Интерактивный урок "История КонституцииРФ"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Ромахова Алла Геннадьевна

Методическая разработка урока к 20-летию Конституции РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_konstitutsiya_rossii_razrabotka.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивный урок в 11 классе

Обществознание

Конституция Российской Федерации

Разработала учитель истории и обществознания

МКОУ «Муромцевский лицей»

Алла Геннадьевна Ромахова

Цели урока:

Образовательные: изучить историю Конституции в России и понять необходимость принятия нового основного Закона, показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества.

Развивающие: развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике; развивать творческое отношение к изученному материалу; обеспечить умения ставить цель и планировать свою познавательную деятельность; создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию; содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль учебной деятельности; развить у учащихся умения осознано со всей полнотой гражданской ответственности делать свой выбор; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.

Воспитательные: , воспитывать осознанное уважение к Конституции РФ, как к основному закону государства; поможет понять учащимся, что знание основ конституции страны – это признак современного прогрессивного подхода к гражданскому и политическому самоопределению личности; поможет воспитать у учащихся активную гражданскую позицию и политическую культуру.

Основные понятия: Конституция, референдум, права и обязанности граждан РФ, форма правления, государственное устройство.

Оборудование урока: Конституция РФ, Компьютерная презентация; мультимедийная программа; опорный конспект урока.

Учащиеся должны знать,:

  1. Конституция -  это основной закон страны;
  2. конституция базируется на нравственных ценностях, основах демократии;
  3. перед Конституцией стоят три задачи: гарантировать права человека; упорядочить государственную власть; утвердить правосудие;
  4. Основные обязанности гражданина РФ.

Учащиеся должны уметь объяснить:

  1.  почему Конституцию называют основным законом страны;
  2. смысл основных понятий;
  3. разницу между советскими конституциями;
  4. необходимость принятия Конституции 1993г.

Тип урока – изучение нового материала (форма – интерактивный урок).

Проблемная технология.

Ход урока

Приветствие учащихся, открыть тетради, записать число.

Учитель мотивирует и ставит цель:  

Какая важная дата отмечается 12 декабря?  (20 летие Конституции РФ).  

Поэтому наш урок будет посвящён Конституции РФ. Запишите тему урока (на слайде).

Конституция – это основной закон страны. Вся жизнь государства и каждого человека связана с этим законом. Достойные граждане должны  знать в каком государстве они живут, свои права, чтобы применять их и защищать, а обязанности, чтобы быть законопослушными. Исторические справки,  документальные материалы и сведения, с которыми вы будете работать на уроке,  помогут в подготовке к сдаче ЕГЭ.

История ныне действующей  Конституции трагична: она была принята после кровавых событий октября 1993г., нам необходимо решить проблему – была ли необходимость проведения конституционной реформы? 

Учитель ставит задачи:

Для решения проблемы необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Определить цели и задачи деятельности учащихся на уроке.
  2. Работая с историческими справками, проанализировать историю принятых конституций в России.
  3. Структурированную информацию кратко записать в сводную таблицу по предложенным критериям.
  4. Сделать вывод, обсудить в группах и аргументированно выразить свою точку зрения на решаемую проблему.
  5. Провести взаимооценку выполненной работы.
  6. Сделать самооценку своей деятельности.

Учитель предлагает ученикам:

1.Определить цели их деятельности  на уроке:

-изучить историю принятых конституций в нашем государстве;

-анализ и сравнение конституций;

-кратко занести информацию  в таблицу;

-сделать вывод и подвести итог;

-оценить свою деятельность на уроке.

2. Определить  задачи их деятельности на уроке:

-анализ информации из сообщений, презентаций, текста Конституции РФ;

- заполнение таблицы;

-подведение итогов;

-сотрудничество в группах.

Учитель предлагает ученикам критерии оценивания их деятельности :

Критерии оценивания:

           «5» -Правильное краткое заполнение таблицы, вывод, умение подвести итог;

«4»- Недочёты при заполнении таблицы, вывод, умение подвести итог;  

«3»- ошибки при заполнении таблицы, неполный вывод, итог подведён частично;

«2»- ошибки при заполнении таблицы, нет вывода и итога.

Актуализация знаний: Для работы со сводной таблицей необходимо повторить схему «Форма государства» (разобрать, как коротко заполнить каждый критерий).

Работа с таблицей:

  1. Учитель: Политическую ситуацию, которая была в стране на момент  принятия Конституции 1993г. нам предстоит изучить на уроках истории, но, как я уже сказала это было сложное время, давайте проделаем анализ статей Конституции 1993 г. и посмотрим, произошли ли изменения в государстве и обществе. Результаты анализа занесём в сводную таблицу (прилагается). Исторические справки в виде сообщений учащихся по Конституциям 1918-1977 гг.
  2. Для анализа и заполнения таблиц: Исторические справки в виде сообщений учащихся по Конституциям 1918-1977 гг. ( информация прилагается).
  3.  Работа учащихся  с сообщениями одноклассников, презентацией, заполнение сравнительной таблицы, оценка сообщений одноклассников, вывод по таблице, подведение итога через обращение к проблеме.
  4.  Промежуточное оценивание деятельности учащихся.
  5. Вывод (какие конституции несут  прогрессивные изменения в обществе?).
  6. Вернуться к цели: поставленной проблеме урока, подвести итог в группах (решение проблемы урока).

Авторы советских конституций старались придать им демократический характер. В них содержались нормы о всенародных выборах высших и местных органов представительной власти, об экономических, политических, гражданских, культурных правах граждан. Реализованы эти принципы в полной мере не были. Реальная власть была сосредоточена в КП, а права человека оставались фикцией. Современная  Конституция заложила фундамент общественно- политической системы, основанной на частной собственности,  рыночных отношениях, демократических принципах. Она способствовала стабилизации общества, остановила сползание России к гражданской войне.

  1.  Рефлексия: Синквейн по теме урока.

Оценивание деятельности учащихся

  1. Учитель по согласованным критериям.
  2. Учащиеся – объём проделанной работы, что необходимо доработать дома и как будут это делать.

Д/з:  Эссе по теме «Главным принципом любой конституции является положение о том, что верховная власть не может принять закона без одобрения представителей народа». А. Ф. Керенский.

Сводная таблица по теме «Конституция РФ»

Критерии сравнения

Конституция России 1918 г.

Конституция СССР 1924 г.

Конституция СССР 1936 г.

Конституция СССР 1977 г.

Конституция РФ

1993 г.

Государственно-территориальное устройство

Форма правления

Структура органов власти

Права и свободы граждан

Вывод (какие конституции несут  прогрессивные изменения в обществе)_________________________________

____________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Итог (решение проблемы урока)  _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________Оцените свою деятельность по предложенным критериям ___________________________________

КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918г

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики.

  • Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов.
  • Всероссийский Съезд созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов (ВЦИК) не реже двух раз в год. Он избирал свой постоянный орган — ВЦИК ,являвшийся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в период между Съездами. ВЦИК Советов образовывал подотчетное правительство — Совет Народных Комиссаров РСФСР.
  • Разделения властей на законодательную и исполнительную Конституцией не предусматривалось: ст. 41 обязывала Совнарком представлять на «рассмотрение и утверждение» ВЦИК решения, «имеющие крупное общеполитическое значение», с правом «непосредственно» осуществлять мероприятия, требующие «неотложного выполнения». С другой стороны, ст. 33 уполномочивала ВЦИК рассматривать «проекты декретов и иных предложений» СНК и отдельных ведомств, и выпускать собственные декреты
  • Судебная власть представлена  местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами.

Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе  все свободы предоставляются только трудящимся. Конституция допускала лишение эксплуататоров (т. е. тех кто использует наёмный труд) любых прав.

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924г

В Конституции нового государства было закреплено образование федеративного союзного государства  СССР.

Подчеркивалась диктатура пролетариата.

Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР.

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный подотчётный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Подтверждались классовые права трудящихся. Были сформулированы только трудовые права рабочих и крестьян. Гарантировались демократические права и свободы – равноправие независимо от расовой и религиозной принадлежности, но ст. 23 оговаривала их для сторонников большевиков;

 устранялось деление общества на классы;

избирательные права предоставлялись рабочим и крестьянам, лишались их предприниматели, бывшие полицейские и священнослужители;

в Советах горожане и селяне представлялись в пропорции 1:5.

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936г

В 1936 году была издана новая «сталинская» Конституция СССР.

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки. Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций (в Конституции 1924 года партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Правительство страны сохраняло своё название — Совет Народных Комиссаров СССР

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977г

По Конституции 1977 года  СССР провозглашался единым союзным государством, образованным на основе принципа федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения 15 равноправных республик, при этом за республиками сохранялось право свободного выхода из Союза.

Коммунистическая партия по-прежнему была официальной политической идеологией, ей принадлежала «руководящая и направляющая» роль.

Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет министров СССР, высшим судебным органом – Верховный суд СССР.

Конституция провозгласила равноправие граждан независимо от их пола, национальности, расы, религии. Провозглашались основные социальные и политические права и свободы граждан, устанавливались также основные обязанности: обязанность трудиться, беречь социалистическую собственность, защищать Отечество, уважать права и интересы других граждан, заботиться о воспитании детей.

            «Брежневская конституция» оставалась бумажным доказательством защиты прав человека в СССР.

КОНСТИТУЦИЯ РФ 1993

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года: Российская Федерация — Россия это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции России, принятой в 1993 году, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

Президент Российской Федерации,

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),

Правительство Российской Федерации,

Суды Российской Федерации 

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ст 17-64 

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).

Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны: личные ,  политические, социально-экономические , поэтому такое разделение носит условный характер.

Обязанности:

охранять Родину, защищать Родину, сохранять природу и окружающую  среду, платить налоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра "Незнайкины вопросы" для интерактивной доски

Интерактивная игра -"Незнайкины вопросы", выполненная в программе SmartBoard (работает в режиме презентации при наличии указанной программы) это итоговая игра по курсу физики 7 класса. В ней представл...

Интерактивность урока или интерактивные возможности Power Point на уроках информатики

Использование надстройки Microsoft Office PowerPoint 2007 Mouse Mischief и  Макроса Drag and Drop....

Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники д...

Интерактивный тренажёр "Россия в 1725-1762 г." Часть 2: Внутрення и внешняя политика эпохи дворцовых переворотов, 7 класс. Разработка для интерактивной доски Elite Panaboard

Ссылка "Россия в 1725-1762 г." Часть 2: Внутренняя и внешняя политика эпохи дворцовых переворотовРазработка урока в ПО Easi Teach Next Generatio...

"Интерактивная доска как инструмент реализации интерактивной модели обучения на уроках английского языка"

Статья о преимуществах использования интерактивной доски на уроках английского языка....

Методический семинар-практикум для педагогов "Интерактивно об интерактивном"

Данная методическая разработка направлена на рассмотрение современной методики применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога....

Использование интерактивной доски на уроках обобщающего повторения. Интерактивная игра. Географическое лото. Африка.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные м...