Рабочая программа по обществозннанию
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.И.Кравченко «Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений» (М.: Русское слово, 2011), подготовленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник А.И. Кравченко «Обществознание» 8 класс (М.: Русское слово, 2011). Рабочая программа на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю, в т.ч 6 контрольных работ Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Цель курса - развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, способности к самоопределению и самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_8_klass.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение | |
СОГЛАСОВАНО: Руководитель МС _______________ Протокол № _____ от ___________г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ СОШ №1_____________________ (Н.А. Петровская) № __________ от ____________________ М.П. |
Составлено на основе
рекомендованной
государственной программы
и требований к минимуму содержания
Рабочие программы
учебного курса
«Обществознание»
в 8 классах
(элективный курс)
Учителя Азарновой
Галины Алексеевны
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Кравченко А.И..
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю, в т.ч 6 контрольных работ
Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: проблемные уроки, дискуссии, круглые столы, презентации, аукционы, брейн-ринги, КВН, уроки-путешествия и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Учащихся должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Учащихся должен уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов ( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕССКИЙ ПЛАН
№№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во уроков | Тип урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Дом. задание | |
план | факт | ||||||||
1 | 2-7.09 | Введение в обществознание | 1 | КУ | Стр. 4-3 | ||||
Раздел 1. Общество и человек. (10 часов) | |||||||||
2-3 | 9-14.09 16-21.09 | Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе | 1 | КУ | Общество, страна, мировое сообщество, политическая сфера, экономическая, социальная, духовная сфера. | Характеризовать и различать главные сферы общества: экономическая политическая, социальная и духовная. | § 1 | ||
4 | 23-28.09 | Взаимосвязь природы и общество | 1 | КУ | Природа | Находить связь между природой, обществом и человеком. Кратко излагать глобальные проблемы человечества. Проводить поиск информации в различных источников. | Творческая работа | §2 | |
5 | 30.09-5.10 | Типология общества | 1 | КУ | Общества дописьменные, письменные, простые, сложные, традиционное, индустриальное, постиндустриальное | Называть основные типы общества. Давать характеристику, определять особенности типов общества. | § 3 зад 2,3 | ||
6 | 7-12.10 | Социальный прогресс и развитие общество. | 1 | КУ | ускорения истории, прогресс, регресс, революция | Объяснять закон ускорения истории. Раскрыть цели, задачи и ход предвыборной компании. Определять значение выборов. | § 4 | ||
7 | 14-20.10 | Личность и социальная среда | 1 | КУ | Личность, индивид, человек. | Находить различия личности, человека, индивидуальность. | Практ. раб | § 5 | |
8 | 21-27.10 | Потребности человека | 1 | КУ | Потребности, | Характеризовать потребности человека. Пояснять квалификацию потребностей человека А. Маслоу. | § 6 | ||
9 | 28-31.10 | Социализация и воспитание | 1 | КУ | Социализация, воспитание | Приводить примеры социализации подростка. Рассказывать о воспитании, как части процесса социализации. | § 7 | ||
10 | 11-17.11 | Социально-психологический процесс общения. | 1 | КУ | Общение | Приводить примеры общения подростка. Характеризовать формы общения. | §8 | ||
11 | 18-24.11 | Человек в обществе и общество в человеке. Повторение | 1 | УОСЗ | Общение | Обобщать и систематизировать знания по теме «Человек и общество» | тест | ||
Раздел 2.Экономическая сфера (11 часов) | |||||||||
12 | 25-30.11 | Сущность и структура экономики. | 1 | КУ | Экономика, деньги, ресурсы, отрасль Производство, предприятие, | Объяснять понятия экономика. Различать четыре основные ресурса: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Объяснять роль предпринимательской деятельности в экономике. | § 9 | ||
13-14 | 2-8.12 9-14.12 | Товар и деньги | 1 | КУ | Деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль. | Знать и уметь объяснять понятия. Уметь объяснять закономерности товара и денег. | § 10 | ||
15 | 16-21.12 | Спрос и предложение | 1 | КУ | Спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, цена | Знать и уметь объяснять понятия. Уметь объяснять взаимосвязи спроса и предложения. | § 11 | ||
16-17 | 23-28.12 13-18.01 | Рынок, цена, конкуренция | 1 | КУ | Обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция. | Знать формы и виды рынков, основные функции цены, механизм выравнивания цен.. Конкуренция продавцов и производителей. | Практическая работа | § 12 | |
18 | 20-25.01 | Предпринимательство | 1 | КУ | Предпринимательство, предприниматель, менеджер, малый бизнес. | Определять экономическое содержание и функции предпринимательства. Знать экономическую сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. | § 13 | ||
19 | 27.01-01.02 | Роль государства в экономике | 1 | КУ | Налогообложение, прямые и косвенные налоги. | Определять роль государства в экономике. Производить поиск информации в различных источников. | § 14 | ||
20 | 3-8.02 | Бюджет государства и семьи | 1 | КУ | Доход, расход, бюджет, дефицит бюджета. | Рассказывать о бюджете государства. Знать из чего складывается семейный бизнес. | Практ работа | § 15 | |
21 | 10-15.02 | Труд, занятость, безработица | 1 | КУ | Труд, досуг, заработная плата, безработица. | Высказывать суждения об отношении к труду в современном обществе. | § 16 | ||
22 | 17-22.02 | Повторение. Экономическая сфера | 1 | УОСЗ | Обобщать и систематизировать знания по теме «Экономическая сфера» | тест | § повторить | ||
Раздел 3. Социальная сфера (11 часов) | |||||||||
23 | 24.02-1.03 | Социальная структура | 1 | КУ | Социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социа-льная роль. | Характеризовать социальную структуру общества. | § 17 | ||
24 | 3-8.03 | Социальная стратификация | 1 | КУ | Стратификация, класс, образ жизни | Объяснять значение основных понятий. Определять по критериям социальные общности. | § 18 | ||
25- | 10-15.03 | Богатые. Бедные | 1 | КУ | Неравенство, богатство, роскошь, «новые русские». Бедность, порог бедности, нищета. | Определять критерии влияющие на уровни жизни общество. Перечислять основные способы получения богатства. Перечислять причины бедности людей в современном мире. Рассказывать об образе жизни бедных людей и нищих. | § 1920 | ||
26 | 17-21.03 | Этнос: нации и народности | 1 | УОСЗ | Этнос, племя, народность, нация. | Перечислять отличительные признаки этноса. | § 21 | ||
27-28 | 1-5.04 7-12.04 | Межнациональные котношения | 2 | КУ | Межнациональные отношения, этнические конфликты. | Называть различия межнациональные отношения внутри одного государства и между государствами. Производить поиск информации в различных источников. | Творческое задание | § 22 | |
29-30 | 14-19.04 21-26.04 | Конфликты в обществе | 2 | КУ | Конфликт | Характеризовать квалификацию конфликтов. Называть способы разрешения конфликтов. | § 13 | ||
31-32 | 28.04-3.05 5-10.05 | Семья | 2 | КУ | Семья, жизненный цикл семьи, расширенная семья, развод. | Рассказывать о семьи – как малой социальной группе. Перечислять стадии жизненного цикла семьи. | Практическая работа | § 14 | |
33 | 12-17.05 | Социальная сфера | 1 | УОСЗ | Все термины раздела | Обобщать и систематизировать знания по теме «Социальная сфера» | тест | § повторить | |
34-35 | 19-24.05 26-31.05 | Итоговое повторение | 1 | УОСЗ | Термины курса | Характеризовать основные социальные объекты, выделять их существенные признаки. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. | Тест |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1.Общество и человек (11 час)
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общественной жизни. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Традиционное, индустриальное, информационное общества: их особенности и эволюция.
Закон ускорения истории. Уплотнение исторического времени. Разная скорость развития наций. Социальный прогресс: экономический, технический, культурный. Революция и эволюция. Реформа. Виды реформ: социальные, экономические, политические. Реформы прогрессивные и регрессивные. Революция: кратковременная и долговременная. Неолитическая революция и промышленная революция.
Диоген в поисках личности. Одаренность. Личность. Человек. Индивидуальность.
Потребности как вид нужды. Удовлетворение потребностей. Физиологические, потребности в безопасности (экзистенциональные), социальные, престижные, духовные потребности. (Иерархия потребностей по А.Маслоу).
Социализация. Роль. Культурные нормы. Жизненный цикл человека: детство, юность, зрелость, старость. Воспитание. Социализация и воспитание.
Социальная среда. Общение: речевое и неречевое. Формы общения: служебное (деловое), повседневное (бытовое), убеждающее, ритуальное, межкультурное (межэтническое) и др. Письменное общение.
Раздел 2 Экономическая сфера (11 часов)
Основные вопросы экономики. Ключевые сферы экономики: производство, распределение, обмен и потребление. Экономика как наука. Потребности и способы их удовлетворение. Экономические отношения. Деньги. Ресурсы (факторы производства): земля, труд, капитал, предпринимательство, информация. Подразделения сферы экономики: производители (предприятия - фирмы), потребители (организации и население). Работа по схеме стр.67. Денежные, информационные и трудовые потоки. Производство. Промышленность. Отрасль. Предприятие.
Товар. Свойства товара. Деньги. Презентация «Заменители денег». Функции денег: средство обращения, мера стоимости, средство накопления, средство платежа, мировые деньги. Стоимость денег. Инфляция. Основной закон бизнеса. Конечная стоимость товара: начальная цена товара, издержки, прибыль. Посредничество.
Спрос. Величина спроса Q (d). Предложение. Величина предложения Q (s). Зависимость между Q (d) и Q (s). Факторы влияющие на спрос: доход, потребность, мода, цены на товары – заменители и др. Маркетинг. Закон спроса. Искусство компромисса.
Взаимосвязь обмена и рынка. Рынок. Цена. Функции цены: ограничение потребления ресурсов и мотивация производства. Равновесная цена. Идеальный рынок. Конкуренция. Олигополия. Монополия. Конкуренция производителей. Конкуренция потребителей. Условия работы рынка.
Предпринимательство как явление современного мира. Репетиторство. Предприниматель. Прибыль. Характеристики предпринимательской деятельности. Менеджер и предприниматель. Риск предпринимательства. Формы предпринимательства: корпорации, индивидуальное, партнёрское (работа по схеме стр. 87). Пример успешного бизнеса.
Государство как субъект экономики. Таблица сравнения экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Способы воздействия государства на экономику и население. Налоги: прямые и косвенные. Федеральные, региональные и местные налоги. Другие классификации налогов. Налоги и восстания (исторический пример из энциклопедии «Хроника человечества» - посмотреть по электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия). Социальная политика государства.
Бюджет как финансовый план. Фазы составления бюджета: постановка финансовых целей, оценка доходов, планирование расходов. Государственный бюджет. Схема принятия государственного бюджета. Государственный долг. Государственное банкротство (из энциклопедии «Хроника человечества» - см. Кирилл и Мефодия). Способы решения проблем дефицита государственного бюджета (работа по схеме стр.102). Социальные программы.
Труд: производительный и непроизводительный. Работа. Заработная плата и её виды: сдельная и повременная. Карьера. Безработица. Безработный. Причины безработицы.
Раздел 3 Социальная сфера (13 часов).
Социальная структура. Страта. Статус и социальное положение. Социальная группа. Критерии социальной группы. Социальные и межличностные отношения. Знаки отличий группы. Одежда и статус. Статусные символы: жильё, язык, жесты, манера поведения. Имидж. Социальная роль.
Социальная стратификация как расслоение общества на группы. Дифференциация и стратификация. Схема: социальные общности – социальные слои и классы. Страты и лестница доходов. Доход. Образование. Власть. Престиж. Классы. Образ жизни.
Неравенство, богатство, бедность. Наследство. Работа с документом – М. Гиблов «Дом в Москве, два – в Париже». Социальное неравенство и уровень жизни. «Новые русские» и «новые бедные».
Бедность как экономическое и социальное состояние. Порог бедности. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. Нищета.
Этнос. Социальные факторы. Семья. Клан. Признаки этноса: общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта, язык, территория. Этническое самосознание. Родина. Миграция. Племя. Народность. Нация. Признаки нации.
Разновидности межнациональных отношений: внутри государства и между государствами. Национальные меньшинства. Этноцентризм. Межплеменные войны. Работа с документом – В.А. Авксентьев «Этнические конфликты» + просмотр компьютерной презентации. Причины и поводы к этническим конфликтам.
Конфликт. Примеры конфликтов (из энциклопедии «Хроники человечества»). Субъекты и предмет конфликта. Разряды конфликтов: внутриличностные, межличностные, социальные. Повод для конфликта. Виды конфликтов: политические, экономические, культурные и религиозные, профессиональные, этнические.Виды конфликтов по способу протекания: конфронтация, соперничество, конкуренция. Цель конфликта. Разрешение конфликта. Семейные конфликты. Способы разрешения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы, власти, закона.
Семья. Признаки семьи. Жизненный цикл семьи и его стадии. Нуклеарная семья. Расширенная семья. Развод, его причины и последствия.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
№ п/п | Наименование, раздела, темы, урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля |
4 | Общество и сферы общественной жизни | 1 | Тематический. Тестирование |
12 | Человек в обществе и общество в человеке. | 1 | Тематический. Тестирование |
16 | Товар и деньги | 1 | Тематический. Тестирование. |
23 | Экономическая сфера | 1 | Тематический. Тестирование. |
34 | Социальная сфера | 1 | Тематический. Тестирование. |
35 | Итоговое повторение. | 1 | Итоговый. Тестирование. |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Основные
- Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук,, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.
- Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений ( О.А. Котова, Т.Е. Лискова), изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительные
- Р.М. Черных Тематическое планирование курса Обществознания 8 класс М. «Русское слово» 2007
- • Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс.
- • Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику «Обществознание» для 8 класса.
- • Кравченко А.И. Задачник по Обществознанию. 8-9 классы. М. «Русское слово» 2003
- • Кравченко А.И. Тесты по Обществознанию. 8-9 классы. М. «Русское слово» 2004
- • Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8,9 классы М. «Русское слово» 2007
- • Комплект таблиц «Обществознание. 8-9 класс»
- • Стандарт основного общего образования по обществознанию
- • Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по экономике
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...