Государственная символика
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс) на тему

Сумарокова Светлана павловна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennaya_simvolika.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории

 «Государственные символы»

Цель

Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

Задачи

Образовательные:

  • рассмотреть историю возникновения государственных символов России: герба, флага и гимна;
  • Расширить знания учащихся о государственной символике: герб, флаг и гимн.
  • Показать учащимся значение символов Российского государства как атрибутов государственной власти и суверенитета.
  • создать представление о понятиях гимн, герб, флаг;
  • объяснить назначение государственных символов;
  • объяснить смысл герба, флага и гимна России;

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса к истории России, уважение к законам своей страны;
  • способствовать развитию у школьников умений:

- работать с текстом и находить необходимые сведения

- анализировать делать выводы

- навыков проектной деятельности

Воспитывающие:

  • Способствовать популяризации государственных символов
  • воспитание уважительного отношения к государственным символам: герб,  флаг и гимн;
  • воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну;
  • научить быстро и чётко организовывать свой учебный труд
  • воспитывать культуру оформления своей работы

План урока

1.   Организация начала урока

2.   Подготовка к усвоению  материала

3.   Изучение нового материала

1)   Символы государства

2)   Российский герб

3)   Государственный флаг

4)   Гимн России

5)   Символы нашего края

4. Закрепление изученного и задание на дом

Рефлексия

Основные понятия

Символы, герб, флаг (знамя), гимн

Оборудование урока

Презентация (simvol\simvol.ppt), текст гимна,

дидактические материалы «Историческая справка» (document.doc), иллюстративный материал,  рабочая карта занятия (karta_uroka.doc), документы.

Применяемые методы

Тип урока                  

Мозговой штурм,  элементы игры.

Урок изучения нового материала

Урок-практикум

Д/З

Выполнить задания в рабочей карточке

Ход урока

№ п/п

Основное содержание урока

Деятельность учителя

Деятель-ность учащ-ся

1

Организация начала урока

Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть.

На партах – дневник, тетрадь, школьные принадлежности

2

Подготовка к усвоению нового материала

Мозговой штурм

Наш урок посвящён очень важной и  интересной теме.

Давайте посмотрим слайд и подумаем, о чём мы с вами будем сегодня говорить.

Правильно ребята тема урока «Государственные символы». Положите перед собой рабочие листы, которые лежат у вас на партах и запишите тему.

Как вы считаете, что такое символы?

А в словаре дано такое определение.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Но исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа.

Назовите их пожалуйста

Государственный  Флаг, Государственный герб и Государственный Гимн.

Как вы думаете,  для чего нам нужно знать о государственных символах?

Итак, для того чтобы

  • расширить знания о государственных символах: гербе, флаге и гимне.
  • Уяснить их значение

А помогут нам в этом документы, которые лежат у вас на столах и памятки, напоминающие вам как работать с документами.

А результаты своей работы мы будем заносить в рабочий лист урока.

Ответы учащихся

Записывают тему урока

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Государственный  Флаг, Государственный герб и Государственный Гимн.

3    Усвоение новых знаний

1)

Символы государства

    Как и все государства  в мире Россия имеет свои государственные символы.

Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие – будь то международный форум, спортивное состязание или военный парад.

   В символах России переплелись традиции прошлого, веяния настоящего и надежды будущего.

   Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В России это Президент.

   ?  А кто у нас Президент?

     К государственным символам всех стран надо относиться с уважением, чтить их. Посягательства на герб и флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, её населению.

    Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

   А теперь давайте познакомимся с государственными символами современной России, узнаем историю их возникновения,  и что они обозначают.

Сегодня вы будите выступать в роли исследователей.

Но перед тем как, вы приступите к работе, давайте возьмёмся за руки и все вместе скажем: «У нас всё будет хорошо и всё у нас получится».

Помните, мы не боимся с вами ошибаться, потому что мы учимся.

Ответы учащихся

(В.В. Путин)

Учащиеся работают  с историческими справками.

Отвечают на поставленные вопросы.

Время работы с каждым документом – 3 минуты.

По итогам ответов учащихся оформляется проект

 «Уголок государственной символики».

2)

Российский герб

Загадка первая.

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны он главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй.

Герб России

(историческая справка)

Герб – это отличительный знак (символ, эмблема). Герб – это изображение, которое отражает внутреннее устройство государства, его могущество.

Есть специальная наука о правилах составления гербов и истории их возникновения и развития. Эта наука называется геральдикой.

До начала 16 века  Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе идти не могло. Герб появился при  правителе Иване III (1462-15005).

Государственный герб России представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. На груди орла в красном щите –  всадник  на серебряном коне, поражающий  копьём черного, опрокинутого конём дракона. Изображение орла пришло  к нам  из Византии.

Государственный герб России помещается на документах, на печатях, на законах и указах, на фасаде правительственных зданий, на пограничных знаках,  и пунктах пропуска через Государственную границу России, боевых знаменах воинских частей, военных кораблях, денежных знаках, на наградах.

Государственный герб  является символом единства народов России, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Россия. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Внимательно прочтите историческую справку и ответьте на вопросы

  1. Что такое герб?

Возьмите пожайлуста определение государственного герба и приклейте на рабочий лист.

  1. Какая наука изучает гербы?
  2. При каком правителе появился первый герб?
  3. Откуда к нам пришло изображение двуглавого орала?
  4. Опишите, как выглядит герб России?

Возьмите пожайлуста изображение государственного герба и приклейте на рабочий лист.

  1. Где может помещаться герб России?
  2. Что символизирует изображение на гербе?

Ответ учащихся

герб

3)

Государственный флаг

Загадка вторая

Гордо рею я на мачте корабля,

И в бою солдаты берегут меня,

Я России часть и знак - …

Флаг России

(историческая справка)

Флаг – государственный официальный отличительный знак государства, представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище с гербом или иной эмблемой.

Прежде чем стать государственным символом, флаг (знамя) играл роль символа защиты воинов, шедших в сражение.

В нашем государстве есть несколько официальных российских знамён.

Андреевский флаг и Знамя Победы.

При Петре I появляется Андреевский флаг (косой голубой крест на белом полотнище). По преданию, на кресте именно такой формы был распят апостол Андрей, которого Петр считал покровителем Российского государства. Это флаг военно-морского флота России.

В 1996 году  появилось еще одно официальное знамя – Знамя Победы.  Знамя Победы – красное знамя – символ победы России над фашистской Германией.

Над Большим Кремлёвским дворцом, в котором находится государственная резиденция (место пребывания) главы государства – Президента России всегда, ночью и днём, в хорошую погоду и в ненастье, гордо развивается бело-сине-красное полотнище. Все полосы флага одинаковой величины.

Государственный флаг поднимается на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждениях, на военных кораблях и судах, в рабочем кабинете президента …

Он подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства.

Он был утверждено 22 августа 1991 года. Стало доброй традицией торжественно отмечать 22 августа День Государственного флага Российской Федерации.

Цвета государственного никогда не выбираются просто так. Современное звучание цветов флага России таково:

Красный – слава, благосостояние, обновление.

Синий – надежда, согласие, мир.

Белый – вера, чистота помыслов.

Внимательно прочтите историческую справку и ответьте на вопросы

  1. Что такое флаг?

Возьмите пожайлуста определение государственного флага и приклейте на рабочий лист.

  1. Перечислите официальные российские знамена и опишите их?
  2. При каком правителе появился Андреевский флаг? И почему он так назван?
  3. Где мы можем увидеть бело-сине-красный флаг?
  4. Когда день Российского флага?
  5. Что обозначают цвета флага?

Возьмите пожайлуста изображение государственного флага и приклейте на рабочий лист.

Ответ учащихся

Красно-сине-белый  флаг

4)

Государственный гимн

Загадка третья

Он звучит торжественно,

Все встают приветственно –

Песню главную страны

Уважать мы все должны.

Гимн России

(Историческая справка)

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Под широкую и величественную мелодию нашего гимна, его понятные и легко запоминаемые слова мы представляем себе нашу Родину. Перед глазами возникают её бескрайние поля, густые леса, реки, озёра, города и деревни.

Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг.

Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Весь мир должен уважать  символы нашего государства. Этому соответствует мелодия нашего гимна.

Музыка – Александра Васильевича Александрова

Слова  - Сергея Владимировича Михалкова.

Ежедневно – перед началом и по окончанию вещания, а при круглосуточном вещании – в 6 часов и в 24 часа по местному времени. В новогоднюю ночь – после трансляции боя часов на Спасской башне Московского кремля в 24 часа по местному времени.

Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.

Принят указом президента России  декабре 2000 года.

Впервые был исполнен в новогоднюю ночь с 31 декабря 2000 года на 1 января 2001 года.

Внимательно прочтите историческую справку и ответьте на вопросы

  1. Что такое гимн?

Возьмите пожайлуста определение государственного гимна и приклейте на рабочий лист.

  1. Кто автор слов и музыки гимна?
  2. Что прославляет гимн России?
  3. Когда гимн был принят?
  4. Когда впервые был исполнен?
  5. Когда мы можем по телевизору услышать гимн?
  6. Как нужно слушать гимн?

Возьмите пожайлуста памятку как нужно слушать  государственного гимн и приклейте на рабочий лист.

Прослушивание гимна России

Спасибо ребята вы все молодцы.

Ответ учащихся

гимн

5)

Символы нашего края

Закрепление

изученного

задание на дом

Вот такая символика нашего государства. Не только государства имеют символы. Каждый город на территории России имеет свой герб. Наш город не исключение.

Силу знаний показали.

Пусть немножечко устали

Продолжаем наш урок

Символы края – следующий шажок.

О том, как выглядят символы нашего города и Нижегородской области нам расскажет, 4 документ. Приступаем к его изучению.

Флаг Нижегородской области.

Внимательно прочтите историческую справку и ответьте на вопросы

  1. Опишите, как выглядит флаг Нижегородской области.
  2. Когда он был принят?
  3. Опишите, как выглядит герб Нижегородской области?
  4. Кто автор герба Нижегородской области и когда он был принят ?
  5. Опишите, как выглядит герб Нижнего Новгорода?
  6. Кто автор герба Нижнего Новгорода и  когда он был принят?
  7. Что символизируют изображённые на гербе Нижегородской области фигуры?

Скажите ребята, какой символ отсутствует у нашего города, области?

Творческое задание

Если бы вам поручили сочинить текст гимна вашего города, какие слова вы бы использовали  и почему?

Я предлагаю вам используя эти и другие слова сочинить куплет будущего гимна  города. Пусть это станет вашим подарком ко дню рождения нашего города, который мы будем праздновать когда?

Д/З -  поработать с карточкой.

Ребята я приготовила вам интересное д/з. Это рабочая карточка по теме государственная символика. На ней размещены - 12 заданий. Дома вы выполните те, которые вам покажутся наиболее интересными.

Таким образом, поработав с документами и выполняя различные задания, мы  

  • Узнали много нового о государственных символах: гербе, флаге и гимне.
  • Уяснили значение символов Российского государства.
  • Заполнили рабочие листы государственные символы.

Думаю, урок был для вас познавательным и интересным.

А как думаете вы?

На слайде вы видите фразы, которые помогут вам высказать впечатления об уроке.

Урок мне понравился, потому что…

Мне показалось важным…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я узнал, что…

Я был бы рад, если…

Я буду вспоминать…

Я хотел бы Вам сказать…

Самым интересным на уроке было…

Я злился, потому что…

Я радовался, потому что…

Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать, что мне понравилось, как вы сегодня работали, я почувствовала, что вам было сегодня интересно, и вы много нового узнали,  я была бы рада, если бы мы с вами увиделись вновь, я буду вас всех вспоминать. Спасибо ребята.

Ответы учащихся

гимн

ответы учащихся

ответы учащихся

4 октября


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Государственная символика России"

Цели: изучение истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории; воспитание патриотизма и гражданственности у...

Использование государственной символики при изучении координатной плоскости

 6 КЛАССТема урока: «Решение задач на пропорции».Цели урока: 1.Закрепление практических навыков решения  задач с помощью                           пропорций.                       2.Развитие познавате...

Проект на тему: "Ознакомление младших школьников с государственной символикой России и Чувашии"

Целью данного проекта является рассмотрение и систематизирование методических приемов по ознакомлению младших школьников с государственными символами РФ и ЧР, способствующие формированию умения осозна...

Презентация "Государственная символика России"

Государственная символика России с древнейших времен по современность...

Викторина "Государственная символика"

Наши дедушки, прадедушки и бабушки, прабабушки – это хранители нашего великого прошлого, прошлого нашего героического народа. Наши родители, старшие братья и сестры – это настоящее нашей страны, наше ...

Игра – викторина для учащихся средних классов, посвященная государственной символике страны

Игра – викторина  для учащихся средних классов,посвященная государственной символике страны «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ С НАС» Составитель:  Славгородская Людмила Валентиновна, учител...