Викторина «Я и право»(5-7 кл)
материал по обществознанию (5 класс) на тему
Знать право, уметь ориентироваться в нем - необходимо каждому. То,насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наша сегодняшняя викторина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_ya_i_pravo5-7_kl.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
• закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
• воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.
Оборудование. Раздаточный материал, доска, магнитики, жетоны
Ведущий: Знать право, уметь ориентироваться в нем - необходимо каждому. То,насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наша сегодняшняя викторина.
Вначале посмотрите на раздаточный материал и определите основные права человека. Перечислите их. А какие вы еще знаете?
Раздаточный материал
Право на жизнь – это право, которое закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции нашего государства – Российской Федерации. Оно означает, что жизнь человека – высшая ценность и никто не может лишить ее нас с вами безнаказанно.
Право на свободу и личную неприкосновенность также закреплено Конвенцией о правах ребенка, Конституцией нашего государства – Российской Федерации. Оно означает, что как физически, так и морально личность, т.е. человек, не может быть подвергнут принуждению со стороны других лиц.
Право на свободный труд закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе РФ.
Право на отдых также закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе РФ. Это право распространяется на тех людей, которые трудятся (учатся, работают за зарплату (как, например, ваши родители)). Так, взрослым положено работать не более 8 часов в день с перерывом на обед. Лишение права на отдых – это фактически лишение право на свободу труда, но, стоит обратить внимание, что время отдыха четко определено Трудовым кодексом РФ, иначе все только и будут делать, что отдыхать, а не работать.
Право на жилище закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Жилищном кодексе РФ. Эти законы говорят о том, что жилище человека (это дом, квартира или другое жилье, в котором он живет на законных основаниях – то есть не отнял у кого-то, а купил, получил от бабушки по наследству – неприкосновенно). Это означает, что к вам в квартиру никто не может войти без приглашения, никто не может быть лишен своего жилища
Обязанности
1. Соблюдать законы.
2. Платить налоги.
3. Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4. Защищать Отечество.
5. Сохранять природу и окружающую среду.
6. Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
7. Учиться, получать образование.
8. Участвовать в управлении делами государства.
Разминка
■ Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
■ Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.
■ Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
■ Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
■ Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
■ На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
■ Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
■ Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
■ Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
■ Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
■ Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
■ Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
■ Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.
■ Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.
■ Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.
■ Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня,
Сказочные ситуации.+Работа в группах, каждой группе по 2 ситуации. Дается время по 1 мин, через это время дети зачитывают ситуацию и дают ответ
1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле ?
4)В этой сказке каждую ночь воровали пшеницу, а братья стерегли ее по очереди.
5)В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труд» и присвоило зарплату труженика.
6)В какой сказке Чуковского гнусное насекомое занимается шантажом, приказывая: «Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, я сегодня их за ужином скушаю»?
7)В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища?
8)Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?
9)Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
10)Буратино продал свою «Азбуку» и не воспользовался правом на…..
Пирамида правовой ответственности. На доске нарисована пирамида, подееленная на сектора о лет, 6 лет,14 лет, 16 лет, 18 лет. Приставить к этим секторам листы с правомочиями.
Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.
Имеет право на жизнь /с рождения/.
Имеет право иметь имущество, распоряжаться им /с рождения/.
Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.
Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.
Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.
Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.
Несет ответственность за проступки, связанные с нарушение общественного порядка /с 16 лет/.
Вправе посещать школу /с 6 лет/.
Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.
Несет имущественную ответственность, за нанесенный ущерб /с 14 лет/.
Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.
Заключение
Ведущий: Мы говорили о правах человека, но помимо прав у каждого у нас есть и обязанности.
• Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Подведение итогов. Награждение команды-победителя.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша викторина. Вы показали свои знания в области права. "Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
викторина по избирательному праву
Викторина для учащихся 9 класса по теме «Избирательное право. Избирательный процесс». Содержание игры позволяет проверить знания учащихся по теме «Избирательное право», закр...
Урок-викторина "Политика и право", 6 класс
Познавательная викторина по обществознанию для учеников 6 класса...
Викторина "Фразеологизмы в праве"
В данной викторине подобраны слова и фразеологизмы социально-правовой тематики. Я провожу эту викторину в рамках декадника социально-правовых дисциплин. Мы часто используем фразеологические оборо...
Викторина " В мире прав и обязанностей"
Тема: Права и обязанности учащихся. Цели: v формирование правового сознания учащихся посредством о...
Викторина "Знай свои права".
Занимательная игра для 5-7 классов по правам ребёнка....
Викторина на тему "Правила дорожного движения"
Классный час...
Викторина на тему: "Правила дорожного движения"
Викторина по Правилам дорожного движения подойдет, как для лагеря с дневным пребывания, так и для школьников, учащихся начальных классов....