урок по обществознанию в 5 классе: "Современная семья"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Щерба Наталья Анатольевна

Разработка урока по обществознанию в 5 классе по теме: "Современная семья" по учебнику О.Б. Соболевой, в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию в 5 классе по теме: «Современная семья»

Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с понятием  семья, какие бывают семьи,  на основе системно-деятельностного  подхода; совершенствование умения обучающихся анализировать и обобщать информацию, полученную из разных источников: Семейного кодекса РФ, Конституции РФ, Конвенции прав ребенка, отрывка из книги В. Белова «Лад».  Применение полученных знаний  в жизни.

Задачи урока:

 1. личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи;

 2. метапредметные: формировать умение защищать свой проект, развивать умение анализировать текст, иллюстрации, объяснять свою точку зрения, выполнять  проблемные задания;

 3. предметные: знать и характеризовать особенности семьи, типы семей, приводить примеры функций семьи, объяснять нравственные качества членов семьи,  объяснять взаимоотношения семьи  и государства, проводить сравнительный анализ между  семейным укладом  прошлого и современными семьями.  

Урок  «открытия нового знания»

Работа с учебником,  с документами (индивидуальная  и коллективная).

Оборудование урока:  компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал (отрывки из книги В. Белова «Лад», Семейного кодекса РФ, Конституции РФ, Конвенции прав ребенка),  мультимедийное приложение к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание», 5 класс, учебник Соболева О.Б., Иванов О.В. «Обществознание», 5 класс. – «Вентана-Граф», 2012.

Учитель: Щерба Н.А.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный1-2 мин.

Приветствие учеников, проверка отсутствующих

Настраиваются на работу

2.

Создание проблемной ситуации

5 - 7 мин.

Формулирование проблемы

Версии

2-3 мин.

1. Предлагает решить кроссворд на тему: «Семья». Нетрудно догадаться о теме сегодняшнего урока.  Слайд 1

2. Познакомьтесь с отрывком из книги В. Белова «Лад». А вот другой факт – статистические данные о российской семье. Слайд 2

Работая в парах, сравните эти два факта.

Что вас удивляет? (подводящий диалог на осознание противоречия).

Удивились? Обсудите в парах, какой у вас возникает вопрос. Что предстоит выяснить?

Какие у вас есть версии решения проблемы?

Постановка проблемы: «Нужна ли человеку семья?» «Что семья дает человеку? Для чего люди создают семьи?»

Что является основой крепкой семьи?

Слайд 3

1. Решают кроссворд.

2. Дети читают  раздаточный материал (отрывок из книги Белова и статистику)

Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь:

«Современная семья»

 

Обсуждают в парах противоречие, формулируют вопросы.

Познавательные УУД

1.Уметь найти (услышать) подтекстовую информацию. Анализировать.  Владеть  смысловым чтением, выделять главное.

Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать. Регулятивные  УУД  1.Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

Коммуникативные:

Работать в парах, совместно обсуждать вопросы.

3.

Актуализация имеющихся знаний

5-10 мин.

Что вы уже знаете о современной семье?

1. На доске записывает вопросы:

«Что такое семья?»

«Нужна ли семья человеку?»

«Какова роль семьи для человека? А для общества?»

«Каковы особенности современной семьи?»

2. Учитель записывает на доске версии детей:

     - семья нужна        - не все нуждаются в семье

- хотят жить вместе

- иметь и воспитывать детей

- помощь, поддержка

- общее хозяйство

- любовь

3. Обратимся к народной мудрости.

Учитель предлагает составить пословицы о семье (раздаточный материал) и объяснить  смысл пословиц.

Диск (задание 2)

Ученики выдвигают свои  версии.

- Человеку нужна семья!

- Не все люди создают семьи, значит,  не всем она нужна.

- Когда мужчина и женщина любят друг друга и хотят жить вместе, они создают семью.

- Когда хотят иметь и воспитывать вместе детей.

- Когда хотят помогать, поддерживать друг друга, вести общее хозяйство.

- Основа семьи – любовь между папой и мамой, между детьми и родителями, между  братьями и сестрами…

Регулятивные УУД 

 Планировать деятельность.

 Работать по плану.

Личностные:

Принятие ценности семейной жизни.

4.

Открытие нового

знания

8-10 мин. 1 части +

20 мин. 2 части

1.Определение семьи

2.Функции семьи

3. Типы семей

4. Семья – ячейка общества

5. Права ребёнка в семье

1. Так что же такое семья?

Задает вопросы учащимся, корректирует при необходимости ответы.

Слайд 4,  учебник с. 85.

2. Как семья возникает? Слайд 5 (игра)

3. Чем семья отличается от других групп людей? Слайд 6

4. На каких чувствах, отношениях должна строиться семья? Слайд 7

5.  Для чего нужна семья? Слайд 8

Перечислите функции семьи:

- продолжение рода

- воспитание

- взаимопомощь

- забота

- материальная поддержка

- духовное общение

- ведение хозяйства

- организация отдыха

Диск (задание 3): Какие функции семьи иллюстрирует фрагмент стихотворения?

6. Какие бывают семьи?

- двухпоколенная

- многопоколенная

- многодетная

- бездетная

Диск (задание 5)

7. Найдите лишнее в ряду человеческих качеств, которые помогают избежать семейных конфликтов Диск (задание 6)

Учитель возвращает обучающихся к проблемному вопросу

8. Перечислите проблемы современной семьи. Чем они вызваны?

Как вы понимаете выражение «семья – ячейка общества»?

Как государство заботится о семье?

Учебник с. 89, с. 93

Меры социальной поддержки семьи:

- материнский капитал

- помощь многодетным семьям

- помощь сиротам: усыновление, опека до 14 лет, попечительство с 14 до 18 лет

Диск (задание 9): выберите верные утверждения Учитель  предлагает детям  раздаточный материал со статьями из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ.

Конституция РФ – ст. 38 (п.1 – 2)

Семейный кодекс РФ – ст. 54, 56, 60 и несколько статей из Конвенции о правах ребенка.

9. Как вы понимаете статью Конституции о том, что семья находится под защитой государства?

10. Вы живете  в семье, какие у вас есть права?

Отвечают на поставленные вопросы:

1.Семья – это объединение родственников, мужа, жены, детей.

2.Семья возникает, когда мужчина и женщина женятся.

3. В семье все любят и уважают друг друга, всегда вместе.

4. Любовь, взаимопомощь.

Записывают функции семьи.

По одному человеку от каждого ряда выполняют задание 3 на диске.

Семьи  бывают большими и маленькими. В больших семьях вместе с папами, мамами, детьми, живут дедушки и бабушки – люди старшего поколения, они   помогают вести домашнее хозяйство, воспитывать детей.

По одному человеку от каждого ряда выполняют задание 5,6  на диске.

Называют проблемы современной семьи.

Предлагают решение проблемы.

Записывают в тетрадь меры социальной поддержки семьи.

Отвечают на вопросы:

1. Право на жизнь.

2.Право воспитываться в семье, право на заботу.

3. Право на имущество.

4. Право на защиту от жестокости, пренебрежительного и несправедливого обращения.

Познавательные УДД

1.Находить в учебнике необходимую информацию для решения учебных и жизненных задач

2.Работа с понятием.

Владеть смысловым чтением.

Личностные УУД

Высказывать своё мнение, отвечая на вопросы.

Уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии.

Коммуникативные:

Работая в группе, выполнять задания на интерактивной доске. 

Познавательные УУД

Работа с текстом

Владеть смысловым чтением

Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач.

Личностные УУД

Уметь оценивать ситуации и  поступки

Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей.

Аргументированно оценивать  нравственные ценности. Самоопределяться  в жизненных ценностях 

Коммуникативные

Уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог.

5

Закрепление

Семья в наше время и  в прошлом, что-нибудь  изменилось?

Чему на ваш взгляд следовало бы поучиться и взять из семейного уклада прошлого? 

Отвечают на вопросы.

Доброта, терпимость и взаимное прощение обид. Всё  это было принято в тех семьях, и хорошо бы было это перенять. А ругань, зависть и корысть считались грехом.

Познавательные УУД

Знать основные нравственные  понятия, ценностные установки, принимать их роли как решающие регуляторы  жизни, уметь применять их в жизни.

6.

Рефлексия

2-3 мин.

Предлагает детям выделить  ключевые слова сегодняшней темы.

Обучающиеся делают вывод

Семья – это социальная группа  (по браку, по крови, в результате усыновления)

Члены семьи связаны любовью, заботой, взаимной помощью, общим бытом.

Семья находится под защитой государства.

Права детей в семье защищает государство.

Семья нужна каждому человеку!

В детских домах дети мечтают о том, чтобы жить в семье, иметь маму и папу.

Семья помогает ребенку развиваться как личность.

Регулятивные

Развитие саморегуляции

Личностные УУД

Ценностно-смысловая ориентация.

7

Подведение итогов урока, выставление отметок, домашнее задание

2-3 мин.

Учитель вместе с детьми выделяет самых активных и дающих правильные ответы на уроке. Дети имеют право высказаться по этому поводу, провести самооценку  своей  работы.

Домашнее задание

1.Прочитать параграф  15 и выполнить задания на странице 94. Вспомнить литературные произведения, относящиеся к данной теме.

2.Подготовить мини-проект (презентацию) «Моя семья».

3.Составить генеалогическое древо своей семьи.

Выставляют отметки в дневники, записывают домашнее задание

Личностные УУД

Нравственно-этическое оценивание

Развитие самооценки

Регулятивные

УУД

Формировать действия оценивания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

семья

Слайд 3

Современная семья

Слайд 4

Семья – это группа людей, члены которой связаны кровным родством (родители и дети, братья и сестры ) или браком ( муж и жена ).

Слайд 5

Игра. Расставьте этапы рождения семьи в правильной последовательности Обязанности по отношению к детям Образование малой группы Брак Обязанности относительно друг друга Рождение детей Встреча

Слайд 6

Что объединяет членов семьи? 1. Любят и уважают друг друга; 2. Живут в одном доме; 3. Ведут общее хозяйство; 4. Объединяют доходы и расходуют их сообща; 5. Совместно воспитывают детей; 6. Вместе проводят свободное время.

Слайд 7

На каких чувствах, отношениях должна строиться семья? Любовь Уважение Взаимопонимание; 4. Взаимопомощь; 5. Терпение; 6. Умение прощать и многое другое…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 10 классе. «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения».

«Современные средства поражения и их поражающие факторы.  Мероприятия по защите населения». Урок ОБЖ в 10 классе по разделу учебной программы " Гражданская оборона – составная часть обороноспособ...

Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе "Современные обычные средства поражения".

Презентация является дополнением к  подобному типу урока в 10 классе....

Урок литературы в 11 классе "Современная поэзия Зауралья"

Урок на тему "Современная поэзия Зауралья"...

Методическая разработка урока по обществознанию с использованием ИКТ "Семья - ячейка общества" (6 класс)

По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, предлагаю разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное и...

разработка урока по обществознанию в 5 классе "Семья и семейные отношения"

5 класс. Цель: Давать характеристику семейных отношений, смогут определять причинно-следственные связи конфликтов в семье и пути их разрешения....

Конспект урока по обществознанию на тему:"Право,семья,ребенок".

Урок с использованием новой технологии ученические социологические исследования в процессе обучения общесвознанию,праву,истории....

Конспект урока по обществознанию 7 класс "Экономика семьи"

Технологическая карта урока "Экономика семьи" 7 класс, с использованием кейс технологии...