Рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена по предметной линии учебников под ред. Боголюбова Л.Н ФГОС.- Москва, «Просвещение», 2013 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_5_klass_2014-2015.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предмет: обществознание
Класс: 5 класс
Год обучения: 2014-2015 гг.
Количество часов: в год: 34ч, в неделю: 1ч
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (для 5-х классов с 01.09.2013 в экспериментальном режиме).
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» (для 4-11 классов).
4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312» (вступил в силу с 01.09.2012).
6. Приказ Минобрнауки России от т 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».
7. Письмо Министерства образования Российской Федерации о примерных программах по учебным предметам базисного учебного плана.
8. Примерные программы по обществознанию федерального базисного учебного плана.
9, Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
10. Образовательная программа ГБОУ лицея №64 Приморского района Санкт-Петербурга на 2014/2015 учебный год
11.Авторская программа: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. «Обществознание» 5-9 классы. Предметная линия учебников под ред. Боголюбова Л.Н ФГОС.- Москва, «Просвещение», 2013 год.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Учебно-методическое обеспечение
Классы | Учебная программа | Учебники | Методические материалы Дидактические материалы |
5 | Авторская Автор Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение», 2012 год. | Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; изд-во «Просвещение». - М., Просвещение, 2014. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой | Боголюбов Л.Н.Городецкая Н.И…Поурочные разработки. Обществознание.5 класс. – М.Просвещение,2014 Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Мультимедийные презентации |
Цели изучения обществознания в основной школе.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений;
- овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание» в основной школе
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
- познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы.
На первой ступени основной школы (5-7 класс), когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Содержание программы по курсу «Обществознание» в 5 классе
Глава 1. Человек
Вводный урок. Что изучает курс «Обществознание»? Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа.
Природа человека. Что такое наследственность. Наследственность и инстинкты у животных и человека. Индивидуальность – хорошо или плохо? Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Глава 2. Семья
Семья. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Забота и воспитание в семье. Счастливая семья. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Занятия физкультурой. Значимость здорового образа жизни. Телевизор и компьютер. Увлечения человека.
Глава 3. Школа
Школа. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Дошкольное образование. Начальная школа. Основная школа. Старшая школа. Высшее образование. Учёба – основной труд школьника. Умение учиться. Учение вне стен школы. Самообразование. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Глава 4. Труд
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и отрочество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Учимся трудиться и уважать труд. Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник.
Глава 5. Родина
Российская Федерация. Конституция России. Субъекты Федерации. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы: Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданство Российской Федерации. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Содержание учебного предмета «Обществознание» в 5 классе
Таблично-графическая схема календарно-тематического плана
по предмету обществознание для 5 класса
№ | Тема урока | Элементы содержания | Информационно-методическое обеспечение | Характеристика деятельности ученика | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | |
Глава 1. Человек | |||||||
1 | Вводный урок | Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. | Материалы электронного приложения | Личностные УУД Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД Составлять целое из частей, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план своих действий | Знакомство с основным содержанием курса, определение перспектив и основных требований к результатам обучения | Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности, осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками | |
2-3 | Загадка человека. | Наука о происхождении человека. Теории происхождения человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. Наследственность | Мультимедийная презентация § 1 | Личностные УУД Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Познавательные УУД Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Определять незнакомые слова и находить их значение. Коммуникативные УУД Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Готовить проект по теме:»Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета. Регулятивные УУД Составлять свой план текста и выделять основные смысловые части текста. | Работа с текстом учебника, составление сравнительной таблицы, контроль и оценка своей деятельности на уроке в ходе рефлексии | Осознавать значимость биологического и социального в человеке, воспринимать себя, как неотъемлемую часть общества. Знать основные теории происхождения человека. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя.. Понимать и объяснять понятия «биологический» и «социальный», выделять основные отличия человека от животного, различать и приводить примеры биологических и социальных черт человека. | |
4-5 | Отрочество – особая пора жизни. | Возраст человека – периодизация. Возраст человека и становление внутреннего мира Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. | Материалы электронного приложения § 2 | Личностные УУД Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Познавательные УУД Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости Коммуникативные УУД Придумывать сценки из жизни :»Общение взрослого и подростка, разделившись на группы».Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо». Регулятивные УУД Прогнозировать свой результат. Оценивать результаты работы | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Определение понятия «подростковый возраст» и составление его характеристики. | Осознавать значимость возраста человека в обществе и оценивать с нравственных позиций своё отношение к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам. Аргументировать свою точку зрения, уметь строить диалог с людьми разного возраста. Знать периодизацию развития личности. Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, показывать на конкретных примерах особенности становления личности. Уметь приводить примеры типов деятельности человека. Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Осознавать и раскрывать значимость подросткового возраста в становлении личности | |
6 | Практикум по теме «Человек». | Легко ли быть подростком? Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнерами. | Материалы электронного приложения | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство. Познавательные УУД Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет. Коммуникативные УУД Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план текста Тестовые задания | Работа с текстом по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. | Формирование понимания связи социального в человеке с общением, обменом информацией. Осознавать себя частью социума и свою роль в обществе, оценивать человеческую жизнь, как самую высшая ценность. Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, высказывать собственную точку зрения. Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. Характеризовать основные положения раздела; анализировать изученные понятия, делать выводы, отвечать на вопросы по темам раздела. | |
Глава 2. Семья | |||||||
7 | Семья и семейные отношения | Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. | Мультимедийная презентация § 3 | Личностные УУД Составить свой кодекс семейных отношений. Высказывать свое мнение Познавательные УУД Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Извлекать и преобразовывать текущую информацию Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов Коммуникативные УУД Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах. Регулятивные УУД Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи.. Вносить коррективы в план | Работа с текстом по заданиям; моделирование ситуаций и их анализ. | Осознавать роль семьи в воспитании и развитии ребенка, понимать важность семьи и семейных традиций, как общечеловеческих ценностей. Давать определение понятиям «семья», «родство», «семейные роли», «брак».Характеризовать семью и семейные отношения, виды семей.Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Понимать значимость государственной поддержки семьи. | |
8 | Семейное хозяйство | Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства | Мультимедийная презентация § 4 | Личностные УУД Формировать свою позицию Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства Познавательные УУД Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства Характеризовать совместный труд членов семьи. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Устанавливать соответствие между понятиями и определениями Коммуникативные УУД Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах .Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов». Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. Контролировать, что хотели бы получить и что получили. | Работа с текстом по заданиям. Составление списка обязанностей в семье и их распределение. | Осознавать роль семьи в воспитании и развитии ребенка, понимать важность семьи и семейных традиций, как общечеловеческих ценностей. Характеризовать свои роли в семье, приводить примеры распределения обязанностей между членами семьи. Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителей | |
9 | Свободное время | Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечение человека (хобби) Значимость здорового образа жизни. Как правильно организовать и спланировать свободное время | Мультимедийная презентация § 5 | Личностные УУД Высказывать свое мнение . Познавательные УУД Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. Коммуникативные УУД Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные УУД Составлять план своего рабочего дня и выполнять его Вносить коррективы в план. Уметь самостоятельно формулировать цель деятельности | Рассмотрение типичных увлечений подростков, обсуждение проблем организации досуга семьи Работа в группе, контроль и оценка своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Формирование понимания высокой ценности здоровья человека. Осознавать роль семьи в воспитании и развитии ребенка, понимать важность семьи и семейных традиций, как общечеловеческих ценностей. Характеризовать понятие «здоровый образ жизни», долголетие, устанавливать причинно- следственные связи между здоровым образом жизни и долголетием, характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни, уметь приводить примеры из жизни. Описывать и оценивать собственные увлечения как возможность личностного роста. | |
10 | Практикум по теме «Семья». Я и моя семья. | Семейные ценности и традиции на примере конкретной семьи. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Составлять вопросы к тексту, документу. Характеризовать совместный труд членов семьи. Составлять рассказ о своей семье Коммуникативные УУД Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. Контролировать, что хотели бы получить и что получили. | Работа с текстом учебника по заданиям; Составление рассказов: | Осознавать роль семьи в воспитании и развитии ребенка, понимать важность семьи и семейных традиций, как общечеловеческих ценностей Описывать свои обязанности в ведении домашнего хозяйства. Характеризовать условия для поддержания семейных ценностей и семейного уюта. Анализировать простые ситуации.. Использовать материал учебника и дополнительную литературу для составления рассказа, подготовки сообщения по теме урока. | ||
11 | Практикум по теме «Семья». Семейный досуг. | Как правильно организовать и спланировать совместный досуг членов семьи. Здоровый образ жизни семьи. | Мультимедийная презентация | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Составлять вопросы к тексту, к иллюстрациям, моделировать ситуации, приводить примеры Коммуникативные УУД Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Готовить рассказ по группам. Регулятивные УУД Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы. | Работа с текстом и иллюстрациями, моделирование ситуаций и их анализ. | Осознавать роль семьи в воспитании и развитии ребенка, понимать важность семьи и семейных традиций, как общечеловеческих ценностей. Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности. Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам | |
Глава 3. Школа | |||||||
12-13 | Образование в жизни человека | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования . | Мультимедийная презентация § 6 | Личностные УУД Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу,что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата. Познавательные УУД Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Объяснять смысл пословиц о школе. Заполнять схему «Чему можно научиться» Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Выполнять проект «Наш класс». Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений Составлять личный алгоритм – «Учись учиться». Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение. | Определение понятия «образование». Исследование ситуаций из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования. Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ | Характеризовать понятие «образование». Рассказывать о значении образования в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Описывать систему образования в нашей стране. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Приводить позитивные примеры учения, опираясь на примеры из художественных произведений . | |
14-15 | Образование и самообразование | Учеба как основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Самообразование – путь к успеху Система дополнительного образования и ее значение. Значение самообразования | Материалы электронного приложения § 7 | Личностные УУД Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь. Высказывать свое мнение Познавательные УУД Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу «Что общего и различного в образовании и самообразовании». Размышлять на тему «Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективно обсуждении проблем Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки. Оценивать результаты работы. | работа с текстом учебника по заданиям | Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Характеризовать систему дополнительного образования. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкрет-ные примеры характе-ризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. | |
16 | Одноклассники, сверстники, друзья | Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Отношения младшего подростка с одноклассниками, друзьями. Дружный класс. | § 8 | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе Коммуникативные УУД Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Регулятивные УУД Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений. Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений Проверять и оценивать результаты работы | Составление рассказа «Дружный класс». | Осознавать значимость возраста человека в обществе и оценивать с нравственных позиций своё отношение к сверстникам, одноклассникам, друзьям. Использовать причинно – следственный анализ, формулировать выводы. Работать в группе: учитывать различные мнения, вырабатывать навыки сотрудничества. Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. Использовать материал учебника и дополнительную литературу для составления рассказа, подготовки сообщения по теме урока. | |
17 | Практикум по теме «Школа» | Школа – центральное звено современной системы образования. Значение школьного учения. Классный коллектив. | Материалы электронного приложения | Личностные УУД Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям. Познавательные УУД Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. Коммуникативные УУД Готовить презентацию «О нас и нашем классе», распределяя задания в группах. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | работа с текстом по заданиям, работа в группах, тест | Характеризовать основные положения раздела. Систематизировать информацию о роли образования в жизни человека. Характеризовать учебу как основной труд школьника., понимать важность учения и самообразования. Иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека. | |
Глава 4. Труд | |||||||
18-19 | Труд – основа жизни | Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство. | М/медийная презентация § 9 | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».Составлять синонимы со словом «Труд». Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства». Приводить примеры благотворительности и меценатства Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Коммуникативные УУД Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы. Регулятивные УУД Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу. Составлять свои правила труда. Проверять и оценивать результаты работы | Работа с текстом учебника по заданиям; работа в группах, составление схемы и таблицы | Понимать, что трудовая деятельность важна не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека Работать в группе: учитывать различные мнения, вырабатывать навыки сотрудничества. Работать с текстом учебника по заданиям; выполнять проблемные заданий, моделировать ситуации. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. | |
20-21 | Труд и творчество | Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творения известных мастеров. | Материалы электронного приложения § 10 | Личностные УУД Давать характеристику своей трудовой деятельности. Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал Познавательные УУД Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. Составлять синквейн со словом «Творчество» Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров Коммуникативные УУД Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности, разделив класс на 2 группы.. Регулятивные УУД Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки. Проверять и оценивать результаты работы Проверять и оценивать результаты работы | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Творческое задание | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров Понимать, что трудовая деятельность важна не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Уметь на примерах иллюстрировать проявление творчества | |
22-23 | Практикум по теме «Труд». | Виды труда. Значение труда каждого человека для общества. Материальная и моральная оценка труда. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд Коммуникативные УУД Готовить проект «Творчество в науке и искусстве». Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Проверять и оценивать результаты работы. | Составление перечня «Виды труда» и их краткая характеристика. Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. | Понимать, что трудовая деятельность важна не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Формирование уважительного отношения к людям, проявляющим трудолюбие, ответственность Характеризовать основные положения раздела. Характеризовать труд как вид человеческой деятельности. Определять значение труда в жизни человека. Оценивать собственное творчество. Уметь презентовать результаты своего труда. | ||
Тема 5. Родина | |||||||
24-25 | Наша Родина – Россия. | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык-государственный . Субъект РФ- г.Санкт-Петербург. Что значит быть патриотом | Мультимедийная презентация § 11, карта РФ | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». Извлекать информацию из текста.Объяснять смысл пословиц.Приводить примеры проявления патриотизма Коммуникативные УУД Распределять задания по группам. Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине. Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень усвоения. Оценивать результаты работы. | Работа с текстом учебника по заданиям; работа с текстом Конституции РФ, подготовка сообщений, написать письмо сверстнику | Осознавать себя гражданином России, быть патриотом. Понимать важность правового взаимодействия людей. Характеризовать понятие «Родина». Объяснять, что оно значит для человека. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну. Объяснять значение русского языка как государственного. Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. | |
26-27 | Государственные символы России | Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. | Мультимедийная презентация § 12 | Личностные УУД Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. Рассказывать о своих чувствах при исполнении гимна РФ. Познавательные УУД Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. Извлекать информацию из текста. Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы. Регулятивные УУД Проверять и оценивать результаты работы Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений | Определение понятия «государственный символ государства». Изучение истории появления государственных символов России: герба и флага. | Осознавать себя гражданином России ,быть патриотом. Понимать важность правового взаимодействия людей. Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Уметь описать флаг и герб, назвать авторов гимна, знать его текст.Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России. | |
28-29 | Гражданин России | Гражданин – Отечества достойный сын Гражданственность – важное качество каждого человека Права граждан. Обязанности граждан. Юные граждане России. Какие права человек получает от рождения? | Мультимедийная презентация § 13, текст Конституции РФ | Личностные УУД Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны Познавательные УУД Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин» Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка. Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций (кто такой гражданин, что такое гражданственность) и их анализ | Осознавать себя гражданином России быть патриотом своей страны. Понимать важность правового взаимодействия людей. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин», «гражданственность». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. иллюстрировать примерами их исполнение. | |
30-31 | Мы – многонаци-ональный народ | Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | § 14, карта РФ | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы, приводить конкретные примеры из своей жизни о людях разных национальностей и своем отношении к ним Познавательные УУД Анализировать карту, Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявление толерантного отношения к людям разных национальностей. Коммуникативные УУД Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России», разделившись на группы. Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. Прогнозировать какой будет результат. | Определение понятий народ, народность, национальная культура. Рассмотрение примеров проявления национальной культуры, примеров взаимодействия разных национальных культур, создание м/м проектов | Осознавать себя гражданином России быть патриотом своей страны. Понимать важность правового взаимодействия людей. Оценивать собственные действия и отношения с людьми с позиции толерантности. Давать определения понятиям «толерантность», «национальность», выявлять характерные черты и признаки понятий, характеризовать и подтверждать примерами этнические и национальные различия, показывать на конкретных примерах толерантного отношения к людям разных национальностей. | |
32 | Практикум по теме «Родина». | Примеры проявлений патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности Учимся быть достойными гражданами. | Иллюстрации, м/м презентация | Личностные УУД Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села. Познавательные УУД Работать с учебником и дополнительной литературой. Коммуникативные УУД Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина». Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы. | Тестовые задания | Осознавать себя гражданином России быть патриотом своей страны. Понимать важность правового взаимодействия людей. Оценивать собственные действия и отношения с людьми с позиции толерантности. Приводить примеры проявлений патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. | |
33-34 | Итоговое повторение | Систематизация и контроль знаний Обобщение и повторение полученных знаний и умений | Личностные УУД Формировать личностные качества, патриотизм, самоотверженность. Познавательные УУД Работать с учебником и дополнительной литературой. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы. | Фронтальная беседа Самостоятельная работа | Формирование гражданской ответственности; дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. |
Примерные темы проектных и исследовательских работ по обществознанию для учащихся 5 класса:
Мифы о происхождении человека. Как государство помогает семье. История параолимпийских игр. Права ребёнка в Конституции РФ. Роль семьи в моей жизни (родословное дерево). Традиции народов России. Хорошо учиться - что это значит?
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по обществознанию
в 5 классе в 2014-2015 году (примерное)
№ п/п | Тема урока | Дата |
1. | Вводный урок | 3.09 |
Тема 1. Человек | ||
2. | Загадка человека | 10.09 |
3. | Загадка человека | 17.09 |
4. | Отрочество-особая пора жизни | 24.09 |
5. | Отрочество-особая пора жизни | 1.10 |
6. | Практикум по теме «Человек» | 8.10 |
Тема 2. Семья | ||
7. | Семья и семейные отношения | 15.10 |
8. | Семейное хозяйство | 22.10 |
9. | Свободное время | 29.10 |
10. | Практикум по теме «Семья» | 12.11 |
11. | Практикум по теме «Семья» | 19.11 |
Тема 3.Школа | ||
12 | Образование в жизни человека | 26.11 |
13. | Образование в жизни человека | 3.12 |
14. | Образование и самообразование | 10.12 |
15. | Образование и самообразование | 17.12 |
16. | Одноклассники, сверстники, друзья | 24.12 |
17. | Практикум по теме : «Школа» | 14.01 |
Тема 4. Труд | ||
18. | Труд-основа жизни | 21.01 |
19. | Труд – основа жизни | 28.01 |
20. | Труд и творчество | 4.02 |
21. | Труд и творчество | 11.02 |
22. | Практикум по теме : «Труд» | 18.02 |
23. | Практикум по теме : «Труд» | 25.02 |
Тема 5. Родина | ||
24. | Наша Родина - Россия | 4.03 |
25 | Наша Родина - Россия | 11.03 |
26 | Государственные символы России | 18.03 |
27. | Государственные символы России | 1.04 |
28. | Гражданин России | 8.04 |
29. | Гражданин России | 15.04 |
30. | Мы - многонациональный народ | 22.04 |
31. | Мы - многонациональный народ | 29.04 |
32 | Практикум по теме «Родина» | 6.05 |
33 | Итоговое повторение | 13.05 |
34. | Итоговое повторение | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС
Программа по обществознанию,разработанная к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...