Курс дополнительного (правового и политического) образования "Я - Гражданин"
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме
Курс дополнительного образования "Я - Гражданин" нацелен на формирование политической и правовой культуры школьников. Он посвящён вопросам истории и теории государства и права, включает в себя практические и семинарские занятия. Курс рассчитан в основном на учащихся старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_dopolnitelnogo_obrazovaniya_ya_-_grazhdanin.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс дополнительного образования «Я — Гражданин»
(Основы политической и правовой культуры)
(курс дополнительного образования для учащихся средней общеобразовательной школы — 8 — 11 классы)
Продолжительность курса — 228 часов (6 часов в неделю)
Автор курса — Корпачёв Вячеслав Викторович, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1987 города Москвы
Пояснительная записка
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Обучение политической и правовой культуре формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. В старшей школе курс права и политологии направлен на формирование основ правовой и политической грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Федеральный компонент образовательного стандарта по праву также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Изучение права и политики на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой деятельности государственных органов, политической структурой государства, профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Право и политология как профильный учебный предмет создает основу для становления политической и правовой компетентности обучающихся. Данная компетентность является комплексной характеристикой социального действия, в которой в единстве проявляются знания, навыки, ценности, личностные установки и способы поведения.
Политико-правовая компетентность человека предполагает (применительно к возрастному уровню):
- знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;
- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;
- способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;
- определение оптимума (или достаточного минимума) правовой информации;
- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;
- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем, в том числе правового воздействия на другого человека.
Важную роль для достижения полноценного результата обучения праву играет и последовательное развитие у детей коммуникативных способностей, так или иначе связанных с правовым содержанием учебной программы. Развитие базовых коммуникативных компетенций учащихся является одним из важнейших результатов обучения в школе. Следовательно, соответствующему содержанию учебных программ по праву надо уделять достаточное внимание, особенно на уровне практикумов и игровых форм работы. Особенного упоминания заслуживает точность и понятность устной и письменной речи выпускника основной школы – потенциал практического права для выработки у учащихся этих достоинств также должен найти отражение в содержании учебных программ.
Одна из важнейших социально-педагогических задач государственного стандарта по праву заключается в обеспечении личностной ориентации образовательного процесса. Это обусловлено значительным воспитательным потенциалом права, его ролью в развитии личности, формировании мировоззрения, позитивных социальных установок, поведенческих навыков. Особое значение приобретает развитие способности личностного осмысления роли права как регулятора общественных отношений, обеспечивающего гражданско-правовое согласие граждан, инструмента реализации и защиты прав и свобод человека, собственных законных интересов, основы социально ответственного поведения.
Личностная ориентация правового образования обусловливает деятельностный характер государственного стандарта по праву. Приоритет деятельностных форм освоения стандарта по праву определяется методическими и дидактическими особенностями курса права, предполагающими тесную связь его содержания с формированием общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности в процессе учебно-предметной и образовательной деятельности в целом.
Воспитывающий потенциал политико-правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе, обеспечением целостности и последовательности воспитательных воздействий на основе диалектики становления и развития личности. Политическая и правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника на основе их положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. В полной мере развивающий и воспитательный потенциал стандарта может быть раскрыт при разработке на его основе образовательных программ курсов и учебно-методического обеспечения, а также формирования соответствующей системы внеурочной деятельности в рамках демократического правового пространства школы.
Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести правовые, и связанные с ними знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики, обусловливает также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.
Сегодня под политико-правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, формирование высокой политической культуры, собственных представлений и установок, опирающихся на современные политические и правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.
Основное содержание курса:
1) История политических и правовых учений
2) Теория государства и права
3) Политическая и правовая система современной России.
Форма занятий
Группа учащихся состоит из 15 человек.
Занятия предполагаются в лекционной и в практической форме, индивидуально, по группам и для всего курса. Лекционный курс предполагает закрепление знаний на уровне практикумов. Практические занятие проходят в форме семинаров и дискуссионных практикумов.
.
Цель:
Изучение политологии и права в курсе дополнительного образования направлено на достижение следующей цели:
Развитие личности, направленное на формирование правосознания, политической и правовой культуры, социально-политической и социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
Задачи:
- Развивать гражданское самосознание, политическое мышление и культуру, интерес к праву и политике;
- Воспитывать чувство причастности к жизни своей страны;
- Формировать определённые установки, основанные на современных правовых ценностях государства, формирование уважения к праву и политике, проводимой государственной властью;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
• освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях политической и правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
• формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Предполагаемые результаты изучения курса:
В ходе прохождения курса «Я – Гражданин! (основы политической и правовой культуры)» учащийся должен знать и понимать:
- Основные отрасли права: уголовное, гражданское, семейное, трудовое, административное;
- Историю политических и правовых учений;
- Разные виды нормативно-правовых актов;
- Принципы построения государственной политики;
- Цели и значимость государственных программ;
- Устройство государственной власти Российской Федерации, функции, порядок формирования органов законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ, полномочия Президента РФ.
Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для:
- Получения и оценки полученной информации;
- Участия в политической жизни страны, общественных организациях;
- В случае обращения в суд.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ( 228 ЧАСОВ)
История политических и правовых учений
Понятие «политика». Особенности политической сферы общественной жизни. Специфика политической деятельности.
Происхождение политической теории. Политическая теория Аристотеля. Политическая и правовая теории Цицерона. Политическая теория и практика античного мира. Римское право – концепции и практика.
Политическая теория Августина. Политическая теория и практика Средних веков. Политическая теория Фомы Аквинского. Концепция «христианского мира».
Политические теории эпохи Возрождения и Реформации. Н. Макиавелли – основоположник политической теории Нового времени. «Государь» Н. Макиавелли. «Утопия» Томаса Мора. Политическая теория Э. Роттердамского.
Политические концепции Я.Гуса, М. Лютера, Ж. Кальвина. Политико-правовая теория протестантизма.
Развитие политико-правовых теорий Нового времени. Политико - правовые теории Ж. Бодена, Г. Гроция, Ю. Липсия, С. Пуфендорфа. Политико-философская концепция Т. Гоббса. Политическая концепция Дж. Локка. Теория общественного договора и концепция естественных прав личности.
Политико-правовые концепции Просвещения. Политические воззрения Вольтера. Политическая концепция Ж.-Ж. Руссо. Политическая концепция Ш. Монтескье.
Либеральные и консервативные политические теории. Политическая концепция Э. Бёрка.
Эволюция концепции государства от Средневековья к национальному авторитарному государству Нового времени.
Политическая и правовая теория И. Канта.
Европейское государство после Великой Французской революции – теория и практика. Влияние наполеоновских войн на структуру европейских государств.
Политическая теория в России. Политические воззрения И.Т. Посошкова и Ф. Прокоповича. Российское право в XVII - XVIII веках. «Соборное уложение» 1649 года.
Политические взгляды М.М. Щербатова и Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма».
Политические воззрения А.Н. Радищева.
Политическая теория XIX века – направления, концепции, эволюция. Либеральное и авторитарное государство.
Политическая теория Г.-В.-Ф. Гегеля. «Философия права» Гегеля. Политические теории немецких юристов XIX века (Савиньи и др.). Концепция правового государства.
Политическая теория К. Маркса. Право как инструмент государственного насилия. Теория политического лидерства М. Вебера.
Политико- правовые концепции XX века. Позитивное и естественное право. Концепция международного права. Возникновение концепции социального государства.
Государство в первой половине XX века: основные черты и тенденции развития. Авторитарные и тоталитарные режимы. Возникновение тоталитаризма, черты тоталитарных режимов (фашистская Италия и нацистская Германия).
Особенности Советского государства. Политический строй в СССР. Конституции СССР 1924, 1936, 1977 годов. Правовая система СССР.
Тенденции развития европейского права в XX веке. Гуманизация и демократизация права.
Теория государства и права
Право, его роль в жизни общества. Правовые принципы: приоритет прав и свобод человека, юридическое равенство, верховенство закона. Свобода и ответственность. Выбор вариантов поведения. Норма права. Система законодательства.
Формы права. Нормы, институты и основные отрасли права. Публичное и частное право. Источники права. Строение нормы права.
Понятие и виды правоотношений. Физические и юридические лица. Понятие прав и обязанностей. Понятие и виды юридической ответственности. Признаки и виды правонарушений. Презумпция невиновности.
Понятие и признаки государства. Суверенитет, его виды. Формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Власть, формы правления. Политический режим. Демократия. Гражданское общество и правовое государство.
Государство и право в Российской Федерации
Политическая система в Российской Федерации, её особенности. Политические партии в России, их структура, идеология.
Управление Российской Федерацией. Высшие органы власти России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты федерации, региональные органы власти в России.
Местное самоуправление в Российской Федерации.
Особенности правовой системы в Российской Федерации. Порядок принятия и вступления в силу законов. Участие граждан в законотворческой деятельности. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Гражданство в Российской Федерации.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Конституционное право Российской Федерации. Конституция России: её структура и содержание.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Политические, гражданские, социальные, экономические, культурные права граждан Российской Федерации.
Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства. Понятие избирательной системы. Виды избирательной системы. Избирательная система в России. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщика.
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовая ответственность.
Понятие гражданских правоотношений. Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность, авторское право. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан:
честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Споры и порядок их рассмотрения.
Уголовное право. Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовно-процессуальное право. Виды наказаний. Смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Административное право, его особенности. Административный процесс. Административные правонарушения, их виды, санкции за административные правонарушения.
Семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака.
Права и обязанности супругов. Брачный договор.
Трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.
Социальное обеспечение.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Пенсии и пособия. Социальные трансферты.
Процессуальные правоотношения.
Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство.
Порядок обжалования судебных решений. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Система судов в России. Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ. Прокуратура РФ, её обязанности. Адвокатура в России.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации.
Понятие международного права. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Учебно-тематический план курса
№ | Тема | Лекции | Практические занятия | Всего |
1 | Теория государства и права в античности и Средние века | 10 | 5 | 15 |
2 | Теория государства и права в Новое время | 10 | 3 | 13 |
3 | Теория государства и права в 18-19 веках | 12 | 5 | 17 |
4 | Теория государства и права в России 18 – 19 века | 3 | 1 | 4 |
5 | Теория государства и права в 20 веке | 4 | 1 | 5 |
6 | Теория Советского государства и права | 3 | 1 | 4 |
7 | Система права | 10 | 3 | 13 |
8 | Теория государства, виды, типы, признаки государства | 7 | 3 | 10 |
9 | Политическая система в современной России | 7 | 3 | 10 |
10 | Отрасли российского права | 6 | 3 | 9 |
11 | Конституционное, гражданское, уголовное, административное право РФ | 40 | 9 | 49 |
12 | Семейное и трудовое право РФ | 10 | 6 | 16 |
13 | Процессуальное право РФ | 6 | 2 | 8 |
14 | Правоохранительные органы РФ | 20 | 6 | 26 |
15 | Международное право | 19 | 4 | 23 |
Виды деятельности:
• работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
• анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
• изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
• решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСА
В результате изучения курса «Я – Гражданин!» в курсе дополнительного образования ученик должен
Знать/понимать:
• права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России.
Уметь:
• правильно употреблять основные политические и правовые понятия и категории (юридическое лицо,
правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
• характеризовать: основные черты политической и правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
• объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
• различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
• анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• решения правовых задач (на конкретных правовых казусах ).
Список литературы по курсу
1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2004
2. История политических и правовых учений/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004
3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004
4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2004
5. Проблемы общей теории права и государства/Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004
6. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовой статус человека и гражданина.
Разработка занятия образовательного комплекса "Правознайка". Форма проведения: тренинг. Блок "Правознайка-знай свои права!": права, обязанности и ответственность человека и гражданина. Може...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общ...