Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Познание
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы Познание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы Познание | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познание
Знание в узком смысле - любого рода информация.
Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.
Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.
Бэкон « Знание-сила».
Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Гносеология- учение о познании.
Онтология- учение о бытие.
Бытие- мир вокруг нас.
Субъект познания - познающий человек
Объект
Субъект и объект могут совпадать.
Познание может быть произвольным ( ожог) и организованным.
Виды познания :
- 1. чувственное
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания :
- Ощущение- отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол - холодный)
- Восприятие - целостный образ предмета ( стол - холодный, гладкий, теплый)
- Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)
Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики ( Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания ( Локк, Кандильяк)
Особенности чувственного познания:
- отражает только признаки предметов
- пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)
- нельзя постичь сущности предметов и их свойств
- 2. рациональное
Связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы рационального познания:
- Понятие- мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках ( стол, стул- мебель; классификация)
- Суждение- форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха-насекомое)
- Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое ( У мухи есть крылья, значит она летает).
- индукция - от частного к общему
- дедукция - от общего к частному
-аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты ( Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Особенности рационального познания:
- имеет обобщенный характер
- носит абстрактный характер
- активно и целенаправленно
- связано с речью
Цель познания - истина.
Ложь - преднамеренное искажение действительности.
Заблуждение
Истина- знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Признаки истины:
- объективность- независимость от сознания человека
- конкретность
- это процесс
Виды истины:
- Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете ( 2*2=4)
- Относительная - изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.
Критерий истины- практика.
Формы практики:
- материальное производство ( ВГО)
- социально-преобразующая деятельность ( накопленный опыт)
- научный эксперимент.
Функции практики:
- практика- источник познания
- практика – основа познания
- практика – цель познания
- практика – критерий истины.
Пути познания:
- 1. Ненаучный
а) мифологический
б)жизненный опыт( обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.
в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
г)здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь - не трогай)
д) художественно-образный
- 2. Научный
Паранаука - околонаучное знание
Особенности научного познания:
- стремится к максимальной объективности
- стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
- Использует особый научный язык
- использует особые методы
Уровни научного познания:
1.эмпирический - в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)
2.теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Энштейна)
Методы научного познания:
- наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирические методы.
- эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях.
- воображение. Теоретические методы.
- выдвижение гипотез
- построение теоретических моделей
Направления в развитии научных знаний:
- постепенное накопление- НТП
- научная революция ( Энштейн)
Социальное познание
Социальное познание- познание общества.
Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают
- общество - сложный объект для изучения так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.
- Ограничены возможности наблюдения и эксперимента
- субъективность изучающего
- многоообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.
Принципы социального познания:
- конкретно-исторический подход- рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности- наиболее устойчивые, существенные связи ( ПП)
- руководство научными методами.
- Соблюдение дистанции к объекту - объективность
- выбор значимого в явлении
Факт- событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.
Виды социальных фактов:
- Действия, поступки людей или социальных групп ( поход Олега)
- продукты человеческой деятельности
- материальные ( пирамиды)
- духовные
- словесные действия: мнения, суждения, оценки ( Иду на Вы)
Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать.
Интерпритация - толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.
Подведение под понятие ( революция, 1917, Россия, краткий смысл)------ причины, повод, итоги----------сравнение с аналогичными фактами в нашей стране и мире-------оценка.
Оценка- одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей.
Оценка факта зависит:
- от свойств самого изучаемого объекта
- от соотнесения с другим аналогичным или идеалом
- от интересов изучающего и тех общностей, к которым он принадлежит.
Самопознание
Самопознание- процесс познания человеком самого себя.
Самосознание- определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.
Этапы самосознания:
- чувственное восприятие мира
- способность самостоятельно действовать с предметами
- формирование самооценки
Самооценка- эмоциональное отношение человека к самому себе.
Самооценка зависит:
- от самого человека
- соотношение себя с идеалом; успех: притязания
-отношение к своим успехам и неудачам
- от оценки других людей.
Виды самооценки:
- адекватная
- завышенная
- заниженная
Я - концепция- итог размышлений человека о самом себе.
Состоит из Я - образов.
Я - образ- представление человека о самом себе
- Я - открытое ( я знаю, все знают)
- Я - закрытое ( я знаю, другие не знают)
- Я - слепое ( другие знают, я не знаю)
- Я - непознанное ( никто не знает)
Самореализация- процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.
Философские воззрения на мир
Способы познания мира:
- мифологический
Миф ( греч)- сказание, предание
-о богах
-о героях
- о конце света. Эсхатология- учение о конце света.
-о происхождении человека и мира
Особенности мифологического сознания:
- воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов
- в причинах явлений видели действие целенаправленных сил ( Бог, сглаз)
-восприятие времени через периоды жизни человека
-восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил
2. религиозный
3. философский
4. научный
Философия ( греч) — любовь к мудрости
Философия- наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.
Основной вопрос философии:
1.что первично -бытие или мышление, природа или сознание.
Материалисты - первично бытие
Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Формы материи:
-вещественная
-полевая( электричество)
Идеалисты - первично сознание
а) объективные - природа- порождение мирового сознания, мирового духа ( Платон, Гегель)
б) субъективные -первичны человеческие ощущения ( Беркли)
- познаваем ли мир
Когнитивные оптимисты - да
Агностики -нет ( Кант)
Релятивизм- признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
Скептицизм – учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
Античные философы.
Платон.
Первый труд по обществу « Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития ( Атлантида). Плохие формы правления тимократия, демократия, олигархия, тирания.
Тимократия- форма правления при котором власть принадлежит честолюбцам.
Идеал - аристократическое государство.
Идеальное государство справедливого неравенства:
- философы ( мудрые)
- воины ( храбрые)
- крестьяне и ремесленники( умеренные, производители благ)
Аристотель.
« Платон мне друг, но истина дороже»
Ввёл понятия демократия и гражданин.
Называл правильными формами правления: монархию, аристократию ( власть нескольких лучших), демократию
Неправильные формы правления: тирания ( выгоды одного), олигархия ( выгоды состоятельных граждан), охлократия ( власть толпы).
Меринтократия- власть, основанная на заслугах.
Идеальное государство справедливого неравенства:
- богатые ( плутократия- приобретают состояние противоестественным способом)
- средние слои
- бедные-граждане второй категории
Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития.
Сократ.
« Я знаю только то, что ничего не знаю». « Познай самого себя».
Цицерон.
Ввел понятие индивид. Сторонник республики.
Эпикур.
Смысл жизни- в получении удовольствия. Причина страданий- страсти, страх. Результат правильной жизни- атараксия- невозмутимый покой души. Последователь- Гассенди.
Средневековые философы.
Теология- средневековая философия, основанная на богословии.
Августин Аврелий.
Теория гармонии веры и разума: есть вещи, которые можно познать с помощью разума, а есть с помощью веры. « Без веры нет знания, нет истины». « Верую, чтобы понимать». « О Божьем граде и граде земном».
Фома Аквинский.
Схоластик. Схоластика - средневековая философия, основанная на богословии.
Вера не должна противоречить разуму, они разными путями ведут к познанию Бога. Предпочтение отдавал вере.
Философы нового времени.
Бэкон.
Представитель рационализма. « Разум не есть вера»
Декарт- представитель рационализма. « Я мыслю, следовательно, я существую».
Оккам- реальность Бога нельзя установить логикой, единственный путь познания -вера.
Гоббс.
Основной труд- « Левиафан». Основатель теории общественного договора: люди от рождения наделены естественными правами на жизнь, свободу, частную собственность. Со временем началась « война всех против всех», люди отдали часть своих прав в обмен на защиту со стороны государства. Сторонник абсолютной монархии.
Локк.
« 2 трактата об управлении государством». Разделил власть на законодательную и исполнительную. Основатель либерализма.
Монтескье.
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основоположник детерминизма. Последователь - Ратцель.
Макиавелли.
« Государь». За стабильное государство, где монарх стоит выше морали и права, сам устанавливает законы. Политика не должна основываться на морали, « цель оправдывает средства».
Макиавелизм - политика, основанная на культе насилия и безнравственности.
Вольтер.
Просветитель. Считал, что человек должен стремиться не к загробной жизни, а к достойной жизни в реальном мире. « Раздавите гадину!» ( о церкви). За политическое равенство перед законом и правом. Разум - основной критерий прогресса.
Руссо.
« Новая Элоиза», « Эмиль». Пытался объяснить причины появления общественного договора: естественное неравенство ведет к имущественному, имущественное неравенство привело к разделению общества на управляющих и управляемых, выдвинул лозунг « Назад к природе».
Смит.
В основе общества лежит разделение труда, труд- главный источник богатства. 3 условия процветания государства:
-частная собственность
-невмешательство государства в экономику
-свобода для предпринимательства
3 основных класса, которые различал по источникам дохода:
-буржуазия-прибыль
-земельные собственники -рента
-рабочие -зарплата
Основа поступков человека- эгоизм, стремление повысить свое положение.
Дидро.
Энциклопедист. Идеальное государство - просвещённая монархия.
Рикардо.
Создатель трудовой теории стоимости. В основе дохода- стоимость товара, источником которой является труд рабочих. Источником прибавочной стоимости является неоплаченный труд наемных рабочих.
Социалисты-утописты.
Идеальное общество, равенство, свободный труд, плановое хозяйство, распределение по труду, общность интересов.
Мор. « Утопия»
Кампанелла. « Город солнца».
Фурье. Фаланги.
Сен-Симон. Разделение на праздных соственников, имеющих паразитический доход( землевладельцы, военные, судебная и чиновничья бюрократия) и трудящихся индустриалов, с трудовым доходом( предприниматели, рабочие, фермеры)
Оуэн. Община в США « Новая гармония».
Кант.
Основатель агностицизма- учения, отрицающего возможность объективного познания мира. « Вещь в себе». Золотое правило.
Маркс.
Основатель теории об общественно — экономической формации.
ОЭФ- исторически конкретное общество, взятое на определённой ступени развития с присущим ему способом производства.
Основу ОЭФ составляет способ производства который состоит из производительных сил- люди и средства производства( орудия труда и предмет труда( на что направлен труд)) и производственных отношений- отношения между людьми по поводу собственности. В основе развития общества видел материальное производство. Выделял 5 основных ОЭФ. Производственные отношения- базис ОЭФ, который определяет надстройку- господствующие идеи и взгляды. Противоречия между п.о и п.с приводят к смене ОЭФ. Классовая борьба - движущая сила истории.
Переход от капитализма к коммунизму с помощью революции, движущей силой которой будет пролетариат. « Манифест коммунистической партии».
Коммунизм- труд как необходимость, нет частной собственности, от каждого по способностям, каждому по потребностям, нет разницы между умственным и физическим трудом, отсутствие эксплуатации.
Эксплуатация- присвоение результатов чужого труда.
« Капитал». Основатель теории прибавочной стоимости- разница между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы.
Ленин. Создатель теории империализма как высшей ступени капитализма. Учение о социализме. Возможность социалистической революции в одной отдельно взятой стране.
Плеханов. Бернштейн.
Основатели ревизионизма- учение провозглашающее необходимость пересмотра доктрины, в частности утверждающее, что с развитием капитализма противоречия между богатыми и бедными ослабнут, так как повысится уровень жизни рабочих.
Гэлбрейт.
Основоположник технократизма. Техника -движущая сила в развитии общества, особая роль у людей обладающих научно-техническими знаниями- технократов. За вмешательство государства в экономику.
Сартр. Кьеркегор.Хайдеггер. Камю.
Основоположники экзистенционализма. Человек делает себя сам, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила не может на него повлиять. Задача человека -обрести свою внутреннюю сущность. Человек свободен и ответственен за себя.
Ницше.
Жизнь - различные варианты борьбы за власть. Идея сверхчеловека, который не будет ущербным, слабым, посрественным.
Шопенгауэр. « Мир как воля и представление». Наряду с законами природы и общества действует мировая воля.
Милбрас.
Человечество злоупотребляет окружающей средой, необходимо её защищать и беречь для следующих поколений -новая ценность либерализма.
Инглхарт.
Ценности постмодернизма: экономические достижения, падает бюрократический авторитет, падение роли религии, гибкие правила этики, чувство экзистенциальной безопасности.
Сартори.
Селективная полиархия- власть принадлежит меньшинству, но в отличие от олигархии не закрыта и допускает оппозицию. « Пересматривая теорию демократии».
Истон, Дойч,Алмонд.
Исследовали политическую систему как систему взаимодействия субъектов политики. Выделили структуру « входа ( требования к системе, поддержка) и выхода( решения и действия правительства).
Вернадский.
Учение о ноосфере-поверхности земли преобразуемой человеческим разумом.
Соловьев.
Идея Софии-души мира. Смысл существования человека -через царство природы прийти к царству Божьему. Конечная стадия- богочеловечество. Мусульманский восток- 1 господин и много рабов, запад - всеобщий эгоизм и анархия, славянский мир-примирение 2 миров.
Бердяев.
Основа-свобода и творчество.
Кондратьев.
Теория экономических циклов.
Западники.
Славянофилы.
Богданов.
Новая наука – тектология, предвосхитил кибернетику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию
Тесты к разделу Экономика...
Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию
Тесты к разделу "Человек и общество"...
Материалы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (вопросы экономики)
Материалы по подговке к ЕГЭ по обществознанию. Здесь даны задания по экономике....
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Тематические схемы по обществознанию, с помощью которых удобно повторять основные темы курса обществознания...
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Экономика.
Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Экономика...
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Социальные отношения.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Социальные отношения....
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Право.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Право....