Презентация "Плебисцит, референдум, всенародный опрос", электив по политологии, 10-11 классы
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме
Раскрывает суть таких форм волеизъявления народа как плебисцит, референдум, всенародный опрос. Содержит большой иллюстративный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация по политологии, электив 10-11 классы | 416.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исторические корни плебисцита, референдума Плебисцит (в переводе с латинского языка) – постановления, принимаемые собранием плебеев в Древнем Риме. В Новое время впервые идея плебисцита возникла во Франции в эпоху Великой французской буржуазной революции.
Понятие и цель референдума Референдум – это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения Цель референдума – сформулировать общую волю народа по какому-либо принципиальному вопросу общественной жизни
Законы РФ о референдуме Конституция РФ (ч.2, ст. 32) Закон «О референдуме РФ» «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Права на участие в референдуме имеют право все, кто обладает политическими правами.
Вопросы, выносимые на референдум На референдум выносятся только принципиальные, социально значимые, важные вопросы жизни страны .
Референдум не проводится по следующим вопросам Изменение статуса субъекта Федерации (народ даже с общего согласия не может отказаться от территориальной целостности государства) Досрочное прекращение полномочий Президента РФ, палат российского парламента (срок полномочий этих лиц ограничен ; существуют иные механизмы: отзыв депутата, импичмент и др. для решения подобных вопросов)
3. Финансовые вопросы, т.е. принятие и изменение бюджета, налогов и сборов ( налогоплательщики заведомо заинтересованы только в снижении налогов; обычные избиратели недостаточно информированы и компетентны в финансовых вопросах) Вопросы амнистии и помилования (для решения этих вопросов также нужна особая информированность и знания)
Виды референдума Юристы выделяют такие виды: 1. плебисцит – всенародное голосование по кардинальным вопросам общественной жизни 2. референдум – голосование народа по законопроектам или законам 3. всенародный опрос – отражает желание государства узнать мнение народа по какому-то вопросу, чтобы получить потом возможности для преобразований общества в определенных областях и сферах
Ученые-политологи все названные виды называют референдумом и классифицируют их по юридической силе:
Порядок проведения референдума 1. Инициирует проведение референдума активная группа граждан численностью не менее 100 человек 2. Группа проводит сбор подписей в поддержку референдума
3. Если собрано не менее 2 млн подписей, то Центризбирком направляет Президенту свое заключение 4. Президент назначает дату референдума
5. Текст публикуется в печати 6. Разрешается агитация за проект. 7. В СМИ проводится обсуждение проекта
8. Проводится голосование 9. Подводятся итоги: если за него отдано более 50% голосов лиц, участвовавших в голосовании, то он считается принятым
Особенности референдума 1. В каком-либо одобрении и утверждении (в сравнении с парламентскими законами) он не нуждается. При этом законы, принятые на референдуме имеют такую же юридическую силу, как и парламентские законы.
Практика проведения референдумов в РФ Первый референдум проводился в 1991 г. при СССР. Суть : граждане должны были высказаться хотят ли они дальше жить в СССР. Был получен утвердительный ответ. Однако вскоре СССР распался.
Второй референдум проводился в 1992 г. в обстановке резкой конфронтации президентской и законодательной ветвей власти России. Большинство высказались в поддержку Президента Ельцина
Третий референдум проводился в 1993 г. по вопросу принятия Конституции РФ. Проект был одобрен и она вступила в силу.
Вопросы 1. Какая страна была родоначальницей референдума? 2.Что это такое? 3. Какие нормативные акты регулируют референдумы? 4. Кто имеет право принимать в нем участие? 5. По каким вопросам можно, а по каким нельзя проводить референдумы? 6. Дайте классификацию референдумов по территориальному принципу; по принципу юридической силы. 7. Какова процедура проведения референдумов 8. Сколько референдумов было проведено в России? 9. Какой вопрос вы бы вынесли на всенародный референдум ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Политология" 10-11 класс
Рабочая программа является программой второго вида, т.к. в соответствии с приложением №2 письма ДОН от 06.04.2010г. №47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательных программ общео...
Презентация "Правовой нигилизм как отрицательный фактор политики", электив по политологии, 10-11 классы
Раскрывает суть понятия "правовой нигилизм", его виды, формы, причины, историю формирования нигилистических идей, пути преодоления правового нигилизма....
Презентация "Государственные органы", электив по политологии, 10-11 классы
Раскрывает содержание понятия "государственные органы", их функции, виды, содержит большой иллюстративный материал об органах власти РФ, схемы, таблицы....
Презентация "Происхождение государства.Понятие и признаки государства", электив по политологии, 10-11 классы
Раскрывает суть понятия "государство", теории о его происхождении, признаки государства, содержит большой иллюстративный материал, может использоваться на уроках обществознания в основной и средней шк...
Презентация "Право как ограничитель власти", электив по политологии, 10-11 классы
Содержит сведения о правовых механизмах ограничения государственной власти, включает большой иллюстративный материал...
Презентация "Социальное назначение государства", электив по политологии, 10-11 классы
Содержит подробную информацию о внутренних и внешних функциях государства, включает большой иллюстративный материал...
Программа элективного курса "Основы политологии" для 11 класса
Программа элективного курса предназначена для более углубленного изучения одной из самых сложных тем обществознания - политической сферы общества. Курс расчитан для учащихся 11 класса, 34 часа в учебн...