Участие гражданина в политической жизни
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Литус Марина Сергеевна

Повторительно-обобщительный урок(отработка выполнения заданий повышенного уровня сложности в формате ЕГЭ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchastie_grazhdanina_v_politicheskoy_zhizni.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: УЧАСТИЕ ГРАЖДАНИНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Цель: формирование представления учащихся о  политических демократических ценностях: демократическом  политическом  процессе, демократической  политической  культур,.

развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, воспитание уважения к мнению другого человека, способности к взаимодействию, расширение   политического  кругозора, умения ориентироваться в политической ситуации современной России

Форма урока: Повторительно-обобщительный урок (отработка выполнения заданий  по типу ЕГЭ повышенного уровня сложности)

Оборудование: презентация, раздаточный дидактический материал

Ход урока.

I. Орг.момент (2 мин.)

II. Постановка цели урока.

Каждый урок обществознания приближает нас к успешной сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

Учитель: Мы продолжаем разговор по теме «Политическая сфера» .

Задача нашего занятия: углубить, обобщить и систематизировать полученные знания, способствовать формированию умения применять их в нестандартных ситуациях и  на ЕГЭ.

III.Разминка по типу ЕГЭ (5 мин.)

  • С8. Составить план ответа на вопрос «Избирательный процесс в РФ»  , Многопартийность и партийные системы.

Учитель: Пока ребята выполняют задание у доски. Мы решаем задание С5.

?Что собой представляет задание С5 на ЕГЭ?(Дать определение понятию и составить два предложения, содержащих информацию об этом понятии. сколько нужно составить всего предложений?)

  • С5 (карточки-задания) Какое смысл обществоведы вкладывают в понятие …Составьте два предложения с данным понятием (5 мин.)

Избирательное право, избирательный процесс, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, референдум, выборы, парламент, президент. политический абсентеизм  

Учитель: В качестве эксперта по проверке задания С 8 выступит …  (ФИ уч-ся) (2 мин)

(презентация Слайд№2)

Учитель: Одним из заданий части с является задание-задача. Оно у нас под номером 7.

Итак выполняем задание С7.Для того, чтобы мы могли выполнить как можно больше заданий разделимся на группы по цветовой гамме.

(предлагаю цветные квадратики)

Разделить уч-ся на группы по цветовой гамме

  • С 7(задача) (работа в группах   2 мин.)

 Задание 1 группы Слайд 3

Австралия. Выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победителем считается кандидат, набравший 50%+1 голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните. (мажоритарная система абсолютного большинства) ( 1 мин.)

Задание 2 группы Слайд 4

В  стране  Z  государственные  лидеры  меняются  периодически  по  итогам

свободных  выборов;  их  власть  конституционно  ограничена.  Государство включает  в  себя  5  уездов,  обладающих  некоторой  политической  самостоятельностью. В стране Z реализуются принципы гражданского общества

политической  конкуренции,  права  и  свободы  личности  провозглашен

высшей ценностью государства.

На  основе  приведённых  фактов  определите  каждую  из  трёх  составляющих

формы государства Z (Вспомните, что включает форма государства? Затем обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства Z). ( 2 мин.)

Ответ

В  правильном  ответе  должны  быть  правильно  названы  и конкретизированы следующие элементы:

1) форма правления – республика;

2)  форма  государственного  устройства  –  федерация  (федеративное государство);

3) политический режим – демократический

Задание3 группы( 2 мин.) Слайд 5

В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, в третья – 10 %. К какому типу относится избирательная система данной страны. Ответ поясните. Сколько мест получит каждая партия в парламенте, если в его составе 120 чел.

Задание 4 группы Слайд 6

  Известно, что многие демократические страны столкнулись  с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины( 3 мин.)

Учитель: ??? Какая избирательная система действует в РФ? Объясните ее суть. Слайд7  (3 мин)

 Учитель.  Не за горами ваше совершеннолетие и ваша полная дееспособность, а значит и право выбирать  и быть избранным в органы законодательной власти РФ.

????Напомните кто имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти…..

Учитель: Сегодня на уроке мы смоделируем ситуации, с которыми реально или гипотетически может встретиться избиратель. Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знания в вопросах избирательного права. Вы можете принимать коллективное решение.

Разыгрывание ситуаций

Ситуация № 1. ( 2 мин.) Слайд 8

Председатель участковой избирательной комиссии:

- Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.

 Ситуация № 2. ( 2 мин.) Слайд 9

Из разговора с членом избирательной комиссии:

- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ:

Ситуация № 1.

непредъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.

массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.

Ситуация № 2.

голосование за родственников.

устранение наблюдателей при подсчете голосов.

Учитель: Политическая жизнь страны динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Взаимодействие субъектов политики порождает в обществе политический процесс.  

???Напомните, каким бывает политическое участие?

Политическое участие – это действия граждан с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Учитель: ???Каким бывает политическое участие? ( 2 мин.)

Ответы уч-ся

Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым)

???Приведите примеры политического участия граждан

Опосредованное участие осуществляется  через избранных представителей.

Непосредственное

- участие в деятельности политических партий

- обращение и письма, встречи с политическими деятелями

- участие в митингах

 - участие в выборах.

Учитель: Участие в выборах – дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым эмоциям и впечатлениям, так как велика опасность попасть под влияние популизма.

????Что такое популизм? На этот вопрос вам поможет ответить работа с документом Малъко А.В. Популизм - тормоз демократии.

????Ребята какое задание на ЕГЭ представляет работу с документом?(С1-С4)

Откройте тетради выполните задание С1-С3 в тетради

С1-С4.Работа с документом (5 мин.)

Сущность популизма

"Популюс" в переводе с латинского - народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в русском языке слова "популярность", "популярный". Однако при всем созвучии популярность не тождественна популизму.

Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определенных политических целей. Популизм, отмечается в политологическом словаре, - это деятельность, имеющая це лью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике - деятель, заигрывающий с массами. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложившихся под влиянием тех или иных обстоятельств...

Безнравственность популизма заключается в том, что он манипулирует доверием людей, деформирует его. В истории человечества необходимость объединения усилий, в том числе и в осуществлении конкретного политического курса, всегда вызывала потребность во взаимных обязательствах (политиков, правителей, с одной стороны, и народа - с другой) и, следовательно, в их взаимном доверии...

Популизм, устанавливая зачастую не без лицемерия заведомо фиктивные взаимные обязательства (своего рода сделку, совершенную под влиянием обмана), разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности. В этом заключается главный социальный вред популизма...

Малъко А.В. Популизм - тормоз демократии.

С1. Что такое популизм и в чем его сущность? –

С2. Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-популист и популярный человек? Ответ поясните.

С3. В чем безнравственность и в чем социальный вред популизма?

Словосочетания человек-популист и популярный      человек не совпадают по смыслу

Популист - деятель, заигрывающий с массами, а популярный человек - тот, кто пользуется широкой  известностью

Домашнее задание:  Прошу Вас повторить §20-24 и выполнить задание С9 -написать эссе на тему «Человек по природе своей есть существо политическое Аристотель древнегреческий учёный»(384-322 до н.э.)

Учитель:  Давайте вспомним алгоритм написания эссе по обществознанию (2-3 мин)

Учитель: Закончить наш сегодняшний разговор я хочу притчей

В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»

Учитель:  Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до ЕГЭ, когда вы сможете продемонстрировать свои знания, умения и навыки . Пришло время серьёзно определить для себя кем я хочу быть в этой жизни, настало время выбора, от этого решения зависит ваше будущее . Все в Ваших руках.

Использованная литература:

Л.Н. Боголюбов  Учебник Обществознание 10 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Участие граждан в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Участие граждан в политической жизни общества". УМК Боголюбова...

Открытый урок «Участие граждан в политической жизни. О принципах демократии и выборного процесса в РФ»

Данный урок был проведен в рамках конкурса, проводимого на территории нашего города. ...

Тест 9 класс. Участие граждан в политической жизни

Участие граждан в политической жизни. Тест 9 класс....

Презентация "Участие гражданина в политической жизни"

Презентация составлена к уроку по обществознанию раздел "Политика" на тему "Участие граждан в политической жизни"...

презентация по обществознанию по теме "Участие гражданина в политической жизни" 10 кл

презентация по обществознанию по теме "Участие гражданина в политической жизни" 10 кл...

Презентация. Участие гражданина в политической жизни. 10 класс. Базовый уровень.

Презентация. Участие гражданина в политической жизни. 10 класс. Базовый уровень....

Урок по обществознанию "Участие гражданина в политической жизни"

Урок по обществознанию "Участие гражданина в политической жизни"...