7 класс: "Что такое дисциплина"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Троицкая Татьяна Викторовна

Урок обществознания для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_-_chto_takoe_distsiplina.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс                           "Что такое дисциплина"

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся  различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные:  учить  уважать  право, к закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Метапредметные: формирование мыслительной операции «обобщение».

Основные понятия и термины: дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина.

Материалы к уроку: Учебное пособие: Обществознание, 7 класс, под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф..– Просвещение, 2009;

                                                         ХОД УРОКА:

I. Орг. момент.

II. Изучение нового материала:

1. Вводная беседа:

- Какие сегодня существуют правила жизни людей  в обществе? (ПДД, ПП на уроках, ПП в театре, ПП в транспорте,..)

- Почему важно соблюдать эти привила? (они регулируют отношения между людьми, служат образцом поведения, помогают охранять порядок, ..)

Мы продолжаем изучать правила жизни людей в обществе и сегодня тема нашего урока: «Что такое дисциплина».

- Какова цель нашего урока сегодня?

План урока:

1. Что такое дисциплина.

2. Дисциплина общеобязательная и специальная.

3. Внешняя и внутренняя дисциплина.

2. Дискуссия по термину:

Работа в парах:

- Обсудите с соседом по парте, как вы понимаете понятие «дисциплина»? Что это? (правила поведения, порядок)

Работа со словарем группы учащихся:

- А теперь давайте прочитаем определение этого термина из словаря

Значение слова Дисциплина по словарю  Ефремовой:
1. Дисциплина -
Подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.

2. Отрасль научных знаний.

Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива
подчинение установленному порядку, правилам.

2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.


Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) -  
определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

2. Отрасль научного знания, учебный предмет.


Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива
подчинение твердо установленному порядку. Воинская дисциплина. Трудовая дисциплина. Партийная дисциплина. Железная дисциплина. Профсоюзная дисциплина. Палочная дисциплина. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.). Дисциплина ума.

- Найдите общее во всех определениях.

- Давайте сформулируем определение.

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

- Что такое нормы морали? Чем они отличаются от норм права?

- Приведите примеры правовых и моральных норм.

- Как вы понимаете фразу: «…также требованиям той или иной организации»? Приведите примеры. (школьная форма, прически,..)

Запись определения в тетрадь.

3. Дисциплина общеобязательная и специальная.

Существует два основных вида дисциплины. Работая с учебником на стр. 97 мы начнем заполнять схему. Читаем текст, выделяем общеобязательную и специальную дисциплину.

                                                       Дисциплина

Общеобязательная                                                         Специальная

- Что такое общеобязательная дисциплина? Приведите примеры.

- Что такое специальная дисциплина?

- Работая с видеофрагментами, определим виды специальной дисциплины.

(фрагмент из фильма «Офицеры», ролик о школьной дисциплине, работа с плакатом на стр. 105, путешествие в прошлое на стр.99,..)

- Давайте проверим.

- К каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины?

- Можно ли выделить общие черты для всех видов дисциплины, которые мы рассмотрели?

4. Внешняя и внутренняя дисциплина.

- Что побуждает людей быть дисциплинированными?

- Сейчас на доске вы увидите список правил. Их необходимо будет распределить в две группы. Подумайте как, и распределите.

А) делать утром зарядку.

Б) соблюдать учебную дисциплину

В) чистить зубы каждый день

Г) соблюдать трудовую дисциплину

Д) помогать старшим

Е) соблюдать технику безопасности

- Проверим, какие группы у вас получились.

- Почему эти правила вы разделили именно так?

Работа с учебником. Стр. 100.

- Что такое внешняя дисциплина? Приведите примеры.

- Что такое внутренняя дисциплина? Приведите примеры.

- Что помогает человеку соблюдать внутреннюю дисциплину?

- Давайте подпишем столбики правил:

                                                           

                                  Внешняя                               Внутренняя

                                                       Дисциплина

III. Подведение итогов.

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Для закрепления изученного давайте выполним небольшой тест:

 1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право.         б. Дисциплина.             в. Мораль.

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая.              б. Специальная.                в. Общеобязательная.

3. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя.                       б. Внутренняя.

4. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине.                  б. Внутренней дисциплине.

5. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах.         б. На самоконтроле.         в. Специальных правилах.

- Проверим.

- К чему может привести несоблюдение дисциплины?

IV. Д/З.

§9, вопросы на стр. 107–108.

Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.). По желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку обществознания в 6 классе "Что такое ценности?"

этот материал поможет вам объяснисть учащимся тему "Что такое ценности? " Определение ценностей.Вечные ценности:истина, красота, добро, польза, справедливость, свобода. Ценности семейной жизни. Конфли...

Родителям 1 класса - что такое ФГОС?

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?...

Урок физики в 9 классе "Что такое красивая задача"

Место урока в школьном курсе физики: Повторение ключевых понятий  разделов «Кинематика», «Динамика», «Статика», «Оптика».Личностно-ориентированная технология.Тип: Урок совершенствования зна...

Тема урока: Что такое дисциплина? Тип урока: Урок формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

План урока: I. Орг. момент. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. III. Актуализация знаний. IV. Изучение нового материала. 1. Дисциплина общеобязат...

Анализ посещенного урока по обществознанию 7 класс "Что такое дисциплина?"

Анализ посещенного урока по обществознанию 7 класс  "Что такое дисциплина?"...

урок обществознания 7 класс "Что такое дисциплина?"

Предлагаемая разработка урока является интегрированным уроком обществознания и литературы. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, учитывает возрастные особенности учащихся....

урок обществознания 7 класс "Что такое дисциплина?"

Предлагаемая разработка урока является интегрированным уроком обществознания и литературы. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, учитывает возрастные особенности учащихся....