ЕГЭ: 5 дней в неделю по два учебных часа.
Следует отметить, что в прошлые годы была проблема: существовала практика потоковых консультаций, которая рассчитана в основном на «среднего» и «слабого» ученика и была нацелена на отработку заданий части А и В. В этом учебном году удалось реализовать дифференцированный подход: наряду с потоковыми консультациями сформированы разноуровневые группы, что позволяет улучшить эффективность работы и, следовательно, результат.
Многие суворовцы испытывают трудности в выборе направления дальнейшего обучения, долго не могут определиться с экзаменами. Напомню, что в училище обучается много иногородних детей, детей-сирот. При этом массовость выбора предмета на Государственную итоговую аттестацию, обусловленная не только тенденцией гуманитаризации образования и востребованностью предмета для поступления в ВУЗ, но и тем, что его выбирают «на всякий случай», что существенно снижает мотивацию и результативность. Алгоритм рассуждений таков: если я плохо сдам физику (химию, биологию), я пойду и хорошо сдам обществознание. Поэтому актуальной остаётся проблема психолого-педагогического сопровождения обучающихся в контексте профориентационной работы.
Многолетняя практика показывает, что в сознании обучающихся сложился легковесный имидж предмета обществознание («не математика, не физика, это про жизнь, а здесь мы все специалисты и что-нибудь всегда сможем сказать»). Научный подход к предмету необходимо формировать примерно с 7-8 класса, когда начинает складываться понятийный аппарат, умение анализировать социальную действительность. В нашем учебном заведении, начиная с 8 класса, обществознание ведут преподаватели, специализирующиеся именно на обществознании. Убеждена, что уровень требования к качеству преподавания предмета не позволяет с равной степенью успешности вести историю и обществознание на третьей ступени обучения.
На протяжении года суворовцы выпускного курса участвуют во всех тренировочных и диагностических тестированиях в системе Статград Московского института открытого образования. После каждой работы обязательно проводится анализ с последующим разбором на консультациях с целью коррекции знаний и формирования навыков работы с КИМами. Обязательным является Централизованное диагностическое тестирование, организованное ЦИТ. Аналитическая деятельность – сильная сторона учебного заведения. Каждую четверть – анализ качества обучения по всем предметам (преподаватели по своим предметам, руководитель отдельной дисциплины в целом за отдельную дисциплину).
Профильный 10 класс в конце года обязательно проходит промежуточную итоговую аттестацию по профильным предметам.
В 2011-2012 учебном году обществознание выбрали 74 суворовца из 108, что составило 69%, в 2012-2013 учебном году – 48 из 60 (80%), в этом учебном году планируют сдавать 46 суворовцев из 54, то есть 85%.
Острую проблему представляет несформированность универсальных учебных действий: работа с информацией, культура труда. Суворовцы выпускных классов часто не умеют работать с большими объёмами информации. Обучающиеся во время самоподготовки пользуются только конспектами, надиктованными им преподавателем, культура работы с учебником обществознания не сформирована (педагогические наблюдения на уроке во время выполнения заданий по учебнику подтвердили этот вывод). Из этого факта вытекают трудности с устной речью и, как следствие, неумение оформить письменно развёрнутый ответ. Над этой проблемой предстоит работать.
Кроме содержательного компонента, важной составляющей обучения обществознанию являются формирование социальных навыков, умений, ключевых компетентностей, совокупности моральных норм и принципов поведения по отношению к обществу и другим людям; системы гуманистических и демократических ценностей. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, так как наша задача – воспитание будущего офицера Вооружённых Сил России. Заметим, что 100% выпускников 2013 года поступили в ВУЗы, 87% из них выбрали военный профиль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание математики в профильныхклассах
Обобщенное повторение темы «Тригонометрия» при подготовке к государственной итоговой аттестации за курссредней школы.Творческая работаслушателей курсов переподготовки по дополнительной профессио...
Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2
Цель данной работы – определить основные направления развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.Задачи:1. изучить механизм формиров...
Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС
проблемы педагога в реализации требований ФГОС на уроках обществознания...
Опыт преподавания обществознания на профильном уровне
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и л...
Актуальные проблемы преподавания обществознания в школе
В статье рассматриваются требования, которые выдвигаются к осуществлению продуктивного образовательного педагогического процесса освоения курса обществознания в современной общеобразовательной школе. ...
Статья по обществознанию на тему: "Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС".
В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию чело...
Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС
В статье рассматриваются требования, которые выдвигаются к осуществлению продуктивного образовательного педагогического процесса, осуществляемого в освоении ку...