Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
Конспект урока по обществознанию в 9 классе. Разработан в технологии интерактивного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medzhunarodno-pravovaya_zashchita.docx | 20.73 КБ |
klaster_gotovyy.docx | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по обществознанию
Класс: 9
Учитель: Колодешникова Е.Г.
Дата проведения: 6 мая 2014
Тема урока: Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов (§22).
Цель урока: Формирование ценностного отношения к человеческой жизни через осмысление норм международного гуманитарного права
Планируемые образовательные результаты. Ученик по окончании изучения темы:
- даёт краткую характеристику сущности международного гуманитарного права;
- называет источники и основные нормы международного гуманитарного права;
- рассказывает о видах ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права;
- обосновывает своё отношение к необходимости международного гуманитарного права;
- объясняет значимость проявления гуманности по отношению к жертвам вооруженных конфликтов.
Мировоззренческая идея: никакими благими целями нельзя оправдать жестокость и насилие. Даже на войне есть место милосердию.
Программное содержание: источники, сущность, принципы и нормы международного гуманитарного права.
Основные понятия: международное гуманитарное право, жертвы войны, конвенция, гражданские лица.
План изучения нового материала:
1. Жестокое лицо войны.
2. Сущность международного гуманитарного права.
3. Источники международного гуманитарного права.
4. Основные положения международного гуманитарного права.
5. Ответственность за нарушение международного гуманитарного права.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: нетрадиционная
Технология обучения: технология интерактивного обучения, игровая технология.
Мизансцена урока: парты расставлены по периметру класса, совмещенные по 2 штуки для четырех групп, рядом стулья по количеству человек в группе. Остальные парты расставлены вдоль стены.
Оборудование урока: учебник Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев, раздаточный материал для каждой группы, презентация, доска.
Домашнее задание: § 22, вопросы и задания № 1,4,6 после параграфа.
ХОД УРОКА.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. Приветствие Отметка отсутствующих Подготовка к работе: запись числа и темы урока в тетрадь, позитивный настрой | Приветствуют стоя Дежурный На доске число и тема урока |
II. Вводный этап. Класс делиться на 4 группы заранее. Показ слайдов (4-5), содержащих иллюстрации последствий вооруженных конфликтов. Вопрос учителя: какое событие проиллюстрировано в презентации Ассоциация «Война – это…» Вывод: война – это страшное событие, приносящее горе, страдание, разрушение. Война – это сознательное истребление людей для достижения различных целей. Познакомьтесь с высказыванием немецкого военного теоретика К. Клаузевица «На войне всякая идея человеколюбия – пагубное заблуждение, нелепость» посовещайтесь группой и ответьте на вопрос: - как вы относитесь к этому высказыванию? Ответ аргументируйте. Вывод: Любая точка зрения имеет право на существование, однако события первой половины 20 века – две мировые войны и их последствия – заставили международную общественность задуматься над возможностью защиты жертв вооруженных конфликтов. В итоге возникла целая отрасль права – международное гуманитарное право. Изучением его принципов, источников, основных норм предстоит вам заняться на сегодняшнем уроке. | Просмотр, эмоциональный настрой Ответ ученика: война и ее последствия Называют от каждой группы по одному существительному, которое ассоциируется у них с понятием «война». Коллективная дискуссия: Учащиеся высказывают точку зрения, выработанную группой. |
III. Обучающий этап. Каждая группа получает свое задание (папки лежат на столах до начала урока). Время выполнения 7 минут. Задание группы № 1: 1. Дайте определение понятия «международное гуманитарное право». Раскройте его основные принципы. 2. С помощью схемы раскройте сущность международного гуманитарного права. 3. В чем сходства и различия международного гуманитарного права и прав человека. Задание группы № 2: 1. Перечислите основные источники МГП и категории лиц, которым предоставляется защита. Дайте определение понятию «конвенция». 2. Почему возникла необходимость принятия Дополнительных Протоколов к Женевской конвенции. 3. Перечислите типы вооруженных конфликтов и дайте им краткую характеристику. Дайте определение понятию «Жертвы войны». Задание группы № 3: 1. Перечислите правила МГП, которыми необходимо руководствоваться при ведении военных действий. Дайте определение понятию «гражданские лица» 2. Перечислите, какие существуют ограничения в выборе средств и методов ведения военных действий. 3. Проанализируйте статьи устава Международного Комитета Красного Креста. Определите цель деятельности организации, каким девизам она следует, как вы понимаете их смысл. Задание для группы № 4: 1. Какова международная ответственность за нарушение норм МГП. 2. Какая ответственность предусмотрена в РФ за нарушение норм МГП. По окончании выполнения задания, каждая группа последовательно: 1. Представляет материал, раскрывающий суть задания. 2. Заполняет на доске свою часть кластера. Для определения степени понимания и усвоения представленного материала учитель после выступления 1-3 группы задает вопросы аудитории: 1. Почему совокупность норм, защищающих жертв войны, называют гуманитарным правом? 2. Кем и когда были приняты нормы МГП? К какому типу конфликтов можно отнести конфликт на Украине? 3. В ходе наступления группа бойцов оказалась рядом со зданием, на фасаде которого прикреплено полотнище с изображением Красного Креста. Наступающие прекратили огонь, однако, при их приближении, из здания по ним был открыт огонь солдатами противника. Определите на основе норм МГП, что это – военная хитрость или вероломство? | Групповая практическая работа На основе раздаточного материала, материала учебника и собственных знаний отвечают на вопросы заданий, создают текст выступления и заполняют свою часть кластера. Презентация полученных результатов Заполнение кластера на индивидуальных листах (переносят информацию с доски) |
IV. Заключительный этап Слово учителя: как вы уже поняли МГП существует для того, чтобы защитить жертв вооруженных конфликтов. Однако, есть люди, которые сомневаются в необходимости МГП, потому что имеется достаточно примеров его нарушения. Разделяете ли вы подобную точку зрения. Свой ответ аргументируйте. Вывод: МГП - необходимая в современных условиях отрасль права, которая позволяет регламентировать поведение людей в экстремальной ситуации вооруженного конфликта. | Дискуссия Учащиеся высказывают свою точку зрения |
V.Подведение итогов урока Общая характеристика познавательной деятельности учащихся, содержательная оценка и выставление отметок |
Карточки с заданиями для групп.
Задание группы № 1. Сущность международного гуманитарного права:
1. Дайте определение понятия «международное гуманитарное право». Раскройте его основные принципы.
2. С помощью схемы раскройте сущность международного гуманитарного права.
3. В чем сходства и различия международного гуманитарного права и прав человека.
Задание группы № 2. Источники международного гуманитарного права:
1. Перечислите основные источники МГП и категории лиц, которым предоставляется защита. Дайте определение понятию «конвенция».
2. Почему возникла необходимость принятия Дополнительных Протоколов к Женевской конвенции.
3. Перечислите типы вооруженных конфликтов и дайте им краткую характеристику. Дайте определение понятию «Жертвы войны».
Задание группы № 3. Основные нормы международного гуманитарного права:
1. Перечислите правила МГП, которыми необходимо руководствоваться при ведении военных действий. Дайте определение понятию «гражданские лица»
2. Перечислите, какие существуют ограничения в выборе средств и методов ведения военных действий.
3. Проанализируйте статьи устава Международного Комитета Красного Креста. Определите цель деятельности организации, каким девизам она следует, как вы понимаете их смысл.
Задание для группы № 4. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права:
1. Какова международная ответственность за нарушение норм МГП.
2. Какая ответственность предусмотрена в РФ за нарушение норм МГП.
Материал, необходимый для работы групп:
Группа № 1: текст, словарь
Группа № 2: текст, Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от12 августа 1949 года, словарь.
Группа № 3: текст, словарь, Устав МККК
Группа № 4: текст.
Тексты, документы и словарь взяты из пособия: Международное гуманитарное право: Учебно-методическое пособие к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений/ К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль священников в вооруженных конфликтах.
Презентация....
вооруженные конфликты с участием России
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5645395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"304","width":"470"}}]]За последние столетие самым крупным вооруженным конфликтом явля...
9 класс. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Методическая разработка урока по обществознанию для 9 класса по теме "Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов", включает в себя конспект урока, рабочие листы, задания для р...
презентация к уроку обществознания в 9 классе Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов...
План-конспект урока обществознания в 9 классе: «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»
План-конспект урока обществознания в 9 классе:«Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»...
Презентация по обществознанию (9 класс) "Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов"
Презентация для урока обществознания в 9 классе по теме "Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов", соедржит иллюстративный материал для сопровождения рассказа учителя....
Урок в 9 классе "Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов"
Урок в 9 классе "Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов"...