7 класс: "Что такое дисциплина"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
7 класс "Что такое дисциплина"
Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.
Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.
Воспитательные: учить уважать право, к закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.
Метапредметные: формирование мыслительной операции «обобщение».
Основные понятия и термины: дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина. Материалы к уроку: Учебное пособие: Обществознание, 7 класс, под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф..– Просвещение, 2009; ХОД УРОКА: |
I. Орг. момент.
II. Изучение нового материала:
1. Вводная беседа:
- Какие сегодня существуют правила жизни людей в обществе? (ПДД, ПП на уроках, ПП в театре, ПП в транспорте,..)
- Почему важно соблюдать эти привила? (они регулируют отношения между людьми, служат образцом поведения, помогают охранять порядок, ..)
Мы продолжаем изучать правила жизни людей в обществе и сегодня тема нашего урока: «Что такое дисциплина».
- Какова цель нашего урока сегодня?
План урока:
1. Что такое дисциплина.
2. Дисциплина общеобязательная и специальная.
3. Внешняя и внутренняя дисциплина.
2. Дискуссия по термину:
Работа в парах:
- Обсудите с соседом по парте, как вы понимаете понятие «дисциплина»? Что это? (правила поведения, порядок)
Работа со словарем группы учащихся:
- А теперь давайте прочитаем определение этого термина из словаря
Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - Подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.
2. Отрасль научных знаний.
Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам.
2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.
Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.
2. Отрасль научного знания, учебный предмет.
Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. Воинская дисциплина. Трудовая дисциплина. Партийная дисциплина. Железная дисциплина. Профсоюзная дисциплина. Палочная дисциплина. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.). Дисциплина ума.
- Найдите общее во всех определениях.
- Давайте сформулируем определение.
Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.
- Что такое нормы морали? Чем они отличаются от норм права?
- Приведите примеры правовых и моральных норм.
- Как вы понимаете фразу: «…также требованиям той или иной организации»? Приведите примеры. (школьная форма, прически,..)
Запись определения в тетрадь.
3. Дисциплина общеобязательная и специальная.
Существует два основных вида дисциплины. Работая с учебником на стр. 97 мы начнем заполнять схему. Читаем текст, выделяем общеобязательную и специальную дисциплину.
Дисциплина
Общеобязательная Специальная
- Что такое общеобязательная дисциплина? Приведите примеры.
- Что такое специальная дисциплина?
- Работая с видеофрагментами, определим виды специальной дисциплины.
(фрагмент из фильма «Офицеры», ролик о школьной дисциплине, работа с плакатом на стр. 105, путешествие в прошлое на стр.99,..)
- Давайте проверим.
- К каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины?
- Можно ли выделить общие черты для всех видов дисциплины, которые мы рассмотрели?
4. Внешняя и внутренняя дисциплина.
- Что побуждает людей быть дисциплинированными?
- Сейчас на доске вы увидите список правил. Их необходимо будет распределить в две группы. Подумайте как, и распределите.
А) делать утром зарядку.
Б) соблюдать учебную дисциплину
В) чистить зубы каждый день
Г) соблюдать трудовую дисциплину
Д) помогать старшим
Е) соблюдать технику безопасности
- Проверим, какие группы у вас получились.
- Почему эти правила вы разделили именно так?
Работа с учебником. Стр. 100.
- Что такое внешняя дисциплина? Приведите примеры.
- Что такое внутренняя дисциплина? Приведите примеры.
- Что помогает человеку соблюдать внутреннюю дисциплину?
- Давайте подпишем столбики правил:
Внешняя Внутренняя
Дисциплина
III. Подведение итогов.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Для закрепления изученного давайте выполним небольшой тест:
1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:
а. Право. б. Дисциплина. в. Мораль.
2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.
а. Трудовая. б. Специальная. в. Общеобязательная.
3. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:
а. Внешняя. б. Внутренняя.
4. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:
а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.
5. Внутренняя дисциплина основывается:
а. На моральных нормах. б. На самоконтроле. в. Специальных правилах.
- Проверим.
- К чему может привести несоблюдение дисциплины?
IV. Д/З.
§9, вопросы на стр. 107–108.
Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.). По желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку обществознания в 6 классе "Что такое ценности?"
этот материал поможет вам объяснисть учащимся тему "Что такое ценности? " Определение ценностей.Вечные ценности:истина, красота, добро, польза, справедливость, свобода. Ценности семейной жизни. Конфли...
Родителям 1 класса - что такое ФГОС?
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?...
Урок физики в 9 классе "Что такое красивая задача"
Место урока в школьном курсе физики: Повторение ключевых понятий разделов «Кинематика», «Динамика», «Статика», «Оптика».Личностно-ориентированная технология.Тип: Урок совершенствования зна...
Тема урока: Что такое дисциплина? Тип урока: Урок формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
План урока: I. Орг. момент. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. III. Актуализация знаний. IV. Изучение нового материала. 1. Дисциплина общеобязат...
Анализ посещенного урока по обществознанию 7 класс "Что такое дисциплина?"
Анализ посещенного урока по обществознанию 7 класс "Что такое дисциплина?"...
урок обществознания 7 класс "Что такое дисциплина?"
Предлагаемая разработка урока является интегрированным уроком обществознания и литературы. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, учитывает возрастные особенности учащихся....
урок обществознания 7 класс "Что такое дисциплина?"
Предлагаемая разработка урока является интегрированным уроком обществознания и литературы. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, учитывает возрастные особенности учащихся....