Конституция Российской Федерации
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Цель урока: сформировать у учащихся представление о Конституции Российской Федерации как о законе высшей юридической силы.
Задачи:
- образовательные: продолжить знакомство учащихся с Конституцией Российской Федерации, выяснить отличительные особенности Конституции от других нормативно-правовых актов, показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать определение терминам «преамбула», «референдум», «Президент», «Федеральное собрание», «Правительство», закрепить тему «Понятие конституции. История возникновений Конституций России»
- развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы, анализировать;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету, законопослушного гражданина, осознанное отношение к праву, уважение к основному закону
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya_rossiyskoy_federatsii.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Конституция Российской Федерации»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о Конституции Российской Федерации как о законе высшей юридической силы.
Задачи:
- образовательные: продолжить знакомство учащихся с Конституцией Российской Федерации, выяснить отличительные особенности Конституции от других нормативно-правовых актов, показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать определение терминам «преамбула», «референдум», «Президент», «Федеральное собрание», «Правительство», закрепить тему «Понятие конституции. История возникновений Конституций России»
- развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы, анализировать;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету, законопослушного гражданина, осознанное отношение к праву, уважение к основному закону.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы:
- для учителя: информационно-сообщающие – рассказ, беседа, объяснение; метод постановки проблемного вопроса; наглядные – работа с иллюстрациями, проектный метод: презентация; работа с источником, контроль;
- для учащихся: информационно-сообщающие – монологический, беседа; наглядные – работа с иллюстрацией; частично-поисковый; метод анализа и синтеза; работа с источником, репродуктивный; самоконтроль.
Оборудование:
- для учителя: мультимедийная доска и проектор, компьютер, учебник по обществознанию, Конституция РФ, журнал, указка;
- для учащихся: учебник, Конституция РФ, тетрадь, дневник.
Ход урока
1. Организационное начало урока.
- Я рада Вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.
- Скажите, пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? ( паспорт, свидетельство о рождении)
- Какую информацию можно извлечь из паспорта. ( ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).
- Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? (дневник)
- Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? (да, Конституция)
- Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция Российской Федерации». (Слайд)
- Запишите, пожалуйста, тему урока «Конституция Российской Федерации».
- Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово? (Слайд)
- Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации. (Слайд)
Заполните, пожалуйста, столбцы «Знаю» и «Хочу знать» по данной теме (работа индивидуальная в течение 1-2 минут). (Слайд)
Далее выслушиваются ответы учащихся из раздела «Знаю», затем «Хочу знать».
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Конституция – это основной закон страны. Вот сегодня мы и поговорим об этом.
(Слайд) На этом уроке мы выясним отличительные особенности конституции от других нормативно-правовых актов, рассмотрим составные части конституции и поработаем с самим Законом и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства.
2. Изучение нового материала.
План
- Исторический путь России к демократической Конституции.
- Общая характеристика Основного закона страны.
Итак, (Слайд)
– Конституция /от лат. constitution «устройство», «установление»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:
- ее нормы выше любых других законов;
- сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.
Сообщение ученика «Из истории Конституции» в конце сообщения слайд.
- Так какой сегодня день? Сколько лет прошло после принятия действующей Конституции?
- Как вы думаете чем же отличается конституция от других нормативно-правовых актов и какие задачи стоят перед Конституцией? Давайте это выясним. _______________ получил опережающее задание и поможет ответить нам на эти вопросы
Сообщение ученика
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
- Конституция нашей страны включает в себя определенный набор ценностей.
- Найдите их в учебнике (с. 107) и выпишите в тетрадь
Учащиеся: записывают в тетрадь.
- нравственные ценности– вера « в добро и справедливость»;
- ценности демократии – «утверждая права и свободы человека»;
- ценности патриотизма – «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству»;
- ценности международного сотрудничества – «сознавая себя частью мирового сообщества»;
- ценности социального мира – «утверждая … гражданский мир и согласие».
- Давайте проверять, объясняя значение каждой ценности. (Слайд)
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ. БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ
- Ну и еще, о чем хотелось бы поговорить, кратко, это о составных частях (структуре) Конституции РФ. Положите перед собой Конституцию. Итак, из каких частей состоит Конституция РФ? Откройте оглавление посмотрим.
(Слайд) (Конституция состоит из преамбулы, основной части – раздел 1, заключительных и переходных положений – раздел 2)
- Что такое преамбула?
- Преамбула – это вступительная , вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
(Слайд)- Давайте прочитаем преамбулу и расскажем о чем в ней говорится.
Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»
- Как вы думаете, почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население. (это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех).
Раздел 1. Что он в себя включает?
(Слайд) Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав. Прочтите их название.
- Как вы думаете, о чем каждая статья?
- На столах у вас лежит таблица, в которой дана краткая характеристика глав основного раздела Конституции, давайте их зачитаем, а дома вклейте их в тетрадь.
- Это главы основной части Конституции – 1 раздела.
- Как называется последняя часть Конституции?
- Правильно! Заключительные и переходные положения, которые содержат 9 частей, устанавливающих порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержат правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращение действия прежних.
- Перед тем, как поближе познакомиться с текстом Конституции давайте проведем физминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель предлагает немного размяться. Откиньтесь на спинку стула, я буду изображать жестами права человека, а вы повторять их и пояснять.
изображение домика, крыши над головой – право на жилище, жест «спать» - право на отдых, жест «копать» - право на труд, право на неприкосновенность частной жизни, право на образование.
2. Групповая работа по изучению Конституции РФ.
- А сейчас давайте поближе познакомимся с тестом Конституции.
У нас сформированы четыре группы. Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями Конституции и выступает с результатами своей работы.
Задание для 1 группы:
- Прочитайте статью 1. Что представляет собой РФ? Что означают понятия «демократическое», «Федеративное», «правовое» государство, «республиканская форма правления»?
- Прочитайте статью 3. Кто является носителем власти? Что это означает?
- Каково устройство РФ? (статья 5)
Задание для 2 группы.
- Просмотрите главу 2 и назовите самые важные права и свободы человека и гражданина.
- Найдите в главе статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.
Задание для 3 группы:
- Просмотрите главу 2 и назовите обязанности гражданина нашей страны. В каком возрасте мы можем осуществлять свои права в полном объеме?
- Прочитайте статью 11 и назовите органы власти.
Задание для 4 группы:
1.Заполните схему «Основы конституционного строя», используя ст.1 п.1,ст.2 Конституции РФ (в каждый прямоугольник вписать одну основу)
2. Пользуясь статьей 65 Конституции РФ, назовите субъекты федерации.
3. Выступление групп с результатами работы.
3. Закрепление изученного материала.
Игра «Конституция в ассоциациях». На столе в коробке находятся предметы. Вам разрешается пользоваться текстом Конституции РФ. Поочередно от каждой команды выходят «делегаты» и вытягивают предметы. Главная цель - определить, на какие статьи может указывать данный предмет. Время работы команды – 5 минут. При ответе пересказать текст статьи документа.
Предмет | Один из вариантов ответа |
Ключи от квартиры | Ст. 25, ст.40 |
Фотография | Ст. 24 |
Книга | Ст. 43 |
Письмо | Ст. 23 |
Российский рубль | Ст. 75 п.1 |
Кукла | Ст. 38 п.1 |
Учебник русского языка | Ст. 68 п. 1 |
Таблетки | Ст. 41 |
Крест и буддийская книга | Ст. 14 |
Конституция | Ст. 15 |
Телефон | Ст. 23 |
Газета | Ст. 29 |
Пенсионное удостоверение | Ст. 39 |
Военный билет | Ст. 59 |
Рентгеновский снимок | Ст. 41 |
Земля | Ст. 9 |
4. Итог урока.
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
- Давайте вспомним, с какой темой мы познакомились сегодня?
- Чем отличается Конституция от других законов?
- Каковы основные задачи Конституции? Для чего она нужна?
- Какую роль именно для человека играет Конституция?
- Правильно, Конституция – это основной закон государства. Она является гарантом прав и свобод человека. А сущность Конституции, ее задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для нее правовых пределов, которая она преступить не может.
Рефлексия - Возвращаемся к таблице в начале урока, заполните последнюю колонку «Узнал».
- Справились мы с целями нашего урока?
- Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
- Закончить урок я хочу словами (Слайд)
Домашнее задание: стр. 103-110 учебника, вопросы 1-4 рубрики «Проверьте себя».
Из истории Конституции
В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство.
Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.
Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.
В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века.
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.
Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.
Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу.
Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.
Потом были четыре советские Конституции:
- 1918 г. – Конституция РСФСР
- 1924 г. – Конституция СССР
- 1936 г. – «сталинская» Конституция
- 1977 г. – «брежневская» Конституция.
Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ
Перед Конституцией, утверждают специалисты, стоят три задачи:
- закрепит и гарантировать фундаментальные права человека – означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом. Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России;
- упорядочить государственную власть – означает требование такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. А для этого используется принцип разделения властей;
- утвердить правосудие – организация такой судебной власти, которая способна защитить права человека, противостоять своеволию и беззаконию, от кого бы они ни исходили.
В отличие от остальных законов конституция:
- закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти – это значит, что конституция определяет, какой господствует строй в стране, основные экономические, социальные, политические, культурные права гражданина страны, систему и структуру власти государства;
- является основным источником права, служит базой для текущего законодательства – при составлении и принятии любого другого нормативно-правового акта необходимо опираться на положения конституции, так как она является основным, главным законом в стране;
- обладает высшей юридической силой – это значит, что все иные законы, правовые акты, принятые в нашем государстве, должны ориентироваться на статьи Конституции, не могут ей противоречить;
- отличается стабильностью – то есть уже несколько лет – 17 лет наша Конституция не изменялась, но кое-какие поправки были включены;
- имеет прямое действие – это значит, что при нарушении прав можно обращаться в суд, ссылаясь на соответствующую статью Конституции.
- характеризуется особым порядком приятия и изменения – это значит, что наша конституция принимается особым способом – референдумом – общенародным голосованием;
- включает в себя набор ценностей.
РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ (раздаточный материал)
№ главы | Название | Характеристика |
1 | Основы конституционного строя | Закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй |
2 | Права и свободы человека и гражданина | Устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод |
3 | Федеративное устройство | Определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации |
4 | Президент Российской Федерации | Определяет полномочия президента как главы российского государства |
5 | Федеральное собрание | Высший представительный и законодательный орган в стране |
6 | Правительство Российской Федерации | Высший исполнительный орган |
7 | Судебная власть | Устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и орагнов прокуратуры |
8 | Местное самоуправление | Устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления |
9 | Конституционные поправки и пересмотр Конституции | Определяет порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр |
Тест:
1)Основная часть Конституции состоит из ___ глав и ____статей:
а) 7 глав и 140 статей; б) 9 гл и 137 ст.; в) 8 гл и 154 ст;
2) Когда была принята ныне действующая Конституция:
а) 12 декабря 1993 г; б) 7 октября 1977г; г) 12 января 1995 г.
3) Конституция от латинского слова означает:
а) устройство; б) согласие; в) договор.
4) Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера; б) государство; в) человек, его права и свободы.
Взаимопроверка.
5) Соотнесите:
1.Глава государства а. Правительство
2. Судебная власть б. Президент
3. Исполнительная власть в. Федеральное Собрание
4. Законодательная власть г. Суды РФ
Тест:
1)Основная часть Конституции состоит из ___ глав и ____статей:
а) 7 глав и 140 статей; б) 9 гл и 137 ст.; в) 8 гл и 154 ст;
2) Когда была принята ныне действующая Конституция:
а) 12 декабря 1993 г; б) 7 октября 1977г; г) 12 января 1995 г.
3) Конституция от латинского слова означает:
а) устройство; б) согласие; в) договор.
4) Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера; б) государство; в) человек, его права и свободы.
Взаимопроверка.
5) Соотнесите:
1.Глава государства а. Правительство
2. Судебная власть б. Президент
3. Исполнительная власть в. Федеральное Собрание
4. Законодательная власть г. Суды РФ
Задание для 1 группы
- Прочитайте статью 1. Что представляет собой РФ? Что означают понятия «демократическое», «Федеративное», «правовое» государство, «республиканская форма правления»?
- Прочитайте статью 3. Кто является носителем власти? Что это означает?
- Каково устройство РФ? (статья 5)
Задание для 2 группы
1. Просмотрите главу 2 и назовите самые важные права и свободы человека и гражданина.
2. Найдите в главе статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.
Задание для 3 группы
1. Просмотрите главу 2 и назовите обязанности гражданина нашей страны. В каком возрасте мы можем осуществлять свои права в полном объеме?
2. Прочитайте статью 11 и назовите органы власти.
Задание для 4 группы
1.Заполните схему «Основы конституционного строя», используя ст.1 п.1,ст.2 Конституции РФ (в каждый прямоугольник вписать одну основу)
2. Пользуясь статьей 65 Конституции РФ, назовите субъекты федерации.
ГРУППА 1
ГРУППА 2
ГРУППА 3
ГРУППА 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"
Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...
Методическая разработка проведения тематического дня «12 декабря – день принятия конституции Российской Федерации».
Такие мероприятия являются воплощением истории нашей Родины, они способствуют развитию патриотизма гражданина. Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государ...
Конституция Российской Федерации
Интерактивный урок в 11 классе. Обществознание Конституция Российской Федерации Разработала учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-ПетербургаКалугина Светлана А...
Пресс-конференция для старшеклассников Конституция Российской Федерации-основной закон
Внеклассное мероприятие способствует осмыслению основных положений Конституции Российской Федерации,содействует воспитанию чувства патриотизма, уважения к социальным нормам и ценностям....
Конституция российской федерации
урок по обществознанию...
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»
Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:• расширение и...
Интеллектуальное казино «Конституция Российской Федерации» (ко Дню Конституции РФ) Для учащихся 8-9 классов
Интеллектуальное казино«Конституция Российской Федерации»(ко Дню Конституции РФ)Для учащихся 8-9 классов...