Пирамида потребностей Известный американский психолог Абрахам Маслоу в 1954 г. разработал свою знаменитую «пирамиду потребностей» – иерарахическую модель мотивации человеческого поведения. Маслоу выделял пять уровней потребностей, мотивов человеческой деятельности: – физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и т. п.); – потребности в безопасности (в защищенности, в избавлении от страха, неудач, агрессивности); – потребности в принадлежности к определенной социальной группе и в позитивных межличностных отношениях (в дружбе, любви, привязанности, в общности с другими людьми, в том, чтобы быть ими принятым); – потребности в уважении и признании (в компетентности, достижении успеха, в признании, авторитете); – потребности в самоактуализации (в осуществлении своих способностей, творческих потенций, «реализации себя»). Главное, считал Маслоу, что все потребности заложены в человеке в виде «потенций», но актуализируются они (т. е. становятся значимым мотивом, влияющим на реальное поведение) по мере удовлетворения потребностей более низких уровней. «Сначала хлеб, а нравственность потом», – говорил один из героев «Оперы нищих» Б. Брехта в полном соответствии с теорией Маслоу. Позже Маслоу отошел от этой модели и стал выделять два класса мотивов: нужда и развитие. Тем не менее, если рассматривать его пирамиду не как жесткую структуру, а как тенденцию (т. е. общую закономерность, допускающую частные отклонения), то она справедлива. Согласно исследованиям, сегодня в развитых, богатых странах для людей значимы рекреационные и гедонистические потребности (необходимость в отдыхе, развлечениях, удовольствиях). Об этом спорят Есть точка зрения, что все модели человеческого потребления (с оговорками, конечно) можно разделить на три группы – «языческое потребление», «сакральное» и «вынужденное». Языческое потребление – это обычное отношение к вещам и услугам, не пытающееся извлечь из них большее, чем то, что в них очевидно содержится (еда – удовлетворение голода, газета – получение информации, одежда – защита от воздействия внешней среды). В чистом виде языческое потребление встречается не так часто. Сакральный (от лат. sacri – священный) означает: относящийся к вере, культу, обряду, ритуалу. Сакральное потребление – такое отношение к товарам и услугам, когда они рассматриваются как более значительные, чем являются по своей природе. Так, автомобиль для очень многих – не просто средство передвижения из пункта А в пункт Б. Это символ их положения в обществе, а то и объект любви. Сакральным является потребление «фирменных» вещей, являющихся общественным эталоном данного класса благ (джинсы «Ливайс», учеба в МГУ, посещение Большого театра). Термином «вынужденное потребление» социологи обозначили такие действия в сфере потребления, которые являются излишними, непродуктивными, а то и разрушительными как для самого человека, так и для общества. Как правило, эти действия осуществляются для самоутверждения, но получаемое удовлетворение обычно временно, вслед же за ним возникает чувство вины и недовольства. К вынужденному потреблению относятся пристрастие к азартным играм, наркотическая или алкогольная зависимость, так называемая «мания шопинга». Последняя имеет место, когда целью покупки является не само благо, а процесс его приобретения, «покупательская активность». Поэтому купленные в процессе такого «шопинга» вещи редко оказываются реально полезными. Люди, пристрастившиеся к этой мании, получили даже специальное название – «магазиноголики». (По кн.: Энджела Дж. Поведение потребителей. – СПб., 1999.) Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей, нужны знания. Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее? Ученые выделяют следующие виды познания: а) обыденное; б) научное; в) философское; г) художественное; д) социальное. В процессе познания присутствует объект и субъект познания: Объект (познаваемый предмет, весь окружающий мир, общество); Субъект (человек, общество) Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации. Существует две ступени познавательной деятельности. I с т у п е н ь – чувственное познание (нем. sensitiv –воспринимаемый чувствами) – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Формы чувственного познания а) ощущение (представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств); б) восприятие (в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства; в) представление (такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно). Роль чувственного познания: а) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром; б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще; в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания; г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон. Таким образом, на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна лишь на основе данных органов чувств. В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления. II с т у п е н ь познавательной деятельности – рациональноепознание (лат. ratio – разум). На этом этапе включаются механизмы мышления. Новые представления связываются с теми, которые были получены ранее. Формы рационального познания Понятие | Суждение | Умозаключение | Представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Классификация понятий: I – по степени общности: а) общие; б) более общие; в) предельно общие. II – в научном познании: а) частнонаучные; б) общенаучные; в) всеобщие (философские). III – по отношению к действительности: а) понятия, отражающие общее в предметах; б) понятия, охватывающие существенные признаки предметов; в) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов; г) понятия – идеи. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей. | Представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждения, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения | Это получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Виды умозаключений: а) дедуктивное (deductio – выведение), представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным; б) индуктивные (inductio – наведение) умозаключения располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Индуктивные умозаключения «наводят»на мысль. |
Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция. Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию. Основные черты интуитивной способности: 1) неожиданность решения поставленной задачи; 2) неосознанность путей и средств ее разрешения; 3) непосредственный характер постижения истины. Чувственное познание, рациональное и интуиция – это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания. Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием понимания. Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается. |