экзаменационные задания по обществознанию в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Задания для учащихся 9 класса по обществознанию в 3 вариантах, с ответами, в форме ГИА, составленные на основе ДЕМОВЕРСИЙ, типовых тестов, тематических тренировочных заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gia_9_po_obshchestvoznaniyu.zip | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИА по обществознанию 2012 года
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих
31 задание.
Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один верный. При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. Если вы отметили не тот номер, то в строчке «Замена ошибочных ответов на задание типа А» поставьте номер заменяемого ответа типа А и напишите правильный ответ.
Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа. Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте, в случае записи неверного ответа зачеркните его и напишите рядом новый, затем перенесите ответы в бланк №1. Если вы отметили не тот номер в бланке, то в строчке «Замена ошибочных ответов на задание типа В» поставьте номер заменяемого ответа типа В и напишите правильный ответ.
Часть 3 включает документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть
(в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном листе.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант 1
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1 Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
А2 Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.
2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.
3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.
4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.
А3 Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как
1) товарища
2) индивида
3) личность
4) работника
А4 Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5 Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта?
1) начальное профессиональное образование
2) основное общее образование
3) полное (среднее) общее образование
4) среднее профессиональное образование
А6 Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7 Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) прибыль
2) труд
3) налоги
4) зарплата
А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) реформированием
3) производством
4) творчеством
А9 В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
А10 Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11 Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
1) крестьяне
2) рязанцы
3) русские
4) пассажиры
А12 Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
1) потребитель
2) избиратель
3) ученик средней школы
4) водитель
А13 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.
Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14 Государственную власть осуществляет
1) ректор университета
2) Председатель Правительства
3) лидер оппозиционной партии
4) Председатель Центробанка
А15 В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?
1) федерация
2) абсолютная монархия
3) унитарное государство
4) республика
А16 Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17 Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
1) поддерживаются силой государства
2) регулируют поведение людей
3) опираются на силу общественного мнения
4) содержат образцы поведения
А18 Президент Российской Федерации
1) решает вопрос о доверии Правительству
2) осуществляет управление федеральной собственностью
3) разрабатывает федеральный бюджет
4) определяет основные направления внутренней и внешней политики
А19 Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества
1) владеть
2) распоряжаться
3) пользоваться
4) наследовать
А20 Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?
А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.
Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В5) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В1 В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) вынесение приговоров внесудебными органами (черты сходства, черты отличия)
2) наличие органов исполнительной власти (черты сходства, черты отличия)
3) пресечение нарушений общественного порядка (черты сходства, черты отличия)
4) свободные выборы на альтернативной основе (черты сходства, черты отличия)
черты сходства | черты отличия |
В2 Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся
право на защиту чести и достоинства
право на охрану здоровья и медицинскую помощь
право на жизнь
право на свободу мирных собраний и ассоциаций
защита от произвольного вмешательства в личную жизнь
(гражданские (личностные) (1) | Политические (2) | Социальные(3) |
Ответ__________________________
В3 Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером.
(Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве.
(В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
А
Б
В
В4 Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и отметьте выводы, которые указаны.
1) Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.
2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.
3) Процент тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.
4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.
5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.
Ответ: _________________________.
В5 Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.
2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.
3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.
5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащенности.
Ответ: _________________________.
Часть 3
Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.
Прочтите текст и выполните задания C1–C6.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости,
в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(Д.С. Лихачёв)
C1
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
C2
Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
C3
Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
C4
Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.
C5
Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.
C6
Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
Вариант 1
Часть 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
№ задания | Ответ |
А1 | 1 |
А2 | 3 |
А3 | 3 |
А4 | 2 |
А5 | 3 |
А6 | 3 |
А7 | 2 |
А8 | 1 |
А9 | 4 |
А10 | 2 |
| Ответ |
А11 | 2 |
А12 | 1 |
А13 | 2 |
А14 | 2 |
А15 | 2 |
А16 | 3 |
А17 | 1 |
А18 | 4 |
А19 | 2 |
А20 | 2 |
Часть 2
Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом; задания В3–B5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка, или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
№ задания | Ответ |
В1 | 1234 |
В2 | 13121 |
В3 | 112 |
В4 | 145 |
В5 | 24 |
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) роль образования в XXI в.; 2) нравственная ответственность человека науки; 3) молодые годы – время учёбы; 4) уметь найти радость в учёбе. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным | 2 |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста | 1 |
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.?
Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина; 2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность, Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно указаны роль и два качества | 2 |
Правильно указана только роль. ИЛИ Правильно указаны роль и одно качество. ИЛИ Правильно указаны только два качества | 1 |
Правильно указано только одно качество. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть названы следующие причины: 1) знания всё растут и усложняются; 2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно указаны две причины | 2 |
Правильно указана одна причина | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С4. Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: автор рекомендует «умные» формы отдыха, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни; 2) два примера с указанием качеств, например: − занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнерами и соперниками; − чтение в свободные часы художественных произведений, развивает силу воображения, чувство сопереживания, расширяет представления о мире и человеке. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае показаны качества | 3 |
Дан ответ на вопрос, приведены один–два примера, качества показаны только для одной из форм. ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведён один пример, качества показаны для двух форм. ИЛИ Приведены два примера, в каждом случае показаны качества | 2 |
Дан ответ на вопрос, приведены два примера. ИЛИ Дан ответ на вопрос, показаны качества для двух форм (формы не названы, но понятны из контекста). ИЛИ Приведены два примера, качества показаны для одной из форм. ИЛИ Приведён один пример, качества показаны для одной–двух форм | 1 |
Дан ответ и приведён пример. ИЛИ Дан ответ и названо качество. ИЛИ Приведены только два примера. ИЛИ Названы только два качества. ИЛИ Дан только ответ | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С5. Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть даны такие объяснения: человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происхо- дит в век машин и роботов», так как 1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкну- лось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились; 2) развивающаяся техника и технологии оказывают не только позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества. Могут быть даны другие объяснения | |
Даны два объяснения | 2 |
Дано одно объяснение | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С6. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения): 1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректиро- вать; 2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятель- ности. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) | |
Приведены два аргумента (объяснения) | 2 |
Приведён один аргумент (объяснение) | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС
первые пятнадцать вопросов. ...
Экзаменационные билеты по обществознанию 9 класс.
Комплект билетов по обществознанию подготовлен с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.Экзаменационные билеты охватывают содержание ку...
Экзаменационные задания по биологии 9 класс 2016
Экзаменационные задания по биологии 9 класс 2016...
Экзаменационная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень)
Переводная экзаменационная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) к учебнику под редакцией Боголюбова...
Экзаменационная работа по обществознанию 6 класс
Переводная экзаменационная работа по обществознанию 6 класс к учебнику под редакцией Боголюбова...
Экзаменационные билеты по обществознанию. 6 класс
Экзаменационные билеты составлены с учетом ФГОС на основе учебного пособия "Обществознание. 6 кл. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой"....
Экзаменационные билеты по обществознанию. 8 класс
Экзаменационные билеты по обществознанию для 8 класса составлены на основе учебного пособия под редакцией Л.Н.Боголюбова....