"Права человека в СССР (1930-1950 г)
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Швачкина Виктория Ивановна

Технологическая карта интегрированного урока истории и обществознания  по теме "Права человека в СССР (1930-1950 г) в 11 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Права человека в СССР"49.81 КБ

Предварительный просмотр:

Права человека в СССР в 30-е 50 –е гг.

Швачкина Виктория Ивановна

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ п. Расково Саратовского района

 Саратовской области»

11 класс

интегрированный урок

(история-обществознание)

Декабрь 2013 г

   Ключевая идея урока заключается в том, чтобы анализируя сложившуюся политическую ситуацию в стране  подвести учащихся к пониманию того , что в СССР сложилась тоталитарная демократия.  На данном уроке рассматривается конкретный исторический период, и повторяются знания, полученные на уроках обществознания о политических режимах.

Место урока в учебном плане:  « Политическая ситуация в СССР в 30 –е годы».

Тип урока : систематизация и обобщение знаний

Вид урока: проблемно-поисковая дискуссия

Цель: 

Формирование гражданской позиции на примере политической ситуации, сложившейся в СССР в 30- е годы.

Задачи:

  1. Развивать умения анализировать противоречивую информацию, используя ранее полученные знания.
  2. Вырабатывать собственное мнение по рассматриваемому вопросу.
  3. Формировать навыки работы в группе.

Формы работы: индивидуальная, групповая, дискуссионная.

Основные понятия:

Политический режим

Тоталитаризм

Демократия

Конституция

Права человека

Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль и оценивание

Тема  в начале урока не озвучивается

Мотивация:

Просмотр видеофрагментов.

Строительство Беломорканала.

Худ. Фильм «Свинарка и пастух»

Учитель:        

определить к какому периоду относятся видеофрагменты.

Учащиеся:

Смотрят видео

Учащиеся

Определяют, что речь пойдёт об СССР периода сталинизма

Учитель подтверждает и корректирует правильность выводов учащихся

Получение информации.

Класс делится заранее на 3 группы.

Каждая группа имеет на столе кейс- пакет документов.

Учитель даёт задания группам

Задание  1 группе

 Дайте характеристику экономической, социально-политической ситуации в стране

Задание 2 группе

Изучив документы      ( Приложение №1) определите какой политический режим сложился в стране. Дайте характеристику этому режиму.

Задание 3 группе

Проанализируйте текст конституции 1936 года. Сравните его с текстом поправок («Билль о правах») к Конституции США. Какой политический режим должен быть в стране у которой такая Конституция.

Оформите в  виде постулатов основные признаки демократии.

Учащиеся:

Работают с документами .Анализируют положения Конституций СССР и США. Выводы оформляют на доске.

Самостоятельная работа учащихся.

1.Результаты коллективизации,

индустриализации,

складывание однопартийной системы, единовластие Сталина

2.Признаки тоталитарного режима:

- планирование экономики;

-административный контроль над правосудием;

- однопартийная система;

- отсутствие плюрализма;

- уничижение прав и свобод;

- стирание границ между государством, личностью и гражданским обществом;

Сильный государственный аппарат.

3.Конституция СССР 1936 года одна из самых демократичных на тот период.

Признаки демократии

- выборы в высшие органы Государственной власти;

- мирная смена власти;

- верховенство права;

- гарантии политических, гражданских, социальных прав и свобод человека

Результаты работы на доске

в виде кратких тезисов,

озвучиваются одним представителей группы и обсуждаются  учащимися

Результаты групповой работы  вывешиваются на доске

Результаты групповой работы  вывешиваются на доске

Обсуждение информации

Проблемный вопрос:

почему стала возможна подобная ситуация в стране? На каком этапе история могла пойти «Другим путём»?

Учитель:

Обратите внимание на доску.

С одной стороны, мы имеем наличие  признаков в стране тоталитарного режима, с другой, исходя из анализа Конституции 1936 года, можем говорить о самой демократичной Конституции в мире.

В чём причина противоречий?  

Какие можно сделать выводы?

В группе попробуйте спрогнозировать возможный вариант развития «Если бы…..»

Учащиеся:

Предлагают свои варианты «поворота» истории в другую сторону.

 Учащиеся приходят к выводу, что в СССР сложился нигде ранее  не описанный, режим тоталитарной демократии

Учащиеся:

Предлагают свои варианты «поворота» истории в другую сторону.

Составление мини – проектов учащимися.

Дискуссия по обсуждению результатов совместной работы

Обсуждение результатов

Работы и анализ мини -проектов

Подведение итогов

Политическая верхушка  - это всего лишь, небольшая часть общества, а где остальной многомиллионный народ такой огромной страны?

Какие уроки можно извлечь, анализируя сложившуюся ситуацию в стране?

Выводы:

Каждый из нас – кирпичик истории, от нас зависит будущее.

Организация фронтальной беседы

Рефлексия

Учитель:

В начале урока не прозвучала тема. Как бы можно было назвать наше занятие? О чём мы говорили?

Озвучивается тема урока: (как вариант)

«Права человека  в СССР в 30-е годы»

Спасибо всем!

Оценки за работу на уроке

Приложение №1

Ф.Ф .Раскольников. Открытое письмо к Сталину.

17 августа 1939 г.

….Вы культивируете политику без этики, власть без личности, социализм без любви к человеку. Что вы сделали с конституцией, Сталин? Испугавшись свободы выборов, как «прыжка в неизвестность», угрожавшего вашей личной власти, вы растоптали конституцию, как клочок бумаги, а выборы превратили в жалкий фарс голосования за одну единственную кандидатуру, а сессии Верховного Совета наполнили акафистами и овациями в честь самого себя…Вы сделали всё, чтобы дискредитировать советскую демократию, как дискредитировали социализм. Вместо того чтобы пойти по линии намеченного конституцией поворота, вы подавляете растущее недовольство насилием и террором. Постепенно заменив диктатуру пролетариата  режимом вашей личной  диктатуры, вы окрыли новый этап, который в историю нашей революции войдёт под именем «эпохи террора».

   Никто в Советском Союзе не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся ли ему избежать ночного ареста. Никому нет пощады. Правый и виноватый, герой Октября и враг революции, старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин и полпред, народный комиссар и рабочий, интеллигент и Маршал Советского Союза – все в равной мере подвержены ударам вашего бича, все кружатся в дьявольской кровавой карусели.

   …Вы непогрешимы, как папа! Вы никогда не ошибаетесь!. Но советский народ отлично знает, что за всё отвечаете вы, «кузнец народного счастья». С помощью грязных подлогов вы инсценировали судебные процессы, превосходящие вздорностью обвинения знакомые всем по семинарским учебникам средневековые процессы ведьм. Вы сами знаете, что Пятаков не летал в Осло, что М. Горький умер естественной  смертью, и Троцкий не сбрасывал поезда под откос. Зная, что всё ложь, вы поощряете своих клевретов: Клевещите, клевещите, от клеветы всегда что-нибудь останется.

   Вы оболгали, обесчестили и расстреляли многолетних соратников Ленина: Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова и др., невиновность которых вам была хорошо известна. Перед смертью вы заставили каяться их в преступлениях, которых они никогда не совершали, и мазать себя грязью с ног до головы.

   Вы уничтожили партию Ленина, а на её костях построили новую «партию Ленина – Сталина», которая служит удачным прикрытием вашего единовластия. Вы создали её  не на базе общей программы и тактики, как строится всякая партия, а на безыдейной основе личной любви и преданности вам. Знание программы новой партии объявлено необязательным для её членов, но зато обязательна любовь к Сталину, ежедневно подогреваемая печатью. Признание партийной программы заменяется объяснением любви к Сталину.

   …С жесткостью садиста вы избиваете кадры, полезные стране. Они кажутся вам опасными сточки зрения вашей личной диктатуры. Накануне войны вы разрушаете Красную Армию, любовь и гордость страны, оплот её мощи. Вы обезглавили Красную армию и Красный флот. Вы убили самых талантливых полководцев, воспитанных на опыте мировой и Гражданских войн, во главе с блестящим маршалом Тухачевским. Вы истребили героев Гражданской войны, которые преобразовали Красную Армию по последнему слову военной техники и сделали её  непобедимой…

…Ваши бесчеловечные репрессии делают нестерпимой жизнь советских трудящихся, которых за малейшую провинность с волчьим паспортом увольняют с работы и выгоняют с квартиры.

   Рабочий класс с самоотверженным героизмом нёс тягость напряжённого труда и недоедания, голода, скудной заработной платы, жилищной тесноты и отсутствия необходимых  товаров. Он верил, что вы ведёте к социализму, но вы обманули его доверие. Он надеялся, что с победой социализма в нашей стране, когда осуществится мечта светлых умов человечества о великом братстве людей, всем будет житься радостно и легко.

   Вы отняли даже эту надежду: вы объявили социализм построенным до конца. И рабочие с недоумением , шёпотом спрашивали друг друга : «Если это социализм, то за что боролись, товарищи?»…

   Вы отняли у колхозных крестьян великий стимул к работе. Под видом борьбы с «разбазариванием колхозной земли» вы разоряете приусадебные участки, чтобы заставить крестьян работать на колхозных полях. Организатор голода, грубостью и жестокостью неразборчивых методов, отличающих вашу тактику, вы сделали всё, чтобы дискредитировать в глазах крестьян ленинскую идею коллективизации.

  Во всех расчётах вашей внешней и внутренней политики вы исходите не из любви к Родине, которая вам чужда, а из животного страха потерять личную власть.

   Ваша безумная вакханалия не может продолжаться долго. Бесконечен список ваших преступлений. Бесконечен список имён ваших жертв! Нет возможности всех перечислить. Рано или поздно советский народ посадит вас на скамью подсудимых как предателя социализма и революции, главного вредителя, подлинного врага народа, организатора голода и  судебных подлогов.

Вопросы к документу.

  1. Каковы цели внутренней политики Сталина, по мнению автора документа?
  2. Каким изменениям подвергалась партия в годы правления Сталина?
  3. В чём, по мнению Раскольникова, Сталин обманул крестьян и рабочих?
  4. Как оценивает автор реализацию на практике положений Конституции 1936 года?

Л. Люкс. Логика Сталинизма. Вопросы истории 2003.10 С.174

  Показательные процессы с их абсурдными обвинениями и не  менее абсурдными признаниями обвиняемых всё же выполняли в фантасмагорическом на первый взгляд сталинском мире некую определённую функцию. Они должны были доказывать, что ближайшее окружение Ленина состояло почти без исключения из изменников и заговорщиков, покушавшихся на его жизнь, которым противостоял светлый образ – Сталин, разоблачивший и соответственно каравший всех этих врагов, которые скрывались под маской друзей… К концу 1938 года террор был немного смягчён, Был сломан хребет последней «непокорной» и оставшейся относительно автономной части советского общества – партии. Теперь вся советская империя состояла только из « колёсиков» тоталитарного механизма.

Вопрос.

Согласны ли вы с автором? Свою точку зрения обоснуйте.

Приложение №2

Конституция 1936 года

Глава IX

     СУД И ПРОКУРАТУРА

     Статья 102. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом

СССР,  Верховными судами союзных республик, краевыми и областными

судами,   судами  автономных  республик  и  автономных  областей,

окружными  судами,  специальными  судами  СССР,  создаваемыми  по

постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

     Статья 103.  Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с

участием  народных   заседателей,   кроме   случаев,   специально

предусмотренных законом.

     Статья 104.  Верховный  Суд  СССР  является  высшим судебным

органом.  На Верховный Суд СССР возлагается  надзор  за  судебной    306

деятельностью  судебных  органов  СССР,  а также судебных органов

союзных республик в пределах, установленных законом.

     Статья 105.  Верховный Суд СССР избирается Верховным Советом

СССР сроком на пять лет.

     В состав  Верховного Суда СССР входят председатели Верховных

Судов союзных республик по должности.

     Статья 106.  Верховные  суды  союзных  республик  избираются

Верховными Советами союзных республик сроком на пять лет.

     Статья 107.  Верховные  суды автономных республик избираются

Верховными Советами автономных республик сроком на пять лет.

     Статья 108.  Краевые  и  областные  суды,  суды   автономных

областей,  окружные  суды  избираются  краевыми,  областными  или

окружными Советами депутатов трудящихся  или  Советами  депутатов

трудящихся автономных областей сроком на пять лет.

     Статья 109.  Народные  судьи  районных (городских)  народных

судов избираются  гражданами района (города) на основе всеобщего,

равного  и  прямого избирательного  права  при тайном голосовании

сроком на пять лет.

     Народные  заседатели  районных  (городских)  народных  судов

избираются  на  общих  собраниях рабочих,  служащих и крестьян по

месту  их  работы  или  жительства,  военнослужащих — по воинским

частям сроком на два года.

     Статья 110.  Судопроизводство  ведется  на языке союзной или

автономной республики или автономной области с  обеспечением  для

лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами

дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном

языке.

     Статья 111. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое,

поскольку законом не  предусмотрены  исключения,  с  обеспечением    307

обвиняемому права на защиту.

     Статья 112. Судьи независимы и подчиняются только закону.

     Статья 113.  Высший  надзор  за  точным  исполнением законов

всеми Министерствами и подведомственными им  учреждениями,  равно

как  отдельными  должностными  лицами,  а  также  гражданами СССР

возлагается на Генерального Прокурора СССР.

     Статья 114.  Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным

Советом СССР сроком на семь лет.

     Статья 115. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а

также  прокуроры  автономных  республик  и  автономных   областей

назначаются Генеральным Прокурором СССР сроком на пять лет.

     Статья 116.   Окружные,   районные   и  городские  прокуроры

назначаются   прокурорами   союзных   республик   с   утверждения

Генерального Прокурора СССР сроком на пять лет.

     Статья 117.  Органы  прокуратуры  осуществляют  свои функции

независимо от каких бы то ни  было  местных  органов,  подчиняясь

только Генеральному Прокурору СССР.

     Глава Х

     ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

     Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право

на  получение  гарантированной  работы  с  оплатой  их  труда   в

соответствии с его количеством и качеством.

     Право на  труд  обеспечивается социалистической организацией

народного  хозяйства,  неуклонным  ростом  производительных   сил

советского   общества,   устранением   возможности  хозяйственных

кризисов и ликвидацией безработицы.

     Статья 119.  Граждане СССР имеют право на  отдых.               308

     Право на отдых  обеспечивается установлением  для  рабочих и

служащих восьмичасового рабочего дня  и  сокращением рабочего дня

до семи  и  шести  часов  для ряда профессий с тяжелыми условиями

работы и до четырех часов —  в цехах  с особо тяжелыми  условиями

работы;  установлением  ежегодных  отпусков  рабочим  и  служащим

с сохранением заработной платы; предоставлением  для обслуживания

трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.

     Статья 120.   Граждане  СССР  имеют  право  на  материальное

обеспечение в старости,  а  также   в  случае  болезни  и  потери

трудоспособности.

     Это право   обеспечивается   широким  развитием  социального

страхования рабочих и служащих за  счет  государства,  бесплатной

медицинской  помощью  трудящимся,  предоставлением  в пользование

трудящимся широкой сети курортов.

     Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.

     Это право обеспечивается  всеобще-обязательным  восьмилетним

образованием,  широким развитием среднего общего политехнического

образования,  профессионально-технического образования,  среднего

специального  и  высшего  образования  на  основе  связи обучения

с  жизнью,  с  производством,  всемерным  развитием  вечернего  и

заочного  образования,   бесплатностью  всех  видов  образования,

системой государственных стипендий,  обучением в школах на родном

языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного

производственного,  технического   и   агрономического   обучения

трудящихся.

     Статья 122.  Женщине  в  СССР предоставляются равные права с

мужчиной  во  всех   областях   хозяйственной,   государственной,

культурной и общественно-политической жизни.

     Возможность осуществления  этих  прав  женщин обеспечивается    309

предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд,  оплату

труда,    отдых,    социальное    страхование    и   образование,

государственной   охраной    интересов    матери    и    ребенка,

государственной   помощью   многодетным   и   одиноким   матерям,

предоставлением женщине при беременности отпусков  с  сохранением

содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

     Статья 123.  Равноправие  граждан  СССР,  независимо  от  их

национальности  и   расы,   во   всех   областях   хозяйственной,

государственной,   культурной  и  общественно-политической  жизни

является непреложным законом.

     Какое бы то ни было прямое или  косвенное  ограничение  прав

или,  наоборот,  установление  прямых  или  косвенных преимуществ

граждан   в   зависимости   от   их   расовой   и    национальной

принадлежности,   равно   как   всякая   проповедь   расовой  или

национальной исключительности,  или  ненависти  и  пренебрежения,

караются законом.

     Статья 124.   В  целях  обеспечения  за  гражданами  свободы

совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви.

Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной

пропаганды признаются за всеми гражданами.

     Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях

укрепления  социалистического  строя гражданам СССР гарантируется

законом:

     а) свобода слова;

     б) свобода печати;

     в) свобода собраний и митингов;

     г) свобода уличных шествий и демонстраций.

     Эти права граждан обеспечиваются предоставлением  трудящимся

и   их  организациям  типографий,  запасов  бумаги,  общественных

зданий,  улиц,  средств  связи  и  других  материальных  условий,

необходимых для их осуществления.

     Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях    310

развития   организационной   самодеятельности   и    политической

активности  народных  масс  гражданам  СССР  обеспечивается право

объединения в общественные организации:  профессиональные  союзы,

кооперативные  объединения,  организации  молодежи,  спортивные и

оборонные  организации,   культурные,   технические   и   научные

общества,  а  наиболее  активные и сознательные граждане из рядов

рабочего класса,  трудящихся крестьян  и  трудовой  интеллигенции

добровольно  объединяются  в  Коммунистическую  партию Советского

Союза,  являющуюся передовым отрядом трудящихся в  их  борьбе  за

построение    коммунистического    общества    и   представляющую

руководящее ядро всех организаций трудящихся,  как  общественных,

так и государственных.

     Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность

личности.  Никто не может быть подвергнут  аресту  иначе  как  по

постановлению суда или с санкции прокурора.

     Статья 128.   Неприкосновенность   жилища  граждан  и  тайна

переписки охраняются законом.

     Статья 129.  СССР предоставляет  право  убежища  иностранным

гражданам,  преследуемым  за  защиту  интересов  трудящихся,  или

научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

     Статья 130.   Каждый   гражданин   СССР   обязан   соблюдать

Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять

законы,   блюсти   дисциплину   труда,   честно   относиться    к

общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

     Статья 131.  Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять

общественную,  социалистическую собственность,  как  священную  и

неприкосновенную основу советского строя,  как источник богатства

и могущества Родины,  как источник зажиточной и культурной  жизни

всех трудящихся.

     Лица, покушающиеся    на    общественную,   социалистическую    311

собственность, являются врагами народа.

     Статья 132. Всеобщая воинская обязанность является законом.

     Воинская служба в рядах Вооруженных  Сил  СССР  представляет

почетную обязанность граждан СССР.

     Статья 133.  Защита  Отечества  есть  священный долг каждого

гражданина СССР.  Измена Родине:  нарушение присяги,  переход  на

сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж

— караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.

     Глава XI

     ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

     Статья 134.  Выборы  депутатов  во  все   Советы   депутатов

трудящихся:   Верховный  Совет  СССР,  Верховные  Советы  союзных

республик,  краевые  и  областные  Советы  депутатов  трудящихся,

Верховные   Советы   автономных   республик,   Советы   депутатов

трудящихся автономных областей,  окружные,  районные, городские и

сельские   (станицы,   деревни,  хутора,  кишлака,  аула)  Советы

депутатов  трудящихся  —  производятся  избирателями  на   основе

всеобщего,  равного  и  прямого  избирательного  права при тайном

голосовании.

     Статья 135.  Выборы  депутатов   являются   всеобщими:   все

граждане   СССР,  достигшие  18  лет,  независимо  от  расовой  и

национальной     принадлежности,      пола,      вероисповедания,    312

образовательного  ценза,  оседлости,  социального  происхождения,

имущественного положения  и  прошлой  деятельности,  имеют  право

участвовать в выборах  депутатов,  за исключением лиц, признанных

в установленном законом порядке умалишенными.

     Депутатом Верховного Совета СССР может  быть  избран  каждый

гражданин  СССР,  достигший  23  лет,  независимо  от  расовой  и

национальной     принадлежности,      пола,      вероисповедания,

образовательного  ценза,  оседлости,  социального  происхождения,

имущественного положения и прошлой деятельности.

     Статья 136.  Выборы  депутатов  являются   равными:   каждый

гражданин  имеет один голос;  все граждане участвуют в выборах на

равных основаниях.

     Статья 137.  Женщины  пользуются  правом  избирать  и   быть

избранными наравне с мужчинами.

     Статья 138.  Граждане,  состоящие  в  рядах  Вооруженных Сил

СССР,  пользуются правом избирать и быть  избранными  наравне  со

всеми гражданами.

     Статья 139. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все

Советы депутатов трудящихся,  начиная от сельского  и  городского

Совета  депутатов  трудящихся  вплоть  до Верховного Совета СССР,

производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.

     Статья 140.  Голосование  при  выборах  депутатов   является

тайным.

     Статья 141.    Кандидаты   при   выборах   выставляются   по

избирательным округам.

     Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными

организациями    и   обществами   трудящихся:   коммунистическими

партийными     организациями,     профессиональными      союзами,

кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.

     Статья 142.   Каждый   депутат   обязан  отчитываться  перед

избирателями  в  своей  работе  и  в  работе   Совета   депутатов

трудящихся  и  может  быть  в  любое  время  отозван  по  решению

большинства избирателей в установленном законом порядке.

Приложение №3

Хроника показательных судебных процессов

1934 г.

1 декабря

Убийство в Ленинграде секретаря ЦК и Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) С.М. Кирова. Постановление Президиума ЦИК СССР о введении ускоренной процедуры следствия и суда

1935г.

 5-16 января

Процесс над членами так называемого «Московского центра» по обвинению в создании подпольной контрреволюционной организации и подготовке убийства С.М. Кирова .Были арестованы  Г.Е.Зиновьев и Л.Б. Каменев и ряд других сторонников. Обвиняемые признали свою моральную ответственность за убийство Кирова. Зиновьев приговорн к 10 годам заключения, Каменев – к 15.

1936г.

19-24 августа

Процесс по «делу 16-ти»(Антисоветского объединённого троцкистско-зиновьевского центра). Все обвиняемые, в том числе и Г.Е.Зиновьев и Л.Б. Каменев, приговорены к смертной казни и расстреляны

1937г.

23-30 января

Процесс по делу так называемого «Параллельного антисоветского троцкистского центра» (второй московский процесс), члены которого обвинены в шпионаже в пользу Германии и Японии, а также организации саботажа и диверсий. Главные подсудимые – бывшие оппозиционеры Г.Л. Пятаков, К.Б.Радек, Г.Я.Сокольников, Л.П.Серебряков.13 обвиняемых из 17 приговорены к смертной казни.

11 июня

Процесс над военными по обвинению в измене родине. Расстреляны М,Н.Тухачевский, И.П.Уборевич, И.Э.Эйдман, А.И.Корк, Б.М.Фельдман, В.П.примаков, В.К. Путна

1938г.

2-13 марта

Процесс по так называемому делу «правотроцкистского блока»(2дело21», третий московский процесс) по обвинению в подготовке реставрации капитализма, организации вредительства, убийстве С.М.Кирова, подготовке убийства В.Куйбышева, М.Горького и В.Менжинского. Все обвиняемые, в том числе Н.И.Бухарин, А.И.Рыков, Х. Раковский, Н.Крестинский, Г.Г.ягода расстреляны

Приложение №4

Документы, регламентирующие деятельность карательных органов

1934г.

Положение об особом совещании при НКВД СССР. При наркоме внутренних дел было создано особое совещание, которому предоставлялось право применять следующие санкции : ссылку на срок до 5 лет, высылку на срок до 5лет, заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до 5 лет

Постановление ВЦИК «За измену Родине» (шпионаж и др.) ужесточило санкции за этот вид преступления – военнослужащие подлежали расстрелу, гражданские лица получали 10 лет с конфискацией имущества. Этот акт ввёл понятие «член семьи изменника Родины»(к этой категории относились все совершеннолетние родственники обвиняемого лица, проживающие и не проживающие с ним).

Для родственников устанавливалась ответственность за недонесение.

1935г.

Постановление ВЦИК об уголовной ответственности за особо тяжкие преступления с 12 лет с применением всех мер уголовного наказания вплоть до расстрела        

Приказом НКВД СССР в наркоматах и управлениях дел республик, краёв и областей были созданы «тройки», на которые распространялись права Особого совещания. В них входили начальник управления НКВД или его заместитель, начальник управления милиции и начальник соответствующего отдела НКВД, расследующего дело

1936

Постановление ВЦИК «о порядке ведения дел»: 1.Следствие по этим делам заканчивать в срок не более10 дней.2. Обвинительные заключения вручать обвиняемым за сутки до рассмотрения дела в суде. 3. Дела слушать без участия сторон.4. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании не допускать.5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора.

1937г.

Увеличение срока лишения свободы с 10 до 15 лет

Приказы НКВД о том, что списки лиц, подлежащих репрессиям, рассматривались «двойками» - наркомами внутренних дел республики или начальниками управлений НКВД совместно с прокурором республики, края, области

Приложение №5

Конституция США

Статьи в дополнение и изменение Конституции  Соединенных  Штатов  Америки**,   предложенные   Конгрессом   и ратифицированные  законодательными  собраниями  отдельных  штатов   согласно пятой статье первоначальной Конституции.

Поправка I***.

Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию  или

запрещающих ее свободное вероисповедание, либо ограничивающих свободу  слова

или печати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству  с

петициями об удовлетворении жалоб.

Поправка II.

Поскольку  для  безопасности  свободного   государства   необходима   хорошо

организованная милиция, право народа  хранить  и  носить  оружие  не  должно

ограничиваться.

___________________

* Конституция была принята Конвентом 17 сентября 1787 г.  и  последовательно

ратифицирована первоначальными штатами. Ратификация была завершена  21  июня

1788 г. После вступления Конституции в силу она  была  ратифицирована  пятью

остальными штатами. Последним ратифицировал штат Вермонт- 10 января 1791 г.

**Первые десять поправок, получивших название Билль о правах, и две  другие,

ратификация которых первоначально не была успешной, были  предложены  первым

Конгрессом 25 сентября 1789 г. Ратификация была завершена  15  декабря  1791

г., когда поправки были одобрены II из 14 существовавших в то время  штатов.

Остальные три штата ратифицировали Билль о правах к его 150-летию: штат Массачусетс  -2 марта 1939 г., Джорджия - 18 марта 1939 г. и  Коннектикут-19  апреля  1939

г. Одна  из  двух  нератифицированных  поправок  была  одобрена  необходимым

числом штатов в 1992 г. в качестве поправки XXVII.

***Только поправки XIII,  XIV,  XV  и  XVI  получали  порядковый  номер  при

ратификации, при этом в оригинале поправки именуются статьями.

Поправка III.

В мирное время ни один солдат не должен помещаться на  постой  в  какой-либо дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается  только  в порядке, установленном законом.

Поправка IV.

Право  народа  на  охрану   личности,   жилища,   бумаг   и   имущества   от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться,  и  ордера  на  обыск или арест не будут  выдаваться  без  достаточных  оснований,  подтвержденных присягой  или  торжественным  заявлением.  Такие  ордера  должны   содержать подробное  описание  места  обыска,  а  также подлежащих  аресту  лиц   или имущества.

Поправка V.

Никто не должен привлекаться к  ответственности  за  преступление,  караемое смертью, или иное позорящее преступление  иначе  как  по  постановлению  или обвинительному  акту,  вынесенному  большим  жюри,  за  исключением  случаев возбуждения дел, касающихся состава сухопутных и морских сил  либо  милиции, когда  последняя  в  связи  с  войной  или  угрожающей  обществу  опасностью находится на действительной службе; никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью  за одно и то же правонарушение; никто не должен принуждаться  свидетельствовать против самого себя  в  уголовном  деле;  никто  не  должен  лишаться  жизни, свободы или  имущества  без  законного  судебного  разбирательства;  никакая частная собственность не должна  отбираться  для  общественного  пользования без справедливого вознаграждения.

Поправка VI.

Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый  и публичный суд беспристрастных  присяжных  того  штата  и  округа,  где  было совершено преступление; причем этот округ  должен  быть  заранее  установлен законом; обвиняемый имеет право на информирование о характере  и  основаниях  обвинения,  на очную ставку с показывающими  против  него  свидетелями,  на  принудительный вызов свидетелей, показывающих в его пользу, и на помощь адвоката для  своей защиты.

Поправка VII.

По судебным делам, основанным на общем  праве  с  суммой  иска,  превышающей двадцать долларов, сохраняется право на  суд  присяжных,  и  ни  один  факт, рассмотренный  присяжными,  не  должен  подвергаться  пересмотру  каким-либо судом Соединенных Штатов иначе как на основе норм общего права.

Поправка VIII.

Не должны требоваться  непомерно  большие  залоги,  взыскиваться  чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания.

Поправка IX.

Перечисление в Конституции  определенных  прав  не  должно  толковаться  как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.

Поправка Х.

Полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным  Штатам  и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно  за  штатами или за народом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права человека. Права ребенка

Права человека. Права ребенка...

"Ты и твои права." - разработка урока по правам человека в 5-6 классах.

Урок по правам человека для учеников 5-6 классов в доступной для этого возраста подаче материала....

Урок права 11 класс. Права человека: теория и практика.

Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика"Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель историиМБОУ СОШ №49 г. Мурманск Цель урока:- способствовать развитию правовой компетентнос...

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"

"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...

Права человека. Международная защита прав человека.

Презентация по курсу "Право" 10 класс. Разработана к уроку "Международная защита прав человека" раздел "Право и личность" (учебник "Право" 10 класс углубленный ...