права человека
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 12 города Котласа
Архангельская область
Методическая разработка
открытого урока
по курсу
"Обществознание" (7 класс)
учитель истории и обществознания Кучина М.И.
Тема урока: "Почему важно соблюдать законы".
Цели урока:
- подвести школьников к осознанию значимости соблюдения законов;
- показать не только значение и роль законов в жизни, но и необходимость их знания и соблюдения;
- формировать чувство ответственности за необходимость знать и соблюдать Основной Закон РФ (Конституцию РФ), законы своего государства;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки перед законом.
Материалы к уроку:
- Обществознание: Человек. Право. Экономика. 7 кл. под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2008.
- Обществознание. Учебное электронное издание НФПК. ЗАО "Новый диск", 2004 г.
- О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь. М. Просвещение, 2007 г.
- Конституция Российской Федерации.
- Раздаточный материал (схемы – см. приложение).
Основные понятия: права граждан, гражданские права, политические права, экономические, социальные и культурные права, неотчуждаемые права, неделимость прав; гарантированность прав, законы, Конституция, справедливость, границы свободы.
Оформление доски: афоризмы по теме урока, схемы (приложение № 1)
Порядок – это абсолютная надежность.
Пифагор
Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.
Цицерон
Благо народа – вот высший закон.
Цицерон
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация изученного материала.
- Мотивация. Постановка проблемы.
- Основная часть (изучение нового материала):
План:
- Закон устанавливает порядок в обществе:
- работа над понятиями;
- работа с презентацией и групповая работа с документами, заданием, тестом; презентация результатов работы в группах;
- Закон стремится установить справедливость в обществе.
- беседа по проблеме урока.
- Рефлексия: выполнение теста в ходе групповой работы.
- Подведение итогов работы.
Ход урока
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Актуализация изученного материала в ходе беседы.
Вопросы для учащихся:
- Как вы понимаете "права человека"?
- В каких международных и национальных документах закреплены права человека?
- Когда и кем была принята Всеобщая декларация прав человека?
- Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
- Что означает выражение "права человека закреплены в законе"?
- Что определяет границу прав человека?
- Мотивация. Постановка проблемы.
Переход к новой теме:
Слова учителя: Права человека, свобода человека ограничены правами других людей. Свобода становится настоящей лишь тогда, когда она способствует установлению порядка. Русский писатель В.Даль определял порядок как правильное устройство. Внимание на эпиграф к уроку (сл. Пифагора, данные в эпиграфе к уроку): «Порядок – это абсолютная надежность». (Пифагор)
IV. Изучение нового материала. Ответы учащихся строятся на ранее изученном материале (материале курса «Обществознания» 6 класса):
Вопрос учителя: Что такое закон?
Ответы учащихся:
- Закон – акт государственной власти, содержащий нормы права.
- Закон – высший нормативный акт государственной власти.
- Законы – обязательные правила в обществе, которые устанавливает государство.
- Законы – обязательные нормы поведения в обществе.
- Законы – правила, которые устанавливает государство.
Вывод делает учитель: Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам) и является (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.
Вопросы учителя:
1. Назовите сложные периоды в истории России, когда нарушался государственный порядок.
2. Какие же уроки можно извлечь из этих событий?
Урок 1. Закон устанавливает порядок в обществе. Изучается в ходе комментированного чтения (стр. 34-35, 4 абзаца).
Вывод делает учитель: «Итак, главный закон в Российской Федерации – это Конституция».
Работа с диском «Обществознание»
Презентация "Конституция России".
В ходе работы с презентацией организуется работа в тетради, работа в группах с текстом Конституции РФ и выполнением тестовых заданий из презентации с последующей проверкой(см. приложение № 1,презентацию сл.9-11).
Задания по группам:
1 - Познакомьтесь с содержанием статей Конституции РФ (ст. 19-29)
гр. - О какой группе прав идет речь в этих статьях?
2 - Познакомьтесь с содержанием статей Конституции РФ (ст. 30-33)
гр. – О какой группе прав идет речь в этих статьях?
3 - Познакомьтесь с содержанием статей Конституции РФ (ст. 34-37, 38-44)
гр. - О какой группе прав идет речь в этих статьях?
Выполнение теста из презентации (задания 1-6). Презентация результатов работы по группам.
Урок 2. Закон стремится установить справедливость.
- Подберите слова-синонимы к слову "справедливость" (право, праведный, правильный);
- Как назывались в древности у разных народов своды законов? (Русская правда, Салическая правда).
Вывод делает учитель: «Таким образом, законы призваны утверждать и защищать справедливость. Этого требует Конституция РФ».
Работа в группах с документом с текстом Конституции РФ (ст. 6,19,43,58):
Вопрос группам:- Согласны ли вы, что эти статьи Конституции РФ помогают установить справедливость в обществе? Объясните свою позицию. Ст. 6 (пункт 2), ст. 19 (пункты 2-3), ст. 43 (пункты 1-3), ст. 58.
Вывод: Эти статьи предоставляют всем гражданам РФ равные права на всей территории России независимо от пола, национальности… Права человека носят всеобщий, неотчуждаемый, неделимый характер.
V. Работа в группах по заданиям:
I группа: Заполните схему, используя приведенный ниже текст из Конвенции ООН о правах ребенка (см.Рабочую тетрадь, зад.3, стр.12-13).
II группа: Соотнесите характеристики прав человека и их определения (см.Рабочую тетрадь, зад.6, стр.14-15).
III группа: Какие правовые действия может реализовывать ребенок до 14 лет; право на совершение каких действий он приобретает между 14-18 годами (см.Рабочую тетрадь, зад.3, стр.44-45).
VI . Подведение итогов работы по проблеме.
Выводы учащихся, обращение к словам Цицерона (эпиграф).
Домашнее задание: §3, стр. 33-36, в. 1-2, 1-4. Подготовить материалы о нарушении прав человека в СМИ, определения выучить.
Приложение № 1
Основы конституционного строя РФ:
- верховенство права;
- демократизм;
- федерализм;
- гуманизм
СХЕМА
Президент – глава государства, гарант Конституции
Государственная власть РФ
Федеральное Правительство Судебная
Собрание РФ власть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Права человека. Права ребенка
Права человека. Права ребенка...
"Ты и твои права." - разработка урока по правам человека в 5-6 классах.
Урок по правам человека для учеников 5-6 классов в доступной для этого возраста подаче материала....
Урок права 11 класс. Права человека: теория и практика.
Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика"Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель историиМБОУ СОШ №49 г. Мурманск Цель урока:- способствовать развитию правовой компетентнос...
Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.
Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...
Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)
Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...
Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"
"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...
Контрольный срез знаний по обществознания 7 класс по теме: "Права человека. Человек и закон".
Материал может быть использован для проверки знаний учащихся 7 класса на уроках обществознания по теме: "Права человека. Человек и закон"....