Человек и экономика
материал по обществознанию (10 класс) по теме
практическое занятие по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_urok_no49-50.zip | 71.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель
Яковлевского района Белгородской области
«Человек и экономика»
/ практическое занятие по обществознанию /
Разработал
Бабынин Сергей Анатольевич,
преподаватель истории и обществознания
2013
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по предмету: Обществознание.
Учебное занятие №49-50
Тема учебной программы:
Экономика.
Тема учебного занятия:
Человек и экономика.
Цели учебного занятия:
1. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по заданной теме.
2. Показать значение экономики, материального производства, обмена и распределения в современном обществе.
3. Раскрыть особенности и значение рыночной экономики как самой прогрессивной формы организации экономической жизни общества.
4. Способствовать формированию и развитию экономической культуры и компетентности обучающихся.
5. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, учащихся в различных видах учебной деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по обобщению, закреплению и комплексному применению знаний и способов деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Практикум.
Материальное обеспечение учебного занятия:
ПК. Презентация.
Дидактический материал.
Распределение рабочего времени на учебном занятии:
№ п/п | Ход занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы | Время мин. |
I | Этап организации занятия. | 2 |
II | Этап актуализации. | 3 |
III | Этап закрепления и обобщения темы. | 34 |
IV | Этап контроля и самоконтроля. | 3 |
V | Этап информации о домашнем задании. | 1 |
VI | Этап рефлексии. | 2 |
Ход учебного занятия:
I. Этап организации занятия.
- Проверка списочного состава.
- Проверка у обучающихся наличия рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.
II. Этап актуализации (слайд №2).
Учителем сообщается тема, цели и задачи, план учебного занятия.
III. Этап закрепления и обобщения темы (слайд №3-10).
1. Тест по разделу «Экономика».
1) Экономика – это наука, изучающая
А) мотивы поведения человека
Б) методы рационального хозяйствования
В) способы внедрения достижений науки и техники
Г) формы повышения квалификации работников
2) К воспроизводимым ресурсам относится
А) лес
Б) нефть
В) природный газ
Г) железная руда
3) Принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам – это
А) облигация
Б) приватизационный чек
В) акция
Г) собственность
4) К невозвратным ресурсам относится
А) алюминий
Б) железо
В) серебро
Г) нефть
5) Владельцы акций корпорации получают доход от владения акциями в виде
А) процента
Б) ренты
В) дивиденда
Г) заработной платы
6) Спрос и предложение на бытовую технику формируются на рынке
А) труда
Б) капитала
В) недвижимости
Г) товаров и услуг
7) К ценным бумагам относится
А) акция
Б) депозит
В) облигация
Г) верны ответы (а) и (в)
8) Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе
А) покупки товара
Б) участия в выборах
В) создания произведения искусства
Г) материального производства
9.Какой выбор стоит перед любой экономической системой? Как…
А) сбалансировать экспорт и импорт
Б) сбалансировать государственный бюджет
В) наиболее рационально распорядиться ограниченными ресурсами
Г) сэкономить деньги для сохранения государственного долга
10. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?
А) потребность
Б) спрос
В) необходимость
Г) желание
Ответ:
1б 2а 3г 4г 5в 6г 7г 8а 9б 10б
Записать в тетрадь выражение:
«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
/Л. Питер/
2. Продолжить фразу.
- Учащиеся составляют выражения.
Дефицит Частная Прожиточный Ценная Рыночная Биржа Иностранная Чистая Природные Государственные | экономика валюта ресурсы минимум труда бюджета налоги прибыль собственность бумага | Дефицит бюджета Частная собственность Прожиточный минимум Ценная бумага Рыночная экономика Биржа труда Иностранная валюта Чистая прибыль Природные ресурсы Государственные налоги |
3. Найти ассоциацию.
Облигация, вексель. Нефть, газ, металлы. Инфляция, повышение цен. Машина, дом, компьютер. Евро, доллары, франки. Безработица, трудоустройство. Конкуренция, свободные цены, спрос и предложение. Бюджетная сфера, бесплатное образование. 5400 рублей. Предпринимательство, доход. | Ценная бумага Природные ресурсы Дефицит бюджета Частная собственность Иностранная валюта Биржа труда Рыночная экономика Государственные налоги Прожиточный минимум Чистая прибыль |
4. Найти определение понятия.
-Учащиеся работают с учебником /глава №4/.
Экономика – это хозяйственная система.
Уровень жизни – степень обеспечения населения.
Экономическая свобода – это свобода принятия экономических решений и действий.
Экономические знания – это знания о производстве, обмене, распределении, потреблении.
Деловая этика – нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности.
Записать в тетрадь выражение:
«Предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой».
/П. Друкер/
IV. Этап контроля и самоконтроля.
- Выводы и замечания по ходу занятия.
- Оценка работы учащихся на занятии.
V. Этап информации о домашнем задании (слайд №11).
- Повторить основные понятия к главе 4 «Экономика».
VI. Этап рефлексии (слайд №12).
Ответь одним предложением:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я научился…
- я попробую…
- мне захотелось…
Литература:
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.);- М., Просвещение,2008г.
2. Липсиц И.В. Экономика; раздел VI,- М., 1996г.
3. Любимов Т.П. Основы экономики,- М., 1994г.
4. Смирнов И.П. Введение в обществознание; гл. IV,- М., 2003г.
Интернет – ресурсы:
- http://presentmir.cx0.ru
- http://dilova.com.ua/article/novyy-krizis---namnogo-uzhasney--1310999839/
- http://www.izvestia.com.ua/ru/article/18858
Тест к разделу «Экономика».
1) Экономика – это наука, изучающая
- мотивы поведения человека
- методы рационального хозяйствования
- способы внедрения достижений науки и техники
- формы повышения квалификации работников
2) Принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам – это
- облигация
- приватизационный чек
- акция
- собственность
3) Основным признаком командной экономики является
- производство товаров в соответствии с государственным планом
- управление экономикой рыночными методами.
- наличие экономической самостоятельности товаропроизводителей
- многообразие форм собственности на средства производства
4) Спрос и предложение на бытовую технику формируются на рынке
- труда
- капитала
- недвижимости
- товаров и услуг
5) Цена товара возрастет, если спрос
- останется неизменным, а предложение сократится
- уменьшится, а предложение останется неизменным
- останется неизменным, и предложение останется неизменным
- уменьшится, а предложение возрастет
6) Какой из следующих факторов будет содействовать росту производства?
- увеличение налогообложения
- внедрение новой техники
- снижение требований к квалификации работников
- увеличение социальных пособий
7) Уровень заработной платы на частных предприятиях в условиях рыночной экономики определяется под непосредственным воздействием
- спроса и предложения на рынке труда
- экономической политики правительства
- уровня прожиточного минимума
- изменения числа специалистов высокой квалификации
8) Верны ли следующие суждения о рабочей силе и безработице?
А. Численность занятых и численность трудоспособного населения всегда совпадает.
Б. Безработица исключает из общественного производства трудоспособных людей, не достигших пенсионного возраста.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны
9) Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе
- покупки товара
- участия в выборах
- создания произведения искусства
- материального производства
10) Доход, получаемый собственником акций, называется
1) | прибылью | 2) | капиталом | 3) | рентой | 4) | дивидендом |
11) Государство в условиях командно-административной экономики
1) | законодательно закрепляет господство одной формы собственности |
2) | разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий |
3) | вводит льготное налогообложение малого бизнеса |
4) | предоставляет экономическую самостоятельность производителям |
12) Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается
1) | парламентом |
2) | судебными органами |
3) | правительством |
4) | правоохранительными органами |
13) Увеличение налогов на производителя
1) | снижает расходы потребителя |
2) | увеличивает прибыль производителя |
3) | снижает рост производства |
4) | увеличивает производительность труда |
14) Что отличает товарное хозяйство от натурального?
1) | используются орудия труда |
2) | увеличиваются расходы материалов на единицу продукции |
3) | продукция производится для продажи |
4) | существует разделение труда |
15) Как дефицит государственного бюджета влияет на развитие экономики?
1) | сдерживает экономический рост |
2) | увеличивает размеры кредитования фирм |
3) | усиливает социальное расслоение |
4) | ведет к снижению налогов |
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
2 | 4 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 3 | 4 | 3 | 1 |
Критерии оценивания результатов тестирования:
15–13 баллов – 5 «отлично».
12-11 баллов – 4 «хорошо».
10- 9 баллов – 3 «удовлетворительно».
Менее 9 баллов – 2 «неудовлетворительно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная работа по теме "Человек и экономика"
Работа предназначена для закрепления материала по данной главе и подготовке к ЕГЭ...
Контрольная работа по обществознанию для 11-го класса по теме "Человек и экономика"
Контрольная работа содержит тесты и задания по теме "Человек и экономика"...
Тесты по обществознанию. Человек и экономика. 11 класс.
Проверочная работа по теме "Человек и экономика" для учащихся 11 класса....
Тесты по теме "Человек и экономика". Обществознание 7 класс
Предлагаемые тесты можно использовать при изучении курса обществознания по учебнику Л.Н.Боголюбова. Позволяют вести системную подготовку к ГИА и ЕГЭ....
"Человек и экономика" Повторительно-обобщающий урок Обществознание 7 класс
Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 7 классе. Тема «Человек и экономика»Автор: Аникина Татьяна Александровна учитель истории и обществознанияМКОУ-СОШ с. Крутояр....
Технологическая карта урока "Человек и экономика"
Урок обществознания для учащихся 11 класса с применением деятельностного подхода в обучении....
Тест по теме «Человек и экономика». 11 класс
В 2-х вариантах с ответами...