Интерактивный урок "История КонституцииРФ"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Методическая разработка урока к 20-летию Конституции РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_konstitutsiya_rossii_razrabotka.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивный урок в 11 классе
Обществознание
Конституция Российской Федерации
Разработала учитель истории и обществознания
МКОУ «Муромцевский лицей»
Алла Геннадьевна Ромахова
Цели урока:
Образовательные: изучить историю Конституции в России и понять необходимость принятия нового основного Закона, показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества.
Развивающие: развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике; развивать творческое отношение к изученному материалу; обеспечить умения ставить цель и планировать свою познавательную деятельность; создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию; содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль учебной деятельности; развить у учащихся умения осознано со всей полнотой гражданской ответственности делать свой выбор; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.
Воспитательные: , воспитывать осознанное уважение к Конституции РФ, как к основному закону государства; поможет понять учащимся, что знание основ конституции страны – это признак современного прогрессивного подхода к гражданскому и политическому самоопределению личности; поможет воспитать у учащихся активную гражданскую позицию и политическую культуру.
Основные понятия: Конституция, референдум, права и обязанности граждан РФ, форма правления, государственное устройство.
Оборудование урока: Конституция РФ, Компьютерная презентация; мультимедийная программа; опорный конспект урока.
Учащиеся должны знать,:
- Конституция - это основной закон страны;
- конституция базируется на нравственных ценностях, основах демократии;
- перед Конституцией стоят три задачи: гарантировать права человека; упорядочить государственную власть; утвердить правосудие;
- Основные обязанности гражданина РФ.
Учащиеся должны уметь объяснить:
- почему Конституцию называют основным законом страны;
- смысл основных понятий;
- разницу между советскими конституциями;
- необходимость принятия Конституции 1993г.
Тип урока – изучение нового материала (форма – интерактивный урок).
Проблемная технология.
Ход урока
Приветствие учащихся, открыть тетради, записать число.
Учитель мотивирует и ставит цель:
Какая важная дата отмечается 12 декабря? (20 летие Конституции РФ).
Поэтому наш урок будет посвящён Конституции РФ. Запишите тему урока (на слайде).
Конституция – это основной закон страны. Вся жизнь государства и каждого человека связана с этим законом. Достойные граждане должны знать в каком государстве они живут, свои права, чтобы применять их и защищать, а обязанности, чтобы быть законопослушными. Исторические справки, документальные материалы и сведения, с которыми вы будете работать на уроке, помогут в подготовке к сдаче ЕГЭ.
История ныне действующей Конституции трагична: она была принята после кровавых событий октября 1993г., нам необходимо решить проблему – была ли необходимость проведения конституционной реформы?
Учитель ставит задачи:
Для решения проблемы необходимо выполнить следующие задачи:
- Определить цели и задачи деятельности учащихся на уроке.
- Работая с историческими справками, проанализировать историю принятых конституций в России.
- Структурированную информацию кратко записать в сводную таблицу по предложенным критериям.
- Сделать вывод, обсудить в группах и аргументированно выразить свою точку зрения на решаемую проблему.
- Провести взаимооценку выполненной работы.
- Сделать самооценку своей деятельности.
Учитель предлагает ученикам:
1.Определить цели их деятельности на уроке:
-изучить историю принятых конституций в нашем государстве;
-анализ и сравнение конституций;
-кратко занести информацию в таблицу;
-сделать вывод и подвести итог;
-оценить свою деятельность на уроке.
2. Определить задачи их деятельности на уроке:
-анализ информации из сообщений, презентаций, текста Конституции РФ;
- заполнение таблицы;
-подведение итогов;
-сотрудничество в группах.
Учитель предлагает ученикам критерии оценивания их деятельности :
Критерии оценивания:
«5» -Правильное краткое заполнение таблицы, вывод, умение подвести итог;
«4»- Недочёты при заполнении таблицы, вывод, умение подвести итог;
«3»- ошибки при заполнении таблицы, неполный вывод, итог подведён частично;
«2»- ошибки при заполнении таблицы, нет вывода и итога.
Актуализация знаний: Для работы со сводной таблицей необходимо повторить схему «Форма государства» (разобрать, как коротко заполнить каждый критерий).
Работа с таблицей:
- Учитель: Политическую ситуацию, которая была в стране на момент принятия Конституции 1993г. нам предстоит изучить на уроках истории, но, как я уже сказала это было сложное время, давайте проделаем анализ статей Конституции 1993 г. и посмотрим, произошли ли изменения в государстве и обществе. Результаты анализа занесём в сводную таблицу (прилагается). Исторические справки в виде сообщений учащихся по Конституциям 1918-1977 гг.
- Для анализа и заполнения таблиц: Исторические справки в виде сообщений учащихся по Конституциям 1918-1977 гг. ( информация прилагается).
- Работа учащихся с сообщениями одноклассников, презентацией, заполнение сравнительной таблицы, оценка сообщений одноклассников, вывод по таблице, подведение итога через обращение к проблеме.
- Промежуточное оценивание деятельности учащихся.
- Вывод (какие конституции несут прогрессивные изменения в обществе?).
- Вернуться к цели: поставленной проблеме урока, подвести итог в группах (решение проблемы урока).
Авторы советских конституций старались придать им демократический характер. В них содержались нормы о всенародных выборах высших и местных органов представительной власти, об экономических, политических, гражданских, культурных правах граждан. Реализованы эти принципы в полной мере не были. Реальная власть была сосредоточена в КП, а права человека оставались фикцией. Современная Конституция заложила фундамент общественно- политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических принципах. Она способствовала стабилизации общества, остановила сползание России к гражданской войне.
- Рефлексия: Синквейн по теме урока.
Оценивание деятельности учащихся
- Учитель по согласованным критериям.
- Учащиеся – объём проделанной работы, что необходимо доработать дома и как будут это делать.
Д/з: Эссе по теме «Главным принципом любой конституции является положение о том, что верховная власть не может принять закона без одобрения представителей народа». А. Ф. Керенский.
Сводная таблица по теме «Конституция РФ»
Критерии сравнения | Конституция России 1918 г. | Конституция СССР 1924 г. | Конституция СССР 1936 г. | Конституция СССР 1977 г. | Конституция РФ 1993 г. |
Государственно-территориальное устройство | |||||
Форма правления | |||||
Структура органов власти | |||||
Права и свободы граждан |
Вывод (какие конституции несут прогрессивные изменения в обществе)_________________________________
____________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Итог (решение проблемы урока) _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________Оцените свою деятельность по предложенным критериям ___________________________________
КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918г
Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики.
- Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов.
- Всероссийский Съезд созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов (ВЦИК) не реже двух раз в год. Он избирал свой постоянный орган — ВЦИК ,являвшийся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в период между Съездами. ВЦИК Советов образовывал подотчетное правительство — Совет Народных Комиссаров РСФСР.
- Разделения властей на законодательную и исполнительную Конституцией не предусматривалось: ст. 41 обязывала Совнарком представлять на «рассмотрение и утверждение» ВЦИК решения, «имеющие крупное общеполитическое значение», с правом «непосредственно» осуществлять мероприятия, требующие «неотложного выполнения». С другой стороны, ст. 33 уполномочивала ВЦИК рассматривать «проекты декретов и иных предложений» СНК и отдельных ведомств, и выпускать собственные декреты
- Судебная власть представлена местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами.
Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе все свободы предоставляются только трудящимся. Конституция допускала лишение эксплуататоров (т. е. тех кто использует наёмный труд) любых прав.
КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924г
В Конституции нового государства было закреплено образование федеративного союзного государства СССР.
Подчеркивалась диктатура пролетариата.
Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР.
В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).
В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный подотчётный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.
Подтверждались классовые права трудящихся. Были сформулированы только трудовые права рабочих и крестьян. Гарантировались демократические права и свободы – равноправие независимо от расовой и религиозной принадлежности, но ст. 23 оговаривала их для сторонников большевиков;
устранялось деление общества на классы;
избирательные права предоставлялись рабочим и крестьянам, лишались их предприниматели, бывшие полицейские и священнослужители;
в Советах горожане и селяне представлялись в пропорции 1:5.
КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936г
В 1936 году была издана новая «сталинская» Конституция СССР.
Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:
всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).
Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки. Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций (в Конституции 1924 года партия не упоминалась).
Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Правительство страны сохраняло своё название — Совет Народных Комиссаров СССР
КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977г
По Конституции 1977 года СССР провозглашался единым союзным государством, образованным на основе принципа федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения 15 равноправных республик, при этом за республиками сохранялось право свободного выхода из Союза.
Коммунистическая партия по-прежнему была официальной политической идеологией, ей принадлежала «руководящая и направляющая» роль.
Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет министров СССР, высшим судебным органом – Верховный суд СССР.
Конституция провозгласила равноправие граждан независимо от их пола, национальности, расы, религии. Провозглашались основные социальные и политические права и свободы граждан, устанавливались также основные обязанности: обязанность трудиться, беречь социалистическую собственность, защищать Отечество, уважать права и интересы других граждан, заботиться о воспитании детей.
«Брежневская конституция» оставалась бумажным доказательством защиты прав человека в СССР.
КОНСТИТУЦИЯ РФ 1993
В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.
Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.
Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года: Российская Федерация — Россия это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления
Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции России, принятой в 1993 году, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава
Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.
В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:
Президент Российской Федерации,
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
Правительство Российской Федерации,
Суды Российской Федерации
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ст 17-64
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).
Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны: личные , политические, социально-экономические , поэтому такое разделение носит условный характер.
Обязанности:
охранять Родину, защищать Родину, сохранять природу и окружающую среду, платить налоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная игра "Незнайкины вопросы" для интерактивной доски
Интерактивная игра -"Незнайкины вопросы", выполненная в программе SmartBoard (работает в режиме презентации при наличии указанной программы) это итоговая игра по курсу физики 7 класса. В ней представл...
Интерактивность урока или интерактивные возможности Power Point на уроках информатики
Использование надстройки Microsoft Office PowerPoint 2007 Mouse Mischief и Макроса Drag and Drop....
Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.
Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники д...
Интерактивный тренажёр "Россия в 1725-1762 г." Часть 2: Внутрення и внешняя политика эпохи дворцовых переворотов, 7 класс. Разработка для интерактивной доски Elite Panaboard
Ссылка "Россия в 1725-1762 г." Часть 2: Внутренняя и внешняя политика эпохи дворцовых переворотовРазработка урока в ПО Easi Teach Next Generatio...
"Интерактивная доска как инструмент реализации интерактивной модели обучения на уроках английского языка"
Статья о преимуществах использования интерактивной доски на уроках английского языка....
Методический семинар-практикум для педагогов "Интерактивно об интерактивном"
Данная методическая разработка направлена на рассмотрение современной методики применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога....
Использование интерактивной доски на уроках обобщающего повторения. Интерактивная игра. Географическое лото. Африка.
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные м...