Разработка урока "Гуманитарное право в условиях международных конфликтов"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Материал разработан для урока обществознания в 9, 11 классе, может быть использован для проведения внеклассного мероприятия. Урок направлен на отработку умений работать с документальными источниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_9_klasse_7_05.13_goda.docx | 35.31 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_7_maya.notebook | 216.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 9 классе
Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов.
Цели:
- привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов;
- способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству;
- помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права;
- продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной и учебной литературы, схем и таблиц.
Основные понятия: международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженные конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; лица, прекратившие принимать участие в военных действиях.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа. Ознакомление учащихся с целями изучения международного гуманитарного права. Ознакомление с планом изучения темы урока.
2. Изучение нового материала и продолжение работы над формированием учебных умений учащихся. Текущий контроль.
3. Обобщающий контроль.
4. Комментирование домашнего задания.
5. Рефлексия.
План изучения темы: Международное гуманитарное право
1. Жестокое лицо войны.
2. Сущность международного гуманитарного права.
3. Становление и источники международного гуманитарного права.
4. Основные положения международного гуманитарного права.
5. Дети и война.
6. Ответственность за нарушение международного гуманитарного права.
Вступительное слово учителя: Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков — вооруженных конфликтов. Путь к всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить всемерные усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.
- Жестокое лицо войны
Усилить эмоциональное восприятие материала поможет учителю следующий прием опережающего задания для детей, определить что такое война…
1 ученик: Война... Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих, Под бомбардировки и артобстрелы могут попасть и мирные жители. Война лишает их крова, тепла, воды, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за судьбу своих близких.
2 ученик: Обратите внимание на статистические данные: Учащиеся знакомятся со статистическими данными.
За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.
В наполеоновских войнах (1805— 1815 гг.) число убитых составило около миллиона человек.
Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.
Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. Военные действия развернулись на трех континентах, военно-морские операции велись на всех океанах, авиация наносила удары по глубоким тылам, В руины были превращены тысячи городов и сел. Количество погибших среди гражданского населения почти сравнялось с числом погибших в боях, достигнув катастрофической цифры — 28 миллионов человек, что свидетельствовало об особой жестокости войны.
В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать, проанализировав эти цифры?
Дети: необходимость уменьшить число жертв мирного населения и т.д….
1 ученик: Во все исторические эпохи предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооруженными конфликтами. Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны.
2 ученик: В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины XIX века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны.
Учитель: Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Отныне государства, присоединившиеся к конвенции, брали на себя обязательство относиться к раненым на поле боя с уважением и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника. Эта конвенция положила начало современному международному гуманитарному праву.
Для выяснения сущности международного гуманитарного права сначала познакомимся с определением стр. 193 учебника:
Международное гуманитарное право является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.
Оно предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.
Учитель: Подумайте, кого и что защищает международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта, какие ограничения оно налагает в отношении оружия и методов ведения войны.
Международное гуманитарное право
↓
защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных)
↓
предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу)
↓
защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (например, жилые дома, школы, места отправления культа)
↓
запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде
Вывод: международное гуманитарное право устанавливает определенные правила поведения сторон, участвующих в вооруженном конфликте, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны.
И еще одно важное замечание. Международное гуманитарное право и права человека тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, но все же они выступают как различные отрасли международного права. Давайте подумаем, в чем отличия между ними?
Дети: Права человека регулирует главным образом отношения между государством и его гражданами и применяется как в мирное время, так и в период вооруженного конфликта. Большинство же норм международного гуманитарного права применяется лишь в период вооруженного конфликта, так как они регулируют отношения между противоборствующими сторонами в конфликте.
Открывается слайд: Сравнение МГП и права человека:
Линии сравнения | Международное гуманитарное право | Право прав человека | |
сходство | Направлены на защиту личности | ||
отличия
| |||
1) содержание | Регулирует отношения между сторонами в вооруженном конфликте | Регулирует отношения между государством и его гражданами, иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на его территории | |
2) применение | Применяется только в период вооруженных конфликтов | Применяется в любое время, однако некоторые права человека могут быть приостановлены в чрезвычайных ситуациях, в том числе в период вооруженных конфликтов |
Работа с источниками:
В настоящее время нормы МГП отражены более чем в 80 международных соглашениях. Мы сегодня познакомимся с основными источниками международного гуманитарного права. Как называются эти документы,?
Дети: Это четыре Женевские конвенции.
Учитель: познакомьтесь с историей появления Женевской конвенции стр. 193-194.
Дети: в 1864 году – первая конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов.
1860 году – организация, впоследствии Международный комитет Красного Креста (ЗАДАЧА – ПОМОЩЬ раненым в условиях вооруженных конфликтов)
1899 и 1907 гг – Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны..
В 1949 г. – Женевские конвенции
Учитель: Что включают в себя данные документы?
Дети Эти документы включают положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооруженных конфликтов.
Учитель: Ознакомьтесь с текстами Конвенций у вас на партах и выделите, чьи и какие права в каждой конвенции защищаются?
Дети: Первая Женевская конвенция обеспечивает правовую защиту больных и раненых в действующих армиях; Вторая конвенция — раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Третья — военнопленных; Четвертая — гражданского населения во время войны. Принимая во внимание особенности вооруженных конфликтов, имевших место после 1949 г., содержание Женевских конвенций в 1977 г. было дополнено и расширено двумя Дополнительными протоколами.
Основные источники современного международного гуманитарного права | Категории лиц, которым предоставляется защита |
Женевские конвенции 1949 г.:
| |
Первая конвенция | Защита раненых и больных из состава сухопутных армий |
Вторая конвенция | Защита раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море |
Третья конвенция | Защита военнопленных |
Четвертая конвенция | Защита гражданского населения во время войны |
Дополнительные протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.:
| |
Дополнительный протокол I | Дополнительная защита жертв вооруженных конфликтов международного характера |
Дополнительный протокол II | Дополнительная защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера |
Учитель: Международное гуманитарное право предусматривает различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами. Как вы думаете, в чем разница между ними?
Дети: Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами.
Немеждународный вооруженный конфликт — это вооруженное противостояние в внутри государства между разными социальными группами. Пример: революции и Гражданская война в России.
Учитель: Государство обладает правом самостоятельно решать собственные внутренние проблемы (в том числе правом применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка, вводить режим чрезвычайного положения). Однако в своих действиях оно связано нормами международного гуманитарного права. Соблюдение гуманитарных правил в немеждународном конфликте обязательно не только для правительственных вооруженных сил, но и для вооруженных отрядов, противостоящих правительству.
Таким образом, как в случае международного вооруженного конфликта, так и в случае вооруженного конфликта немеждународного характера необходимо вести военные действия, строго соблюдая нормы международного гуманитарного права, руководствуясь принципами гуманности.
Заметим, что почти все страны мира являются участниками Женевских конвенций. СССР присоединился к Женевским конвенциям в 1954 г. и к Дополнительным протоколам в 1989 г. Россия стала правопреемницей СССР в отношении этих договоров. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 15 часть 4) нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы.
Основные нормы международного гуманитарного права
Вооруженный конфликт всегда делит людей на "своих" и "чужих". Однако следует помнить, что среди "чужих" есть те. кто воюет с оружием в руках, и те, кто по каким-либо причинам не участвует в военных действиях. А отсюда вытекает одно из главных правил — военные действия могут осуществляться только против сражающегося противника. С теми, кто прекратил воевать (например, ранеными, больными, военнопленными), и с теми, кто не участвует в военных действиях (например, гражданским населением), нужно обращаться гуманно.
Работа с источникам:
Учитель: В международном гуманитарном праве четко зафиксированы запрещенные действия в отношении жертв вооруженных конфликтов. Укажем некоторые из них.
Работа детей: Протокол № 1 часть 2
Запрещаются посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения. Эти действия рассматриваются как негуманные и недопустимы ни при каких обстоятельствах.
Учитель: Мы рассмотрели основные правила поведения сторон в вооруженном конфликте по отношению к жертвам войны. Теперь познакомимся с правилами, касающимися ограничений в выборе средств и методов ведения военных действий.
Отметим главное. Найдите в дополнительном протоколе часть 3 методы и средства ведения войны.
Дети: Запрещают прибегать к действиям, не обусловленным военной необходимостью. Они предписывают, что в каждом конкретном случае необходимо уравновешивать достижение военного преимущества и принципы гуманности. Они не разрешают допускать излишние людские потери, разрушения материальных ценностей, гибель окружающей среды, причинение людям чрезмерных страданий. В этой связи международное гуманитарное право ограничивает применение некоторых видов оружия. К запрещенным средствам относятся: пули, которые причиняют человеку чрезмерные страдания (например, пули со смещенным центром тяжести), а также оружие, причиняющее вред частицами, которые не могут быть обнаружены в человеческом теле при помощи рентгеновских лучей (например, пластиковые мины); яды, бактериологическое и токсинное оружие; оружие неизбирательного действия, которое поражает как солдат, так и гражданское население. К разряду "бесчеловечного" оружия можно отнести противопехотные мины.
Таким образом, в вооруженном конфликте победа над противником любой ценой недопустима. Участники военных действий обязаны следовать нормам международного гуманитарного права. Эти правила легко запомнить, а главное — понять, потому что они основаны на принципах человечности и здравого смысла.
Дети и война
Самыми беззащитными среди гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта являются дети. Вот почему ряд норм международного гуманитарного права направлен на обеспечение защиты детей в условиях вооруженного конфликта.
Международное гуманитарное право предоставляет детям в условиях международного вооруженного конфликта защиту двух видов — общую и особую. Что это значит?
Общая защита предполагает, что дети как часть гражданского населения имеют право на гуманное обращение.
Особая защита детей обуславливается тем, что в силу возраста они относятся к наиболее уязвимой категории гражданского населения. Поэтому в условиях вооруженного конфликта им дополнительно предоставляется ряд прав. Давайте рассмотрим Дополнительный протокол № 2 к Женевским конвенциям и выделим эти права.
Дети: В целях защиты от последствий военных действий дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны. Они имеют право на заботу, медицинскую и иную помощь (например, получение посылок с продуктами питания, одеждой, обувью). Детям до 15 лет, осиротевшим или разлученным со своими семьями, обеспечивается содержание, обучение и воспитание в духе тех культурных традиций, которые были в семье ребенка; при эвакуации фиксируется вся информация о ребенке, что должно облегчить восстановление связи ребенка с родственниками.
Таким образом, особая защита детей как части гражданского населения предполагает, что дети в условиях вооруженного конфликта пользуются особым уважением, стороны в конфликте обеспечивают им защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста.
Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
Мы выяснили, что международное гуманитарное право предписывает, что нужно и что нельзя делать в условиях вооруженного конфликта, то есть определяет нормы поведения участников военных действий.
Человек, нарушивший нормы права, несет ответственность. В международном гуманитарном праве личная уголовная ответственность предусматривается за особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, которые называются военными преступлениями. Укажем только некоторые из них: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, нанесение ущерба здоровью лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права (например, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения), принуждение их служить в вооруженных силах противника, взятие заложников, незаконное перемещение гражданских лиц, вероломное использование эмблемы красного креста и красного полумесяца (когда это явилось причиной смерти, серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью).
Совершивший военное преступление может быть судим непосредственно на основе международного права. Так, после второй мировой войны Нюрнбергский трибунал для суда и наказания главных военных преступников приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам заключения. В подавляющем большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства. Согласно четырем Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним 1977г. государства-участники этих договоров взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для .лиц, совершивших или приказавших совершить военные преступления.
Уголовный кодекс Российской Федерации включает статью 356 "Применение запрещенных средств и методов ведения войны", которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права.
Серьезные нарушения зафиксированные в международных договорах | Серьезные нарушения, зафиксированные в статье 356 Уголовного кодекса Российской Федерации |
Преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесения ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью | Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет |
Закрепление
– Имеет ли смысл пытаться установить правила ведения войны?
– Что за организации ООН? Что является главной задачей ООН?
(Поддержание и укрепление международной безопасности и мира, а также развитие мирного сотрудничества между государствами.)
– Запишите 10 самых важных слов по теме
ТЕСТ
Международное гуманитарное право
1. Международное гуманитарное право:
а) рассматривает правомерность применения вооруженной силы для разрешения международного конфликта;
б) защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны;
в) защищает граждан государства, подвергшегося нападению.
2. Для обозначения лиц, имеющих право принимать участие в военных действиях, в МГП применяется термин:
а) репатрианты;
б) беженцы;
в) комбатанты.
3. Стороны, участвующие в конфликте:
а) свободны в использовании всех средств и методов ведения боевых действий;
б) не должны применять средства, причиняющие обширный и долговременный ущерб окружающей среде;
в) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против определенного военного объекта и имеет неизбирательное действие.
4. Какие из следующих приказов соответствуют положениям международного гуманитарного права?
а) Использовать минометный огонь против снайпера, засевшего в одной из квартир многоэтажного дома;
б) вывести всех гражданских лиц из сектора действия батальона;
в) уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в плен.
5. Основные положения международного гуманитарного права содержатся:
а) в Женевских Конвенциях;
б) в Конституции РФ;
в) во Всеобщей декларации прав человека.
Заключительное слово: ...Непросто следовать принципам международного гуманитарного права. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни, помнить, что в условиях вооруженного конфликта безоружному человеку предоставляется определенный минимум гуманитарных прав. Понимание того, что соблюдение норм международного гуманитарного права, само их существование необходимы, приходит тогда, когда человек осознает, что любой может оказаться во власти противника. В этой ситуации каждый предпочтет правовую защиту беззаконию и произволу.
Стал историей XX век. Каким будет XXI век? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила эффективного поведения в конфликте.Консультация специалиста
Правила эффективного поведения в конфликте...
Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"
Данный семинар направлен на то, чтобы каждый классный руководитель имел представление о конфликтах, а главное о способах его упреждения. Своевременные профилактические меры должны положительно влиять ...
Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"
Данный семинар напрвлен на то, чтобы познакомить классных руководителей с основными теоретическими понятиями по теории конфликтаи ознакомить со способами упреждения конфликтов. Своев...
Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"
Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не д...
«Декларация прав человека. Жизнь без конфликтов и войн» -9класс
Цели урока: научить учащихся слушать, читать, писать и говорить о политических организациях, правах человека, предотвращении конфликтов и войн....
Методическая разработка урока обществознания по теме Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста )
Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен этот день был Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, одним из инициаторов принятия это...
Право п.29. Международная защита прав человека
Международные договоры о правах человека. Нарушения и защита прав....