презентация для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Блок "Философия"
презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общество Понятие общество Элементы общества А) социальный институт Б) Сферы общественной жизни В) общественные отношения Культура. Типы общества А) формационный подход Б) цивилизационный Понятие человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.
общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Элементы общества В философской литературе общество определяется как д и н а м и ч е с к а я с и с т е м а . Система – совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой, определенным образом взаимодействующих и образующих целое. Социальные институты. - устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Основные социальные институты: семья, государство, школа
Сферы общественной жизни Политическая Экономическая Духовная социальная
Общественные отношения - это Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Такие отношения устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей
Культура - это все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого. Всем культурам присущи некоторые общие черты или формы. Их назвали к у л ь т у р н ы ми у н и в е р с а л и я м и.
Формационный подход (К. Маркс и Ф. Энгельс) Базируется на понятии общественно экономическая формация (о.э.ф.) Формация – ступень исторического развития Структура О. Э. Ф. Надстройка Базис (экономический строй общества) Способ производства (совокупность) Производственные силы производственные отношения (собственность - производство -прибыль) Люди средства производства классы предмет труда (сырье) средства труда орудия труда наука инфраструктура
Первобытно общинный строй Рабовладельческий Феодальный Капиталистический Коммунистический
Цивилизационный подход Традиционное (аграрное) общество Индустриальное (промышленная революция) Постиндустриальное (информационное) Цивилизация – социальная и культурная общность людей, опирающаяся на единую систему основных духовных ценностей.
Традиционное общество Аграрный характер экономики, преобладание натурального хозяйства Подчинение общества государству, личности-обществу Преимущественно коллективный характер труда Распространенность общинно-государственной собственности на землю, слабое развитие частной собственности Строгая социальная иерархия, низкий уровень социальной мобильности Высокая степень зависимости жизни общества от условий природной среды, неразрывная связь общества и природы Длительное сохранение в общественной жизни обычаев, традиций, норм жизни предшествующих поколений.
Индустриальное общество Промышленная революция – ключевое явление в становлении индустриальной цивилизации Преобладание промышленности над аграрным сектором Производство носит массовый характер Развитие товарно-денежных отношений, рыночная экономика, национальные и мировые рынки Урбанизация, появление городских агломераций Высокая социальная мобильность, являющаяся результатом ликвидации сословных привилегий Гражданское общество, правовое государство, закрепление в законах прав и свобод граждан Автономия личности, индивидуализм Рационализм в духовной сфере
Постиндустриальное общество - Это общество, возникшее под воздействием НТР (качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом изменяющий производительные силы в обществе) Выдвижение на первый план сферы услуг Индивидуализация производства и потребления , мелкосерийное производство Ведущая роль науки, знаний и информации Внедрение ЭВМ и информационных технологий во все сферы жизни общества Рост среднего класса, сближение доходов разных слоев и групп Антропогенный характер цивилизации, главная ценность - человек
Человек - это Биосоциальное существо. . Человек в отличие от животных обладает сознанием и самосознанием. Способен изготовить орудие труда. Способен к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения. Бытие человека — специфический способ его уникального, неповторимого существования.
Индивид. Индивидуальность.Личность. Индивид – один из представителей человеческого рода. индивидуальность отличие человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Личность - это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности
Социализация – это Процесс усвоения человеком социального опыта прошлых и современных ему поколений, осуществленный под воздействием общества и его структур Социализация человека происходит с помощью агентов (люди) и институтов (учреждения)социализации. Функции агентов и институтов: -обучение культурным нормам и образцам поведения -контроль за полнотой усвоения этих норм и образцов поведения через поощрение и наказание
Общественный прогресс - Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному Регресс – противоположное понятие. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Критерии прогресса 1. развитие производительных сил, включая развитие самого человека. 2. мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы для полной реализации личности. прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма - признание человека высшей ценностью прогрессивной является деятельность, нацеленная на реализацию гуманистических идеалов, ориентированная на гуманистические ценности, утверждение которых в жизни и означает развитие общества в направлении все более совершенной организации.
Революция, реформы. Прогрессивные изменения осуществляются через революции, либо реформы. Революция – это переход от одного качественного состояния в другое. Реформа – преобразования в обществе, не уничтожающие основы существующей социальной структуры и социальных отношений и сохраняющие политическую власть в руках правящего класса. Инновация – рядовое, однократное улучшение какой-либо стороны жизни общества. Стагнация(застой) – нет явного улучшения, но нет и движения назад.
ОБ ОБЩЕСТВЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ ≪ Создает человека природа, но развивает и образует его общество≫. В. Г. БЕЛИНСКИЙ (1811—1848), русский литературный критик ≪ Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок≫. А. Н. ТОЛСТОЙ (1882/83—1945), русский писатель ≪ Человек — единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти≫. ЭРИХ ФРОММ (1900—1980), немецко-американский психолог и социолог
Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции Модернизации Глобализации Демократизации информатизации
Глобализации
Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как Индивидуальность Индивида Творца личность
личность
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.
Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны. Приоритет коллективистических ценностей Рост численности рабочего класса Высокая социальная мобильность Использование информационных технологий Глобализация экономики и финансов
2.3.
Способность человека брать ответственность на себя характеризует его как Индивида Индивидуальность Личность Созидателя
3. личность
Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества. Главные социальные институты: А. государство Б. религия В. Образование Г. Производство Д. семья Сферы жизни общества Экономика Политика Духовная культура Социальные отношения
А2, Б3, В3, Г1, Д4
Отличительным признаком понятия «Личность» является (-ются) Членораздельная речь Наличие физических потребностей Способность брать ответственность на себя Сознание и мышление
Способность брать ответственность на себя
Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для: Традиционного общества Индустриальной цивилизации Аграрной цивилизации Феодального общества
Индустриальной цивилизации
Личность в отличие от индивида обладает Рациональным мышлением Членораздельной речью Способностью делать нравственный выбор Чувственным познанием
Способностью делать нравственный выбор
Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
Верно только А
Природа, в отличие от общества 1. Испытывает влияние человеческой деятельности 2. Является средой обитания человека 3. Изменяется в направлении от низшего к высшему 4. Способна развиваться независимо от человека
. Способна развиваться независимо от человека
Верны ли следующие суждения о формировании личности? А. Наследственные, врожденные, индивидуальные свойства человека не влияют на формирование его личности. Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
Оба суждения неверны
Общество в отличие от природы Развивается закономерно Подвержено изменениям Творит культуру Является динамической системой
Творит культуру
Верны ли следующие суждения о социальных институтах А. Современное общество отличается низкой степенью институализации Б. Социальный институт – это устойчивый комплекс норм, регулирующих определенные сферы деятельности Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
Верно только Б
С5. Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.
Связь общества с природой Наличие подсистем и других структурных единиц (сфер общества, общественных институтов) Взаимосвязь частей и элементов общественной структуры Постоянные изменения в жизни общества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для подготовки к ГИА по обществознанию
Презентация содержит задания, в которых необходимо заполнить пропуск в схеме или таблице ...
Презентации для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Презентации содержат теоретический материал для подготовки к ЕГЭ. Также в них есть задания различных типов и уровней сложности....
Презентации для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
В презентациях содержится теоретический материал для подготовки к ЕГЭ. Также есть задания различных типов и уровней сложности....
презентация для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Блок "Политология"
Политический режим...
презентация для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Блок "Политология"
Политический статус личности...
презентация для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Блок "Право"
Конституция РФ...
презентация для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Блок "Право"
Права человека...