Игра "Конституция РФ"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Купсольцева Елизавета Сергеевна

Игра "Конституция РФ" предназначена для проведения в 9-10 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc329 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - деловая игра «Конституция РФ».

Цели:

обучающая: углубить представления учащихся  о Конституции РФ и Конституции РМЭ.

развивающая: развивать у учащихся навыки работы с источниками;

анализа и синтеза изученного материала; классификации; определения причинно-следственных связей; применения знаний в аналогичной ситуации;
обобщения; проведения межпредметных
(межкурсовых) связей;

воспитательная: развитие правовой культуры, патриотизма и гражданского самосознания, стимулирование исследовательской деятельности учащихся.

Ресурсы: Политическая карта Российской Федерации, тексты Конституции РФ, Конституции РМЭ, презентации к уроку, проектор, компьютер.

Эпиграф    темы:   «Полагаться на законы и к тому же понимать их положения – только так можно добиться согласия». Сюнь-Цзы (313-238г. до н.э.), китайский философ.

Вступление.

Актуализация темы.

Ведущий: Добрый день всем!

Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность. (Паспорт, свидетельство о рождении).

Какую информацию можно извлечь из паспорта? (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

А какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося? (дневник).

Какую информацию можно извлечь из дневника? (расписание уроков, ФИО преподавателей  т.д.)

Как вы считаете, а у государства есть подобный документ? (Да).

Совершенно верно, таким документом является Конституция. Тема нашей игры «Конституция РФ». (слайд № 1)

Дорогие ребята, 12 декабря 2013 г. в нашей стране государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства, в становлении и развитии демократического общества, 20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны. Сегодня в нашей игре мы проверим,   насколько вы хорошо знаете Основной закон нашей страны.

В качестве эпиграфа к нашей теме предлагаю слова Сюнь-Цзы (313-238г. до н.э.) «Полагаться на законы и к тому же понимать их положения – только так можно добиться согласия»  (т.е. законы нужно не просто знать, но и понимать их).

 Начнем нашу игру с Гимна РФ. Прошу всех встать и присоединится к исполнению гимна. (Звучит караоке Гимн РФ).

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Но здесь так и не сложилось единого законодательного акта. В современной Великобритании есть Конституция, которую составляют акты с XIII в. до сегодняшних дней.

        Конституция, как единый закон с определённой внутренней структурой, появилась впервые в США в 1787 году, с некоторыми изменениями она действует и поныне. В Европе первыми конституциями были конституции Польши и Франции 1791 г. Некоторые юристы считают, что юридическим актом, имевшим значение Конституции, были Основные законы Российского государства 1906 года. Каким же был путь становления Конституции в нашей стране?

  Сообщение ученика. История становления Конституции в России. (Презентация)

Ход игры:

  1. БЛИЦ-ОПРОС.

(Каждой команде по 10 вопросов, за правильный ответ 1балл)

Вопросы для 1-й команды:

1.Когда была принята действующая конституция РФ? (12 декабря 1993 г.).

2.В какой форме принята действующая Конституция? (всенародное голосование).

3.Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация - Россия, наименования равнозначны).

4.Как называется вводная часть Конституции РФ?    (преамбула).

5.Форма правления в России?        (республика).

6.Что Конституция РФ признаёт высшей ценностью? (человека, его права и свободы).

7.Кого Конституция прямо обязывает защищать права и свободы человека?

(государство, законы России, президента России)

8.Источник власти в РФ?        (многонациональный народ).

9.Народ осуществляет власть непосредственно в форме:…....   (референдума и свободных выборов).

10. Как иначе называется республика, край, города федерального значения, автономная область и автономный округ?(субъекты РФ).

Вопросы для 2-й команды:

1.Сколько автономных областей насчитывается в России?    (одна)    Назовите?        (Еврейская автономная область).

2.Форма государственного устройства России?         (федерация).

3.Устойчивая правовая связь человека с государством? (гражданство).

4. Кто может лишить россиянина его гражданства?        (никто)

5.Кто может ввести в России внутренние таможенные границы между субъектами РФ?   (никто).

6. Самостоятельность и взаимоконтроль законодательной, исполнительной и судебной властей реализует принцип ... (разделения властей).

7.Какие названные в тексте Конституция органы народовластия  не входят в систему государственных органов власти? (органы местного самоуправления).

8.Главенствующая религия в Российской Федерации? (быть не может).

9.Где изложены основы конституционного строя Российской Федерации? (в главе первой).

10.С какого возраста наступает полная дееспособность гражданина Российской Федерации?        (с 18 лет).

        Вопросы для 3-й команды:

 1.Государственный язык в Российской Федерации? (русский)

2.Государственные символы Российской Федерации? (флаг, герб, гимн, столица).

 3. Кто назначает судей Российской Федерации? (Президент по согласованию с субъектами Федерации).

 4.Срок необходимого проживания на территории России, необходимый для избрания Президентом Российской Федерации? (10 лет).

5.Сколько депутатских мест в Государственной Думе? (450).

 6.Государственная Дума избирается, а Совет Федерации ..., назовите это слово,    (формируется).

 7.Какой государственный орган может выразить недоверие правительству?        (Государственная Дума).

8. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент).

9. Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ).

10. Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

2.КОНКУРС «ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

«ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО».

(команды получают задание вставить пропущенные слова в текст о Конституции Российской Федерации)

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, ___________ государство с ___________ формой правления. Признание, соблюдение и защита _________________                  

- обязанность государства. Российская Федерация состоит из республик, краёв, городов федерального значения, __________ , __________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин России обладает на её территории всеми ___________ и несёт __________ , предусмотренные _________.

Правильный ответ:

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик, краёв, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ.  Определите эти права и запишите в таблицу.

Порядковый номер

Права и свободы

                       1                                                            2                                                                                       3

                                                                                                   

                                                                 

4                                              5                                                                              6

        5        6

7                                                        8    

             

10        11        12

3. КОНКУРС «НАШИ ОБЯЗАННОСТИ».

Перечислите основные обязанности гражданина РФ.

1.ст.57 платить налоги

2.ст.58 сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природному богатству

3. ст.59 защита Отечества

4. ст.44 п.3 сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры.

5.ст.43 п.3 обязанность родителей и лиц, их заменяющих обеспечить получение детьми основного общего образования.

6.ст.38 п. 2,3 забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

 Давайте проверим,  как вы готовитесь   к обязанности защиты Отечества.

Объявляется конкурс среди юношей команд «Сборка и разборка автомата Калашникова».

 4.КОНКУРС «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ТЕРМИНЫ»

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 термин: (конституция)

- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

-одно из значений - построение;

-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

-на латинском - установление;

-в политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

-возникла в Древней Греции;

-на латыни - общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

5. КОНКУРС «ИЗУЧАЕМ КОНСТИТУЦИЮ».

Работа в группах по изучению текста Конституции.

Принцип разделения властей – основной конституционный принцип. Он является общепризнанным и принимается за модель системы государственных органов практически во всех демократических государствах. Свое начало он берет из теории разделения властей французского философа Шарля Монтескье. Впервые принцип разделения властей был закреплен в Конституции США 1787 года. Власть – это способность воздействовать на других помимо их воли, используя принуждение. Власть – общественное явление. Государство является формой организации политической власти, поэтому категория власти имеет такое большое значение.

Проанализировать статьи 10, 90, 94, 110, 118 Конституции РФ и ответить на

вопрос: «Как принцип разделения властей закреплен в Конституции РФ»?

Давайте попытаемся выделить основные характеристики принципа разделения властей:

1) каждая ветвь власти имеет свои функции;

2) у каждой ветви своя компетенция, установленная Конституцией;

3) ветви власти независимы и не подчинены друг другу;

4) единство системы государственных органов.

 Учитель: Принцип разделения властей провозглашает верховенство

законодательной власти и подзаконность судебной и исполнительной власти. Давайте посмотрим, как осуществляется система сдержек и противовесов для того, чтобы не нарушалось равновесие властей.

- первая группа работает с главой 4 «Президент РФ».

Задание: Составить схему «Полномочия Президента».

- вторая группа работает с главой 5 «Федеральное собрание».

Задание: Заполнить схему «Структура и полномочия Федерального собрания».

- третья группа работает с главой 7 «Судебная власть».

Задание: Заполнить схему «Суды РФ».

6. КОНКУРС «МАЛАЯ РОДИНА»

 Республика Марий Эл является субъектом Российской Федерации. Как  республика имеет свою Конституцию, принятую 24 июня 1995г. За правильный ответ – 1 балл.

Назовите:

1) законодательный орган власти  Республики Марий Эл (Государственное Собрание);

2) исполнительный орган власти Республики Марий Эл (Глава республики, Правительство РМЭ) ;

3) судебная власть в республике осуществляется...(судом: Верховный Суд РМЭ, Арбитражный Суд РМЭ, Конституционный Суд РМЭ, районные, городские суды).

 4) Административно- территориальная единица РМЭ (районы)

5) Сколько районов и городов республиканского значения? (14 районов, 3 города республиканского значения: Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск).

6)  Государственные языки РМЭ (марийский (луговой и горный), русский)

7) кем назначается  Глава Республики МЭ. (Назначается Президентом РФ на 5 лет)

8) при каком Президенте РМЭ была принята действующая Конституция РМЭ. (В.Зотин)

9) главу администрации Сернурского муниципального района.(Н.С.Лебедев).

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Представление своих работ. Защита плакатов, посвященных 20-летию Конституции РФ. Оценивается 5-ти бальной системой.

Жюри подводит итоги.

Рефлексия.

Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.

Объявляются победители.

Заключительное слово учителя:

Вы показали свои знания в сегодняшней  игре. Спасибо. Надеюсь, что будете применять знания и в жизни, ведь только тогда наша страна станет правовым государством, а общество – свободным и гражданским, общество, в котором будет согласие. (Вернуться к эпиграфу урока).  Вспомним слова Сюнь-Цзы (313-238г. До н.э.) «Полагаться на законы и к тому же понимать их положения – только так можно добиться согласия». (т.е. законы нужно не просто знать, но и понимать их).