Вариант № 1. А1. Общество – это - часть окружающей среды, которая создана человеком
- определенный этап исторического развития человечества
- источник производственных ресурсов, необходимых человеку
- совокупность элементов живой и неживой природы.
А2. Укажите пример отрицательного последствия воздействия общества на природу: - массовая вырубка лесов
- налаживание производства «экологически чистых» автомобилей
- ограничение вывоза природных ресурсов
- использование технологий, позволяющих уменьшить выброс вредных веществ.
А3. Верны ли следующие суждения о соотношении природы и общества? А. Природа и общество развиваются независимо друг от друга. Б. Природа и общество во взаимосвязи образуют единый реальный мир. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А4. К материальной культуре относится - искусство
- религия
- техника
- мораль.
А5. Учащийся школы Александр на будущий год собирается поступать на исторический факультет университета. На какой ступени образования находится Александр? - основное общее
- среднее общее
- начальное профессиональное
- среднее профессиональное.
А6. Верны ли следующие суждения о морали? | А. Мораль сильна тем, что все ее нормы охраняются законом. Б. Мораль регулирует поведение человека только в духовной сфере жизни общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А7. Машины, станки, оборудование, здания относятся к ресурсам - природным
- финансовым
- трудовым
- материальным.
А8. Гражданка Е. заказала в итальянском фирменном магазине мебельный гарнитур. Когда его доставили, выяснилось, что зеркало от гарнитура одного цвета, а шкаф, сервант и стол – от другого. Какое право гражданки Е. как потребителя нарушено? - на достоверную необходимую информацию о товаре
- на качество товара
- на безопасность товара
- на обращение за защитой в суд.
А9. Егор несколько месяцев откладывал часть зарплаты для последующего приобретения нового мобильного телефона. Какую функцию денег иллюстрирует приведенный пример? - средство платежа
- средство обмена
- мера стоимости
- средство накопления.
А10. Верны ли следующие суждения о заработной плате? А. Квалификация работника влияет на размер заработной платы. Б. Заработная плата всегда зависит от продолжительности рабочего дня. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. |
А11. К малой группе относится: - интеллигенция
- рабочие страны
- музыканты оркестра
- избиратели.
А12. Друзья Константин и Сергей поссорились из-за того, кто будет ведущим школьной научно-практической конференции. Это пример конфликта: - внутриличностного
- межличностного
- межгруппового
- с внешней средой.
А13. Верны ли следующие суждения о семье? А. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семейного коллектива. Б. Семья представляет собой малую группу, включающую всех родственников. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А14. Лицо, наделенное всей полнотой прав, свобод и обязанностей, - это - индивид
- подданный
- гражданин
- личность.
А15. Какое из перечисленных положений не относится к правам человека? - право собственности
- право на свободу творчества
- право иметь друзей
- право на честь и достоинство.
| Часть 2. В1. В приведенном списке указаны черты сходства человека и животного и черты отличия человека от животного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия. - удовлетворение потребностей
- целесообразная творческая деятельность
- конечность существования
- обладание мышлением и речью.
Черты сходства | Черты отличия |
|
|
|
|
В2. В стране Н. социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какими достижениями может гордиться общество Н.?» Результаты опроса представлены в таблице.
Показатели | Годы | 1999 (в %) | 2009 (в %) | Успехи в образовании | 25 | 25 | Любовь к Отечеству | 47 | 50 | Успехи в науке и технике | 18 | 13 | Мощная промышленность | 10 | 12 |
Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны. - По итогам опроса 2009 г. показатель «любовь к Отечеству» занял второе место.
- Показатель «успехи в науке и технике» вызвал в 1999 г. большую гордость, чем в 2009 г.
- Показатель «успехи в образовании» и в 1999 г. и в 2009г. выбрала половина опрошенных.
- Третье место в 1999 г. занял показатель «успехи в науке и технике».
- Наименее популярным среди опрошенных и в 1999 г. и в 2009 г. оказался показатель «мощная промышленность».
|
Ответ _______________ .
В3. Установите соответствие между общностями людей и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ ВИДЫ ОБЩНОСТЕЙ А) класс 1) социальная Б) нация 2) этническая В) племя Г) сословие Д) каста Е) народность. Запишите в таблицу выбранные цифры.
В4. Укажите правильную последовательность процессов и явлений, приводящих к экологической угрозе. - возникновение у людей болезней, вызванных состоянием окружающей среды
- накопление вредных веществ в растениях, увеличение патологических отклонений у домашних животных
- расширение масштабов хозяйственной деятельности человека
- производство экологически «грязных» продуктов питания
- увеличение вредных промышленных выбросов.
Ответ ____________________________ .
Часть 3. Прочтите текст и выполните задания С1-С6. «Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек – общество - природа». Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества. С другой – возникновение и углубление глобальных проблем | есть результат социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер. Условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменует собой небывалое совершенствование средств производства, новейшие технологии, что стало основой бесконтрольного и широкого вмешательства человека в природу. Но самое главное здесь – непредвиденные результаты этого вмешательства. Человек покорял природу, не задумываясь о возможных последствиях этой деятельности. Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции и крупнейших социальных перемен в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили и проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях. Все глобальные проблемы находятся в неразрывной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование и рассмотрение в неразрывной связи друг с другом. Основные группы глобальных проблем вырастают из отношений между человеком и природой, человеком и обществом. Первая группа. Общемировые глобальные проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений. Вторая группа. Общепланетарные глобальные проблемы (ресурсные). Они связаны с проблемами гармонизации и гуманизации отношений общества к природе. Третья группа. Общечеловеческие проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые сопряжены с демократизацией отношений общества и личности».
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что, согласно тексту, представляют собой глобальные проблемы |
современности? Каковы основные причины их возникновения?
С3. Почему, по мнению автора, глобальные проблемы современности требуют комплексного исследования и рассмотрения в неразрывной связи друг с другом?
С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.
Наименования основных групп глобальных проблем современности |
|
|
| Примеры (не менее трех для каждой группы) |
|
|
|
С5. Познакомьтесь со следующими точками зрения.
Ф. Бэкон, английский философ | Г.В. Плеханов, русский философ | «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом». | «Пока люди не знают законы природы, они слепо подчиняются им, а раз они узнали их, тогда силы природы подчиняются людям». |
Какая из этих точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
С6. Выступая на конференции, ученый-эколог отметил, что разрешить глобальные проблемы современности не представляется возможным, поэтому человечество идет к своему концу. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
|
|
Вариант № 2. А1. К особенностям глобальных проблем человечества относится: - существуют на протяжении всей истории человечества
- могут привести к необратимым последствиям
- связаны преимущественно с правовыми проблемами
- касаются судеб не менее чем 50 стран.
А2. Михаил – юноша высокого роста, блондин, с серыми глазами, обладает спокойным, ровным характером, является «душой» ученического коллектива. Все это характеризует Михаила как : - личность
- индивида
- индивидуальность
- профессионала.
А3. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество – это все человечество в прошлом, современности и перспективе. Б. Общество – это совокупность людей, объединенных для совместного выполнения какой-либо деятельности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А4. Патриотизм включает в себя: - чувство национальной исключительности
- противопоставление своего народа другим народам
- готовность ради интересов своего народа к самопожертвованию
- разжигание вражды между народами.
А5. Гражданин К. всегда проявлял интерес к иностранным языкам. Он изучил английский язык самостоятельно, опираясь на справочники и самоучители, без помощи обучающих лиц. Этот пример иллюстрирует: - домашнее образование
- самообразование
- многоуровневое образование
- непрерывное образование.
| А6. Верны ли следующие суждения о религии? А. Религия включает в себя определенные научно обоснованные взгляды и представления людей. Б. Религия включает мифологию, культовые и обрядовые действия. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А7. Экономика – это наука изучающая - результаты деятельности человека
- технологию проектирования зданий промышленных предприятий
- методы рационального ведения хозяйства
- технологию строительства автомагистралей.
А8. Гражданин Т. Купил в магазине утюг фирмы «Филипс», к которому была приложена инструкция на итальянском языке. Магазин предложил гражданину Т. Перевод инструкции на русский язык за 150 рублей. Какое право гражданина Т. Как потребителя нарушено? - на качество товара
- на безопасность товара
- на достоверную необходимую информацию о товаре
- на возмещение ущерба.
А9. Какой процесс отражают данные об объеме производства товаров в государстве М.? Товары | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Холодильники (тыс. штук) | 5,8 | 6,3 | 6,8 | 7,9 | Телевизоры (млн. штук) | 3,8 | 4,5 | 4,9 | 5,2 | Видеомагнитофоны (млн. штук) | 2,7 | 2,8 | 2,9 | 3,2 |
- экономический спад
- экономическая депрессия
- экономический рост
- экономический застой.
А10. Верны ли следующие суждения о связи цены товара с его спросом? |
А. Спрос на товар уменьшится, если увеличится цена товара. Б. Спрос на товар уменьшится, если уменьшится цена товара. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А11. Решение социального конфликта путем взаимных уступок – это - компромисс
- конкуренция
- конфронтация
- интеграция.
А12. В затянувшемся конфликте между двумя банками генеральный директор А. выразил готовность решать возникшую проблему путем предоставления своему оппоненту необходимой информации и помощи. Какое поведение во время конфликта иллюстрирует этот пример? - психологическое насилие
- давление
- физическое принуждение
- дружелюбие.
А13. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях? А. Социальные отношения включают в себя отношения между обществом и природой. Б. Социальные отношения представляют собой отношения между людьми и техникой. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А14. Полная независимость государства от других государств называется - консенсус
- авторитет
- суверенитет
- нейтралитет.
| А15. Какое положение не относится к правам ребенка? - распоряжаться собственностью своих родственников
- жить и воспитываться в семье
- общаться со своими родителями и родственниками
- выражать свое мнение по вопросам, касающимся его жизни.
Часть 2.
В1. В приведенном списке указаны черты сходства деловых и личных отношений и черты отличия деловых и личных отношений. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия. - носят официальный характер
- строятся на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей
- возникают как среди больших, так и среди малых групп людей
- связаны с соблюдением определенных формальных правил.
Черты сходства | Черты отличия |
|
|
|
|
В2. В одном из регионов социологической службой был проведен опрос выпускников основной школы. Им задавали вопрос: «Какая форма обучения в школе вам больше всего нравилась?» Результаты опроса представлены в таблице.
Варианты ответа | % опрошенных | девочки | мальчики | Лабораторно-практические занятия | 10 | 24 | Деловые и ролевые игры | 36 | 42 | Лекции учителя | 29 | 20 | Подготовка и защита рефератов | 25 | 14 |
Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны. |
- Лабораторно-практические занятия выбрало больше мальчиков, чем девочек.
- Деловые и ролевые игры наиболее популярны у обеих групп опрошенных.
- Лекции учителя, подготовку и защиту рефератов выбрало более половины мальчиков.
- Лекции учителя у девочек более популярны, чем подготовка и защита рефератов.
- Не третьем месте по популярности среди мальчиков оказались лабораторно-практические занятия.
Ответ _________________ .
В3. Установите соответствие между социальными группами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП А) французы 1) малая Б) бригада полеводов 2) большая В) избиратели Г) туристическая группа Д) экипаж космического корабля Е) директора предприятий региона. Запишите в таблицу выбранные цифры.
В4. Укажите правильную последовательность фаз межличностного конфликта. - выбор способов действия сторон
- разрешение конфликта
- осознание сторонами возникших противоречий
- преодоление напряженности между конфликтующими сторонами
- выбор стратегии поведения сторон.
Ответ _________________ .
| Часть 3. Прочтите текст и выполните задания С1-С6. «Малая социальная группа – это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной и родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Интерес к малой группе обусловлен в основном двумя обстоятельствами: во-первых, именно в группах в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; во-вторых, в малой группе можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются в более крупных объединениях. Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность – это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое. Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы – 3 человека, поскольку в группе из 2 человек групповое социально-психологическое взаимодействие протекает особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В этой связи принято выделять группы первичные, наименьшие по размеру и далее неделимые общности, и вторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп. Малые группы также разделяют на формальные и неформальные. В формальной группе четко заданы все позиции членов, а также строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения. Неформальные группы – объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. По времени существования выделяются временные группы, в рамках которых объеди- |
нение участников ограничено во времени и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования».
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что, согласно тексту, представляет собой малая социальная группа? Укажите два обстоятельства, обусловливающие значимость ее изучения.
С3. На основании текста заполните таблицу.
Малая группа | Основные качественные признаки | Количественные показатели | Нижняя граница размеров группы | Оптимальный размер группы | Верхняя граница размеров группы | 1. 2. |
|
|
|
С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите примеры видов малых групп (по два примера на каждую группу), заполнив графу таблицы.
Виды малых групп | Примеры | Первичные |
| Вторичные |
| Формальные |
| Неформальные |
| Временные |
| Стабильные |
|
С5. В небольшом городе В. Появилась группа байкеров (мотоциклистов), состоявшая из 18-20 человек, имеющая свою символику и ритуалы. Мотоцикл в глазах байкера приобретает двойной смысл: это механизм, созданный человеком и почти заменивший ему живую природу, но также | – безотказный и преданный друг. Длинные волосы, зачесанные назад и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове (бандана), татуировки, куртки-косухи, кожаные штаны, каски, ковбойские сапоги на высоких каблуках (казаки) – все это отличительные особенности байкера. Байкерство – это образ жизни, постоянная среда общения, определенный круг интересов. Какие указанные в тексте признаки и количественные показатели малой группы проявились в данном примере?
С6. Ученые доказали, что многие особенности человека – речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. Согласны ли вы с тем, что малая группа положительно влияет на человека? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. |