Программа курса дополнительного образования по обществознанию "Что надо знать о политике"
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Прграмма включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание и список литературы. Может быть использована в 9-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nado_znat_o_politike.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Образовательная программа

школы 2 и 3 ступени

                                                                        Рабочая программа

по дополнительному образованию

«Что надо знать о политике».

Программа рассчитана на учащихся 10 классов 2 часа в неделю;

                                                                    11 классов 2 часа в неделю

Автор программы – учитель истории и обществознания Овчинникова МВ.

                                             Пояснительная записка

Понятие «политика» прочно вошло в нашу повседневную жизнь, стало привычным. Но далеко не всегда мы задумываемся о том, что же оно означает. Более того, коварство привычных слов в том и состоит, что, став общеизвестными, они не становятся более понятными. Всё это подтверждает значимость изучения политической сферы общества, а так же поведения человека в политике. Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося в области политических знаний, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс  образования.

Направленность программы: актуализировать систему знаний о видах политической деятельности людей, о политической сфере общества, правовом   регулировании   общественных  отношений,   необходимых  для   взаимодействия   с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения  социально-экономических  и  гуманитарных дисциплин  в  учреждениях системы  среднего  и высшего профессионального образования.  Программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности.

Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание у школьников положительного отношения к политике, адаптации личности к жизни в обществе, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании курса рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых школьных предметов (история, обществознание, право, литература) и более широкого спектра тем, сфер и ситуаций общения, отвечающим опыту, интересам, психологической особенности учащихся. Стержнем курса является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. При максимальном расширении содержания и форм практической деятельности детей, создаются условия для самостоятельной продуктивной работы, в которой проявляются творческие способности ребенка. У учащихся формируются умения конструктивной дискуссии, публичного выступления.

В данной программе сочетаются:

– свобода выбора ребенком направлений, видов и форм деятельности в условиях единого образовательного пространства;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, способствующих развитию творческих способностей детей;

– содержательное и организационное разнообразие мероприятий, ориентированных на представление возможностей каждого ребенка;

– педагогическая поддержка детей, проявляющих высокий уровень творческих способностей.

Программа составлена на основе прогнозирования конечных результатов деятельности педагогов и учащихся: развитие способностей учащихся, улучшение показателей социальной адаптации выпускников (готовность и успешное обучение в вузах, конкурентоспособность на рынке труда), наличие презентабельных результатов деятельности обучающихся (участие и положительные результаты в городских олимпиадах, научно-исследовательских работах, международных проектах).

В практической работе дети опираются на общечеловеческие нравственные ценности, в контексте традиций европейской цивилизации и культуры гражданского общества применительно к условиям становления демократии в современной России.

Программа рассчитана на один год. Для лучшего освоения содержания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. Особое внимание уделяется выполнению коллективных и индивидуальных  проектов.  Общим итогом занятий является написание эссе, презентация своих докладов, творческих и научно-исследовательских работ.

Цель образовательного процесса: формировать основы для свободной ориентации ребёнка в мире политики, воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и этническом плане.

Задачи курса дополнительного образования:- обучающие: овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе политическую и правовую)  информацию,  анализировать, систематизировать полученные данные;  освоение способов познавательной,   коммуникативной,   практической  деятельности,   необходимых  для  участия   в  жизни гражданского общества и государства;  формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;- воспитательные: содействие формированию мировоззрения, эстетических и нравственных принципов;  воспитанию политической культуры школьников, их способности самостоятельно разбираться в политических проблемах современной России;- развивающие: формирование навыков коммуникации;  развитие способности к самостоятельному решению творческих задач;
На протяжении всего курса обучения используются следующие педагогические принципы обучения для успешной реализации программы:

  1. принцип речемыслительной активности;
  2. принцип индивидуализации;
  3. принцип ситуативности;
  4. принцип новизны;
  5. принцип доступности

Данная программа рассчитана для детей и подростков в возрасте от 14 до16 лет; вид групп – профильные; состав – постоянный;  набор обучающихся – свободный.

Общее количество часов в год -68 часов. (2 часа в неделю).

Основные формы проведения занятий курса – лекция и  практикум.

Приёмы организации деятельности интерактивные -  лекция, дискуссия, мини-сочинение; активные -  семинар,  практическая работа. Возможны следующие виды деятельности учащихся: анализ источников, написание эссе.

Предполагаемые результаты: предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся  в приобретении новых знаний в области политологии, опыта познавательной и практической деятельности. 

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

●  определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

●  использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

●  исследование реальных связей и зависимостей;

●  умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);

●  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

●  поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

●  отделение основной информации  от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

●  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

●  перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

●  выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

●  уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

●  владение навыками редактирования текста;

●  самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

●  участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

●  формулирование полученных результатов;

● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

●  пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

●  владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута); аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных политических проблемах. В качестве процедур оценивания деятельности учащихся  используются: написание творческих работ, мини-эссе, мини-проектов и итоговое тестирование.    

                           

                          Учебно-тематический план.    

Продолжительность

занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

2 раза

2 часа

68 часов

                                                                                                                           

Название разделов и тем

Количество

учебных

часов

теоретических

практических

1

Что такое политика

6

3

3

1.1

Сколько «лиц» у политики?

1

1.2

Политика как искусство

1

1.3

Политика и общество

1

1.4

Политика и общество

1

1.5

Персонажи политики

1

1.6

Персонажи политики

1

2

Политическая власть

6

3

3

2.1

Политические интересы

1

2.2

Политические интересы

1

2.3

Что такое власть

1

2.4

Что такое власть

1

2.5

Политическая власть

1

2.6

Сильная власть и кризис власти

1

3

Социальные носители власти.

7

3

4

3.1

Что такое правящая элита?

1

3.2

Что такое правящая элита?

1

3.3

Элита: путь наверх.

1

3.4

Политическое лидерство.

Взгляд в историю.

1

3.5

Нужно ли лидерство

1

3.6

Какими бывают политические лидеры.

1

3.7

 Стиль лидерства

1

4

Политическая система

5

2

3

4.1

Социальные системы: кто и зачем их создаёт?

1

4.2

Как работает политическая система.

1

4.3

Какими бывают политические системы

1

4.4

Политический режим

1

4.5

Политический режим

1

5.

Что такое государство.

10

4

6

5.1.

Как и зачем возникло государство.

1

5.2.

5.3.

Без чего не может существовать государство.

2

5.4.

Формы правления

1

5.5.

Территориальное устройство

1

5.6.

Могут ли государство и общество мирно сосуществовать

1

5.7.

Что такое гражданское общество

1

5.8.

Что такое гражданское общество

1

5.9.

Правовое государство

1

5.10.

Правовое государство

1

6.

Демократия и права человека.

3

6.1.

Что такое права человека

1

6.2.

Всеобщая декларация прав человека

1

6.3

Права и обязанности

1

7.

Учимся избирать

4

7.1.

Избирательное право

1

7.2.

Три принципа демократических выборов

1

7.3.

Избирательные системы

1

7.4.

Избирательный процесс

1

8

Что такое политическая партия

6

8.1.

Возникновение партий. Как возникают современные партии

1

8.2.

Могу ли я создать партию?

1

8.3.

Зачем нужны политические партии

1

8.4.

Многообразие политических партии (типология партий)

1

8.5.

Многообразие политических партии (типология партий)

1

8.6.

Партийные системы

1

9

Общественные движения и организации

4

9.1.

Причины возникновения общественных движений

1

9.2.

Становление и развитие о.д.

1

9.3.

Группы давления и группы интересов

1

9.4.

Типологии общественных движений

1

10

Человек в политике

6

10.1.

Нужна ли политика человеку

1

10.2

Человек и политика: варианты взаимоотношений

1

10.3.

Политическое поведение человека

1

10.4.

Политические роли

1

10.5.

Поведение толпы

1

10.6.

Даём советы поведения в политике

1

11

Подготовка и защита проектов.

10

11.1

Обсуждение тем проектов по изученным темам

1

11.2

Обсуждение отобранного учащимися материала для презентаций в группах

1

11.3.

Обсуждение отобранного учащимися материала для презентаций в группах

1

11.4.

Защита своей точки зрения по отбору материала для проекта

1

11.5.

Консультация по созданию проекта, выбор формы проекта

1

11.6.

Консультация по созданию проекта, выбор формы проекта

1

11.7.

Защита проектов

1

11.8.

Защита проектов

1

11.9.

Защита проектов

1

11.10.

Анализ работ учащихся

1

12

Итоговое обобщение и повторение материала

2

12.1

Итоговое обобщение и повторение материала

1

112

Итоговый урок-игра

1

Итого часов

68

                       

                        Содержание программы.

Раздел 1.  Что такое политика.   6 часов.

В 1 разделе рассматриваются варианты определений понятия «политика»: политика как деятельность по принятию решений в обществе, политика как искусство, политика как объект изучения. Сопоставление политики с другими сферами общества: политика и экономика, политика и культура, политика и мораль. Субъекты политики: личность, социальная общность, социальная группа, страта, нация, народ. Формы работы: лекция, беседа, обсуждение в группах, дискуссия, ролевая игра.

Раздел 2. Политическая власть. 6 часов.

Частные и общие интересы, консенсус, конфликт в политике, причины конфликтов, пути выхода из конфликтов, роль конфликтов в политике. Признаки власти, политическая власть, государственная власть, разделение властей. Способы прихода к власти, легальная власть, легитимная власть, наследование, захват власти, показатели эффективности власти. Формы работы: лекция, беседа, обсуждение в группах, дискуссия, решение проблемных задач, творческие задания.

Раздел 3. Социальные носители власти. 7 часов.

Элита. Типологии элит: В.Парето «Лисы и львы», традиционные и современные, закрытые и открытые. Пути попадания в элиту: делегирование, назначение, протекция, самовыдвижение. Структура правящей элиты. Взгляды на политическое лидерство: Платон, Макиавелли, Г.Лебон, З.Фрейд. Политическое лидерство, как ответ на настоятельные потребности общества. Типологии лидерства: типология Р.Такера, типология Ю.Дженнингса, типология М.Хэрмани. Харизматическое лидерство, культ личности.  Формы работы: лекция, беседа, обсуждение в группах, дискуссия, решение проблемных задач, творческие задания, работа с историческими источниками.

        Раздел 4. Политическая система. 5 часов.

Система, политическая система. Как работает политическая система: модель Д. Истона, коммуникации в политической системе, функции политической системы. Виды политических систем, моноцентризм, плюрализм. Политически режим, тоталитарный режим, авторитарный режим, либеральный режим, демократический режим. Формы работы: лекция, беседа, обсуждение в группах, дискуссия, решение проблемных задач, творческие задания, работа с историческими источниками.

Раздел 5. Что такое государство. 9 часов.

Признаки государства, территория, суверенитет, население, аппарат управления, налоги. Происхождение государства: Аристотель, Фома Аквинский, теория общественного договора, Томас Гоббс, Ж.Ж.Руссо, марксистская теория. Органы власти в государстве, глава государства, парламент, депутат, фракция, спикер, кворум, правительство, система судов. Форма правления, монархия, республика, империя. Территориальное устройство государства, унитарное государство, федерация, конфедерация. Государство и общество, варианты взаимоотношений государства и общества. Гражданское общество, история идеи, Джон Локк, Шарль де Монтескье, Иммануил Кант, Фридрих Гегель, условия необходимые для нормального функционирования гражданского общества. Правовое государство, основные принципы правового государства. Формы работы: лекция, беседа, обсуждение в группах, дискуссия, решение проблемных задач, творческие задания, работа с историческими источниками, видео-урок.

           Раздел 6. Демократия и права человека.  3 часа.

Демократия, демократия афинского полиса, Платон и Аристотель о демократии, Жан Жак Руссо о демократии, Шарль Монтескье о демократии, 19 век: новые политические реалии. Критерии демократии, механизм демократии, экономические и социальные условия существования демократии,  недостатки и преимущества демократии. Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Гарантии прав человека. Права и обязанности человека и гражданина. Ценность прав человека. Формы работы: лекция, беседа, обсуждение в группах, дискуссия, решение проблемных задач, творческие задания, работа с историческими источниками.

Глава 7. Учимся избирать. 4 часа.

Избирательное право, всеобщность, принцип равенства, тайна голосования, ценз. Избирательные системы, мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Формирование органов власти в современных демократиях. Формы работы: лекция, беседа, обсуждение в группах, дискуссия, интерактивная игра.

Глава 8. Что такое политическая партия. 6 часов.

Основные признаки политических партий, функции политических партий, посредническая функция, функция представительства интересов различных социальных групп.  интегративная, электоральная функция, функция политической социализации граждан. Типология партий: легальные – нелегальные, правящие – оппозиционные, массовые – кадровые.  Различия партий по идеологической направленности. Партийные системы, однопартийные, двухпартийные, многопартийные. Партийная коалиция, партийный блок. Формы работы: лекция, беседа, обсуждение в группах, дискуссия, решение проблемных задач, творческие задания, работа с историческими источниками.

Раздел 9. Общественные движения и организации.  4 часа.

Причины возникновения общественных движений. Группы давления (лобби), группы интересов. Типология общественных движений, консервативные, движения протеста, реформаторские. Экологическое движение. Антивоенное движение. Правозащитное движение. Диссидентство. Формы работы: лекция, беседа, обсуждение в группах, дискуссия, решение проблемных задач, творческие задания, работа с историческими источниками.

Раздел 10. Человек в политике. 6 часов.

Варианты взаимоотношений человека и политики, тоталитарный тип, демократический тип. Типология, классифицирующая людей по степени участия в политике, активисты, компетентные наблюдатели, компетентные критики, пассивные граждане, аполитичные граждане. Типология, классифицирующая участников политической жизни по их отношению к существующей власти и по направленности их политической деятельности, реакционеры. Консерваторы. Реформисты. Революционеры. Экстремисты. Конформисты. Политическое поведение человека. Политические роли. Участие в выборах, участие в референдумах, участие в плебисцитах, формы прямого действия. членство в партиях и движениях. Поведение толпы. Г.Лебон, З.Фрейд об особенностях поведения толпы. Поведение в политике по принципу «как все» и сознательное участие в ней в соответствии со своими интересами, принципами.  

Раздел 11. Подготовка и защита проектов.  10 часов

Раздел 12. Итоговое повторение и обобщение изученного. 2 часа

Методическое обеспечение программы.

При изучении   раздела «Что такое политика» планируется:

  1. теоретическое занятие, лекция с элементами беседы и презентация по теме;
  2. практическое занятие, работа в группах, обсуждение вопроса «политиками рождаются или становятся», дискуссия. Данная форма работы выбрана, чтобы научиться аргументировано доказывать выбранную точку зрения.
  3. теоретическое занятие, лекция с элементами беседы, ознакомление учащихся с новым материалом.
  4. практическое занятие, решение проблемных задач: согласны ли вы с высказыванием Н. Макиавелли: «Цель оправдывает средства», написание мини-эссе, зашита своей творческой работы.
  5. теоретическое занятие, лекция, презентация.
  6. практическое занятие, ролевая игра с опорой на изученную теорию. М. Вебер разделил всех участников политика на три группы: политики по случаю, политики по совместительству, политики по профессии.  Работа в группах, выбор и представление различных участников политической жизни.

Раздел 2 Политическая власть.

  1. теоретическое занятие, беседа, проблемное задание: сформулировать правила, следуя которым можно избежать конфликтных ситуаций в политике. Применимы ли эти правила к жизненным ситуациям.
  2. практическое занятие, анализ конфликтных ситуаций в политике, предложенных учителем, групповая работа. Формулировка правил, следуя которым можно избежать конфликтных ситуаций, индивидуальная работа, аргументированная защита своих выводов.
  3. теоретическое занятие, лекция с элементами беседы, презентация по теме «Признаки власти»
  4. практическое занятие, решение проблемной задачи: найти в описании путешествия Маленького принца на астероид к Одинокому королю, четыре признака власти. ( А. де Сент-Экзюпери). Выполнение творческого задания: составление собственных рассказов о власти, характеризующие признаки власти, представление своих работ в группах, выбор лучшей работы, представление этой работы классу.
  5. Теоретическое занятие, лекция.
  6. Практическое занятие, определение по текстам, предложенным учителем способов прихода к власти, групповая работа: формулировка показателей эффективности власти, дискуссия, аргументированная защита своих взглядов.

Раздел 3. Социальные носители власти.

3.1.    теоретическое занятие, лекция.

3.2.    практическое занятие, работа с историческими источниками, подбор

          и систематизация материалов, характеризующих различные типы элит.

3.3.   практическое занятие, работа в группах, разработка ситуаций,  при

         которых возможно попадание в элиту.

3.4.   Лекция с элементами беседы.

3.5.   Практическое занятие. Дискуссия «Нужно ли лидерство: за и против»

3.6.    Лекция, презентация по теме «Типологии лидерства»

3.7.   Практическое занятие. Анализ документов:  Желю Желев «Фашизм, тоталитарное государство», сравниваем и определяем черты сходства, при всём их различии в культе Гитлера и Сталина, Мао Дзедуна и Франко, Ким Ир Сена и Саддама Хусейна. Делаем вывод, что объяснить прошлое и настоящее – значит избежать ошибок в будущем. Работа индивидуальная и групповая.

    Раздел 4. Политическая система.

4.1.  Лекция. Презентация по теме «Подсистемы политической системы».

4.2.   Практическое занятие. Проблемное задание: Как работает политический механизм? Почему в одних странах он действует исправно, а в других даёт сбои и ломается? Работа с документами: анализ модели Д.Истона. Выводы. Индивидуальная работа. Дискуссия.

4.3.   Лекция с элементами беседы, с опорой на знания по истории и социальный опыт учащихся.

4.4.   Практическое занятие. Формулируем вопросы, с помощью которых можно определить характер политического режима в той или иной стране. Групповая работа. Коллективное подведение итогов.

4.5.   Практическое занятие. Сравниваем различные типы политических режимов: авторитарный, тоталитарный, демократический. Выделяем признаки, присущие, каждому конкретному политическому режиму. Работа с документами: определяем по данным историческим источникам тип политического режима, аргументируем свою точку зрения.

                              Раздел 5. Что такое государство.

5.1.   Лекция с элементами беседы, опора на знания по истории и обществознанию. Повторение признаков любого государства. Ознакомление учащихся с теориями происхождения государства. Презентация по теме «Признаки государства».

     5.2.    Практическое занятие. Анализ документов «Из истории парламентаризма», деловая игра «Я – депутат парламента». В ходе игры учащиеся знакомятся с новыми социальными ролями, правами и обязанностями депутата, фракциями в парламенте, узнают о типах парламента: двухпалатный, однопалатный и решают, от чего это зависит.

5.3.   Практическое занятие. Определяем функции правительства и главы государства, групповая работа. Пишем мини-эссе «Если бы я был министром», индивидуальная работа. В эссе учащиеся должны отразить теоретические знания о функциях правительства и министерств.

5.4.   Практическое занятие, Анализ документов и определение формы правления государств, выделение признаков, присущих той или иной форме правления. Решение проблемных задач: определение положительных черт и недостатков парламентской и президентской республик. Групповая работа.

5.5.   Теоретическое занятие. Ознакомление учащихся с формами территориально-государственного устройства. Лекция с элементами беседы.

5.6.   Практическое занятие. Урок - деловая игра. Разрабатываем варианты взаимоотношений государства и общества. Какой из вариантов кажется учащимся более предпочтительным. Диспут.

5.7. Теоретическое занятие. Лекция, презентация. История становления гражданского общества.

5.8. Круглый стол «Как создать гражданское общество? Можно ли считать, что в современной России сложилось  гражданское общество». Аргументированное доказательство своей точки зрения.

5.9. Лекция с элементами беседы, видео-урок. Признаки правового государства. Учащиеся по видеофрагментам определяют можно ли считать то или иное государство правовым.

5.10.   Практическое занятие. Написание эссе «Какое государство можно считать правовым». Индивидуальная работа, защита своих творческих работ в группах.  

           Раздел 6. Демократия и права человека.  

6.1.  Теоретическое занятие.  Лекция, презентация по теме.

6.2.   Практическое занятие. Диспут «Идея демократии – семя, брошенное в землю, из которого и произрастает древо реальной демократии, каждый раз особенное и неповторимое». Формулирование основных принципов демократии и условий, необходимых для её существования. Опора на курсы истории и обществознания.

6.3.   Практическое занятие. Анализ исторических источников: английский «Билль о правах» 1689 год, французская «Декларация прав человека и гражданина» 1789 год, «Всеобщая декларация прав человека» 1948 год, Конституция РФ 1993год.  Поисково-исследовательская работа. Анализируя представленные документы, определить, какие критерии демократии выделяли древние, какие, мы видим, в современных документах. И дело тут не только в дани уважения великим.  В их рассуждениях и умозаключениях  можно найти немало полезного для анализа современности.  Права и обязанности в Конституции РФ, их соотношение.

                      Раздел 7.  Учимся избирать.

7.1. Теоретическое занятие. Лекция с элементами беседы. Презентация по теме «Избирательное право»

7.2.   Практическое занятие. Обсуждение основных принципов избирательной системы. Работа в группах. Подготовка устного сообщения «Нужен ли нам возрастной ценз». Выступления учащихся.

7.3. Теоретическое занятие. Беседа с элементами игры. Упражняемся в избирательной «механике». Проводим выборы по различным типам избирательных систем прямо в классе.

7.4.   Практическое занятие. Интерактивная игра по принципу «Поле - чудес» по теме избирательное право.   Контроль знаний по теме.

                      Раздел 8.  Что такое политическая партия.

8.1.Теоретическое занятие.  Лекция с элементами беседы. Презентация по теме «Основные признаки политических партий»

8.2. Практическое занятие.  Деловая игра. «Могу ли я создать свою партию и что для этого надо знать и сделать» Учимся создавать свои партии. Работа в группах. Презентация созданных партий. Обсуждение.

8.3.  Практическое занятие. Проблемное задание «Исторический опыт убеждает в том, что устранение партий из политической жизни рано или поздно приводило общество к диктатуре и тоталитаризму. Что же делает партии столь незаменимыми».  Обсуждение в форме диспута. В итоге формулируются функции политических партий.

8.4.   Теоретическое занятие. Лекция, презентация «Типология политических партий»

8.5. Практическое занятие. Работа с документами. Учимся классифицировать политические партии по различным критериям. Индивидуальная работа, совместное подведение итогов.

8.6. Теоретическое занятие. Партийные системы. Лекция с элементами беседы и практикума. Опора на знания по истории. Определяем типы партийных систем по документам и видеофрагментам.

               Раздел 9. Общественные движения и организации.  

9.1. Практическое занятие. Коллективная работа. Совместное обсуждение причин возникновения общественных движений. Выступления учащихся об общественных движениях различных направлений с опорой на знания по истории, обществознанию, социальный опыт.

9.2. Теоретическое занятие. Беседа. Определение основных этапов становления общественных движений и организаций.

9.3. Практическое занятие. Ролевая игра. «Группы давления и группы интересов». Определяем, какие задачи ставят перед собой эти движения. В чём состоит их принципиальное различие.

9.4. Теоретическое занятие с элементами практической работы. После объяснения учителя, учащиеся самостоятельно дают характеристику, определяя цели и задачи деятельности, одному из предложенных учителем видов общественного движения.                   

Раздел 10. Человек в политике.

10.1.   Практическое занятие. Обсуждение темы «нужна ли человеку политика?». Написание эссе по теме.

10.2. Практическое занятие. Ставится проблемное  задание, в ходе обсуждения, выступлений учащихся, формулируются варианты взаимоотнощений  человека и политики. Свои выступления учащиеся иллюстрируют примерами, опираясь на знания по курсу обществознания и социальный опыт.

10.3.   Теоретическое занятие. Лекция с элементами беседы, презентация.

10.4. Рассуждаем над вопросом,  в каких формах человек участвует в политике. Обсуждение в группах, совместное обсуждение вопроса.

10.5.   Теоретическое занятие. Лекция с элементами беседы.

10.6. Практическое занятие. Групповая работа. Формулируем советы по поведению человека в политике. Итоговое обсуждение.  

Раздел 11. Подготовка и защита проектов.  

11.1 – 11.10. практические занятия. Работа в группах. Учащиеся обсуждают и выбирают темы для проектной деятельности. Отбирают материал, защищают тему и отобранный материал для проекта, определяют форму проекта: презентация, газета. актовая лекция и другие. Итогом, становится защита проектов и подведение итогов проектной деятельности учащихся.

Раздел 12. Итоговое обобщение.

12.1. Практическое занятие в форме семинара.

12.2. Итоговый урок – игра. Интерактивная игра , аналог игры «100 к 1».

Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы. Награждение команды победителей, а так же команды – авторов лучшего проекта.

Список используемой литературы при составлении программы

  1. Модернизация дополнительного образования детей / В.А.Березина // Внешкольник.-2003.-№1.-с.16-18.
  2. Разработка авторской программы / Т.А. Малофеевская // Дополнительное образование.-2002.-№1.-с.26-28.
  3. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей /В.А.Горский // Дополнительного образовапние.-2003.-№6.-с.16-17.
  4. Технология подготовки авторских программ дополнительного образования / Б.А. Кирмасов// Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительных материалов детей для учреждений дополнительного образования детей.-2002.-№5.-с.23-26.
  5. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей: Утверждены на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03. // Вестник образования России.-2003.-№15.-с.53-55; Внешкольник.-2003.-№9.-с.3-4.
  6. Взаимодействие учреждений дополнительного образования с семьей в развитии личности ребенка / З.А.Каргина // Внешкольник.-2002.-№5.-с.16-17.
  7. Дополнительное образование в школе: неиспользуемые возможности / З.А.Каргина// Воспитание школьников.- 2003.-№4
  8. Наумова С.А. «Что надо знать о политике»,- М.: МИРОС,1997
  9. Демидов А.И., Федосеев И.А. «Основы политологии»,- М: Высшая школа, 2002
  10.  Гаджиев К.С. «Введение в политику» - М.: Просвещение, 2008
  11. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. «Обществознание 11 класс. Профильный уровень» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение , 2008.

        Интернет – ресурсы.

  1. http://www.gov.ru/ - сервер органов гос. власти РФ, имеются ссылки на сайты : Президента РФ, правительства РФ, Федерального Собрания РФ.
  2.  http://www.un.org/russian/ - на сайте представлена информация об ООН.
  3. http://www.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал.
  4. http://polit.mezhdunarodnik.ru/ - сайт «Политология в России»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования "Удивительный мир камня"

Программа курса дополнительного образования для 5-7 классов в летнем оздоровительном лагере...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования  «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общ...