урок по обществознанию в 5 классе: "Современная семья"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме
Разработка урока по обществознанию в 5 классе по теме: "Современная семья" по учебнику О.Б. Соболевой, в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "Современная семья" | 31.92 КБ |
презентация "Современная семья" | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обществознанию в 5 классе по теме: «Современная семья»
Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с понятием семья, какие бывают семьи, на основе системно-деятельностного подхода; совершенствование умения обучающихся анализировать и обобщать информацию, полученную из разных источников: Семейного кодекса РФ, Конституции РФ, Конвенции прав ребенка, отрывка из книги В. Белова «Лад». Применение полученных знаний в жизни.
Задачи урока:
1. личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи;
2. метапредметные: формировать умение защищать свой проект, развивать умение анализировать текст, иллюстрации, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания;
3. предметные: знать и характеризовать особенности семьи, типы семей, приводить примеры функций семьи, объяснять нравственные качества членов семьи, объяснять взаимоотношения семьи и государства, проводить сравнительный анализ между семейным укладом прошлого и современными семьями.
Урок «открытия нового знания»
Работа с учебником, с документами (индивидуальная и коллективная).
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал (отрывки из книги В. Белова «Лад», Семейного кодекса РФ, Конституции РФ, Конвенции прав ребенка), мультимедийное приложение к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание», 5 класс, учебник Соболева О.Б., Иванов О.В. «Обществознание», 5 класс. – «Вентана-Граф», 2012.
Учитель: Щерба Н.А.
ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный1-2 мин. | Приветствие учеников, проверка отсутствующих | Настраиваются на работу | |
2. | Создание проблемной ситуации 5 - 7 мин. Формулирование проблемы Версии 2-3 мин. | 1. Предлагает решить кроссворд на тему: «Семья». Нетрудно догадаться о теме сегодняшнего урока. Слайд 1 2. Познакомьтесь с отрывком из книги В. Белова «Лад». А вот другой факт – статистические данные о российской семье. Слайд 2 Работая в парах, сравните эти два факта. Что вас удивляет? (подводящий диалог на осознание противоречия). Удивились? Обсудите в парах, какой у вас возникает вопрос. Что предстоит выяснить? Какие у вас есть версии решения проблемы? Постановка проблемы: «Нужна ли человеку семья?» «Что семья дает человеку? Для чего люди создают семьи?» Что является основой крепкой семьи? Слайд 3 | 1. Решают кроссворд. 2. Дети читают раздаточный материал (отрывок из книги Белова и статистику) Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь: «Современная семья»
Обсуждают в парах противоречие, формулируют вопросы. | Познавательные УУД 1.Уметь найти (услышать) подтекстовую информацию. Анализировать. Владеть смысловым чтением, выделять главное. Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать. Регулятивные УУД 1.Определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. Коммуникативные: Работать в парах, совместно обсуждать вопросы. |
3. | Актуализация имеющихся знаний 5-10 мин. | Что вы уже знаете о современной семье? 1. На доске записывает вопросы: «Что такое семья?» «Нужна ли семья человеку?» «Какова роль семьи для человека? А для общества?» «Каковы особенности современной семьи?» 2. Учитель записывает на доске версии детей: - семья нужна - не все нуждаются в семье - хотят жить вместе - иметь и воспитывать детей - помощь, поддержка - общее хозяйство - любовь 3. Обратимся к народной мудрости. Учитель предлагает составить пословицы о семье (раздаточный материал) и объяснить смысл пословиц. Диск (задание 2) | Ученики выдвигают свои версии. - Человеку нужна семья! - Не все люди создают семьи, значит, не всем она нужна. - Когда мужчина и женщина любят друг друга и хотят жить вместе, они создают семью. - Когда хотят иметь и воспитывать вместе детей. - Когда хотят помогать, поддерживать друг друга, вести общее хозяйство. - Основа семьи – любовь между папой и мамой, между детьми и родителями, между братьями и сестрами… | Регулятивные УУД Планировать деятельность. Работать по плану. Личностные: Принятие ценности семейной жизни. |
4. | Открытие нового знания 8-10 мин. 1 части + 20 мин. 2 части 1.Определение семьи 2.Функции семьи 3. Типы семей 4. Семья – ячейка общества 5. Права ребёнка в семье | 1. Так что же такое семья? Задает вопросы учащимся, корректирует при необходимости ответы. Слайд 4, учебник с. 85. 2. Как семья возникает? Слайд 5 (игра) 3. Чем семья отличается от других групп людей? Слайд 6 4. На каких чувствах, отношениях должна строиться семья? Слайд 7 5. Для чего нужна семья? Слайд 8 Перечислите функции семьи: - продолжение рода - воспитание - взаимопомощь - забота - материальная поддержка - духовное общение - ведение хозяйства - организация отдыха Диск (задание 3): Какие функции семьи иллюстрирует фрагмент стихотворения? 6. Какие бывают семьи? - двухпоколенная - многопоколенная - многодетная - бездетная Диск (задание 5) 7. Найдите лишнее в ряду человеческих качеств, которые помогают избежать семейных конфликтов Диск (задание 6) Учитель возвращает обучающихся к проблемному вопросу 8. Перечислите проблемы современной семьи. Чем они вызваны? Как вы понимаете выражение «семья – ячейка общества»? Как государство заботится о семье? Учебник с. 89, с. 93 Меры социальной поддержки семьи: - материнский капитал - помощь многодетным семьям - помощь сиротам: усыновление, опека до 14 лет, попечительство с 14 до 18 лет Диск (задание 9): выберите верные утверждения Учитель предлагает детям раздаточный материал со статьями из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ. Конституция РФ – ст. 38 (п.1 – 2) Семейный кодекс РФ – ст. 54, 56, 60 и несколько статей из Конвенции о правах ребенка. 9. Как вы понимаете статью Конституции о том, что семья находится под защитой государства? 10. Вы живете в семье, какие у вас есть права? | Отвечают на поставленные вопросы: 1.Семья – это объединение родственников, мужа, жены, детей. 2.Семья возникает, когда мужчина и женщина женятся. 3. В семье все любят и уважают друг друга, всегда вместе. 4. Любовь, взаимопомощь. Записывают функции семьи. По одному человеку от каждого ряда выполняют задание 3 на диске. Семьи бывают большими и маленькими. В больших семьях вместе с папами, мамами, детьми, живут дедушки и бабушки – люди старшего поколения, они помогают вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. По одному человеку от каждого ряда выполняют задание 5,6 на диске. Называют проблемы современной семьи. Предлагают решение проблемы. Записывают в тетрадь меры социальной поддержки семьи. Отвечают на вопросы: 1. Право на жизнь. 2.Право воспитываться в семье, право на заботу. 3. Право на имущество. 4. Право на защиту от жестокости, пренебрежительного и несправедливого обращения. | Познавательные УДД 1.Находить в учебнике необходимую информацию для решения учебных и жизненных задач 2.Работа с понятием. Владеть смысловым чтением. Личностные УУД Высказывать своё мнение, отвечая на вопросы. Уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии. Коммуникативные: Работая в группе, выполнять задания на интерактивной доске. Познавательные УУД Работа с текстом Владеть смысловым чтением Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. Личностные УУД Уметь оценивать ситуации и поступки Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей. Аргументированно оценивать нравственные ценности. Самоопределяться в жизненных ценностях Коммуникативные Уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог. |
5 | Закрепление | Семья в наше время и в прошлом, что-нибудь изменилось? Чему на ваш взгляд следовало бы поучиться и взять из семейного уклада прошлого? | Отвечают на вопросы. Доброта, терпимость и взаимное прощение обид. Всё это было принято в тех семьях, и хорошо бы было это перенять. А ругань, зависть и корысть считались грехом. | Познавательные УУД Знать основные нравственные понятия, ценностные установки, принимать их роли как решающие регуляторы жизни, уметь применять их в жизни. |
6. | Рефлексия 2-3 мин. | Предлагает детям выделить ключевые слова сегодняшней темы. | Обучающиеся делают вывод Семья – это социальная группа (по браку, по крови, в результате усыновления) Члены семьи связаны любовью, заботой, взаимной помощью, общим бытом. Семья находится под защитой государства. Права детей в семье защищает государство. Семья нужна каждому человеку! В детских домах дети мечтают о том, чтобы жить в семье, иметь маму и папу. Семья помогает ребенку развиваться как личность. | Регулятивные Развитие саморегуляции Личностные УУД Ценностно-смысловая ориентация. |
7 | Подведение итогов урока, выставление отметок, домашнее задание 2-3 мин. | Учитель вместе с детьми выделяет самых активных и дающих правильные ответы на уроке. Дети имеют право высказаться по этому поводу, провести самооценку своей работы. Домашнее задание 1.Прочитать параграф 15 и выполнить задания на странице 94. Вспомнить литературные произведения, относящиеся к данной теме. 2.Подготовить мини-проект (презентацию) «Моя семья». 3.Составить генеалогическое древо своей семьи. | Выставляют отметки в дневники, записывают домашнее задание | Личностные УУД Нравственно-этическое оценивание Развитие самооценки Регулятивные УУД Формировать действия оценивания |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современная семья
Семья – это группа людей, члены которой связаны кровным родством (родители и дети, братья и сестры ) или браком ( муж и жена ).
Игра. Расставьте этапы рождения семьи в правильной последовательности Обязанности по отношению к детям Образование малой группы Брак Обязанности относительно друг друга Рождение детей Встреча
Что объединяет членов семьи? 1. Любят и уважают друг друга; 2. Живут в одном доме; 3. Ведут общее хозяйство; 4. Объединяют доходы и расходуют их сообща; 5. Совместно воспитывают детей; 6. Вместе проводят свободное время.
На каких чувствах, отношениях должна строиться семья? Любовь Уважение Взаимопонимание; 4. Взаимопомощь; 5. Терпение; 6. Умение прощать и многое другое…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОБЖ в 10 классе. «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения».
«Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения». Урок ОБЖ в 10 классе по разделу учебной программы " Гражданская оборона – составная часть обороноспособ...
Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе "Современные обычные средства поражения".
Презентация является дополнением к подобному типу урока в 10 классе....
Урок литературы в 11 классе "Современная поэзия Зауралья"
Урок на тему "Современная поэзия Зауралья"...
Методическая разработка урока по обществознанию с использованием ИКТ "Семья - ячейка общества" (6 класс)
По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, предлагаю разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное и...
разработка урока по обществознанию в 5 классе "Семья и семейные отношения"
5 класс. Цель: Давать характеристику семейных отношений, смогут определять причинно-следственные связи конфликтов в семье и пути их разрешения....
Конспект урока по обществознанию на тему:"Право,семья,ребенок".
Урок с использованием новой технологии ученические социологические исследования в процессе обучения общесвознанию,праву,истории....
Конспект урока по обществознанию 7 класс "Экономика семьи"
Технологическая карта урока "Экономика семьи" 7 класс, с использованием кейс технологии...