Участие гражданина в политической жизни
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме
Повторительно-обобщительный урок(отработка выполнения заданий повышенного уровня сложности в формате ЕГЭ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchastie_grazhdanina_v_politicheskoy_zhizni.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: УЧАСТИЕ ГРАЖДАНИНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Цель: формирование представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культур,.
развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, воспитание уважения к мнению другого человека, способности к взаимодействию, расширение политического кругозора, умения ориентироваться в политической ситуации современной России
Форма урока: Повторительно-обобщительный урок (отработка выполнения заданий по типу ЕГЭ повышенного уровня сложности)
Оборудование: презентация, раздаточный дидактический материал
Ход урока.
I. Орг.момент (2 мин.)
II. Постановка цели урока.
Каждый урок обществознания приближает нас к успешной сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Учитель: Мы продолжаем разговор по теме «Политическая сфера» .
Задача нашего занятия: углубить, обобщить и систематизировать полученные знания, способствовать формированию умения применять их в нестандартных ситуациях и на ЕГЭ.
III.Разминка по типу ЕГЭ (5 мин.)
- С8. Составить план ответа на вопрос «Избирательный процесс в РФ» , Многопартийность и партийные системы.
Учитель: Пока ребята выполняют задание у доски. Мы решаем задание С5.
?Что собой представляет задание С5 на ЕГЭ?(Дать определение понятию и составить два предложения, содержащих информацию об этом понятии. сколько нужно составить всего предложений?)
- С5 (карточки-задания) Какое смысл обществоведы вкладывают в понятие …Составьте два предложения с данным понятием (5 мин.)
Избирательное право, избирательный процесс, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, референдум, выборы, парламент, президент. политический абсентеизм
Учитель: В качестве эксперта по проверке задания С 8 выступит … (ФИ уч-ся) (2 мин)
(презентация Слайд№2)
Учитель: Одним из заданий части с является задание-задача. Оно у нас под номером 7.
Итак выполняем задание С7.Для того, чтобы мы могли выполнить как можно больше заданий разделимся на группы по цветовой гамме.
(предлагаю цветные квадратики)
Разделить уч-ся на группы по цветовой гамме
- С 7(задача) (работа в группах 2 мин.)
Задание 1 группы Слайд 3
Австралия. Выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победителем считается кандидат, набравший 50%+1 голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните. (мажоритарная система абсолютного большинства) ( 1 мин.)
Задание 2 группы Слайд 4
В стране Z государственные лидеры меняются периодически по итогам
свободных выборов; их власть конституционно ограничена. Государство включает в себя 5 уездов, обладающих некоторой политической самостоятельностью. В стране Z реализуются принципы гражданского общества
политической конкуренции, права и свободы личности провозглашен
высшей ценностью государства.
На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих
формы государства Z (Вспомните, что включает форма государства? Затем обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства Z). ( 2 мин.)
Ответ
В правильном ответе должны быть правильно названы и конкретизированы следующие элементы:
1) форма правления – республика;
2) форма государственного устройства – федерация (федеративное государство);
3) политический режим – демократический
Задание3 группы( 2 мин.) Слайд 5
В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, в третья – 10 %. К какому типу относится избирательная система данной страны. Ответ поясните. Сколько мест получит каждая партия в парламенте, если в его составе 120 чел.
Задание 4 группы Слайд 6
Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины( 3 мин.)
Учитель: ??? Какая избирательная система действует в РФ? Объясните ее суть. Слайд7 (3 мин)
Учитель. Не за горами ваше совершеннолетие и ваша полная дееспособность, а значит и право выбирать и быть избранным в органы законодательной власти РФ.
????Напомните кто имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти…..
Учитель: Сегодня на уроке мы смоделируем ситуации, с которыми реально или гипотетически может встретиться избиратель. Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знания в вопросах избирательного права. Вы можете принимать коллективное решение.
Разыгрывание ситуаций
Ситуация № 1. ( 2 мин.) Слайд 8
Председатель участковой избирательной комиссии:
- Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.
Ситуация № 2. ( 2 мин.) Слайд 9
Из разговора с членом избирательной комиссии:
- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ:
Ситуация № 1.
непредъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.
массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.
Ситуация № 2.
голосование за родственников.
устранение наблюдателей при подсчете голосов.
Учитель: Политическая жизнь страны динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Взаимодействие субъектов политики порождает в обществе политический процесс.
???Напомните, каким бывает политическое участие?
Политическое участие – это действия граждан с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Учитель: ???Каким бывает политическое участие? ( 2 мин.)
Ответы уч-ся
Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым)
???Приведите примеры политического участия граждан
Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей.
Непосредственное
- участие в деятельности политических партий
- обращение и письма, встречи с политическими деятелями
- участие в митингах
- участие в выборах.
Учитель: Участие в выборах – дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым эмоциям и впечатлениям, так как велика опасность попасть под влияние популизма.
????Что такое популизм? На этот вопрос вам поможет ответить работа с документом Малъко А.В. Популизм - тормоз демократии.
????Ребята какое задание на ЕГЭ представляет работу с документом?(С1-С4)
Откройте тетради выполните задание С1-С3 в тетради
С1-С4.Работа с документом (5 мин.)
Сущность популизма
"Популюс" в переводе с латинского - народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в русском языке слова "популярность", "популярный". Однако при всем созвучии популярность не тождественна популизму.
Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определенных политических целей. Популизм, отмечается в политологическом словаре, - это деятельность, имеющая це лью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике - деятель, заигрывающий с массами. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложившихся под влиянием тех или иных обстоятельств...
Безнравственность популизма заключается в том, что он манипулирует доверием людей, деформирует его. В истории человечества необходимость объединения усилий, в том числе и в осуществлении конкретного политического курса, всегда вызывала потребность во взаимных обязательствах (политиков, правителей, с одной стороны, и народа - с другой) и, следовательно, в их взаимном доверии...
Популизм, устанавливая зачастую не без лицемерия заведомо фиктивные взаимные обязательства (своего рода сделку, совершенную под влиянием обмана), разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности. В этом заключается главный социальный вред популизма...
Малъко А.В. Популизм - тормоз демократии.
С1. Что такое популизм и в чем его сущность? –
С2. Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-популист и популярный человек? Ответ поясните.
С3. В чем безнравственность и в чем социальный вред популизма?
Словосочетания человек-популист и популярный человек не совпадают по смыслу
Популист - деятель, заигрывающий с массами, а популярный человек - тот, кто пользуется широкой известностью
Домашнее задание: Прошу Вас повторить §20-24 и выполнить задание С9 -написать эссе на тему «Человек по природе своей есть существо политическое Аристотель древнегреческий учёный»(384-322 до н.э.)
Учитель: Давайте вспомним алгоритм написания эссе по обществознанию (2-3 мин)
Учитель: Закончить наш сегодняшний разговор я хочу притчей
В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»
Учитель: Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до ЕГЭ, когда вы сможете продемонстрировать свои знания, умения и навыки . Пришло время серьёзно определить для себя кем я хочу быть в этой жизни, настало время выбора, от этого решения зависит ваше будущее . Все в Ваших руках.
Использованная литература:
Л.Н. Боголюбов Учебник Обществознание 10 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Участие граждан в политической жизни"
Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Участие граждан в политической жизни общества". УМК Боголюбова...
Открытый урок «Участие граждан в политической жизни. О принципах демократии и выборного процесса в РФ»
Данный урок был проведен в рамках конкурса, проводимого на территории нашего города. ...
Тест 9 класс. Участие граждан в политической жизни
Участие граждан в политической жизни. Тест 9 класс....
Презентация "Участие гражданина в политической жизни"
Презентация составлена к уроку по обществознанию раздел "Политика" на тему "Участие граждан в политической жизни"...
презентация по обществознанию по теме "Участие гражданина в политической жизни" 10 кл
презентация по обществознанию по теме "Участие гражданина в политической жизни" 10 кл...
Презентация. Участие гражданина в политической жизни. 10 класс. Базовый уровень.
Презентация. Участие гражданина в политической жизни. 10 класс. Базовый уровень....
Урок по обществознанию "Участие гражданина в политической жизни"
Урок по обществознанию "Участие гражданина в политической жизни"...