мастер класс "Эссе - творческая работа по обществознанию"
методическая разработка по обществознанию на тему
В последнее время эссе является одним из самых популярных способов проверки уровня умений и навыков у учащихся. Эта форма творческой работы учащихся выше всего ценится в олимпиадных заданиях, в экзаменационных заданиях по типу ЕГЭ в части «С».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_esse_-_tvorcheskaya_rabota_po_obshchestvoznaniyu.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе - творческая работа по обществознанию
Мастер-класс
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
У древнегреческого учёного Сократа есть высказывание: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Как только вы заговорите, я увижу ваше настроение, вашу интеллектуальную реакцию. Я надеюсь, что наше занятие будет носить творческий характер. Тема нашего занятия «Эссе – творческая работа по обществознанию»
Наверняка вам известна пословица «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь» .Я предлагаю вам быть активными участниками занятия и тогда мы обязательно достигнем цели!
Мы с вами являемся очевидцами третьего информационного переворота в истории человечества после изобретения письменности и книгопечатания.
Информатизация не должна вести к сокращению возможностей ученика личностно перерабатывать информацию.
Какой вид учебной деятельности ребенка на уроке обществознания способен решить обозначенную проблему в комплексе?
Конечно же, написание эссе.
В последнее время эссе является одним из самых популярных способов проверки уровня умений и навыков у учащихся. Эта форма творческой работы учащихся выше всего ценится в олимпиадных заданиях, в экзаменационных заданиях по типу ЕГЭ в части «С».
Исходя из этого, я сделала вывод: существует два вида школьного эссе:
- форма творческой работы;
- развернутый план ответа по теме.
Мы с вами подробнее остановимся на первом виде: эссе как форма творческой работы.
Этот вид эссе часто используется на уроках обществознания при окончании изучения темы.
Можно выделить следующие признаки эссе:
небольшой объем,
конкретная тема,
субъективная её трактовка,
свободная композиция,
смысловое единство,
открытость.
Содержание такого эссе должно удивлять читателя, слушателя.
К общим признакам эссе я бы прибавила частные, учебные требования которые необходимо соблюдать учащимся школ:
- обязательная аргументация своей позиции;
- использование специальных терминов, относящихся к данной сфере общественной жизни;
- приведение примеров, подтверждающих позицию авторов из истории, литературы, жизненного опыта.
Когда основные навыки, необходимые для написания эссе получены, я даю учащимся алгоритм:
Алгоритм написания эссе):
- Определите, к какому разделу обществознания относится данная тема.
- Подумай, какую проблему поднимает автор.
- Выскажи своё отношение к позиции автора и данной проблеме.
- Сформулируй аргументы, которые подтверждают твою точку зрения.
- Внимательно, посмотри, нет ли противоречия в твоих аргументах.
- Проиллюстрируй свои аргументы примерами из истории, литературы, современной жизни.
- Не забывай, что при изложении своих мыслей, ты должен использовать терминологию, относящуюся к данной теме.
- Логически заверши своё эссе.
Обычно учащиеся выполняют эссе дома. На следующем уроке мы анализируем. Первоначально они также пользуются алгоритмом.
Алгоритм анализа эссе :
- Определил ли проблему, если определил, то правильно ли это сделал.
- Высказал ли своё отношение к позиции автора.
- Приведена ли аргументация своей позиции.
- Приведены ли примеры, иллюстрирующие позицию автора эссе.
- Использованы ли при изложении специальные термины.
- Дайте оценку эссе.
Система анализа эссе стимулирует учащихся к более глубокой и качественной подготовке. Поскольку время на уроке позволяет проанализировать 1 – 2 работы остальные работы я проверяю, используя так называемый построчный анализ, который основан на алгоритме анализа эссе.
Привожу пример такого эссе.
Эссе Синякова Дениса на тему «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» Это высказывание принадлежит Ж.Ж. Руссо.
По моему мнению, высказывание французского просветителя Ж.Ж. Руссо о том, что лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам, является абсолютно неверным.
Я придерживаюсь подобной позиции, так как считаю, что мощь государства и государственного аппарата обратно пропорционально степени свободы её граждан и что военная и экономическая мощь любой страны обеспечивалась путем ограничения свобод на определенном этапе её развития.
Мою позицию подтверждают целый ряд примеров из истории и современности. Во- первых, установление любого тоталитарного или авторитарного режима ведет к усилению государства и укреплению позиций на международной арене. СССР достиг пика своего могущества при И.В. Сталине, «расцвет» Чили при А.Пиночете, Китайская Народная Республика в перспективе претендует на статус сверхдержавы. Во- вторых, появление «сильных» лидеров, которые приводили страну к росту экономической и военной мощи, осуществляли реформы диктаторскими, непопулярными методами, порождая недовольства граждан. Именно поэтому, на мой взгляд, в таких государствах высока преступность, которая в свою очередь ослабляет государство изнутри и не позволяет реализацию свободы всех остальных граждан.
Таким образом, выстроенная мной логическая цепочка доказывает, что высказывание Ж.Ж.Руссо является неверным.
Анализ :
Самое сложное в этой работе определять и формулировать проблему эссе. В ЕГЭ по обществознанию, если неправильно определена проблема эссе, то далее оно уже не проверяется.
- Задача нашего мастер класса: научиться творчески перерабатывать данный материал и составлять эссе по заданной теме
- Попробуем выступить в роли учеников.
- Объединимся в две группы.
Используя данные алгоритмы: алгоритм составления эссе и алгоритм анализа эссе, памятку, составим эссе на заданную тему, а затем их проанализируем.
(Участникам мастер-класса предоставляется подборка материалов.).
(Составляют эссе, затем каждая группа выступает с защитой своего эссе.
Меняются эссе и по алгоритму анализа готовят анализ составленного другой группой эссе.)
Чему же вы, уважаемые коллеги, научились на сегодняшнем занятии?
-Получили первое представление об эссе по обществознанию.
-Узнали требования к написанию ученического эссе.
-Применили на практике правила анализа эссе.
А самое главное то, что у нас исчез страх перед данным видом работы. И теперь у каждого учителя постепенно сформируется собственная методика обучения школьников выполнению подобной творческой работы.
Желаю всем творческих успехов и блистательных побед на данном поприще!
Желаю вашим ученикам оставаться конкурентоспособными в сложных условиях информационного мира!
Приложение №1
Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения.
Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса
обществознания:
Виды проблем | Примеры проблем |
1.Философские | Смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально-нравственного измерения личности, потребности человека и проч. |
2. Культурологические | Современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этики науки, взаимоотношение науки и религии, сущность религии и её значение и проч. |
3. Экономические | Уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи экономики и политики и проч. |
4. Социальные | Богатства и бедности, демографические, межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальности, социального обеспечения и проч. |
5. Политические | Власти, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, сущность демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч. |
6. Правовые | Права и справедливости, справедливости и закона, соотношение морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права и проч. |
Приложение № 2
- 8. Уместно использование клише. Например:
- Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
- Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза.
- Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.
- Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое…
- Я полностью согласна с позицией автора.
- …оказывает благотворное действие…
- Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для ...
- С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, так как…
- Именно поэтому я соглашаюсь с автором.
- Мне очень импонирует фраза…
- Проиллюстрируем это положение примерами.
- Рассмотрим несколько подходов.
- Во- первых,…Во- вторых,..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по изготовлению творческой работы "РОМАШКОВАЯ ФАНТАЗИЯ"
Данная работа представляет собой панно. Она интересна в исполнении, так как в ней использованы разнообразные материалы и техники. Она может быть выполнена как коллективно, так и индивидуально....
Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"
Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....
творческая работа по теме требования к учителю истории, обществознания и правоведения
творческая работа по теме требования к учителю истории, обществознания и правоведения...
Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА».Тематика рефератов, исследований, проектных и творческих работ (в том числе презентаций, сайтов, web-страниц) Предметы «История, Обществознание»
Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...
Мастер-класс по выполнению творческой работы "Цветы для мамы"
Пошаговая инструкция по выполнению работы "Цветы для мамы": цветы из цветной бумаги, ваза для цветов....
Организация и участие обучающихся класса в традиционном школьном мероприятии Экономическая выставка-ярмарка творческих работ обучающихся "Город Мастеров"
Участие класса в экономической выставке-ярмарке творческих работ обучающихся "Город Мастеров"...
Творческая работа "От выпускника до педагога-мастера"
Стихотворение "От выпускника до педагога-мастера"...