Социальные нормы и отклоняющееся поведение
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Разработка урока обществознания в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_sotsialnye_normy_i_otklonyayushcheesya_povedenie.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа муниципального образования
«Ладушкинский городской округ»
Разработка урока по курсу
«Обществознание»
10 класс.
Тема: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
Выполнила: Купцова О.В., учитель истории
и обществознания
г. Ладушкин, 2015г.
Технологическая карта урока
ФИО | Купцова Ольга Васильевна |
Место работы | МБОУ СОШ МО «Ладушкинский городской округ» |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Предмет | Обществознание |
Класс | 10 |
Автор УМК | Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание Учебник. 10 класс. М.: 2012. |
Тема урока | Социальные нормы и отклоняющееся поведение |
Тип урока | Комбинированный. Изучение нового материала |
Цели урока | 1. Определить понятие и причины отклоняющегося поведения, выявить социальную опасность преступности. 2. Продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (читать и анализировать правовую литературу), рефлексию деятельности, критическое мышление 3. Продолжить работу по формированию навыков правомерного поведения. |
Задачи урока | – Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции, социальный контроль Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи. Воспитательная: формировать навыки социального поведения. |
Необходимое оборудование и материалы | Интерактивное оборудование Sitronics |
СОТ, используемые на уроке: | - проблемное обучение и эвристическая беседа - анализ визуального материала - работа с понятиями - информационно-коммуникационные технологии |
I этап: организационный 2 мин.
Учитель: На прошлых занятиях мы с вами начали разговор о социальной сфере жизни общества. Мы говорили о структуре общества, о группах и слоях, затрагивали проблему места человека в обществе. Сегодня мы продолжаем разговор о социальной сфере жизни общества. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Слайд№1
Переход к слайду №2
Ученики должны привести в соответствие понятия и определения
II.Актуализация: 3 мин. | Общество | Ожидаемое поведение человека |
Человек | Совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей | |
Статус | Положение человека или малой группы в социальной системе | |
Роль | Субъект общественно-исторической деятельности и культуры | |
Социализация | Регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга | |
Группа | Процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей | |
Взаимодействие | Совокупность людей объединенных общностью интересов, профессии и т.д. |
Правильный вариант выполнения задания:
Общество | Совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей |
Человек | Субъект общественно-исторической деятельности и культуры |
Статус | Положение человека или малой группы в социальной системе |
Роль | Ожидаемое поведение человека |
Социализация | Процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей |
Группа | Совокупность людей объединенных общностью интересов, профессии и т.д. |
Взаимодействие | Регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга |
Переход к слайду №3
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
III этап: постановка цели и задач урока. 3 мин. Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. IV этап: Усвоение новых знаний 32 мин. Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии. V этап: Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. Эмоциональная разрядка 5 мин
| Учитель зачитывает фрагмент книги Михалкова С.В. «Праздник непослушания»: «... по главной улице большого города шел маленький мальчик, вернее, он не шел, а его тянули и тащили за руку, а он упирался, топал ногами, падал на коленки, рыдал в три ручья и вопил не своим голосом: - Хочу еще мороженого! - Больше не куплю! - спокойным голосом повторяла его мама, крепко держа Малыша за руку. - Больше не куплю! А Малыш продолжал вопить на всю улицу: - Хочу еще! Хочу еще!» и просит учеников дать оценку этому событию с точки зрения матери и ребенка. Учитель: Как вы можете оценить подобную ситуацию? Как она оценивается обществом и почему? Учитель: интересы близких людей оказались противоположны, оба они испытывают дискомфорт. Почему? Учитель: получается, что матери ребенка плохо, потому что ее сын нарушает правила. На экране по щелчку выводится вопрос: Правила в обществе: необходимость или излишество? Учитель: Попробуйте сформулировать цель нашего урока? (Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение». (Слайд 5) : Что необходимо узнать, для того чтобы ответить на поставленный вопрос? Учитель: На этом уроке мы попытаемся определить, кто такое социальные нормы, их признаки и виды, отклоняющееся поведение, социальные регуляторы. Учитель: Во время урока мы с вами будем составлять таблицу, в которую будем заносить основную информацию в ходе урока. (Слайд 6) Учитель: Приём «Верные и неверные утверждения» (Слайд 7) Учитель: как вы думаете, почему человек, который был гораздо беспомощнее многих животных, сумел выжить? Учитель: должен указать, что в обществе человека характеризуют деятельность, осуществляемая в виде действий и поведение, которое осуществляется через поступки. Учитель: чтобы выжить людям приходилось учиться отвечать на важные вопросы: (переход к слайду №8) Что следует делать? Что можно делать? Чего нельзя делать? Как нужно себя вести? Как себя вести не следует? Что в деятельности людей приемлемо? Что нежелательно? В ходе общения постепенно вырабатывались правила, получившие название «норма». Давайте подумаем, какую роль нормы сыграли в обществе, какую роль они играют сегодня? Учитель: просит учеников записать в тетрадь роль норм в обществе и привести примеры как нормы контролируют, регулируют, оценивают и направляют поведение человека. (слайд№9) Переход к слайду №10. Каким образом это достигается? Учитель: Норма – это правило, которому подчиняется человек, группа, общество. Просит записать эти слова в тетрадь и выделить. Но наша жизнь Слово «норма» латинского происхождения и означает понятие «образец» Вырабатываются обществом, социальными группами, в которые они входят. Осуществляется переход к слайду №11 Учитель существует множество самых разнообразных норм и просит учеников подумать над причиной этого разнообразия. Существуют такие разновидности норм.
Слайд 12. Закрепление Осуществляется переход к слайду №13 Учитель: Но всегда ли человек соблюдает нормы? Почему он не всегда выполняет правила, которые устанавливает общество? Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам обратится к тексту учебника. Учитель: Задание. Приём «ИНСЕРТ» Каких значков у вас получилось больше. Назовите, что вы узнали нового. ( Запись в таблицу) Осуществляется переход к слайдам №14 и 15 Учитель: Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив во множестве случаев происходит их несоблюдение, нарушение. Такое поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющегося поведением. Учитель спрашивает, все ли отклонения бывают одинаковые? И после ответа учеников о том, что существуют различные отклонения, называет их: положительные, нейтральные и отрицательные учитель указывает на то, что когда речь идет об отклоняющемся поведении ученые применяют термины «девиация» и «делинквенция». После чего обращает внимание на определения, размещенные на слайде, а также на то, что общество по-разному относится к девиации и делинквенции. Осуществляется переход к слайду №16 Учитель: На слайде вы видите рисунки и фотографии, которые показывают различные отклонения, пожалуйста, определите, какие из них являются положительными, какие отрицательными, а какие можно назвать нейтральными? Учитель как общество добивается соблюдения норм? Осуществляется переход к слайду №17 Учитель: Определите какие санкции применяются: Нобелевская премия ф+, Судебное оправдание Ф+, Новогодняя открытка Н+, Квартальная премия Ф+, Замечание Н-, Административный штраф Ф-,звание чемпиона мира Ф+, Рукопожатие н+ ? Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют люди на основе норм. Контроль может быть разным: прямой, косвенный, жёсткий, мягкий. Общий и детальный. Например: СМИ - косвенный мягкий, политические репрессии, рэкет, преступность - прямой жёсткий, действие конституции и уголовного кодекса - прямой мягкий, экономические санкции международного сообщества - косвенный жёсткий. Осуществляется переход к слайду №18 Учитель: существуют различные виды отклоняющегося поведения, и общество относится к отклонениям по-разному. Однако, есть виды отклонений, которые являются наиболее опасными для общества. Обратите внимание на слайд, здесь указаны эти отклонения, назовите их и попробуйте дать им характеристику. Учитель обращается к ученикам с просьбой подумать и ответить, почему эти отклонения названы опасными для общества? Учитель можно ли заставить человека соблюдать правила принятые обществом? После чего обращает внимание на то, что существуют разные формы контроля и называет их: нормы, санкции, самоконтроль Слайд№19 (См. приложение) Учитель: Работа в экспертных группах: Общественное мнение - совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения или его частью. Я предлагаю вам его подготовить и высказать, работая в группах (5 мин) Рефлексия: 1). «Верные и неверные утверждения»; (Слайд20) 2) Поверка таблиц (Слайд21) 3). Составление синквейна (Слайд 22) 1 строка – Название темы (существительное) 2 строка – описание темы (2 прилагательных) 3 строка – описание действия (3 глагола) 4 строка – предложение из 4 слов, выражающее отношение к предмету. 5 строка – суть темы, выраженная другим существительным Домашнее задание) (Слайд 23) 1.П.16, вопросы и задания на с.183-184. 2.Продумать аргументы: какие меры более эффективны в борьбе с преступностью? 3.Подготовить сообщение по темам: преступность, алкоголизм; наркомания, игромания и др. | Ученики оценивают ситуацию с позиции матери и ее сына. И высказывают предположение об отношении матери и ее сына к ситуации. Ученики: должны высказать предположение, что такая ситуация производит неприятное впечатление, потому что происходит нарушение правил поведения. Ученики: матери неудобно за поведение сына, сыну плохо, потому что его требование не выполнено. Ученики должны высказать предположение о том, что необходимо узнать. В частности должны быть упомянуты следующие проблемы, какие правила существуют в обществе, когда и как они появились, всегда ли человек соблюдает правила, какие нарушения бывают и как общество может контролировать нарушения Ученики должны ответить, что главным преимуществом людей являлась совместная деятельность. Ученики: должны сказать, что нормы позволяют обществу существовать и развиваться, что нормы позволили людям налаживать взаимоотношения друг с другом. Ученики записывают в тетрадь роль норм в обществе и устно приводят примеры из жизни общества. Могут быть приведены следующие примеры: законы, которые существуют в обществе, правила дорожного движения, мораль, традиции обычаи. При этом учитель должен потребовать, чтобы были названы конкретные примеры (переход улицы на зеленый свет светофора и т.п.) Ученики записывают в тетрадь понятия и определения к ним. Ученики должны прочитать материал учебника стр.176-179 используя маркировку текста «+»- новое; «V» - знал. В ходе работы с текстом должны выделить причины отклонений и записать их в тетрадях Ученики отвечают, что существуют различные отклонения, приводят примеры. Примеры: субкультура-часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе ( Партия, правительство, .верующие, молодёжь, женщины, пенсионеры. С позиции верующего человека непосещение церкви - девиация. В дворянском сословии было принято обращаться к друг другу по имени отчеству, обращение уменьшительными именами - девиация. Убийство на войне - подвиг, а в мирное время - преступление. В 60-70 гг 20 века в СССР учителя боролись с длинноволосыми учениками, усматривая в их причёсках подражание «буржуазному образу жизни» и признаки нравственного растления. В конце 80-х общество изменилось и длинные волосы из девиации стали нормой. Ученики рассматривают картинки, отвечают на вопрос. Ученики устно отвечают. Ученики должны сказать, что общество может либо заставить, либо поощрить человека соблюдать нормы. Ученики устно отвечают. Ученики в ходе обсуждения должны указать, что результатом этих отклонений становятся угрозы физическому и моральному здоровью человека, его собственности. Ученики работая в группах, должны подготовить и высказать общественное мнение. Ученики определяют тип утверждений Ученики составляют синквейн Ученики записывают домашнее задание, делятся впечатлениями, эмоциональным состоянием |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание для экспертной группы№1
Как вы относитесь к высказыванию английского историка
Г. Т. Бакла (1821-1862):
«Общество готовит преступление, преступник совершает его»?
Разъясните его на каком-либо примере.
Задание для экспертной группы№2
Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639-1699)?
«Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»
Аргументируйте свой ответ.
Задание для экспертной группы№3
По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками - высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял,- тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. главное - неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится».
А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ аргументируйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе
Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....
Урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение
Открытый урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение...
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Презентация к уроку "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"...
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Презентация к уроку "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"...
Презентация к уроку обществознания " Социальные нормы и отклоняющееся поведение" для 10 класса
Данная презентация служит дополнением к уроку обществознания" Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе....
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Урок обществознания в 10 кл. из раздела социальная сфера. Раскрываем виды социальных норм и причины отклоняющееся(девиантного) поведения, механизмы социального контроля и меры борьбы с преступно...