Рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Коцага Оксана Анатольевна

Рабочая программа составлена по предметной линии учебников под ред. Боголюбова Л.Н ФГОС.- Москва, «Просвещение», 2013 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_5_klass_2014-2015.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Предмет: обществознание

Класс:  5 класс

Год обучения: 2014-2015 гг.

Количество часов: в год: 34ч, в неделю: 1ч

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (для 5-х классов с 01.09.2013 в экспериментальном режиме).

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» (для 4-11 классов).

4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312» (вступил в силу с 01.09.2012).

6. Приказ Минобрнауки России от т 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».

7. Письмо Министерства образования Российской Федерации о примерных программах по учебным предметам базисного учебного плана.

8. Примерные программы по обществознанию федерального базисного учебного плана.

9, Письмо Минобрнауки России  от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт   http:/ www. vestnik. edu. ru).

10. Образовательная программа ГБОУ лицея №64 Приморского района Санкт-Петербурга на 2014/2015 учебный год

11.Авторская программа: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. «Обществознание» 5-9 классы. Предметная линия учебников под ред. Боголюбова Л.Н ФГОС.- Москва, «Просвещение», 2013 год.

 

           

        Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

               Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются  элементарные  научные  представления  об  обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Учебно-методическое обеспечение

Классы

Учебная программа

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы

5

Авторская

Автор Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение», 2012 год.

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; изд-во «Просвещение». - М., Просвещение, 2014.

Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой

Боголюбов Л.Н.Городецкая Н.И…Поурочные разработки. Обществознание.5 класс. – М.Просвещение,2014

Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова.

Мультимедийные презентации

Цели изучения обществознания в основной школе.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной  ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений;  
  • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание» в основной школе

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:        

               -  использование элементов причинно-следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

- познавательной

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

- трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

                         Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы.

         На первой ступени основной школы (5-7 класс), когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.

           

Содержание программы по курсу «Обществознание» в 5 классе

Глава 1. Человек  

   Вводный урок. Что изучает курс «Обществознание»? Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа.

Природа человека. Что такое наследственность. Наследственность и инстинкты у животных и человека. Индивидуальность – хорошо или плохо? Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Глава 2. Семья

  Семья. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Забота и воспитание в семье. Счастливая семья. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Занятия физкультурой. Значимость здорового образа жизни. Телевизор и компьютер. Увлечения человека.

Глава 3. Школа

   Школа. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Дошкольное образование. Начальная школа. Основная школа. Старшая школа. Высшее образование. Учёба – основной труд школьника. Умение учиться. Учение вне стен школы. Самообразование. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Глава 4. Труд

   Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и     меценатство. Труд и отрочество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Учимся трудиться и уважать труд. Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник.

Глава 5. Родина

    Российская Федерация. Конституция России. Субъекты Федерации. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы: Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданство Российской Федерации. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство.  Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

        

Содержание учебного предмета «Обществознание» в 5 классе

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

( на уровне учебных действий).

Введение (1 ч)

Модуль «Человек в социальном измерении»

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества;

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Модуль «Ближайшее социальное окружение»

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

Модуль «Политическая жизнь общества»

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, особенности России как многонационального государства описывать государственные символы; характеризовать основные обязанности граждан РФ;

• показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантности.

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства.

1

Человек(5 ч):

  • Природа человека
  • Отрочество – особая пора в жизни человека

2

Семья (5 ч):

  • Семья и семейные отношения
  • Семейное хозяйство
  • Свободное время

3

Школа (6 ч):

  • Образование в жизни человека
  • Самообразование
  • Одноклассники, сверстники, друзья

4

Труд (6 ч):

  • Труд – основа жизни
  • Труд и творчество

5

Родина (10 ч):

  • Наша Родина – Россия
  • Государственные символы
  • Гражданин России

Итоговое повторение и обобщение  (1 ч)


Таблично-графическая схема календарно-тематического плана

 по предмету обществознание для 5 класса

Тема урока

Элементы содержания

Информационно-методическое обеспечение

Характеристика  деятельности ученика

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Глава 1. Человек

1

Вводный урок

Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Материалы электронного приложения

Личностные УУД

Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста

Коммуникативные УУД

Составлять целое из частей, работая в группах 

Регулятивные УУД

 Составлять план своих действий

Знакомство с основным содержанием курса, определение перспектив  и основных требований к результатам обучения

Формировать  положительное  отношение ко всем  видам деятельности, осознавать, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. Знать значение, использование термина «обществознание».

Иметь представление о связи обществознания с другими науками

2-3

Загадка человека.

Наука о происхождении человека. Теории происхождения человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. Наследственность

Мультимедийная презентация

 § 1

Личностные УУД

Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.

Познавательные УУД

Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.  Определять незнакомые слова и находить их значение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Коммуникативные УУД 

Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Готовить проект по теме:»Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета.

Регулятивные УУД

Составлять свой план текста  и выделять основные смысловые части текста.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Работа с текстом учебника, составление  сравнительной  таблицы, контроль  и оценка своей деятельности на уроке в ходе рефлексии

Осознавать значимость биологического и социального в человеке, воспринимать себя, как неотъемлемую часть общества. Знать основные теории происхождения человека. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя.. Понимать и объяснять понятия «биологический» и «социальный», выделять основные отличия человека от животного, различать и приводить примеры  биологических и социальных черт человека.

4-5

Отрочество – особая пора жизни.

Возраст человека – периодизация.  Возраст человека и становление внутреннего мира Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Материалы электронного приложения

§ 2

 Личностные УУД

Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Познавательные УУД  

Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых.

Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости

Коммуникативные УУД

Придумывать сценки из жизни :»Общение взрослого и подростка, разделившись на группы».Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо».

Регулятивные УУД

 Прогнозировать свой результат. Оценивать результаты работы

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Определение понятия «подростковый возраст» и составление его характеристики.

Осознавать значимость возраста человека в обществе и оценивать с нравственных позиций своё отношение к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам.

Аргументировать   свою точку зрения, уметь строить диалог с людьми разного  возраста.

Знать периодизацию развития личности.

Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, показывать на конкретных примерах особенности становления личности.

Уметь приводить примеры типов деятельности человека.

Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Осознавать

и раскрывать значимость подросткового возраста в становлении личности

6

Практикум по теме «Человек».

Легко ли быть подростком? Особенности общения подростков  со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнерами.

Материалы электронного приложения

Личностные УУД

Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство.

Познавательные УУД  

Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее.

Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.

Коммуникативные УУД

Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах

Регулятивные УУД

Составлять план текста

Тестовые задания

Работа с текстом  по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.

Формирование понимания связи социального в человеке с общением, обменом информацией. Осознавать себя частью социума и свою роль в обществе, оценивать человеческую жизнь, как самую высшая ценность.

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, высказывать собственную точку зрения. Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Характеризовать основные положения раздела; анализировать изученные понятия, делать выводы, отвечать на вопросы по темам раздела.

Глава 2. Семья

7

Семья и семейные отношения

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Мультимедийная презентация

 § 3

Личностные УУД  

Составить свой кодекс семейных отношений. Высказывать свое мнение

Познавательные УУД

Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Извлекать и преобразовывать текущую информацию

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов

Коммуникативные УУД

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах.

Регулятивные УУД Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи.. Вносить коррективы в план

Работа с текстом по заданиям; моделирование ситуаций и их анализ.

Осознавать роль семьи в воспитании и развитии ребенка, понимать важность семьи и семейных традиций, как общечеловеческих ценностей. Давать определение понятиям «семья», «родство», «семейные  роли», «брак».Характеризовать семью и семейные отношения, виды семей.Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи.

Понимать значимость государственной поддержки семьи.

8

Семейное хозяйство

 Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства

Мультимедийная презентация

§ 4

Личностные УУД

Формировать свою позицию Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства

Познавательные УУД  

Готовить рассказ о роли техники в быту.

Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

Характеризовать совместный труд членов семьи. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли.

Устанавливать соответствие между понятиями и определениями

Коммуникативные УУД

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах .Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов».

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы. Контролировать, что хотели бы получить и что получили.

Работа с текстом по заданиям.

Составление списка обязанностей в семье и их распределение.

Осознавать роль семьи в воспитании и развитии ребенка, понимать важность семьи и семейных традиций, как общечеловеческих ценностей. Характеризовать свои роли в семье, приводить примеры распределения обязанностей между членами семьи. Характеризовать совместный труд членов семьи.

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителей

9

Свободное время

Свободное время.  Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечение человека (хобби) Значимость здорового образа жизни. Как правильно организовать и спланировать свободное время

Мультимедийная презентация

§ 5

Личностные УУД

Высказывать свое мнение .

 Познавательные УУД

Определять основную мысль текста.

Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Характеризовать значимость здорового образа жизни.

Коммуникативные УУД  

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах. Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные УУД

Составлять план своего рабочего дня и выполнять его

Вносить коррективы в план. Уметь самостоятельно формулировать цель деятельности

Рассмотрение типичных увлечений подростков, обсуждение проблем организации досуга семьи Работа в группе, контроль  и оценка своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Формирование понимания высокой ценности здоровья человека. Осознавать роль семьи в воспитании и развитии ребенка, понимать важность семьи и семейных традиций, как общечеловеческих ценностей. Характеризовать понятие «здоровый образ жизни», долголетие, устанавливать причинно- следственные связи между здоровым образом жизни  и долголетием, характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни, уметь приводить примеры из жизни. Описывать и оценивать собственные увлечения как возможность личностного роста.

10

Практикум по теме «Семья».

Я  и моя семья.

Семейные ценности и традиции на примере конкретной семьи. Учимся рационально вести домашнее хозяйство.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение

Познавательные УУД  

Составлять вопросы к тексту, документу. Характеризовать совместный труд членов семьи. Составлять рассказ о своей семье

Коммуникативные УУД

Составлять коллективный портрет рачительного хозяина.

Подготавливать рассказ по группам.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы. Контролировать, что хотели бы получить и что получили.

Работа с текстом учебника по заданиям;

Составление  рассказов:

Осознавать роль семьи в воспитании и развитии ребенка, понимать важность семьи и семейных традиций, как общечеловеческих ценностей Описывать свои обязанности в ведении домашнего хозяйства.

Характеризовать условия для поддержания семейных ценностей и семейного уюта.

Анализировать простые ситуации.. Использовать материал учебника и дополнительную литературу для составления рассказа, подготовки сообщения по теме урока.

11

Практикум по теме «Семья».

Семейный досуг.

Как правильно организовать и спланировать совместный досуг членов семьи. Здоровый образ жизни семьи.

Мультимедийная презентация

Личностные УУД

Высказывать свое мнение

Познавательные УУД  

Составлять вопросы к тексту, к иллюстрациям, моделировать ситуации, приводить примеры

Коммуникативные УУД

Составлять коллективный портрет рачительного хозяина.

Готовить рассказ по группам.

Регулятивные УУД

Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул.

Проверять и оценивать результаты работы.

Работа с текстом и иллюстрациями, моделирование ситуаций и их анализ.

Осознавать роль семьи в воспитании и развитии ребенка, понимать важность семьи и семейных традиций, как общечеловеческих ценностей. Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам

Глава 3. Школа

12-13

Образование в жизни человека

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования

.

Мультимедийная презентация

§ 6

Личностные УУД

Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу,что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата.

Познавательные УУД  

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования. Объяснять смысл пословиц о школе.

Заполнять схему «Чему можно научиться»

Извлекать информацию из текста

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Выполнять проект «Наш класс».

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений Составлять личный алгоритм – «Учись учиться».

Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение.

Определение понятия «образование». Исследование ситуаций из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования. Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ

Характеризовать понятие «образование». Рассказывать о значении образования  в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Описывать систему образования в нашей стране. Показывать, какое место в системе образования занимает школа.

Приводить позитивные примеры учения, опираясь на примеры из художественных произведений .

14-15

Образование и самообразование

Учеба как основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Самообразование – путь к успеху Система дополнительного образования и ее значение. Значение самообразования

Материалы электронного приложения

§ 7

Личностные УУД

Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь. Высказывать свое мнение

Познавательные УУД  

Характеризовать учебу как основной труд школьника.

Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе.

Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры.

Составлять таблицу «Что общего и различного в образовании и самообразовании».

 Размышлять на тему «Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективно обсуждении проблем

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень подготовки. Оценивать результаты работы.

работа с текстом учебника по заданиям

Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Характеризовать систему дополнительного образования.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения.

 С опорой на конкрет-ные примеры характе-ризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.

16

Одноклассники, сверстники, друзья

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Отношения младшего подростка с одноклассниками, друзьями. Дружный класс.

§ 8

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе

Коммуникативные УУД

Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД

Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений.

Соотносить то, что известно и неизвестно,  применяя метод незаконченных предложений

Проверять и оценивать результаты работы

Составление рассказа «Дружный класс».

Осознавать значимость возраста человека в обществе и оценивать с нравственных позиций своё отношение к сверстникам, одноклассникам, друзьям. Использовать причинно – следственный анализ, формулировать выводы. Работать в группе: учитывать различные мнения, вырабатывать навыки сотрудничества. Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. Использовать материал учебника и дополнительную литературу для составления рассказа, подготовки сообщения по теме урока.

17

Практикум по теме «Школа»

Школа – центральное звено современной системы образования. Значение школьного учения. Классный коллектив.

Материалы электронного приложения

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.

Познавательные УУД

Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.

Коммуникативные УУД

Готовить презентацию «О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

 работа с текстом  по заданиям, работа в группах, тест

Характеризовать основные положения раздела. Систематизировать информацию о роли образования в жизни человека. Характеризовать учебу как основной труд школьника., понимать важность учения и самообразования.

Иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека.

Глава 4. Труд

18-19

Труд – основа жизни

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

М/медийная презентация

§ 9

Личностные УУД

Высказывать свое мнение

Познавательные УУД  

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».Составлять синонимы со словом «Труд». Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства».

Приводить примеры благотворительности и меценатства

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

Коммуникативные УУД

Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека.

Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы.

Регулятивные УУД

Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу.

Составлять свои правила труда. Проверять и оценивать результаты работы

Работа с текстом учебника по заданиям; работа в группах, составление схемы и таблицы

Понимать, что трудовая деятельность  важна не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека Работать в группе: учитывать различные мнения, вырабатывать навыки сотрудничества. Работать с текстом учебника по заданиям; выполнять проблемные заданий, моделировать ситуации. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

20-21

Труд и творчество

Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творения известных мастеров.

Материалы электронного приложения

§ 10

 Личностные УУД

Давать характеристику своей трудовой деятельности. Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал

Познавательные УУД  

Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека.

Объяснять смысл пословиц о труде. Составлять синквейн со словом «Творчество»

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Коммуникативные УУД

Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности, разделив класс на 2 группы..

Регулятивные УУД

Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки.

Проверять и оценивать результаты работы Проверять и оценивать результаты работы

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Творческое задание

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров Понимать, что трудовая деятельность  важна не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Уметь на примерах иллюстрировать проявление творчества

22-23

Практикум по теме «Труд».

Виды труда. Значение труда каждого человека для общества. Материальная и моральная оценка труда.

Личностные УУД

 Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД  

Извлекать информацию из текста

Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд

Коммуникативные УУД

Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Проверять и оценивать результаты работы.

Составление перечня «Виды труда» и их краткая характеристика. Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.

Понимать, что трудовая деятельность  важна не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем.

Формирование уважительного отношения к людям, проявляющим трудолюбие, ответственность Характеризовать основные положения раздела. Характеризовать труд как вид человеческой деятельности. Определять значение труда в жизни человека. Оценивать собственное творчество. Уметь презентовать результаты своего труда.

Тема 5. Родина

24-25

Наша Родина – Россия.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык-государственный . Субъект РФ- г.Санкт-Петербург. Что значит быть патриотом

Мультимедийная презентация

§ 11, карта РФ

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД  

Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации.

Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». Извлекать информацию из текста.Объяснять смысл пословиц.Приводить примеры проявления патриотизма

Коммуникативные УУД

Распределять задания по группам. Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине.

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень усвоения. Оценивать результаты работы.

Работа с текстом учебника по заданиям; работа с текстом Конституции РФ, подготовка сообщений, написать письмо сверстнику

Осознавать себя гражданином России, быть патриотом.  Понимать важность правового взаимодействия людей. Характеризовать понятие «Родина». Объяснять, что оно значит для человека. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну. Объяснять значение русского языка как государственного. Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства.

26-27

Государственные символы России

Государственные символы России.

Герб, флаг, гимн. Государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Мультимедийная презентация

§ 12

Личностные УУД

Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. Рассказывать о своих чувствах при исполнении гимна РФ.

Познавательные УУД

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.

Извлекать информацию из текста. Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог. Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы.

Регулятивные УУД

Проверять и оценивать результаты работы Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений

Определение понятия «государственный символ государства». Изучение истории появления государственных символов России: герба и флага.

Осознавать себя гражданином России ,быть патриотом.  Понимать важность правового взаимодействия людей. Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Уметь описать флаг и герб, назвать авторов гимна, знать его текст.Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.

28-29

Гражданин России

Гражданин – Отечества достойный сын Гражданственность – важное качество каждого человека Права граждан. Обязанности граждан. Юные граждане России. Какие права человек получает от рождения?

Мультимедийная презентация

§ 13, текст Конституции РФ

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны

Познавательные УУД

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»

Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка. Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций (кто такой гражданин, что такое гражданственность) и их анализ

Осознавать себя гражданином России быть патриотом своей страны.  Понимать важность правового взаимодействия людей. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин», «гражданственность».

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ. иллюстрировать примерами их исполнение.

30-31

Мы – многонаци-ональный народ

Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

§ 14, карта РФ

Личностные УУД

 Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы, приводить конкретные примеры из своей жизни о людях разных национальностей и своем отношении к ним

Познавательные УУД Анализировать карту, Извлекать информацию из текста.

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявление толерантного отношения к людям разных национальностей.

Коммуникативные УУД Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России», разделившись на группы.

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. Прогнозировать какой будет результат.

Определение понятий народ, народность, национальная культура. Рассмотрение примеров проявления национальной культуры, примеров взаимодействия разных национальных культур, создание м/м проектов

Осознавать себя гражданином России быть патриотом своей страны.  Понимать важность правового взаимодействия людей. Оценивать собственные действия и отношения с людьми с позиции толерантности. Давать определения понятиям «толерантность», «национальность», выявлять характерные черты и признаки понятий, характеризовать и подтверждать примерами этнические и национальные различия, показывать на конкретных примерах толерантного отношения к людям разных национальностей.

32

Практикум по теме «Родина».

Примеры проявлений патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности Учимся быть достойными гражданами.

Иллюстрации, м/м презентация

Личностные УУД

Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.

Познавательные УУД

Работать с учебником и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД

Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина».

«Участие гражданина в делах государства».

«Главные обязанности гражданина».  Регулятивные УУД        

Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

Тестовые задания

Осознавать себя гражданином России быть патриотом своей страны.  Понимать важность правового взаимодействия людей. Оценивать собственные действия и отношения с людьми с позиции толерантности. Приводить примеры проявлений патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты.

33-34

Итоговое повторение

Систематизация и контроль знаний Обобщение и повторение полученных знаний и умений

Личностные УУД

Формировать личностные качества, патриотизм, самоотверженность. Познавательные УУД

Работать с учебником и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД

 Уметь слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные УУД        

Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

Фронтальная беседа Самостоятельная работа

Формирование гражданской ответственности;

дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Примерные темы проектных и исследовательских  работ по обществознанию для учащихся 5  класса:

Мифы о происхождении человека.   Как государство  помогает семье.  История параолимпийских игр.  Права ребёнка в Конституции РФ.         Роль семьи в моей жизни (родословное дерево).           Традиции народов России.                Хорошо учиться - что это значит?


Календарно-тематическое планирование
учебного материала по обществознанию
в 5 классе в 2014-2015 году (примерное)

№ п/п

Тема урока

Дата

1.

Вводный урок

3.09

Тема 1. Человек

2.

Загадка человека

10.09

3.

Загадка человека

17.09

4.

Отрочество-особая пора жизни

24.09

5.

Отрочество-особая пора жизни

1.10

6.

Практикум по теме «Человек»

8.10

Тема 2. Семья

7.

Семья и семейные отношения

15.10

8.

Семейное хозяйство

22.10

9.

Свободное время

29.10

10.

Практикум по теме «Семья»

12.11

11.

Практикум по теме «Семья»

19.11

Тема 3.Школа

12

Образование в жизни человека

26.11

13.

Образование в жизни человека

3.12

14.

Образование и самообразование

10.12

15.

Образование и самообразование

17.12

16.

Одноклассники, сверстники, друзья

24.12

17.

Практикум по теме : «Школа»

14.01

Тема 4. Труд

18.

Труд-основа жизни

21.01

19.

Труд – основа жизни

28.01

20.

Труд и творчество

4.02

21.

Труд и творчество

11.02

22.

Практикум по теме : «Труд»

18.02

23.

Практикум по теме : «Труд»

25.02

Тема 5. Родина

24.

Наша Родина - Россия

4.03

25

Наша Родина - Россия

11.03

26

Государственные символы России

18.03

27.

Государственные символы России

1.04

28.

Гражданин России

8.04

29.

Гражданин России

15.04

30.

Мы - многонациональный народ

22.04

31.

Мы - многонациональный народ

29.04

32

Практикум по теме «Родина»

6.05

33

Итоговое повторение

13.05

34.

Итоговое повторение

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС

Программа по обществознанию,разработанная  к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...